Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 475
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
В структуре характера могут преобладать интеллектуальные, эмоциональные или волевые компоненты.
Физиологической основой характера является динамический стереотип. Его особенности, так же как воспитание и сложности отношений с людьми, могут породить акцентуации характера, то есть чрезмерные усиления отдельных черт, которые приводят к дисгармоничному обращению человека с другими людьми, неадекватному отношению к себе, деятельности и так далее.
Вопросы для обсуждения
-
Расскажите о темпераменте и его основных свойствах. -
Расскажите о том, какое отражение выявленный у вас тип темперамента будет находить в вашей деятельности. -
Дайте определение характеру. Расскажите о том, в каком соотношении находятся темперамент и характер человека. -
Что называется акцентуацией характера? Каким образом акцентуация характера влияет на деятельность и общение субъекта? -
Самовоспитание и его возможности.
Определение свойств темперамента человека, проявляющихся в его практической деятельности и в общении с людьми (автор методики В.М. Русалов)
С помощью методики можно оценить энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Эти свойства темперамента по-разному проявляются в деятельности человека и во взаимоотношениях с окружающими, поэтому отдельно оценивается темперамент в деятельности и в общений по каждому из его свойств.
Инструкция. Вы должны ответить на следующие ниже вопросы, причём ответить "да" или "нет". Нейтральные ответы не допускаются.
1. Подвижный ли ты человек?
2. Всегда ли ты готов с ходу, не раздумывая, включиться в интересующий тебя разговор?
3. Предпочитаешь ли ты уединение большой компании?
4. Испытываешь ли ты постоянное желание чем-либо заниматься, что-либо делать?
5. Медленно ли ты говоришь?
6. Ранимый ли ты человек?
7. Часто ли тебе не спится из-за того, то ты поссорился с друзьями?
8. Всегда ли тебе хочется в свободное время чем-то заняться?
9. Часто ли в разговорах с людьми ты говоришь не подумав?
10.Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?
11.Чувствовал бы ты себя несчастным человеком, если бы надолго был лишён возможности разговаривать с людьми?
12.Опаздывал ли ты когда-нибудь на назначенную встречу или в школу?
13.Нравится ли тебе быстро бегать?
14.Сильно ли ты переживаешь плохие оценки, замечания учителей и родителей?
15.Легко ли тебе выполнять работу, требующую длительного внимания и сосредоточенности?
16. Часто ли тебе быстро говорить?
17.Часто ли ты испытываешь чувство беспокойства, если не выполнил как следует домашнее задание или какую-нибудь работу?
18.Часто ли твои мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?
19.Нравятся ли тебе игры, требующие ловкости и быстроты действий?
20.Легко ли тебе найти новые варианты решения какой-нибудь задачи?
21.Испытываешь ли ты чувство беспокойства, если тебя неправильно поняли во время разговора?
22.Охотно ли ты выполняешь сложную, ответственную работу?
23.Бывает ли так, то ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?
24.Легко ли ты воспринимаешь быструю речь собеседника?
25.Легко ли тебе одновременно делать несколько дел?
26.Возникают ли у тебя конфликты с друзьями из-за того, что ты им что-то говоришь не подумав?
27.Любишь ли ты простую, привычную, не требующую усилий работу?
28.Легко ли ты расстраиваешься, когда обнаруживаешь, что сделал что-то не так?
29.Любишь ли ты сидячую работу?
30.Легко ли тебе общаться с незнакомыми людьми?
31.Предпочитаешь ли ты подумать, взвесить свои слова прежде, чем высказаться?
32.Все ли твои привычки хорошие?
33.Быстро ли двигаются твои руки, когда ты работаешь?
34.Молчишь ли ты, не торопясь вступить в контакт, в обществе незнакомых людей?
35.Легко ли ты переключаешься с одного способа решения задачи на другой?
36.Плохо ли к тебе относятся близкие люди?
37.Разговорчивый ли ты человек?
38.Легко ли тебе выполнять работу, требующую мгновенной реакции?
39.Говоришь ли ты свободно, без запинок?
