Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13487

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

246 

Упражнение  6.  Определение  уровня  толерантности  к  неопределен-

ности 

Вы  должны  выразить  степень  своего  согласия  или  несогласия  с  при-

веденными  ниже  утверждениями.  Вам  следует  заполнить  пустые  графы, 
руководствуясь  приведенной  ниже  шкалой  оценок.  Ключ  к  упражнению 
вы можете найти в Приложении. 

Шкала оценок: 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

_______1. Эксперт,  который не способен дать определенный ответ, веро-

ятнее всего, недостаточно компетентен. 

_______2. Мне хотелось бы пожить какое-то время в другой стране. 
_______3. Неразрешимых проблем не существует. 
_______4.  Люди,  руководствующиеся  в  своей  жизни  некой  программой, 

лишают себя едва ли не всех радостей жизни. 

_______5.  Хорошая  работа  —  это  такая,  когда  абсолютно  ясно,  что  и  как 

делать. 

_______6.  Биться  над  разрешением  сложной  проблемы  куда  интереснее, 

чем решать простые вопросы. 

_______7.  В  долговременной  перспективе  последовательное  разрешение 

ряда небольших, простых проблем обеспечивает большие  выго-
ды, чем решение больших и сложных проблем. 

_______8.  Зачастую  самыми  интересными  и  стимулирующими  деятель-

ность  людьми  оказываются  именно  те  люди,  которые  не  отли-
чаются оригинальностью. 

_______9.  То,  что  мы  уже  использовали,  всегда  предпочтительнее,  чем 

что-то неизвестное. 

______10.  Люди,  настаивающие  на  получении  однозначных  ответов  типа 

«да» или «нет», не знают всей сложности реальных вещей. 

______11. Человек,  ведущий размеренную жизнь,  в  которой нет места не-

ожиданностям, достоин всяческого уважения. 

______12.  Многие  из  наших  наиболее  важных  решений  вызываются  к 

жизни недостатком информации. 

______13. Мне больше нравятся такие вечеринки, где большинство  участ-

ников мне знакомы, чем те, где все или большинство людей мне 
совершенно незнакомы. 

1 – Категорически не согласен 
2 – Почти не согласен 
3 – Скорее не согласен 
4 – Неопределенное отношение 
5 – Скорее согласен 
6 – Почти согласен 

– Полностью согласен

 


background image

 

 

247 

______14.  Преподаватели или наставники, не предъявляющие к  учащимся 

жестких  требований,  не  сковывают  их  инициативы  и  проявле-
ния индивидуальности. 

______15.  Чем  раньше  мы  придем  к  общности  ценностей  и  идеалов,  тем 

лучше. 

______16. Хороший учитель тот, кто помогает вам выработать свой взгляд 

на вещи. 

 

Источник. Budner, S. (1982). «Intolerance of ambiguity as a personality variable» Journal of 
Personality, 30, 29-50. 

 
 

Упражнение  7.    Определение  основных  поведенческих  особенностей 

интерперсональных отношений – FIRO-B 

Для  каждого  из  нижеследующих  утверждений  вы  должны  подобрать 

наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, ответ. Номера ответов долж-
ны проставляться на левом поле. Закончив выполнение упражнения, обра-
титесь к ключу, находящемуся в Приложении. 

Шкала оценок: 

 

 

 

 

 

 

 

______1. Я стараюсь быть на людях. 
______2. Я позволяю людям принимать самостоятельные решения. 
______3. Я присоединяюсь к определенным социальным группам. 
______4. Я стараюсь налаживать с людьми тесные взаимоотношения. 
______5. По возможности, я стараюсь вступать в социальные организации. 
______6. Я позволяю другим влиять на мои действия. 
______7.  Я  стараюсь  принимать  участие  в  неформальной  общест-

венной деятельности. 

______8.  Я  стараюсь,  чтобы  мои  отношения  с  людьми  носили  тес-

ный, близкий характер. 

______9. Составляя свои планы, я стараюсь включить туда других людей. 
_____10.  Я  позволяю  другим  людям  осуществлять  контроль  над  моими 

действиями. 

_____11. Я стараюсь окружить себя людьми. 
_____12. Я стараюсь установить с людьми тесные и близкие отношения. 
_____13.  Я  пытаюсь  присоединиться  к  тем,  кто  участвует  в  некой 

1 – Обычно 
2 – Часто 
3 – Иногда 
4 – От случая к случаю 
5 – Изредка 

– Никогда

 


background image

 

 

248 

коллективной деятельности. 

_____14. Я охотно следую за другими. 
_____15. Я стараюсь избегать одиночества. 
_____16. Я стараюсь участвовать в групповой деятельности. 

 
Для каждого из представленных ниже утверждений выберите один из 

ответов. 

Шкала оценок: 

 

 

 

 

 

_____17. Я стараюсь вести себя дружелюбно по отношению к другим. 
_____18. Я позволяю другим людям принимать самостоятельные решения. 
_____19. Мои отношения с людьми отмечены  холодностью и со-

блюдением дистанции. 

_____20. Я позволяю другим людям брать инициативу в свои руки. 
_____21. Я стараюсь наладить тесные отношения с другими людьми. 
_____22.  Я  позволяю  другим  оказывать  серьезное  влияние  на  мои  дейст-

вия. 

_____23. Я стараюсь вступать с людьми в тесные и близкие отношения. 
_____24. Я позволяю другим осуществлять контроль над моими действиями.  
_____25.  Общаясь  с  людьми,  я  стараюсь  держать  определенную  дистан-

цию. 

