ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13488
Скачиваний: 50
241
Упражнение 4. Определение стиля познания
Для прохождения этого весьма полезного теста вам надлежит осмыс-
лить ситуации, так или иначе сопряженные с личным опытом познания. Вы
можете сделать это дома, на работе, в учебном заведении или в каком-либо
другом месте. Обдумайте в течение нескольких минут эти ситуации и за-
пишите свои ответы на следующие вопросы: Где вы получаете знания? Че-
му вы научились за прошедший год? Как вы относитесь к перспективе по-
лучения новых знаний?
Вам предлагается закончить 12 описывающих процесс познания пред-
ложений. Вы можете выбрать одну из четырех предлагаемых концовок. Для
того, чтобы ответить на вопрос, рекомендуется припомнить какую-либо не-
давнюю учебную ситуацию (например, ту, которая только что была описана
вами). Вы должны расположить предлагаемые вам варианты в определен-
ном порядке. Четверка (4) соответствует наилучшей ситуации, в которой вы
получаете познания, единица (1) – наихудшей. Вы должны оценить таким
образом все наборы вариантов.
Например. Когда я учусь:
a. – 2 я счастлив;
b. – 4 я внимателен;
c. – 1 я легкомысленен;
d. – 3 я логичен.
1. Когда я учусь:
a. _____я предпочитаю сообразовываться со своими чувствами
b. _____я предпочитаю осмысливать идеи
с. _____я предпочитаю что-то делать
d. _____я предпочитаю сосредоточить внимание и слушать
2. Лучше всего я учусь тогда, когда:
а. _____я внимательно слушаю
b. _____я опираюсь на логическое мышление
с. _____я доверяю своей интуиции и чувствам
d. _____я упорно работаю, чтобы довести дело до конца
3. В момент обучения:
а. _____я пытаюсь выявить причины
b. _____я веду себя крайне ответственно
с. _____я расслаблен и спокоен
d. _____мной овладевают сильные чувства
4. Я учусь:
a. _____чувствуя
b. _____делая
c. ______наблюдая
d. _____обдумывая
5. Когда я учусь:
а. _____я открыт для всего нового
242
b. _____я рассматриваю изучаемую проблему со всех сторон
c. _____я прибегаю к анализу, разбивая исследуемый предмет на со-
ставляющие
d. _____я стараюсь проверять теорию опытом
6. В момент обучения:
a. _____я внимателен
b. _____я активен
c. _____я стараюсь полагаться на свою интуицию
d. _____я логичен
7. Лучшие результаты в обучении обеспечиваются благодаря:
a. _____наблюдениям
b. _____межличностным отношениям
c. _____рациональным теориям
d. _____возможности попрактиковаться
8. Когда я учусь:
a. _____я хочу видеть, как обучение влияет на результативность моей
работы
b. _____я предпочитаю познавать идеи и теории
с. _____я сначала думаю, потом действую
d. _____я чувствую личную причастность к изучаемому предмету
9. Лучше всего я обучаюсь тогда, когда:
а. _____я полагаюсь на свои наблюдения
b. _____я полагаюсь на свои чувства
c. _____я могу попытаться применить это к себе
d. _____я полагаюсь на свои идеи
10. Во время обучения:
а. _____я сдержан
b. _____я восприимчив
c. _____я ответственен
d. _____я рационален
11.Когда я учусь:
а. _____я вовлечен
b. _____я предпочитаю наблюдать
c. _____я даю оценку всему
d. _____я стараюсь вести себя активно
12.Лучше всего я учусь тогда, когда:
а. _____я подвергаю анализу идеи
b. _____я восприимчив и раскован
с. _____я осторожен
d. _____я практичен
Источник. Copyright® 1999 by David A. Kolb, Experience Based Learning Systems, Inc.
All rights reserved.
243
Упражнение 5. Шкала локуса контроля
Настоящий опросный лист призван оценить ваше мнение по опреде-
ленным вопросам. Каждый пункт состоит из двух подпунктов: а и b. Выбе-
рите тот из них, с которым вы в большей мере согласны. Если вам пред-
ставляются правильными обе альтернативы, выберите ту из них, с которой
вы согласны в большей степени. Если обе альтернативы представляются
вам неправильными, выберите ту из них, которая вызывает у вас меньшее
неприятие. Здесь вы не найдете абсолютно правильных или абсолютно
ложных мнений, поскольку цель теста состоит в оценке вашей позиции.
После того, как работа над вопросами будет закончена, вам следует обра-
титься к Ключу, приведенному в Приложении. Там даны инструкции по
сведению данных в таблицу и оценке полученных результатов.
Данный опросный лист аналогичен (но не идентичен) тесту, опреде-
ляющему локус контроля и разработанному Джулиан Роттер. Сравнитель-
ные данные, представленные в Приложении, основаны на шкале оценок,
принадлежащей Роттер. Оба вопросника основываются на одной и той же
концепции, имеют одинаковые размеры и одинаковые усредненные показа-
тели.
