ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13491
Скачиваний: 50
236
своими мыслями и чувствами).
_______ _______4. Я осознаю тот факт, что, собирая информацию и
принимая решения, я придерживаюсь собствен-
ного стиля работы.
_______
______
______5. Налаживая отношения с другими людьми, я хоро-
шо осознаю свои недостатки в сфере межлично-
стных отношений.
_______
______
______6. Я хорошо знаю, как вести себя в неоднозначных
или неопределенных ситуациях.
_______
______
______7. Я обладаю развитым набором личностных норм и
принципов, которыми определяется мое поведе-
ние.
_______
______
_______8. Я чувствую себя ответственным за все хорошее и
плохое, что происходит со мной.
_______
______
_______9. Я редко, в немногих ситуациях раздражаюсь, рас-
страиваюсь и впадаю в депрессию без причины.
_______
______
_______10. Я знаю при обсуждении каких тем при попыт-
ках взаимодействия с другими людьми у меня
чаще всего возникают разного рода конфликты и
трения.
_______
_____
_______11. У меня есть хотя бы один близкий друг, с кото-
рым я могу поделиться своими чувствами и мыс-
лями.
Упражнение 3. Проблемные ситуации
Это упражнение позволяет оценить ваше отношение к тем или иным
спорным социальным вопросам. Разные люди дают на них совершенно
разные ответы. Вы должны ответить на них самостоятельно, не обсуждая
их с другими. Вашему вниманию предлагается три истории. За каждой из
них следует 12 утверждений или вопросов. После прочтения истории вы
должны оценить важность каждого из 12 пунктов. После их оценки вы
должны выбрать четыре наиболее важных утверждения и вписать их в со-
ответствующие графы. Каждое утверждение должно оцениваться по его
относительной важности в случае принятия решения.
Некоторые утверждения поднимают крайне важные вопросы, и вы
должны спросить себя, опираетесь ли вы на них при принятии решений.
«Некоторые положения звучат весьма высокопарно, однако на деле ока-
зываются сущим пустяком. Если вы считаете утверждение лишенным
смысла или не понимаете его значения, ему следует присвоить оценку 5
(«Не имеет никакого значения»).
Информацию, позволяющую интерпретировать и подсчитать резуль-
таты теста, вы сможете найти в Приложении. Используйте следующую
шкалу оценок.
237
Шкала оценок:
1
Имеет чрезвычайное
значение
Это утверждение или вопрос играет ключе-
вую роль при принятии решения по проблеме
2
Очень важно
Это утверждение или вопрос относится к
числу важнейших факторов (хотя и не един-
ственный фактор), влияющих на принятие
решения
3
Достаточно важно
Это утверждение или вопрос привлекает
иногда ваше внимание, хотя они и не имеют
решающего значения
4
Малозначимо
Значимость этого утверждения или вопроса
не очень велика, чтобы принимать его во
внимание в данном случае
5
Не имеет никакого
значения
Это утверждение или вопрос не имеют со-
вершенно никакого значения при принятии
решения; его рассмотрение равносильно пус-
той трате времени
БЕГЛЫЙ ЗАКЛЮЧЕННЫЙ
Некого человека приговорили к 10 годам тюремного заключения. Од-
нако отсидев всего один год, человек этот умудрился бежать, после чего он
перебрался в другие края и взял себе фамилию Томпсон. В течение восьми
лет он работал, не покладая рук, и вскоре скопил состояние, позволившее
ему начать собственное дело. Он никогда не обманывал потребителей,
платил своим работникам высокую зарплату и регулярно отчислял средст-
ва на счета благотворительных фондов. Однажды мистер Джоунз, его дав-
нишний сосед, признал в нем разыскиваемого полицией человека, бежав-
шего из тюрьмы восемь лет назад.
Должен ли господин Джоунз обратиться в полицию и «сдать» сво-
его соседа? Присвойте каждому положению ту или иную оценку.
_____ Джоунз должен заявить о нем в полицию.
_____ Вы не можете принять определенное решение.
_____ Джоунз не должен заявлять о нем в полицию.
Значимость
_____ _____1. Разве мистер Томпсон не смог доказать за это время своей
добропорядочности?
_____ _____2. Разве избежание наказания за преступление не способст-
вует росту преступности?
_____ _____3. Разве не жилось бы нам лучше без тюрем и гнета право-
охранительной системы?
_____ _____4. Разве мистер Томпсон не отдал свой долг обществу?
_____ _____5. Не совершит ли общество ошибку, ожидая от мистера
Томпсона добропорядочного поведения?
238
_____ _____6. Сможет ли заключение принести пользу добропорядоч-
ному человеку в условиях, когда пенитенциарные инсти-
туты отделены от общества?
_____ _____7. Разве есть на свете такие бездушные и черствые люди, ко-
торые решились бы сдать мистера Томпсона органам
правопорядка?
_____ _____8. В отличие от мистера Томпсона, прочие заключенные от-
будут в тюрьме полный срок. Разве это справедливо?
_____ _____9. Был ли мистер Джоунз близким другом мистера Томпсона?
_____ _____10. Обязан ли гражданин тут же проинформировать власти.
если он будет что-либо знать о беглых заключенных?
_____
___
_____11. Какое решение в наибольшей степени способствовало
бы волеизъявлению большинства членов общества и об-
щественному благу?
_____ _____12. Если господин Томпсон вновь окажется в тюрьме, прине-
сет ли это ему самому или кому-то другому какую-
нибудь пользу?
