Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии

Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Тема 4. Темперамент и характер

Тема 5. Способности

Тема 6. Потребности, мотивы, ценности

Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие

Тема 8. Внимание и память

Тема 9. Мышление, воображение, речь

Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции

Тема 11. Деятельность, ее структура

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Практикум №1. Методы психологии

Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения

Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания

Практикум №5. Способности и их развитие

Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности

Практикум №7. Исследование внимания и памяти

Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь

Практикум №9. Ощущения и восприятие

Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции

Практикум №13.Подведение итогов работы по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Тестовые задания для самопроверки

Темы рефератов по курсу «Общая психология»

Контрольные задания по курсу

Типовые задания для самостоятельной работы:

Темы для самостоятельной работы:

Творческие задания для самостоятельной работы

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Рекомендации по написанию эссе


Обработка результатов

Цель обработки результатов – получить индексы восьми характерологических тенденций и на их основе высчитать показатели двух основных тенденций: "Доминирование" и "Дружелюбие". Результаты исследования по методикам самооценки и взаимооценки обрабатываются по одному и тому же принципу: сначала подсчитывают в баллах индексы по каждой тенденции с помощью нижеприведенного ключа и результаты заносятся в таблицу, а потом по специальной формуле определяют показатели доминирования и дружелюбия.

Формулы для подсчета показателей основных тенденций составляются из величин восьми характерологических тенденций, обозначенных римскими цифрами.

Доминирование = I – V + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = VII – III + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Ключ

Номера
тенденций

Номера перечня черт

I.

3, 10, 11, 19, 20, 22, 24, 30, 33, 40, 50, 64, 83, 86, 105, 113

II.

2, 12, 16, 28, 32, 47, 56, 69, 72, 74, 78, 79, 93, 104, 118, 123

III.

5, 15, 17, 37, 52, 53, 54, 63, 66, 99, 106, 108, 115, 116, 120, 128

IV.

4, 6, 34, 35, 38, 51, 57, 59, 60, 62, 88, 89, 90, 114, 119, 122

V.

18, 27, 41, 44, 45, 48, 61, 65, 77, 96 100, 101, 112, 117, 125, 127

VI.

9, 7, 8, 14, 25, 31, 39, 58, 75, 82, 85 87, 95, 110, 111, 121

VII.

1, 36, 43, 55, 68, 71, 73, 76, 81, 84, 94, 97, 102, 107, 109, 124

VIII.

13, 21, 23, 26, 29, 42, 46, 49, 67, 70 80, 91, 92, 98, 103, 126

Анализ результатов

Вначале анализируются показатели каждой из восьми характерологических тенденций, устанавливаются наиболее и наименее выраженные тенденции в характере испытуемого по методике самооценки и взаимооценки. Минимальное значение тенденции – 0, а максимальное -16.

Каждая характерологическая тенденция имеет три ступени выраженности. Эти степени приведены в расшифровке последовательно и подчеркнуты. Первая степень при величинах индексов от 1 до 5 баллов представляет собой адаптивный вариант проявляющейся черты характера по отношению к другим людям. Вторая степень – промежуточный вариант при баллах от 6 до 10. Третья степень, если индекс более 10 баллов, – свидетельство дезадаптивности тенденции характера. В целом можно считать, что чем больше величина индекса, тем значимее соответствующая характерологическая тенденция.

Номера тенденций расшифровываются следующим образом.


Первая тенденция (I) – доминантность – властность – деспотичность – отражает лидерские данные, стремление к доминированию, независимости, способности брать на себя ответственность.

Вторая тенденция (II)уверенность в себе – самоуверенность – самовлюбленность – отражает уверенность в себе, независимость, деловитость, в крайнем проявлении – эгоистичность и черствость.

Третья тенденция (III)требовательность – непримиримость – жестокость – позволяет оценить такие качества, как раздражительность, критичность, нетерпимость к ошибкам партнера. Крайняя выраженность этой тенденции может проявляться в насмешливости и язвительности.

Четвертая тенденция (IV)скептицизм – упрямство – негативизм – характеризует недоверчивость, положительность, ревность, обидчивость и злопамятность.

Пятая тенденция (V)уступчивость – кротость – пассивная подчиняемость – позволяет оценить критичность к себе, скромность, робость, стыдливость.

Шестая тенденция (VI)доверчивость – послушнocmь – зависимость – оценивает такие качества, как уважительность, благодарность, стремление доставлять радость партнеру.

Седьмая тенденция (VII)добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм – характеризует способность к взаимопомощи, общительность, доброжелательность, внимательность.

