ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13487
Скачиваний: 50
246
Упражнение 6. Определение уровня толерантности к неопределен-
ности
Вы должны выразить степень своего согласия или несогласия с при-
веденными ниже утверждениями. Вам следует заполнить пустые графы,
руководствуясь приведенной ниже шкалой оценок. Ключ к упражнению
вы можете найти в Приложении.
Шкала оценок:
_______1. Эксперт, который не способен дать определенный ответ, веро-
ятнее всего, недостаточно компетентен.
_______2. Мне хотелось бы пожить какое-то время в другой стране.
_______3. Неразрешимых проблем не существует.
_______4. Люди, руководствующиеся в своей жизни некой программой,
лишают себя едва ли не всех радостей жизни.
_______5. Хорошая работа — это такая, когда абсолютно ясно, что и как
делать.
_______6. Биться над разрешением сложной проблемы куда интереснее,
чем решать простые вопросы.
_______7. В долговременной перспективе последовательное разрешение
ряда небольших, простых проблем обеспечивает большие выго-
ды, чем решение больших и сложных проблем.
_______8. Зачастую самыми интересными и стимулирующими деятель-
ность людьми оказываются именно те люди, которые не отли-
чаются оригинальностью.
_______9. То, что мы уже использовали, всегда предпочтительнее, чем
что-то неизвестное.
______10. Люди, настаивающие на получении однозначных ответов типа
«да» или «нет», не знают всей сложности реальных вещей.
______11. Человек, ведущий размеренную жизнь, в которой нет места не-
ожиданностям, достоин всяческого уважения.
______12. Многие из наших наиболее важных решений вызываются к
жизни недостатком информации.
______13. Мне больше нравятся такие вечеринки, где большинство участ-
ников мне знакомы, чем те, где все или большинство людей мне
совершенно незнакомы.
1 – Категорически не согласен
2 – Почти не согласен
3 – Скорее не согласен
4 – Неопределенное отношение
5 – Скорее согласен
6 – Почти согласен
7
– Полностью согласен
247
______14. Преподаватели или наставники, не предъявляющие к учащимся
жестких требований, не сковывают их инициативы и проявле-
ния индивидуальности.
______15. Чем раньше мы придем к общности ценностей и идеалов, тем
лучше.
______16. Хороший учитель тот, кто помогает вам выработать свой взгляд
на вещи.
Источник. Budner, S. (1982). «Intolerance of ambiguity as a personality variable» Journal of
Personality, 30, 29-50.
Упражнение 7. Определение основных поведенческих особенностей
интерперсональных отношений – FIRO-B
Для каждого из нижеследующих утверждений вы должны подобрать
наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, ответ. Номера ответов долж-
ны проставляться на левом поле. Закончив выполнение упражнения, обра-
титесь к ключу, находящемуся в Приложении.
Шкала оценок:
______1. Я стараюсь быть на людях.
______2. Я позволяю людям принимать самостоятельные решения.
______3. Я присоединяюсь к определенным социальным группам.
______4. Я стараюсь налаживать с людьми тесные взаимоотношения.
______5. По возможности, я стараюсь вступать в социальные организации.
______6. Я позволяю другим влиять на мои действия.
______7. Я стараюсь принимать участие в неформальной общест-
венной деятельности.
______8. Я стараюсь, чтобы мои отношения с людьми носили тес-
ный, близкий характер.
______9. Составляя свои планы, я стараюсь включить туда других людей.
_____10. Я позволяю другим людям осуществлять контроль над моими
действиями.
_____11. Я стараюсь окружить себя людьми.
_____12. Я стараюсь установить с людьми тесные и близкие отношения.
_____13. Я пытаюсь присоединиться к тем, кто участвует в некой
1 – Обычно
2 – Часто
3 – Иногда
4 – От случая к случаю
5 – Изредка
6
– Никогда
248
коллективной деятельности.
_____14. Я охотно следую за другими.
_____15. Я стараюсь избегать одиночества.
_____16. Я стараюсь участвовать в групповой деятельности.
Для каждого из представленных ниже утверждений выберите один из
ответов.
Шкала оценок:
_____17. Я стараюсь вести себя дружелюбно по отношению к другим.
_____18. Я позволяю другим людям принимать самостоятельные решения.
_____19. Мои отношения с людьми отмечены холодностью и со-
блюдением дистанции.
_____20. Я позволяю другим людям брать инициативу в свои руки.
_____21. Я стараюсь наладить тесные отношения с другими людьми.
_____22. Я позволяю другим оказывать серьезное влияние на мои дейст-
вия.
_____23. Я стараюсь вступать с людьми в тесные и близкие отношения.
_____24. Я позволяю другим осуществлять контроль над моими действиями.
_____25. Общаясь с людьми, я стараюсь держать определенную дистан-
цию.
