Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии

Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Тема 4. Темперамент и характер

Тема 5. Способности

Тема 6. Потребности, мотивы, ценности

Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие

Тема 8. Внимание и память

Тема 9. Мышление, воображение, речь

Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции

Тема 11. Деятельность, ее структура

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Практикум №1. Методы психологии

Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения

Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания

Практикум №5. Способности и их развитие

Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности

Практикум №7. Исследование внимания и памяти

Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь

Практикум №9. Ощущения и восприятие

Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции

Практикум №13.Подведение итогов работы по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Тестовые задания для самопроверки

Темы рефератов по курсу «Общая психология»

Контрольные задания по курсу

Типовые задания для самостоятельной работы:

Темы для самостоятельной работы:

Творческие задания для самостоятельной работы

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Рекомендации по написанию эссе



Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.

Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым.

Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

Внешние мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.

Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.


Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность". Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Вопросы для обсуждения

  1. Что такое мотивация деятельности? Какова ее роль в учебной деятельности?

  2. Перечислите основные группы мотивов.

  3. Каково соотношение потребностей, мотивов, целей деятельности?

  4. Ценностно-смысловая сфера личности и ее роль в жизнедеятельности человека.

  5. Процесс формирования ценностей, убеждений, смыслов, детерминанты этого процесса.

  6. Используя предложенные методики, изучите особенности своей учебной мотивации, составьте таблицу мотивационных предпочтений вашей учебной группы, разработайте рекомендации по оптимизации учебной мотивации в группе.

  7. Изучите содержание ценностно-смысловой сферы вашей личности с использованием предложенных материалов. На основе полученных результатов, дайте рекомендации по организации процесса профессионального обучения и саморазвития.


Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)


Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция:

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.
Тест

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.


26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28.Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Обработка и интерпретация результатов теста
• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.
При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.
Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И.Г. Сенин)
Инструкция

Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-балльной шкале следующим образом:

  • если лично для Вас то, что написано в утверждении, НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте цифру «1»;

  • если для Вас это ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, то поставьте цифру «2»;

  • если для Вас это ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ЗНАЧЕНИЕ - поставьте цифру «З»;

  • если для Вас это ВАЖНО - поставьте цифру «4»;

  • если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру «5».

Просим Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов и что самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому мы очень надеемся на Вашу искренность.

Бланк ответов

утверждение

1-неважно

2-почти неважно

3-имеет значение

4-важно

5-очень важно

  1. В работе быстро достигать намеченных целей
















  1. Создавать что-то новое в изучаемой Вами области знаний.
















  1. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.
















  1. Иметь интересную работу, полностью поглощающую Вас.



















  1. Учиться, чтобы не отстать от людей Вашего круга в образовании.
















  1. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом.
















  1. Чтобы люди Вашего круга в свободное время увлекались тем же, чем Вы.
















  1. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.
















  1. Чтобы облик Вашего жилища постоянно изменялся
















  1. Получить высшее образование, или поступить в аспирантуру, или получить ученую степень.
















  1. Чтобы Ваша семья обладала очень высоким уровне материального благосостояния.
















12.Избегать конформизма в своих общественно-политических взглядах.
















13.B своем увлечении быстро достигать намеченных целей.
















14.Учиться, чтобы «не затеряться в толпе».
















15.Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.
















16.Состоять членом какого-либо клуба по интересам.
















17.Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.
















18.Вместе с семьей посещать театры, художественные выставки, концерты.
















19.Чтобы Ваше увлечение подчеркивало Вашу индивидуальность.
















20.Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальное положение.
















21.Как оценивают Вашу работу другие люди.
















20.Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальное положение.
















21.Как оценивают Вашу работу другие люди.
















22.Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальное положение.
















23.Как оценивают Вашу работу другие люди.
















24.Чтобы Ваши дети опережали в своем развитии сверстников.
















25.В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.
















26.Чтобы Ваша профессия подчеркивала Вашу индивидуальность.
















27.Чтобы не отстать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью.
















28.Чтобы уровень Вашей образованности позволял Вам чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.
















29.Сохранять полную свободу и независимость от членов Вашей семьи.
















30. Чтобы Ваше увлечение помогало Вам укрепить свое материальное положение.
















31.Быть рационализатором, новатором.
















32. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью.
















33.Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний.
















34.Быть лидером в Вашей семье.
















35.Знать свои способности в сфере Вашего хобби.
















36.Чтобы на работе давали льготы.
















37.Применять свои собственные методы в общественной деятельности.
















38.Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки Вашей натуры.
















39.Полностью сосредоточиться на своем занятии, проводя свободное время за хобби.
















40.Быть полезным для общества.
















41. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
















42.Чтобы лидером в Вашей семье был какой-либо другой ее член, кроме Вас.
















43.Получать удовольствие не от результатов Вашей работы, а от ее процесса.
















44.Знать, какого уровня образования можно достичь с Вашими способностями.

















45.Занимать такое место в обществе, которое бы укрепило Ваше материальное положение.
















46.Тщательно планировать свою семейную жизнь.
















47.Чтобы во время работы сослуживцы постоянно были рядом.
















48.Чтобы жизнь нашего общества постоянно изменялась.
















49.Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения.
















50.Чтобы уровень Вашего образования помог бы Вам занять желаемую должность.
















51 .Иметь собственные политические убеждения.
















52.Перед началом работы четко ее распланировать.
















53.Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье.
















54.Увлекаясь чем-то в свободное время, общаться с людьми, увлекающимися тем же.
















55.Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.

















56.Занимаясь общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения.
















57.Чтобы Ваша работа была не хуже, чем у других.
















58.Чтобы Ваша, супруга (супруг) получала высокую зарплату.
















59.Чтобы Ваше образование давало возможность для получения дополнительных материальных благ (гонорары, приобретение на льготных условиях дефицитных товаров, путевок и т.п.).
















60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми.
















61 .Чтобы Ваша работа не противоречила Вашим жизненным принципам.
















62.В супружестве быть всегда абсолютно верным.
















63.В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду,мебель и т.д.).
















64.Повышать уровень своего образования, чтобы быть в кругу умных и интересных людей.
















65.Чтобы Ваши общественно-политические взгляды совпадали с мнением Ваших авторитетов.
















66.Иметь высокооплачиваемую работу.
















67.В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.
















68.Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности.
















69.Приспособиться к характеру Вашей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов.
















70.Тратить время на изучение новых веяний в Вашей профессиональной сфере.
















71.Чтобы увлечение занимало большую часть Вашего свободного времени.
















72.Вносить различные усовершенствования в сферу Вашего хобби.
















73.Чтобы уровень Вашего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого Вы цените.
















74.3авоевать уважение людей благодаря своему увлечению.
















75.Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.
















76.Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия.
















77.Чтобы Ваши взгляды на жизнь проявлялись в Вашем увлечении.
















78.Учиться, получая при этом удовольствие.
















79.Чтобы приемы Вашей работы изменялись.
















80.Чтобы круг Ваших увлечений постоянно расширялся.