ВУЗ: Днепропетровская государственная финансовая академия
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2019
Просмотров: 13483
Скачиваний: 50
251
шению.
_______
___
_______5. Процесс решения проблемы заключается для меня в
нескольких вполне определенных стадиях: я опреде-
ляю суть проблемы прежде, чем предлагать различ-
ные варианты ее решения; я нахожу ряд альтер-
нативных решений и только после этого останавли-
ваюсь на одном из них.
Когда я сталкиваюсь с неопределенными и сложными проблемами,
не имеющими простых решений:
_______
___
_______6. Я пытаюсь дать сразу несколько определений данной
проблемы. Я не ограничиваю себя лишь одним ее оп-
ределением.
_______
___
_______7. Я пытаюсь быть гибким в поиске подходов к реше-
нию проблемы, пытаясь использовать не какой-то
один метод, а несколько альтернативных способов
решения проблемы.
_______
___
_______8. Я пытаюсь выявлять основополагающие связи между
элементами проблемы, и это позволяет мне раскрыть
основные измерения и принципы, что облегчает ее
понимание.
_______
___
_______9. Я пытаюсь стимулировать свое мышление, задавая
различные вопросы о природе проблемы, и лишь за-
тем перехожу к рассмотрению возможных вариантов
ее решения.
_______
___
_______10. Я пытаюсь обдумывать проблему, используя как левое
(отвечающее за логическое мышление), так и правое
(отвечающее за интуицию) полушария мозга.
_______
___
_______11. Для лучшего понимания проблемы и нахождения ее
альтернативных решений я прибегаю к использова-
нию аналогий и метафор.
_______
___
_______12. Порою я изменяю первичное определение проблемы
на прямо противоположное, чтобы понять, не являет-
ся ли истинным и оно.
_______
___
_______13. Я не рассматриваю преимуществ того или иного ре-
шения до тех пор, пока не составлю список всех воз-
можных решений. То есть, я избегаю выбирать реше-
ние, пока не разработаю несколько возможных вари-
антов.
_______
___
_______14. Я привык разбивать стоящую передо мной пробле-
му на отдельные компоненты и анализировать их раз-
дельно.
_______
___
_______15. Я использую особые методы для поиска творческо-
го и инновационного решения проблем.
252
Когда я пытаюсь стимулировать творчество и инновационность
своих коллег или подчиненных, с которыми мне приходится работать:
_______
___
_______16. Я пытаюсь организовать их работу так, чтобы у них
была возможность работать над своими идеями за
рамками их обычных плановых заданий.
_______
___
_______17. Я уверен, что в ситуации решения сложной пробле-
мы должен быть представлен или проявлен дивер-
гентный (всесторонний) подход.
_______
___
_______18. Порой я подбадриваю людей для того, чтобы они
отыскивали новые пути решения проблем.
_______
___
_______19. Я стараюсь получать информацию и от лиц, не вхо-
дящих в группу, занимающуюся решением данной
проблемы, но так или иначе связанных как с ней, так
с ее решением, желая ознакомиться с их позициями и
ожиданиями.
_______
___
_______20. Порой при обсуждении решения проблемы я прибе-
гаю к помощи посторонних лиц (например, потреби-
телей или признанных экспертов).
_______
___
_______21. Я стараюсь отдать должное не только авторам луч-
ших идей («чемпионам идей»), но и тем, кто поддер-
живает других (приверженцам) и предоставляет ре-
сурсы, необходимые для их воплощения (оркестран-
там-исполнителям).
_______
___
_______22. Я поддерживаю нарушение признанных правил, ес-
ли нахожусь в поиске творческого решения.
Упражнение 9. Насколько вы творческий человек?
Насколько велик ваш творческий потенциал? Следующий тест помо-
жет вам определить ваши индивидуальные наклонности, установки, цен-
ности, мотивации и интересы, так или иначе связанные с творчеством. В
основе теста лежат продолжавшиеся в течение нескольких лет исследова-
ния атрибутов (качеств), свойственных мужчинам и женщинам разных
форм деятельности и профессий, которые думают и действуют творчески.
Каждому утверждению вы должны поставить в соответствие одну из
трех букв:
А – Согласен
В – Не знаю
С – Не согласен
253
Ваши оценки должны быть предельно искренними. Не пытайтесь га-
дать, как ответила бы на тот или иной вопрос творческая личность. Ключ
и интерпретация полученных результатов находятся в Приложении.
______1. Я всегда работаю над решением проблемы, будучи уверенным в
правильности используемых мною процедур.
______2. Если я не надеюсь услышать ответ, я не трачу времени на вопросы.
______3. Я сосредотачиваюсь, прежде всего, на том, что интересует именно
меня, а не других людей.
______4. Я считаю, что наилучшим средством решения проблемы является
использование основанного на логике пошагового метода.