40.Беспокоит ли тебя то, что связано с твоей учёбой и работой?
41. Обижаешься ли ты, когда люди указывают на твои недостатки?
42. Есть ли у тебя желание заниматься какой-нибудь ответственной работой?
43. Любишь ли ты всё делать медленно, неторопливо?
44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты хотел бы скрыть от других?
45. Можешь ли ты без долгих раздумий задать другому человеку щекотливый, трудный для него вопрос?
46.Доставляют ли тебе удовольствие быстрые движения?
47.Легко ли тебе придумывать новые идеи, связанные с тем, чем ты занимаешься?
48.Возникает ли у тебя беспокойство и тревожность перед каким-нибудь важным, ответственным разговором?
49.Можно ли о тебе сказать, что ты быстро выполняешь все, что тебе поручается? 50.Любишь ли ты работать самостоятельно?
51.Легко ли узнать твое состояние по выражению лица?
52. Всегда ли ты выполняешь данное тобой обещание?
53.Обижаешься ли ты на то, как окружающие обходятся с тобой?
54.Любишь ли ты одновременно заниматься только одним делом?
55.Любишь ли ты быстрые игры?
56. Делаешь ли ты паузы в своей речи?
57. Любишь ли ты вносить оживление в компанию?
58.Чувствуешь ли ты в себе избыток сил и желание заняться каким-либо трудным делом? 59.Трудно ли тебе переключать внимание с одного дела на другое?
60.Бывает ли, что у тебя надолго портится настроение из-за того, что неожиданно срывается какое-нибудь дело?
61.Часто ли тебе не спится из-за того, что дела идут не так, как надо?
62. Любишь ли ты бывать в большой компании?
63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?
64. Испытываешь ли ты потребность в работе, требую, щей полной отдачи сил?
65. Часто ли ты злишься, выходишь из себя?
66.Любишь ли ты одновременно заниматься многими делами?
67.Держишься ли ты свободно в большой компании?
68.Часто ли ты говоришь, не подумав как следует?
69.Возникает ли у тебя чувство неуверенности и беспокоит ли оно тебя?
70.Медленно ли ты работаешь?
71.Легко ли ты переключаешься с одной работы на другую?
72. Быстро ли ты читаешь вслух?
73. Сплетничаешь ли ты иногда?
74. Молчалив ли ты в кругу друзей?
75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя утешили и поддержали?
76. Охотно ли ты выполняешь много разных дел одновременно?
77. Охотно ли ты делаешь срочную работу?
78. Тянет ли тебя пообщаться с людьми в свободное время?
79. Часто ли у тебя бывает бессонница, если что-то не ладится в работе?
80. Дрожат ли у тебя руки во время ссоры?
81. Долго ли ты мысленно готовишься к тому, чтобы высказать своё мнение?
82. Есть ли среди твоих знакомых люди, которые тебе явно не нравятся?
83. Предпочитаешь ли ты заниматься лёгкой работой?
84. Легко ли тебя обидеть?
85. Начинаешь ли ты обычно первым разговор в компании?
86. Испытываешь ли ты желание больше быть среди людей?
87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?
88. Часто ли ты волнуешься по поводу своей учёбы или работы?
89. Всегда ли ты платил бы за провоз багажа, если бы не боялся проверки в транспорте?
90. Держишься ли ты обособленно в компании и на вечеринках?
91. Склонен ли ты преувеличивать неудачи, которые у тебя случаются в работе?
92. Нравится ли тебе быстро говорить?
93. Легко ли тебе удержаться от высказывания вслух неожиданно возникшей мысли?
94. Предпочитаешь ли ты работать медленно?
95. Переживаешь ли ты из-за неполадок в работе?
96. Нравится ли тебе говорить с людьми спокойно и медленно?
97. Часто ли ты волнуешься из-за ошибок в работе?
98. Способен ли ты хорошо выполнять долгую, трудоёмкую работу?
99. Можешь ли ты, не раздумывая, обратиться с просьбой к незнакомому человеку?
100.Часто ли ты чувствуешь себя неуверенно при общении с людьми?