_____26. Я легко следую за другими.
_____27. Я стараюсь, чтобы мои отношения с другими людьми носили
тесный личный характер.
_____28. Мне нравятся люди, которые стимулируют меня к действиям.
_____29. Мне нравятся, когда другие люди вступают со мной в тесные от-
ношения.
_____30. Я пытаюсь оказывать определяющее влияние на поведение дру-
гих людей.
_____31. Мне нравится, когда другие люди стимулируют меня, чтобы я
принял участие в их деятельности.
_____32. Мне нравятся люди, расположенные ко мне.
_____33. Общаясь с другими людьми, я пытаюсь взять инициативу в свои
руки.
_____34. Мне нравятся люди, вовлекающие меня в свою деятельность.
_____35. Мне нравятся люди, которые стараются держать при общении со
мной дистанцию и проявляют холодность.
1 – Большинство людей
2 – Многие люди
3 – Некоторые люди
4 – Несколько человек
5 – Один или два человека
6 – Никто
249
_____36. Я стараюсь настоять на своем.
_____37. Мне нравятся люди, которые приглашают меня принять участие в
дискуссии.
_____38. Мне нравятся люди, проявляющие дружеские чувства ко мне.
_____39. Мне нравятся люди, которые предлагают мне принять участие в
их деятельности.
_____40. Мне нравятся люди, которые держат при общении со мной дис-
танцию.
Шкала оценок
_____41. При общении с людьми я пытаюсь брать на себя роль лидера.
_____42. Мне нравятся люди, которые приглашают меня принять участие в
каком-либо деле.
_____43. Мне нравятся люди, которые стремятся к тесным отношениям со
мной.
_____44. Я пытаюсь заставить людей делать именно то, что они, на мой
взгляд, должны делать.
_____45. Мне нравятся люди, которые приглашают меня принять участие в
их деятельности.
_____46. Мне нравятся люди, которые соблюдают при общении со мной
дистанцию и проявляют холодность.
_____47. Я стараюсь влиять на действия других людей.
_____48. Мне нравится принимать участие в делах других людей.
_____49. Мне нравится, когда люди вступают со мной в тесные, дружеские
отношения.
_____50. Общаясь с другими людьми, я стараюсь взять на себя руково-
дство происходящим.
_____51. Мне нравится, когда другие люди предлагают мне принять уча-
стие в их деятельности.
_____52. Мне нравится, когда люди при общении со мной держат дистан-
цию.
_____53. Я пытаюсь заставить других людей поступать так, как я считаю
нужным.
_____54. В обществе других людей я беру инициативу на себя.
Источник. Schutz, W. С. (1958). FIRO: A three-dimensional theory of interpersonal
behavior. New York: Holt, Reinhart & Winston.
1 – Обычно
2 – Часто
3 – Иногда
4 – От случая к случаю
5 – Изредка
6 – Никогда
250
Упражнение 8. Диагностические исследования способности решать
проблемы творчески. Решение проблем, творчество и инновационность.
Шаг 1. Прежде чем вы приступите к прочтению материала данной
главы, оцените соответствующим образом приведенные здесь утвержде-
ния, согласно приводимой ниже шкале (предварительная оценка). Ответы
должны отражать ваши реальные установки и поведение, а не желаемые.
Будьте честны. Это упражнение поможет оценить ваш уровень компетент-
ности в сфере творческого решения проблем и определить ваши конкрет-
ные потребности в обучении навыку. Выполнив упражнение, вы можете
определить свой уровень владения навыком по ключу, находящемуся в
Приложении, чтобы узнать, какая именно информация, подающаяся в этой
главе, наиболее важна для вас как для профессионала.
Шаг 2. После того как вы завершите чтение и выполните представ-
ленные в данной главе упражнения, вновь вернитесь к этому упражнению.
Еще раз оцените представленные здесь утверждения, записывая результа-
ты в правую колонку (повторная оценка). Определите свой прогресс по
ключу, данному в Приложении.
Шкала оценок:
Оценка
Предвари- Повтор-
тельная ная
Когда я сталкиваюсь с обычными проблемами:
_______
___
_______1. Я даю четкое и исчерпывающее определение сути
проблемы. Я не пытаюсь решать ее до тех пор, пока
мне не удастся определить ее.
_______
___
_______2. Я всегда нахожу несколько решений, не ограничи-
ваясь каким-то одним очевидным решением.
_______
___
_______3. Я исхожу как из краткосрочных, так и из долгосроч-
ных последствий принятия решения, выбирая вари-
ант решения.
_______
___
_______4. Я пытаюсь собрать как можно больше информации о
данной проблеме и только затем приступаю к ее ре-
1 – Полностью не согласен
2 – Не согласен
3 – Скорее не согласен
4 – Скорее согласен
5 – Согласен
6
– Полностью согласен