_____26. Я легко следую за другими. 
_____27.  Я  стараюсь,  чтобы  мои  отношения  с  другими  людьми  носили 

тесный личный характер. 

_____28. Мне нравятся люди, которые стимулируют меня к действиям. 
_____29. Мне нравятся, когда другие люди вступают со мной в тесные от-

ношения. 

_____30.  Я  пытаюсь  оказывать  определяющее  влияние  на  поведение  дру-

гих людей. 

_____31.  Мне  нравится,  когда  другие  люди  стимулируют  меня,  чтобы  я 

принял участие в их деятельности. 

_____32. Мне нравятся люди, расположенные ко мне. 
_____33. Общаясь с другими людьми, я пытаюсь взять инициативу  в свои 

руки. 

_____34. Мне нравятся люди, вовлекающие меня в свою деятельность. 
_____35. Мне нравятся люди, которые стараются держать при общении со 

мной дистанцию и проявляют холодность. 

1 – Большинство людей 
2 – Многие люди 
3 – Некоторые люди 
4 – Несколько человек 
5 – Один или два человека 
6 – Никто 


background image

 

 

249 

_____36. Я стараюсь настоять на своем. 
_____37. Мне нравятся люди, которые приглашают меня принять участие в 

дискуссии. 

_____38. Мне нравятся люди, проявляющие дружеские чувства ко мне. 
_____39.  Мне  нравятся  люди,  которые  предлагают  мне  принять  участие  в 

их деятельности. 

_____40.  Мне  нравятся  люди,  которые  держат  при  общении  со  мной  дис-

танцию. 

Шкала оценок 
 
 
 
 
 
 
 
 

_____41. При общении с людьми я пытаюсь брать на себя роль лидера. 
_____42. Мне нравятся люди, которые приглашают меня принять участие в 

каком-либо деле. 

_____43. Мне нравятся люди, которые стремятся к тесным отношениям со 

мной. 

_____44.  Я  пытаюсь  заставить  людей  делать  именно  то,  что  они,  на  мой 

взгляд, должны делать. 

_____45. Мне нравятся люди, которые приглашают меня принять участие в 

их деятельности. 

_____46.  Мне  нравятся  люди,  которые  соблюдают  при  общении  со  мной 

дистанцию и проявляют холодность. 

_____47. Я стараюсь влиять на действия других людей. 
_____48. Мне нравится принимать участие в делах других людей. 
_____49. Мне нравится, когда люди вступают со мной в тесные, дружеские 

отношения. 

_____50.  Общаясь  с  другими  людьми,  я  стараюсь  взять  на  себя  руково-

дство происходящим. 

_____51.  Мне  нравится,  когда  другие  люди  предлагают  мне  принять  уча-

стие в их деятельности. 

_____52. Мне нравится, когда люди при общении со мной держат дистан-

цию. 

_____53.  Я  пытаюсь  заставить  других  людей  поступать  так,  как  я  считаю 

нужным. 

_____54. В обществе других людей я беру инициативу на себя. 

Источник.  Schutz,  W.  С.  (1958).  FIRO:  A  three-dimensional  theory  of  interpersonal 

behavior. New York: Holt, Reinhart & Winston. 

1 – Обычно 
2 – Часто 
3 – Иногда 
4 – От случая к случаю 
5 – Изредка 
6 – Никогда 


background image

 

 

250 

Упражнение 8.  Диагностические исследования способности решать 

проблемы творчески. Решение проблем, творчество и инновационность. 

Шаг  1.  Прежде  чем  вы  приступите  к  прочтению  материала  данной 

главы,  оцените  соответствующим  образом  приведенные  здесь  утвержде-
ния,  согласно  приводимой  ниже  шкале  (предварительная  оценка).  Ответы 
должны  отражать  ваши  реальные  установки  и  поведение,  а  не  желаемые. 
Будьте честны. Это упражнение поможет оценить ваш уровень компетент-
ности  в  сфере  творческого  решения  проблем  и  определить  ваши  конкрет-
ные  потребности  в  обучении  навыку.  Выполнив  упражнение,  вы  можете 
определить  свой  уровень  владения  навыком  по  ключу,  находящемуся  в 
Приложении, чтобы узнать, какая именно информация, подающаяся в этой 
главе, наиболее важна для вас как для профессионала. 

Шаг  2.  После  того  как  вы  завершите  чтение  и  выполните  представ-

ленные в данной главе упражнения, вновь вернитесь к этому упражнению. 
Еще  раз  оцените  представленные  здесь  утверждения,  записывая  результа-
ты  в  правую  колонку  (повторная  оценка).  Определите  свой  прогресс  по 
ключу, данному в Приложении. 

Шкала оценок: 
 

 

 

 

 

 

 

Оценка 

Предвари-      Повтор- 
тельная           ная 

 

Когда я сталкиваюсь  с обычными проблемами: 

_______

___

_______1.  Я  даю  четкое  и  исчерпывающее  определение  сути 

проблемы. Я не пытаюсь решать ее до тех пор, пока 
мне не удастся определить ее. 

_______

___

_______2.  Я  всегда  нахожу  несколько  решений,  не  ограничи-

ваясь каким-то одним очевидным решением. 

_______

___

_______3. Я исхожу как из краткосрочных, так и из долгосроч-

ных  последствий  принятия  решения,  выбирая  вари-
ант решения. 

_______

___

_______4. Я пытаюсь собрать как можно больше информации о 

данной проблеме и только затем приступаю к ее ре-

1 – Полностью не согласен 
2  – Не согласен 
3  – Скорее не согласен 
4  – Скорее согласен 
5  – Согласен 

 – Полностью согласен