Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Московской области
ГОУ ВПО «Московский государственный областной
социально-гуманитарный институт»
Кафедра психологии
Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» -050100.62
составитель: Р. В. Ершова
КОЛОМНА
2011
УДК 15 (075.8) Рекомендовано к изданию редакционно- ББК 88.3я73 издательским советом ГОУ ВПО
Е80 «Московский государственный
областной социально-гуманитарный институт»
Ершова Р.В.
Е 80 Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию: учебно- методический комплекс /Р.В. Ершова – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2011 - 115с.
Учебно-методический комплекс включает в себя тематический план курса «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» для студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование», в котором представлены подробное содержание лекционных занятий и перечень основных понятий по теме; а также практикум по темам курса с вопросами для подготовки, заданиями по теоретическим основам и исследовательским материалом для самоанализа и саморазвития, задания для самостоятельной работы студентов. В УМК также включены задания для творческой самостоятельной работы студентов, тематика рефератов и контрольных работ по курсу, тесты для самопроверки, перечень контрольных вопросов, даны критерии оценки качества выступления студента на практическом занятии, описание системы рейтинговой оценки качества знаний, представлены правила работы над аннотацией по книге психологического содержания, список основной и дополнительной литературы по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию».
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся на факультетах педагогической специализации всех форм обучения, преподавателей психологии, а также всех, кто интересуется вопросами психологии.
УДК 15 (075.8)
ББК 88.3я73
© Ершова Р. В., 2011
© ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011
Место курса в профессиональной подготовке бакалавра
«Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» является разделом курса «Психология», являющегося общепрофессиональной дисциплиной и занимает важное место в системе подготовки специалистов педагогических специальностей. Становление базовой профессиональной компетентности бакалавра предполагает формирование целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности, развитие способности к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию. «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» предполагает знакомство слушателей с основополагающими представлениями о предмете, методах и задачах психологии, ее месте среди других наук о человеке, о ее базовых категориях и понятиях, о ее ключевых проблемах и путях их решения. Особое внимание уделяется темам, связанным с проблематикой психологии личности и деятельности: определению понятий личности и деятельности, индивидуально-психологическим, познавательным характеристикам личности, психологическим аспектам человеческого поведения.
Цель курса — становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности, развитие способности слушателей к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию.
Задачи курса:
-
знакомство с проблематикой психологической науки; -
формирование системы знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности; -
создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии человека в процессе его развития, обучения, социального взаимодействия; -
формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека; -
развитие рефлексии в отношении собственного «Я» и помощь в становлении на этой основе позитивного самоотношения как необходимого условия саморазвития; -
формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.
Ожидаемые результаты освоения учебного курса:
В результате освоения учебного курса бакалавр должен демонстрировать следующие знания:
-
теоретических основ и понятийного аппарата психологической науки как необходимой базы для изучения других разделов, включенных в программу курса «Психология»; -
ключевых принципов и основных психологических подходов; -
психологических феноменов, категорий, методов изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики; -
способов личностного и профессионального самопознания и саморазвития.
Умения:
-
использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизни и деятельности людей и решения задач профессиональной педагогической деятельности и саморазвития; -
применять разнообразные методы изучения психологических феноменов в профессиональной деятельности; -
понимать причины собственных достижений и проблем, находить оптимальные пути решения этих проблем; -
адекватно оценивать свои возможности и в случае несоответствия между ними, находить пути изменения (коррекции) себя, выбираемых маршрутов образования и перспектив роста; -
проектировать и реализовыватьсобственную программу профессионально-личностного роста.
В соответствии с целями освоения учебного курса «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» и задачами профессиональной деятельности бакалавр должен овладеть следующими компетенциями, проверяемыми в ходе итоговой аттестации по дисциплине «Психология»:
-
Способен использовать систематизированные теоретические и практические психолого-педагогические знания для решения профессиональных задач (ОПК-2): способен к применению знаний о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики для самоанализа и проектирования саморазвития. -
Способен применять современные методы диагностики достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3): способен проводить психолого-педагогическую диагностику уровня развития познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер, способностей, характера, темперамента с целью гармонизации психического функционирования человека.
Компетенциями, способствующими формированию заявленных компетенций по дисциплине «Психология» в процессе усвоения курса:
-
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1). -
Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9): способен к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач к оформлению рефератов, рецензий, аналитических обзоров и пр. -
Способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4): владеет навыками анализа своей деятельности и умением применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
-
Соответствие содержания учебного курса заявленным целям и задачам. -
Представленность в содержании взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения. -
Междисциплинарность, проявляющаяся в ориентации на интеграцию знаний в сфере человекознания (психология, педагогика, философия, культурология, этика, социология). -
Опора на развитие самостоятельности студентов в использовании разных подходов, направлений психологической науки, в овладении навыками психологического анализа педагогических ситуаций и самоанализа, активными технологиями обучения и развития в профессиональной деятельности.
Междисциплинарные связи учебного курса
Учебный курс «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» предполагает междисциплинарные связи с философией, культурологией, педагогикой, социологией, а также с другими общепрофессиональными дисциплинами – «Педагогическая социальная психология», «Психология развития человека в образовании», «Психологические проблемы в педагогической деятельности и возможности их разрешения». Таким образом, он является одним из курсов общепрофессионального блока основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра педагогики.
Организационно-методические данные учебного курса
Объем учебного курса и виды учебной работы
№№ п/п | Вид учебной работы | Всего часов |
1 | Общая трудоемкость цикла | 72 |
2 | Аудиторные занятия, в том числе: | 36 |
2.1 | Лекции | 20 |
2.2 | Практические занятия | 16 |
3 | Самостоятельная работа | 36 |
4 | Вид итогового контроля | зачет |
Образовательные технологии, используемые в процессе преподавания учебного курса
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО п. 7.1.3. реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Лекции должны носить проблемный характер. В этом случае процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует познавательную, мыслительную активность обучаемых.
Принципиально важным для изучения данного учебного курса является его практическая направленность, поэтому часть ее представлена как практикум, программа которого предусматривает как рассмотрение сущности некоторых психологических понятий и явлений, так и практическое решение вопросов, связанных с самопознанием и саморазвитием. При этом некоторые теоретические вопросы предполагается рассматривать в рамках практических занятий, так как в этой дисциплине они являются также средством для осознания, понимания и интерпретации практических процедур. Форма включения теоретических знаний может быть различной: и мини-лекция, и интерпретация наблюдаемого психического явления, и объяснение. На каждом занятии студент проводит практическую работу по изучению своих возможностей и особенностей.
Кроме того, на практических занятиях уместно использовать дискуссии и игровые методы организации процессов понимания.
Безусловно, полезными являются также тренинги (или их элементы) − короткие объяснения идей с отработкой приемов при выполнении учебных заданий.
Текущая и итоговая аттестация качества усвоения знаний
Проверка качества усвоения лекционного материала и самостоятельно изучаемых студентами научных монографий, статей и учебных пособий проводится с использованием рейтинговой системы оценивания в различной форме:
-
устные выступления на практических занятиях; -
письменные работы; -
выполнение тестовых заданий; -
самодиагностика, самоанализ и самонаблюдение; -
психологическая интерпретация поведения и деятельности человека; -
планы личностного роста и их обоснование.