Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13495

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

226 

БЛИЦ – ОПРОС 

 

1.  Какие  элементы  включает  процесс  переговоров  и  как  они  характе-

ризуются?  

2.  Какие факторы влияют на процесс переговоров? 
3.  Как подготовиться к переговорам? 
4.  Какие  аспекты  информационной  подготовки  к  переговорам  Вы 

знаете? 

5.  Как подготовить план переговоров? 
6.  Почему  менеджеры  должны  учитывать  особенности  заинтересо-

ванных групп при подготовке к переговорам? 

7.  Каким образом позиция сторон переговоров зависит от временных 

параметров? 

8.  Почему необходимо иметь альтернативы переговорам? 
9.  Какие  стратегии  переговоров  Вы  знаете?  В  чем  заключается  их 

сущность? 

10.  Какие общие стратегии конкурентной торговли Вам известны? 
11.  С  помощью  каких  приемов  можно  обмануть  участников  перегово-

ров? 

12.  Какие  предпосылки  характеризуют  стратегию  и  тактику  коопера-

тивных переговоров? 

13.  Какие способы развития доверия  участников переговоров Вы знае-

те? 

14.  Назовите модели кооперативных переговоров. 
15.  Какие аспекты кооперативной стратегии Вы знаете? 
16.  Каким  образом  можно  трансформировать  конкурентные  перегово-

ры в кооперативные? 

17.  Почему участники переговоров могут повести себя неэтично? 

 

 


background image

 

 

227 

РЕЗЮМЕ 

 
1.  Высокий  уровень  интеллектуального  развития  человека  не  всегда 

является  залогом  его  успешной  самореализации.  Исследования  показали, 
что за успех в жизни каждого отдельно взятого человека отвечает уровень 
эмоционального интеллекта. 

2.  Для  понимания  сущности  эмоционального  интеллекта  необходимо 

знать  стили  мышления  (познавательный  и  эмоциональный),  виды  интел-
лекта    (пространственный,  телесно-кинетический,  музыкальный,  лингвис-
тический,  логико-математический,  межличностный,  внутриличностный),  а 
также  спектр  чувств  и  ощущений  (эмоции),  которые  испытывает  человек 
(радость, удивление, страх, грусть, злость, отвращение). 

3.  Эмоциональный  интеллект  (EQ)  представляет  собой  совокупность 

эмоциональных  умений, способностей и компетенций, которые влияют на 
способность  человека  успешно  реагировать  на  требования  и  воздействия 
окружающей  среды.  Исследования  показали,  что  эффективность  деятель-
ности лидера на 80% зависит от его EQ и только на 20% – от IQ. 

4.  Эмоциональный  интеллект  включает  пять  аспектов  (самоанализ, 

самоконтроль,  самомотивация,  эмпатия,  социальные  навыки)  и  способст-
вует  формированию  трех  навыков  (способность  активно  слушать,  пони-
мать  невербальную  коммуникацию  и  адаптироваться  к  широкому  спектру 
эмоций).  Менеджеры,  стремящиеся  стать  лидерами,  должны  повышать 
свой эмоциональный потенциал, то есть развивать те навыки, которые со-
ставляют их EQ. 

5.  Самооценка представляет собой осознание собственной личности и 

индивидуальности,  является  важнейшей  потребностью  человека,  предпо-
сылкой для развития эмоционального потенциала личности, а также осно-
вой для самопознания, развития навыков самоуправления, понимания осо-
бенностей  других  людей,  развития  навыков  коммуникативной  компетен-
ции. 

6.  Базовыми  аспектами  самооценки  являются  ценности,  стиль  позна-

ния,  отношение  к  переменам  (толерантность  к  неопределенности  и  локус 
контроля), интерперсональная (межличностная) ориентация. 

7.  Исследования показали, что поведение  индивида зависит  от степе-

ни зрелости его ценностей. Модель зрелости системы ценностей Кольберга 
включает  три  уровня  моральной  зрелости  (предконвенциональный,  кон-
венциональный и постконвенциональный) и шесть стадий развития  (нака-
зание  и  повиновение;  инструментальные  цели  индивида  и  обмен  ценно-
стями; взаимные межличностные ожидания, отношения и согласованность; 
соблюдение  социальных  норм  и  велений  совести;  уважение  прав,  ценно-
стей  и  договоров  других  людей;  усвоение  универсальных  этических  цен-
ностей). 


background image

 

 

228 

8.  Многие ценности определяются национальной  культурой. Тромпе-

наарс  выявил семь основных  ценностных особенностей,  характерных для 
тех или иных национальных культур (универсализм/ партикуляризм; инди-
видуализм/  коллективизм;  эмоциональность/  сдержанность;  специфич-
ность/  диффузность;  достижение/  происхождение;  прошлое  и  настоящее/ 
будущее; интернальность/ экстернальность). 

9.  Стиль  познания  представляет  собой  стратегию  восприятия,  интер-

претации,  оценки  информации  и  реакцию  индивида  на  нее.  Наиболее  из-
вестной  теорией познания является теория стилей познания и циклов обу-
чения Д.Колба. 

10.   Каждый  человек  по-разному  относится  к  изменениям.  Отношение 

к  изменениям  включает  два  особенно  важных  измерения  –  уровень  толе-
рантности к неопределенности и локус контроля. 

11.   Важнейшей зоной самооценки является интерперсональная ориен-

тация,  то  есть  выраженная  тенденция  к  взаимодействию  с  другими  людь-
ми.  Согласно  теории  интерперсональной  ориентации  Шутца,  любой  чело-
век испытывает три потребности – в участии, контроле и сочувствии. Ши-
роко  распространенным  инструментом  оценки  интерперсональной  ориен-
тации является тест FIRO-B Шутца. 