______5. Работая в условиях группы, я могу выражать мнение, не совпа-
дающее с мнением большинства ее участников.
______6. Я трачу много времени на размышления о том, что думают обо
мне другие люди.
______7. Для меня важнее сделать то, что я считаю правильным, чем убе-
дить в
этом других.
______8. Я не уважаю людей, не имеющих четкой позиции.
______9. Больше, чем другие люди, я люблю заниматься интересными и за-
хватывающими вещами.
______10. Я умею контролировать свои внутренние импульсы.
______11.Я способен усердно работать над трудными проблемами дли-
тельное время.
______12. Порой я преисполнен излишнего энтузиазма.
______13. Часто лучшие идеи приходят мне в голову во время «ничегоне-
делания».
______14. Занимаясь поисками решения проблемы, я полагаюсь на интуи-
цию и исхожу из субъективного ощущения «правильного» и
«неправильного».
______15. Решая проблему, я быстрее работаю на стадии анализа и мед-
леннее на стадии синтезирования информации, которую я со-
брал.
______16. Я иногда отбрасываю правила и поступаю так, как не собирался.
______17. Я предпочитаю хобби, связанное с коллекционированием неких
предметов.
______18. Некоторые из наиболее важных моих проектов вызваны к жизни
моей склонностью к мечтательности.
______19. Мне нравятся объективные и рациональные люди.
______20. Если бы мне предложили изменить профессию, я скорее стал бы
врачом, а не исследователем.
254
______21. Мне легче ладить с представителями того же социального и де-
лового сословия, к которому принадлежу я сам.
______22. Я обладаю хорошо развитым эстетическим вкусом.
______23. Я стремлюсь к обретению высокого социального статуса и ре-
альной власти.
______24. Мне нравятся уверенные люди.
______25. Вдохновение не имеет никакого отношения к умению успешно
решать проблемы.
______26. В споре с другим человеком я могу отказаться от своей позиции,
чтобы сохранить с ним дружеские отношения, даже если при-
дется принести в жертву свою точку зрения.
______27. Мне интереснее размышлять над новой идеей, чем пытаться до-
нести ее до других людей.
______28. Я люблю оставаться в одиночестве весь день, предаваясь раз-
мышлениям.
______29. Я стараюсь избегать ситуаций, в которых я чувствую себя под-
чиненным.
______30. При оценке информации источник ее важнее, чем суть.
______31. Неопределенные и непредсказуемые вещи вызывают у меня воз-
мущение.
______32. Мне нравятся люди, руководствующиеся принципом «дело пре-
выше удовольствия».
______33. Самоуважение важнее, чем уважение со стороны других.
______34. Люди, стремящиеся добиться совершенства, представляются
мне неблагоразумными.
______35. Я предпочитаю работать с другими в команде, чем в одиночку.
______36. Мне нравится работа, когда я должен влиять на других.
______37. Многие проблемы, с которыми мне приходится сталкиваться в
жизни, не могут быть определены как «правильные» и «непра-
вильные» решения.
______38. Для меня важно, чтобы у меня находилось место для всего, и
чтобы все находилось на своем месте.
______39. Писатели, употребляющие редкие и необычные слова, просто
пускают пыль в глаза.
______40. Ниже представлен список прилагательных, которые могут ис-
пользоваться для описания того или иного человека. Выберите
10 качеств, наиболее характерных для вас.
255
энергичный
стильный
оригинальный
изобретательный
строгий
непринужденный
трезвый
закрытый
уравновешенный
бдительный
неэмоциональный
динамичный
отважный
отзывчивый
основательный
реалистичный
рассеянный
привлекательный
владеющий даром убеждения
самоуверенный
осторожный
эгоистичный
предсказуемый
преданный
открытый
полный энтузиазма
восприимчивый
любознательный
ясно мыслящий
требовательный к себе
эффективный
проворный
импульсивный
скромный
гибкий
неугомонный
наблюдательный
стойкий
верный своим привычкам
независимый
официальный
дальновидный
тактичный
инновационный
практичный
организованный
разумный
холеный
полезный
добродушный
решительный
вовлеченный в дела
общительный
застенчивый
Источник. Raudsepp, E. (1981). How creative are you? New York: Perigee Books/G.P.
Putnam's Sons. Copyright ° 1981 by Eugene Raudsepp. Reprinted with the permission of the
author, c/o Dominick Abei Literary Agency, Inc.
Упражнение 10. Шкала определения установки на инновации
Отметьте степень соответствия каждого из приведенных ниже утвер-
ждений вашему реальному поведению или вашим намерениям (в данном
случае речь идет о работе). То есть опишите, каков вы или каким намере-
ваетесь быть на работе. Используйте следующую шкалу оценок:
5 – Верно практически всегда
4 – Часто это верно
3 – Не характерно для меня
2 – В редких случаях
1 – Практически никогда