101. Легко ли ты берёшься за выполнение новой, не знакомой тебе работы?
102. Устаёшь ли ты, когда тебе приходится долго говорить?
103. Нравится ли тебе работать неторопливо, без напряжения?
104. Нравится ли тебе разнообразная работа, постоянно требующая сосредоточения и переключения внимания с одного дела на другое?
105. Любишь ли ты подолгу бывать один?
Обработка результатов
Ниже для каждого свойства темперамента указаны соответствующие ему номера вопросов и варианты ответов на них. Если ответ, выбранный вами, совпадает с ключевым, то по этому свойству темперамента вы получаете один балл. Степень развития каждого свойства темперамента оценивается по числу полученных баллов.
Энергичность в работе: "да" в ответах на вопросы:
4, 8, 15, 22, 42, 50, 58,64, 98; "нет" в ответах на вопросы: 27, 83, 103
Энергичность в общении с людьми: "да" в ответах на вопросы: 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86; "нет" в ответах на вопросы: 3, 34, 74, 90, 105
Пластичность в работе: "да" в ответах на вопросы: 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 101; "нет" в ответах на вопросы: 54, 59
Пластичность в общении с людьми: "да" в ответах на вопросы: 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99; "нет" в ответах на вопросы: 31, 81, 87, 93
Темп в работе: "да" в ответах на вопросы: 1, 13, 19,33,46,49, 55,57; "нет" в ответах на вопросы: 29, 43, 70, 94
Темп в общении с людьми: "да" в ответах на вопросы: 24, 37, 39, 51, 72, 92; "нет" в ответах на вопросы: 5, 10, 16, 56, 96, 102
Эмоциональность в работе: "да" в ответах на вопросы: 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91,95,97
Эмоциональность в общении с людьми: "да" в ответах на вопросы: 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100
Контрольные вопросы: "да" в ответах на вопросы: 32, 52, 89; "нет" в ответах на вопросы: 12, 23, 44, 65, 73, 82
Анализ результатов
В каждой шкале темперамента выделены две подшкалы:
предметно-ориентированная и субъективно-ориентированная (или коммуникативная). Они отражают две сферы взаимосвязи человека со средой: предметный мир и общество, то есть деятельность и общение.
Показатель "Эр" – предметная эргичность характеризует уровень потребности человека в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, степень вовлеченности в трудовую деятельность.
Показатель "СЭр" – социальная эргичность отражает уровень потребности в социальных контактах, свидетельствует о направленности на освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству, об общительности и вовлеченности в социальную деятельность.
Показатель "П" – пластичность. Это показатель степени легкости или, наоборот, трудности переключения с одного предмета на другой, быстроты перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремления к разнообразию форм предметной деятельности.
Показатель "СП" – социальная пластичность помогает выяснять степень легкости или трудности переключения внимания в процессе общения с одного человека на другого, склонность к разнообразию коммуникативных программ и готовых форм социального контакта.
Показатель "Т" – темп представляет скоростные особенности человека. Он свидетельствует о скорости выполнения отдельных операций, быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
Показатель "СТ" – социальный темп. С его помощью можно установить скоростные характеристики речедвигательных актов в процессе общения.
Показатель "Эм" – эмоциональность. Он предназначен для того, чтобы оценить эмоциональную чувствительность к несовпадению (расхождению) между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами реального предметного действия, чувствительность к неудачам в работе.
Показатель "СЭм" – социальная эмоциональность. Вопросы, соответствующие социальной эмоциональности, касаются эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере: чувствительности к неудачам в общении, к оценкам окружающих людей.
Показатель контроля социальной желательности "К" – это показатель искренности ответов. Совпадающие ответы характеризуют степень искажения отвечающим за информации о себе. Чем больше показатель "К", тем меньше искренности, и, наоборот, чем он меньше, тем более достоверными считаются другие показатели темперамента. Считается, что отвечающий был искренним и честным сам с собой, если "К" не превышает 5.
Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. При этом если тот или иной показатель имеет величину в пределах 0-3, то это свидетельствует о низком уровне, если 4-8 – средний, и если 9-12 – высокий.