12.   Базовыми  навыками  лидеров  являются  умение  решать  проблемы, 

сохранять  позитивные  отношения  между  собеседниками  (навыки  поддер-
живающей коммуникации), наставничество и консультирование. 

13.   Неотъемлемой частью профессиональной деятельности менеджера 

является  ведение  переговоров.  Менеджеры  должны  знать  основные  эле-
менты процесса переговоров, факторы, влияющие на процесс переговоров, 
стратегию и тактику переговоров. 

 

 

 


background image

 

 

229 

ПРАКТИКУМ 

 

1. Упражнения для самооценки 
 
Упражнение 1.  Индивидуальная оценка управленческих навыков 

Шаг  1.  Для  получения  полной  картины  вашей  компетентности  по-

ставьте  в соответствие представленным здесь  утверждениям тот или иной 
балл, используя шкалу оценок, приведенную ниже. Пожалуйста, оценивай-
те свое реальное поведение, каково оно есть, не пытаясь подменять его не-
кой  идеальной  моделью.  Если  вам  не  приходилось  заниматься  той  или 
иной  конкретной  деятельностью,  отвечайте,  руководствуясь  своим    пове-
дением в схожих ситуациях. Будьте реалистами. Этот инструмент предна-
значен, прежде всего, для того, чтобы помочь вам в определении конкрет-
ных  целей  и  задач  обучения  в  соответствии  с  вашими    конкретными  по-
требностями.  После  того как вы справитесь с заданием, вы сможете  обра-
титься к ключу, находящемуся в Приложении. С его помощью вы сможете 
воссоздать полный профиль своих управленческих способностей, который 
позволит вам выявить свои сильные и слабые стороны. 

Шаг 2. Сделайте вторую версию данного инструмента, в которой во-

просы  относятся  к  третьему  лицу  («он»  или  «она»  вместо  «я»).  Раздайте 
копии,  по  меньшей  мере,  трем  лицам,  близко  знакомым  с  вами  или  с  ва-
шим стилем руководства. Используя анкету, эти люди должны дать оценку 
вашему  поведению.  Заполненные  анкеты  должны  быть  представлены  ау-
дитории, после чего вам надлежит сравнить:  

1) ваши оценки и оценки, данные вам коллегами;  
2)  оценки,  данные  вам  коллегами,  и  оценки,  касающиеся  других  уча-

щихся;  

3)  данную  вам  оценку  и  эталонные  оценки  для  групп  вашей  страны, 

национальности . 

Подразделы  этого  инструмента  будут  представлены  во  всех  главах 

книги. 

Шкала оценок: 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

1— Полностью не согласен 
2 — Не согласен 
3 — Скорее не согласен 
4 — Скорее согласен 
5 — Согласен 
6 — Полностью согласен  

 


background image

 

 

230 

Мой уровень самопознания: 
_______1.  Основой  моего  самосовершенствования  является  получен-

ная от посторонних лиц информация о моих сильных и сла-
бых сторонах. 

_______2.  Я  стараюсь  быть  совершенно  искренним  при  общении  с 

другими людьми (то есть, делюсь с ними своими мыслями и 
чувствами). 

_______3. Я осознаю тот факт, что, собирая информацию  и принимая 

решения,  я  придерживаюсь  своего  собственного  стиля  ра-
боты. 

_______4.  Я  достаточно  умен(на),  чтобы  справиться  с  неоднозначной 

или неопределенной ситуацией. 

_______5.  Я  обладаю  развитым  набором  индивидуальных  норм  и 

принципов, которыми определяется мое поведение. 

Если  я  оказываюсь  в  стрессовой  ситуации  или  в  ситуации,  тре-

бующей срочного принятия решения: 

_______6.    Я  использую  эффективные  методы  управления  временем, 

такие  как  следование  основной  линии,  составление  планов 
действий на каждый день и определение приоритетов. 

_______7.  Я подтверждаю свои приоритеты, начиная работу с решения 

наиболее  важных  задач  и  оставляя  менее    важные  задачи 
напоследок. 

_______8.    Я  регулярно  делаю  упражнения  для  поддержания  физиче-

ской формы. 

_______9.   Я поддерживаю открытые доверительные отношения с теми 

людьми,  с  которыми  я  могу  поделиться  моими  разочарова-
ниями и обидами. 

_______10.  Я  знаю  и  использую  несколько  релаксационных  методик, 

таких как глубокое дыхание и мышечная релаксация. 

_______11. Я поддерживаю баланс в жизни путем удовлетворения лич-

ных интересов за пределами работы. 

Если я сталкиваюсь с типичной, рутинной проблемой: 

_______12.  Я  добиваюсь  ясности  в  определении  сути  проблемы.  Я  не 

пытаюсь  решать  ее  до  той  поры,  пока  не  смогу  определить 
ее. 

_______13.  Я  никогда  не  довольствуюсь  одним,  пусть  и  наиболее  оче-

видным  решением  проблемы,  и  всегда  нахожу  несколько 
альтернативных его вариантов. 

_______14. Я соблюдаю определенную  последовательность: определяю 

суть  проблемы,  нахожу  несколько  вариантов  ее  решения  и, 
наконец, останавливаюсь на одном из них. 

Если  я  сталкиваюсь  с  комплексной  или  сложной  проблемой,  не 

имеющей простого решения: 

_______15. Я пытаюсь дать этой проблеме несколько определений. Я не 

ограничиваю себя каким-то одним ее определением.