Файл: Комарова К.В. и др. Лидерство Учебное пособие 2008.pdf

Добавлен: 05.02.2019

Просмотров: 13483

Скачиваний: 50

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

251 

шению. 

_______

___

_______5. Процесс решения проблемы заключается для меня в 

нескольких вполне определенных стадиях: я опреде-
ляю  суть  проблемы  прежде,  чем  предлагать  различ-
ные  варианты  ее  решения;  я  нахожу  ряд  альтер-
нативных  решений  и  только  после  этого  останавли-
ваюсь на одном из них. 

Когда я сталкиваюсь с неопределенными и сложными  проблемами, 

не имеющими простых решений: 

_______

___

_______6.  Я пытаюсь дать сразу несколько определений данной 

проблемы. Я не ограничиваю себя лишь одним ее оп-
ределением. 

 

_______

___

_______7.  Я  пытаюсь  быть  гибким  в  поиске  подходов  к  реше-

нию  проблемы,  пытаясь  использовать  не  какой-то 
один  метод,  а  несколько  альтернативных  способов 
решения проблемы. 

 

_______

___

_______8.  Я пытаюсь выявлять основополагающие связи между 

элементами проблемы, и это позволяет мне раскрыть 
основные  измерения  и  принципы,  что  облегчает  ее 
понимание. 

 

_______

___

_______9.  Я  пытаюсь  стимулировать  свое  мышление,  задавая 

различные  вопросы  о  природе  проблемы,  и  лишь  за-
тем перехожу к рассмотрению  возможных  вариантов 
ее решения. 

_______

___

_______10. Я пытаюсь обдумывать проблему, используя как левое 

(отвечающее  за    логическое  мышление),  так  и  правое  
(отвечающее за интуицию) полушария мозга. 

_______

___

_______11. Для лучшего понимания проблемы и нахождения ее 

альтернативных  решений  я  прибегаю  к  использова-
нию аналогий и метафор. 

_______

___

_______12. Порою я изменяю первичное определение проблемы 

на прямо противоположное, чтобы понять, не являет-
ся ли истинным и оно. 

_______

___

_______13. Я не рассматриваю преимуществ того или иного ре-

шения до тех пор, пока не составлю список всех воз-
можных решений. То есть, я избегаю выбирать реше-
ние, пока не разработаю несколько возможных  вари-
антов.   

_______

___

_______14.  Я  привык  разбивать  стоящую  передо  мной  пробле-

му на отдельные компоненты и анализировать их раз-
дельно. 

 

_______

___

_______15.  Я использую особые методы для поиска творческо-

го и инновационного решения проблем. 


background image

 

 

252 

Когда  я  пытаюсь  стимулировать  творчество  и  инновационность 

своих коллег или подчиненных, с которыми мне приходится работать: 

_______

___

_______16. Я пытаюсь организовать их работу так, чтобы у них 

была  возможность  работать  над  своими  идеями  за 
рамками их обычных плановых заданий. 

_______

___

_______17.  Я  уверен,  что  в  ситуации  решения  сложной  пробле-

мы  должен  быть  представлен  или  проявлен  дивер-
гентный (всесторонний) подход. 

_______

___

_______18.  Порой  я  подбадриваю  людей  для  того,  чтобы  они 

отыскивали новые пути решения проблем. 

_______

___

_______19. Я стараюсь получать информацию и от лиц, не вхо-

дящих  в  группу,  занимающуюся  решением  данной 
проблемы, но так или иначе связанных как с ней, так 
с ее решением, желая ознакомиться с их позициями и 
ожиданиями. 

_______

___

_______20. Порой при обсуждении решения проблемы я прибе-

гаю к помощи посторонних лиц (например, потреби-
телей или признанных экспертов). 

_______

___

_______21.  Я  стараюсь  отдать  должное  не  только  авторам  луч-

ших идей («чемпионам идей»), но и тем, кто поддер-
живает  других  (приверженцам)  и  предоставляет  ре-
сурсы,  необходимые  для  их  воплощения  (оркестран-
там-исполнителям). 

_______

___

_______22. Я поддерживаю нарушение признанных правил, ес-

ли нахожусь в поиске творческого решения. 

 
 
Упражнение 9.  Насколько вы творческий человек? 

Насколько  велик  ваш  творческий  потенциал?  Следующий  тест  помо-

жет  вам  определить  ваши  индивидуальные  наклонности,  установки,  цен-
ности,  мотивации  и  интересы,  так  или  иначе  связанные  с  творчеством.  В 
основе  теста  лежат  продолжавшиеся  в  течение  нескольких  лет  исследова-
ния  атрибутов  (качеств),  свойственных  мужчинам  и  женщинам  разных 
форм деятельности и профессий, которые думают и действуют творчески. 

Каждому утверждению вы должны поставить в соответствие одну из 

трех букв: 

 

 

 

 

 

А – Согласен 
В – Не знаю 
С – Не согласен

 


background image

 

 

253 

 
Ваши оценки должны быть предельно искренними. Не пытайтесь га-

дать, как ответила бы на тот или иной вопрос творческая личность. Ключ 
и интерпретация полученных результатов находятся в Приложении. 

______1. Я всегда работаю над решением проблемы, будучи уверенным в 

правильности используемых мною процедур. 

______2. Если я не надеюсь услышать ответ, я не трачу времени на вопросы. 
______3. Я сосредотачиваюсь, прежде всего, на том, что интересует именно 

меня, а не других людей. 

______4. Я считаю, что наилучшим средством решения проблемы является 

использование основанного на логике пошагового метода. 