1) а. Лидерами рождаются, а не становятся.
b. Лидерами не рождаются, ими становятся.
2) а. Успех определяется умением находиться в нужном месте в нуж-
ное время.
b. Успех — плод личных способностей и упорного труда.
3) а. Во всех своих неудачах я должен винить только самого себя.
b. Неудачи никак не связаны с моими действиями.
4) а. Согласованные действия мировых лидеров могут избавить мир
от войн.
b. Войны — вещь совершенно неизбежная.
5) а. У хороших родителей и дети хорошие.
b. И у хороших родителей бывают плохие дети.
6) а. Мое будущее зависит, главным образом, от неподконтрольных
мне обстоятельств.
b. Я — хозяин своей судьбы.
7) а. История свидетельствует о том, что некоторые люди стали эф-
фективными лидерами, поскольку внешние обстоятельства предос-
тавили им возможность проявить себя и добиться успеха.
b. Эффективные лидеры — те, кто принимает решения или пред-
принимает действия, имеющие значимые последствия.
8) а. Если вы не будете наказывать детей, они вырастут безответст-
венными людьми.
244
b. Шлепать детей неприемлемо.
9) а. Я часто чувствую, что оказываю мало влияния на ход моей жиз-
ни.
b. Нет оснований верить, будто судьба или удача играют сущест-
венную роль в моей жизни.
10) а. Некоторым клиентам невозможно угодить, что бы ты ни пред-
принимал.
b. Можно найти подход к любому потребителю, предоставив ему,
что он хочет и когда он этого хочет.
11) а. При должном старании ученика он всегда может получить высо-
кую оценку.
b. Иные ученики не могут получить высоких оценок, как бы они ни
старались.
12) а. Крепость брачных отношений определяется желанием партнеров
сохранить их.
b. Существуют несовместимые партнеры.
13) а. Я уверен в том, что смогу развить свои базовые управленческие
навыки посредством обучения и практики.
b. Тот, кто пытается совершенствовать свои управленческие навы-
ки в аудитории, попусту тратит свое время.
14) а. Школы бизнеса будут уделять больше внимания развитию навы-
ков управления.
b. Развитию навыков управления в бизнес-школах будет уделяться
недостаточно внимания.
15) а. Всему хорошему, что происходило со мной, я обязан самому се-
бе.
b. Все мои несчастья вызваны внешними обстоятельствами, непод-
контрольными мне.
16) а. Результаты экзаменов, которые я сдавал в школе, не были связа-
ны с интенсивностью изучения материала, знания не помогали мне.
b. Если я хорошо готовился к экзаменам в школе, то я хорошо их и
сдавал.
17) а. Я иногда прислушиваюсь к астрологическим прогнозам.
b. Моя судьба зависит только от меня самого, но никак не от рас-
положения звезд.
18) а. Власть столь велика и забюрократизирована, что отдельному че-
ловеку очень трудно повлиять на происходящее.
b. Отдельный индивидуум может серьезно повлиять на происходя-
щее, если он сможет сделать свою позицию достоянием гласности.
19) а. Человек стремится к получению ответственности на работе.
b. Люди стремятся к тому, чтобы делать как можно меньше.
245
20) а. Большинство знаменитостей обладает особой врожденной ха-
ризмой, притягивающей к ним других людей.
b. Человек завоевывает популярность благодаря своему поведению.
21) а. Мне кажется, что я не контролирую то, что происходит в моей
жизни.
b. Почти всегда я чувствую, что несу ответственность за достигну-
тые мною результаты.
22) а. Менеджер, который повышает уровень своей компетенции, дос-
тигает большего успеха, чем тот, кто его не повышает.
b. Успех менеджмента мало зависит от стремления к компетенции
отдельного менеджера.
23) а. В спорте обычно побеждает та команда, которой сопутствует
удача.
b. Победа достается той команде, которая более талантлива и луч-
ше подготовлена к состязаниям.
24) а. В бизнесе командная работа является залогом успеха.
b. Ничто так не способствует успеху, как индивидуальные усилия.
25) а. Некоторых ленивых сотрудников невозможно стимулировать к
выполнению напряженной работы, что бы вы ни делали.
b. Если вы умелый менеджер, вы сможете стимулировать любого
работника на напряженный труд.
26) а. В долгосрочной перспективе люди, ответственно относящиеся к
своим обязанностям, способствуют укреплению экономической
мощи своей страны.
b. Экономическая мощь страны не зависит от усилий отдельных
индивидов.
27) а. Я умею быть убедительным, если уверен, что я прав.
b. Я способен убедить других людей даже в тех случаях, когда я не
уверен в своей правоте.
28) а. Я всегда планирую все свои действия и этапы, направленные на
достижение поставленных мною целей.
b. Я редко прибегаю к планированию, поскольку мне и без того со-
путствует удача.
29) а. К некоторым вещам мы должны относиться как к данности.
b. Мы можем изменить что-то в своей жизни посредством упорного
труда, настойчивости и квалификации.