Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13492

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

231 

_______16.  Я  пытаюсь  стимулировать  мыслительный  процесс,  задава-

ясь различными вопросами о природе проблем, и только по-
сле этого перехожу к поиску путей ее решения. 

_______17.  Я  пытаюсь  обдумывать  проблему,  используя  как  левое  (от-

вечающее  за  логическое  мышление),  так  и  правое  (отве-
чающее за интуицию) полушария головного мозга. 

_______18.  Я  не  пытаюсь  оценивать  достоинства  найденного  мной  ре-

шения  до  тех  пор,  пока  мне  не  удастся  найти  альтернатив-
ных  его  вариантов;  иными  словами,  я  останавливаюсь  на 
определенном  решении  только  после  сравнения  его  с  дру-
гими вариантами решений. 

_______19.  У  меня  есть  несколько  конкретных  методов,  которые  я  ис-

пользую,  чтобы  найти  творческие  и  инновационные  реше-
ния проблем. 

Когда  я  пытаюсь  направить  работу  своих  сотрудников  в  творче-

ское и инновационное русло: 

_______20. Я убеждаюсь в наличии различных точек зрения, представ-

ляемых или выражаемых в любой сложной ситуации. 

_______21. Я пытаюсь собирать у лиц, не входящих в группу сотрудни-

ков,  работающих  над  решением  данной  проблемы,  инфор-
мацию,  которая  позволит  мне  выяснить  их  позиции  и  мне-
ния по данному вопросу. 

_______22.  Я  пытаюсь  прислушиваться  не  только  к  тем,  кто  приносит 

творческие идеи («чемпионы идей»), но и к тем, кто их под-
держивает  («сторонники»)  и  обеспечивает  ресурсы  для  их 
реализации («оркестранты»). 

_______23. Я поддерживаю отказ от традиционных подходов в процессе 

поиска творческого решения. 

Если  мне  приходится  обеспечивать  негативную  обратную  связь 

или вносить коррективы в действия сотрудников: 

_______24. Консультируя сотрудников, я в состоянии помочь им разо-

браться  в  их  проблемах  и  определить  характер  этих  про-
блем. 

_______25.  Я  понимаю,  когда  следует  давать  наставления  и  когда  — 

консультации. 

_______26. Реализуя обратную связь, я никогда не апеллирую к лично-

стным    характеристикам  (не  перехожу  на  личности),  а  об-
ращаю  внимание  исключительно  на  проблемы  и  на  их  ре-
шение. 

_______27. Когда я пытаюсь вносить определенные коррективы в пове-

дение других людей, наши отношения от этого только укре-
пляются. 

_______28. Я всегда готов обеспечивать негативную обратную связь, то 

есть, готов дать объективное описание  событий, их послед-
ствий и моего отношения к ним. 


background image

 

 

232 

_______29. Я отвечаю за все свои слова и поступки, используя выраже-

ние «Я решил», а не «Они решили». 

_______30.  Я  стремлюсь  к  нахождению  точек  соприкосновения  в  про-

цессе  дискуссии  с  человеком,  у  которого  имеется  другая 
точка зрения. 

_______31. Я не имею привычки говорить свысока с менее  информиро-

ванными людьми и с людьми, занимающими менее высокие 
посты. 

_______32.  При  обсуждении  чужих  проблем  я  обычно  выступаю  не  в 

роли  советчика,  а  в  роли  человека,  который  пытается  по-
нять проблему. 

В тех ситуациях, когда мне необходимо получить больше прав: 

______33.  Я  всегда  прикладываю  значительно  больше  сил  и  проявляю 

больше инициативы, чем от меня ожидают. 

_______34. Я постоянно совершенствую свои навыки и познания. 
_______35.  Я  всемерно  поддерживаю  организационные  церемониаль-

ные события и деятельность. 

_______36.  Я  стараюсь  создать  обширную  сеть  взаимоотношений  с 

людьми, представляющими самые разные организационные 
уровни. 

_______37.  В  своей  работе  я  сознательно  стремлюсь  к  генерированию 

новых  идей,  к  инициированию  новых  и  к  минимизации  ру-
тинных действий. 