Отберите четыре наиболее важных вопроса
____Самый важный вопрос.
____Второй по важности вопрос.
____Третий по важности вопрос.
____Четвертый по важности вопрос.
ТРУДНЫЙ ВЫБОР
Женщина умирает от неизлечимой формы рака. Ей осталось жить
всего шесть месяцев. Она страдает от страшных болей, но ослаблена на-
столько, что большая доза такого обезболивающего, как морфин, может
убить ее. В те редкие минуты, когда она на время приходит в себя, она
умоляет доктора сделать ей инъекцию большой дозы морфина. Она устала
от боли и знает, что через несколько месяцев ей все равно суждено умереть.
Как должен поступить доктор? (Выберите только один вариант
ответа)
_____Сделать инъекцию большой дозы морфина.
_____Вы затрудняетесь с принятием решения.
_____Он не должен давать большой дозы.
Значимость
_____ _____1. Относится ли семья женщины положительно к введению
ей сверхдозы?
_____
___
_____2. Должен ли доктор, как и все другие, руководствоваться
одними и теми же законами?
_____ _____3. Стало бы людям лучше жить без социальной регламента-
ции их жизни и даже смерти?
239
____
____
____4. Следует ли доктору представить смерть женщины от пере-
дозировки обезболивающего как случайность?
____
____
____5. Разве общество имеет право заставлять жить тех, кто уже
не хочет жить?
____
____
____6. Чем является ценность смерти в ракурсе общественных
взглядов на ценность личности?
____
____
____7. Чем должен руководствоваться доктор: чувством состра-
дания к умирающей женщине или общественным мнени-
ем?
____
____
____8. Можно ли считать помощь в прекращении жизни другого
проявлением сотрудничества?
____
____
____9. Не является ли это исключительной прерогативой Бога —
решать, когда человек лишится жизни?
____
____
___10. Какими ценностями в собственной личностной системе
правил должен руководствоваться врач?
____
____
___11. Может ли общество позволять людям умирать по их жела-
нию?
____
____
___12. Может ли общество совместить самоубийство и умерщв-
ление из милосердия с обеспечением защиты жизни тех,
кто хочет жить?
Отберите четыре наиболее важных вопроса
____Самый важный вопрос.
____Второй по важности вопрос.
____Третий по важности вопрос.
____Четвертый по важности вопрос.
ГАЗЕТА
Рами, выпускник университета, хочет заняться изданием и тиражиро-
ванием на ротаторе газеты для студентов, в которой он мог бы поделиться
с ними своими взглядами. Он выступает против курса военной подготовки
и ряда заведенных в университете правил, таких, например, как запрет
иметь юношам длинные волосы.
Прежде чем приступить к изданию газеты, Рами обратился за соот-
ветствующим разрешением к ректору университета. Тот выразил готов-
ность согласиться с его предложением при условии, что все материалы,
публикуемые в газете, должны будут одобряться лично им самим. Рами
согласился с ректором и подал на рассмотрение целый ряд статей, которые
были одобрены ректором. Из них и были составлены первые два выпуска
студенческого еженедельника.
Ректор никак не мог ожидать, что еженедельник Рами привлечет к се-
бе такое внимание. Студенты стали организовывать стихийные собрания,
на которых они протестовали против запрета на ношение юношами длин-
ных волос и некоторых других университетских правил. Недовольные ро-
240
дители стали возражать против позиции Рами. Они требовали от ректора
закрытия столь «непатриотичной» газеты. Ректор стал подумывать над
этим, понимая, что газета мешает нормальной работе учебного заведения.
Как ему следует поступить? (Выберите один из вариантов ответа).
_________Ректор должен закрыть газету.
________ Вы затрудняетесь с ответом.
________ Ректор не должен закрывать газету.
Значимость
_____
___
_____1. Перед кем ректор несет большую ответственность: перед
студентами или перед их родителями?
_____
___
_____2. Дал ли ректор слово, что газета будет выходить в тече-
ние достаточно длительного времени, или только обе-
щал одобрять каждый выпуск отдельно?
_____
___
_____3. Не усилятся ли протесты студентов после закрытия газе-
ты?
_____
___
_____4. Если речь идет о благополучии учебного заведения, то
разве ректор не имеет права устанавливать правила для
студентов?
_____
___
_____5. Вправе ли ректор сказать «нет» в этом случае?
_____
___
_____6. Позволит ли закрытие газеты избежать обсуждения важ-
ных проблем?
_____
___
_____7. Не потеряет ли Рами веру в ректора, если тот закроет га-
зету?
_____
___
_____8. Можно ли назвать Рами патриотом своего университета
и своей страны?
_____
___
_____9. Как повлияет закрытие газеты на учебный процесс и на
важные аспекты мировоззрения студентов?
_____
___
____10. Не нарушает ли Рами права других студентов, публикуя
собственное мнение?
_____
___
____11. Должен ли ректор обращать внимание на реакцию роди-
телей студентов, если он лучше других осведомлен о ре-
альном положении дел в учебном заведении?
_____
___
____12. Не использует ли Рами свою газету для возбуждения не-
нависти и недовольства?
Выберите четыре наиболее важных вопроса
____Самый важный вопрос.
____Второй по важности вопрос.
____Третий по важности вопрос.
____Четвертый по важности вопрос.
Источник. Приведено no Rest, J.R. (1979). Revised manual for the defining issues test: An
objective test of moral judgment development. Minneapolis, MN: Moral Research Projects.