Восьмая тенденция (VIII) – отзывчивость – бескорыстие – жертвенность – отражает деликатность, нежность, стремление заботиться о близких, а также терпимость к недостаткам и умение прощать.

Познание характера человека позволяет прогнозировать поведение человека и заранее корректировать и контролировать способы обращения к другим людям, действия и поступки. Особого внимания заслуживает анализ основных тенденций, какими являются доминирование и дружелюбие. В случае преобладания доминирования вероятнее конфликты и неправильное понимание отношений людей, сложнее организация эффективного с психологической точки зрения взаимодействия. Потому важно настроиться на дружелюбное и кооперативное взаимоотношение с другими.

Задания для самостоятельной работы



  1. Напишите развернутые определения понятий: темперамент, свойства темперамента, характер, черта характера, акцентуация характера, самовоспитание.

  2. Каким образом педагог должен учитывать особенности темперамента и характера учеников при организации педагогической деятельности?


Рекомендованная литература

  1. Теплов, Б.М., Небылицын, В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий.// Хрестоматия по психологии. Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1974, с.269-275.

  2. Мерлин, В.С. Отличительные признаки темперамента.// Хрестоматия по психологии. Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1974, с.286-293.




Практикум №5. Способности и их развитие



Индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения той или иной успешной деятельности, равно как и организации взаимодействия людей друг с другом и их общения, называются способностями.

В основе формирования способностей лежат задатки. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения. Но успех деятельности зависит не только от них. Немаловажную роль играют мотивация и качества психических процессов, а также сам социальный опыт, благодаря которым возникают знания, умения и навыки. Определенные психические качества под влиянием требований деятельности, с которой личность связана посредством интересов и склонностей, складываются во взаимодействующую систему, которая, собственно, и является способностью.

Способности разделяются на общие, от которых зависит легкость овладения знаниями и различными видами деятельности, и специальные, благодаря которым человек в состоянии достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Одна из особенностей и того и другого типа способностей – это чрезвычайно большие возможности компенсации или "замены" одних компонентов структуры способностей другими, если человек вынужден заниматься делом, не имея заранее готовых к нему способностей. Можно сказать, что особенности характера и мотивационно-потребностные компоненты личности здесь могут стать решающими. Учитывая это, в теме предложены не только тесты интеллекта, дающие возможность охарактеризовать общие способности, но и тест-опросники, предназначенные для выявления склонностей, в том числе склонностей к 'педагогической деятельности студентов.
Вопросы для обсуждения
1. Общее представление о способностях. Задатки и способности. Структура способностей.

2. Виды способностей. Показатели и признаки способностей.

3. Способности учащихся в свете профориентационной работы учителя.

4. Проведите исследование коммуникативных и организаторских способностей, обработайте результаты, составьте матрицу развития коммуникативных и организаторских способностей у членов вашей группы, кто из ваших сокурсников, по данным исследования, может наиболее успешно выполнять функции старосты группы, профорга?

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей

Цель исследования: определить уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей.

Материал и оборудование: тест-опросник КОС, бланк для ответов, ручка.

Процедура исследования

Исследование коммуникативных и организаторских склонностей с помощью тест-опросника КОС можно проводить и с одним испытуемым и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов, и зачитывается инструкция.

Инструкция: «Предлагаемый Вам тест содержит 40 вопросов. Прочитайте их и ответьте на все вопросы с помощью бланка. На бланке напечатаны номера вопросов. Если Ваш ответ на вопрос положителен, то есть Вы согласны с тем, о чем спрашивается в вопросе, то на бланке соответствующий номер обведите кружочком. Если же Ваш ответ отрицателен, то есть Вы не согласны, то соответствующий номер зачеркните. Следите, чтобы номер вопроса и номер в бланке для ответов совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы Вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать гот ответ, который Вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова и согласовывайте свой ответ с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важна искренность при ответе».

Опросник

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей? 4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

  4. Есть ли у Вас стремление к устанновлению новых знакомств с разными людьми?

  5. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

  6. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

  7. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

  8. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

  9. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

  10. Тру дно ли Вам включаться в новую для Вас компанию?

  11. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

  12. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

  13. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

  14. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

  15. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

  16. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

  17. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

  18. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

  19. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

  20. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

  21. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

  22. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

  23. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

  24. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

  25. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

  26. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

  27. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

  28. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

  29. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе?

  30. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

  31. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

  32. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

  33. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

  34. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

  35. Верно ли, что у Вас много друзей?

  36. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

  37. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

  38. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?