_______38. Я отправляю письменные послания каждому работнику, ко-

гда  мне  необходимо  известить  их  о  чем-то  важном  или  ко-
гда они завершают некий важный этап работы. 

_______39.  Я  отказываюсь  вступать  в  спор  с  лицами,  прибегающими  к 

жесткой и напористой тактике ведения переговоров. 

_______40. Я никогда не прибегаю к угрозам или принуждению, чтобы 

навязать свою волю другим. 

Если возникает необходимость в стимулировании другого человека: 

_______41. Я всегда пытаюсь понять, располагает ли данный сотрудник 

необходимыми  ресурсами  и  поддержкой  для  успешного 
выполнения задания. 

_______42.  Для  стимулирования  ожидаемого  уровня  выполнения  зада-

ния я использую различные методы поощрения. 

_______43.  Я  стараюсь  сделать  так,  чтобы  производственные  задания 

были достаточно интересными  и содержали вызов. 

_______44. Я убеждаюсь, что у работника есть своевременная обратная 

связь с теми, от кого зависит выполнение задания. 

_______45.  Я  всегда  помогаю  работникам  устанавливать  конкретные 

цели,  содержащие  вызов,  с  определенным  сроком  достиже-
ния. 

_______46. К переводу на другую должность или к  увольнению я при-

бегаю только в самых крайних случаях. 


background image

 

 

233 

_______47. Если работник прилагает усилия ниже ожидаемого уровня и 

своего потенциала, я прибегаю к дисциплинарным мерам. 

_______48. Я слежу за тем, чтобы вознаграждение за труд воспринима-

лось работниками как справедливое и беспристрастное. 

_______49.  Любые  значительные  достижения  работников  приветству-

ются мной  и получают официальное признание. 

Если я вижу,  что в действия работника  необходимо внести опре-

деленные коррективы: 

_______50. Я стараюсь не задеть самого человека и потому приписываю 

корыстные мотивы каким-то иным лицам. 

_______51.  Я  способствую  открытому  двустороннему  общению,  поощ-

ряя собеседника к определению его перспектив и побуждая 
задавать вопросы. 

_______52.  Я  вношу  вполне  определенное  предложение,  обращая  осо-

бое внимание на более приемлемый, на мой взгляд, порядок 
действий.  

Если кто-то выражает недовольство теми или иными моими дей-

ствиями: 

_______53.  Я  проявляю  деловое  отношение  и  истинный  интерес,  даже 

если я не согласен. 

_______54. Я пытаюсь выяснить дополнительные подробности, задавая 

вопросы, требующие конкретных и развернутых ответов. 

_______55.  Я  предлагаю  этому  человеку  представить  некую  приемле-

мую альтернативу поведения. 

Если  два  лица  находятся  в  состоянии  конфликта,  а  я  пытаюсь 

примирить их: 

_______56. Я не примыкаю ни к одной из сторон, а сохраняю нейтрали-

тет. 

_______57.  Я  помогаю  конфликтующим  сторонам  найти  ряд  альтерна-

тив. 

_______58.  Я  помогаю  конфликтующим  сторонам  отыскивать  сферу 

общих интересов.  

В  ситуации,  когда  у  меня  есть  возможность  делегировать  полно-

мочия: 

_______59. Я помогаю людям почувствовать компетентность, отмечая и  

высоко оценивая их скромные успехи. 

_______60. Я обеспечиваю регулярную обратную связь и необходимую 

поддержку. 

_______61.  Я  пытаюсь  предоставить  сотрудникам  всю  информацию, 

необходимую для того, чтобы они выполнили работу. 

_______62. Я стараюсь подчеркнуть значимость работы, которую будет 

выполнять человек. 


background image

 

 

234 

При поручении выполнения работы другим людям: 

_______63. Я четко определяю конечные цели, как я их вижу. 
_______64.  Я  четко  задаю  соответствующую  степень  инициативы,  ко-

торая  предоставляется  другим  (к  примеру,  дожидаться  ука-
заний,  выполнить  часть  работы  и  доложить  о  ее  выполне-
нии, выполнить всю работу и затем доложить, и так далее). 

_______65.  Я  позволяю  лицам,  согласившимся  выполнить  поручение, 

принять  участие  в  определении  сроков  и  порядка  выполне-
ния работы. 