______5.  Работая  в  условиях  группы,  я  могу  выражать  мнение,  не  совпа-

дающее с мнением большинства ее участников. 

______6.  Я  трачу  много  времени  на  размышления  о  том,  что  думают  обо 

мне другие люди. 

______7.  Для  меня  важнее  сделать  то,  что  я  считаю  правильным,  чем  убе-

дить в 
этом других. 

______8. Я не уважаю людей, не имеющих четкой позиции. 
______9. Больше, чем другие люди, я люблю заниматься интересными и за-

хватывающими вещами. 

______10. Я умею контролировать свои внутренние импульсы. 
______11.Я  способен  усердно  работать  над  трудными  проблемами  дли-

тельное время.  

______12. Порой я преисполнен излишнего энтузиазма. 
______13. Часто лучшие идеи приходят мне в голову  во время  «ничегоне-

делания». 

______14. Занимаясь поисками решения проблемы, я полагаюсь на интуи-

цию  и  исхожу  из  субъективного  ощущения  «правильного»  и 
«неправильного». 

______15.  Решая  проблему,  я  быстрее  работаю  на  стадии  анализа  и  мед-

леннее  на  стадии  синтезирования  информации,  которую  я  со-
брал. 

______16. Я иногда отбрасываю правила и поступаю так, как не собирался. 
______17. Я предпочитаю хобби, связанное с коллекционированием неких 

предметов. 

______18. Некоторые из наиболее важных моих проектов вызваны к жизни 

моей склонностью к мечтательности. 

______19. Мне нравятся объективные и рациональные люди. 
______20. Если бы мне предложили изменить профессию, я скорее стал бы 

врачом, а не исследователем. 


background image

 

 

254 

______21. Мне легче ладить с представителями того же социального и де-

лового сословия, к которому принадлежу я сам. 

______22. Я обладаю хорошо развитым эстетическим вкусом. 
______23.  Я  стремлюсь  к  обретению  высокого  социального  статуса  и  ре-

альной власти. 

______24. Мне нравятся уверенные люди. 
______25.  Вдохновение  не  имеет  никакого  отношения  к  умению  успешно 

решать проблемы. 

______26. В споре с другим человеком я могу отказаться от своей позиции, 

чтобы  сохранить  с  ним  дружеские  отношения,  даже  если  при-
дется принести в жертву свою точку зрения. 

______27. Мне интереснее размышлять над новой идеей, чем пытаться до-

нести ее до других людей. 

______28.  Я  люблю  оставаться  в  одиночестве  весь  день,  предаваясь  раз-

мышлениям. 

______29.  Я  стараюсь  избегать  ситуаций,  в  которых  я  чувствую  себя  под-

чиненным. 

______30. При оценке информации источник ее важнее, чем суть. 
______31. Неопределенные и непредсказуемые вещи вызывают у меня воз-

мущение. 

______32. Мне нравятся люди, руководствующиеся принципом «дело пре-

выше удовольствия». 

______33. Самоуважение важнее, чем уважение со стороны других. 
______34.  Люди,  стремящиеся  добиться  совершенства,  представляются 

мне неблагоразумными. 

______35. Я предпочитаю работать с другими в команде, чем в одиночку.  
______36. Мне нравится работа, когда я должен влиять на других. 
______37.  Многие  проблемы,  с  которыми  мне  приходится  сталкиваться  в 

жизни,  не  могут  быть  определены  как  «правильные»  и  «непра-
вильные» решения. 

______38.  Для  меня  важно,  чтобы  у  меня  находилось  место  для  всего,  и 

чтобы все находилось на своем месте. 

______39.  Писатели,  употребляющие  редкие  и  необычные  слова,  просто 

пускают пыль в глаза. 

______40.  Ниже  представлен  список  прилагательных,  которые  могут  ис-

пользоваться  для  описания  того  или  иного  человека.  Выберите 
10 качеств, наиболее характерных для вас. 

 


background image

 

 

255 

энергичный 
стильный 

оригинальный 
изобретательный 

строгий 

непринужденный 

трезвый 

закрытый 

уравновешенный 

бдительный 

неэмоциональный 

динамичный 

отважный 
отзывчивый 

основательный 
реалистичный 

рассеянный 

привлекательный 
 

владеющий даром убеждения 
самоуверенный 

осторожный 
эгоистичный 

предсказуемый 

преданный 
открытый 

полный энтузиазма 
восприимчивый 

любознательный 

ясно мыслящий 

требовательный к себе 

эффективный 
проворный 

импульсивный 

скромный 

гибкий 

неугомонный 
 

наблюдательный 

стойкий 

верный своим привычкам 
независимый 

официальный 

дальновидный 
тактичный 

инновационный 
практичный 

организованный 

разумный 
холеный 

полезный 

добродушный 

решительный 
вовлеченный в дела 

общительный 

застенчивый 
 

Источник.  Raudsepp,  E.  (1981).  How  creative  are  you?  New  York:  Perigee  Books/G.P. 
Putnam's Sons. Copyright ° 1981  by Eugene  Raudsepp. Reprinted with the permission of the 
author, c/o Dominick Abei Literary Agency,  Inc. 

 
 

Упражнение 10.  Шкала определения установки на инновации 

Отметьте  степень  соответствия  каждого  из  приведенных  ниже  утвер-

ждений  вашему  реальному  поведению  или  вашим  намерениям  (в  данном 
случае речь идет  о работе). То есть опишите, каков  вы или  каким намере-
ваетесь быть на работе. Используйте следующую шкалу оценок: 

 

 

 

 

 

5 – Верно практически всегда 
4 – Часто это верно 
3 – Не характерно для меня 
2 – В редких случаях 
1 – Практически никогда