_______66.  При  возникновении  проблемы  я  обращаюсь  к  работникам 

скорее  не за советом, а за помощью в решении проблемы. 

_______67.  Я  постоянно  реализую  и  несу  ответственность  за  делегиро-

ванные задания. 

Если я выступаю в роли лидера команды: 

_______68.  Я  знаю,  как  обеспечить  убедительность,  доверие  и  оказы-

вать влияние на членов команды. 

_______69. Я четко определяю цели, я последователен в их достижении. 
_______70. Прежде чем приступать к решению задачи, я стараюсь зару-

читься поддержкой членов команды. 

_______71.  Я  формулирую  ясное,  стимулирующее  видение  будущего, 

которого  может  достичь  команда  путем  достижения  кон-
кретных краткосрочных целей. 

Если я выступаю в роли участника команды: 
_______72.  Мне  известны  различные  пути  повышения  эффективности 

командной работы. 

_______73.  Я  знаю  различные  пути  налаживания  прочных  товарище-

ских отношений между членами команды. 

Когда  я  стремлюсь  к  повышению  эффективности  работы  своей 

команды (вне зависимости от моей роли в ней): 

_______74.  Я  хорошо  представляю  себе  различные  этапы  становления 

команды, которые проходит большинство команд. 

_______75. Я помогаю команде избежать «группового мышления», все-

ляя  уверенность  в  том,  что  обоснованное  различие  мнений 
ее участников характерно для настоящей команды. 

_______76.  Я  способен  определить  и  превратить  в  «капитал»  команды 

ключевые элементы компетенции или уникальные наиболее 
сильные стороны. 

_______77.  Я  поддерживаю  участников  команды  как  в  кардинальных 

прогрессивных  преобразованиях,  так  и  в  небольших  посто-
янных улучшениях. 

 


background image

 

 

235 

Упражнение 2.  Определение уровня самооценки 

Этап  1.  Прежде  чем  вы  приступите  к  прочтению  этой  главы,  оце-

ните  (для  этой  предварительной  оценки  отведена  левая  колонка)  пред-
ставленные ниже утверждения, используя для этого шкалу оценок. Ваши 
ответы должны отражать ваши реальные (а не те, какие бы вам хотелось 
иметь) установки и поведение. Будьте честными. Это упражнение помо-
жет  вам  оценить  уровень  вашей  самооценки  и,  тем  самым,  понять  свои 
конкретные  потребности  в  этой  области.  По  завершении  исследования 
найдите  соответствующий  ключ,  находящийся  в  Приложении,  и  с  его 
помощью  определите  те  места,  рассматриваемые  в  этой  главе,  которые 
наиболее важны для вас, чтобы стать профессионалом в своем деле. 

Этап 2После того как вы ознакомитесь с материалом и выполните 

все упражнения, представленные в этой главе, и, желательно, как можно 
больше  заданий  из  последнего  ее  раздела  «Применение  навыка»,  вновь 
вернитесь к этому заданию и закройте левую колонку. Постарайтесь вы-
полнить задание еще раз; оценки проставьте в правую колонку (повтор-
ная оценка). Завершив выполнение задания, обратитесь к ключу и попы-
тайтесь оценить свой прогресс. Если в тех или иных зонах ваши показа-
тели  останутся  низкими,  прибегните  к  поведенческим  рекомендациям, 
представленным в конце раздела «Изучение навыка». 

Шкала оценок: 

 

 

 

 

 

 
 

Оценка 

Предвари-      Повтор- 
тельная            ная 
_______       ________1.   Основой  моего самосовершенствования являет-

ся полученная от посторонних лиц информация о 
моих сильных и слабых сторонах. 

_______                  ______2.   Когда  я  слышу  о  себе  что-то  неприятное,  я  нис-

колько  не  раздражаюсь  и  не  пытаюсь  защитить 
себя или оправдываться. 

_______         _______3. Я стараюсь быть совершенно искренним в обще-

нии  с  другими  людьми  (то  есть,  делюсь    с  ними 

1— Полностью не согласен 
2 — Не согласен 
3 — Скорее не согласен 
4 — Скорее согласен 
5 — Согласен 
6 — Полностью согласен