Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии
Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности
Тема 4. Темперамент и характер
Тема 6. Потребности, мотивы, ценности
Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие
Тема 9. Мышление, воображение, речь
Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции
Тема 11. Деятельность, ее структура
Список дополнительной литературы
Практикум №1. Методы психологии
Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения
Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания
Практикум №5. Способности и их развитие
Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности
Практикум №7. Исследование внимания и памяти
Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь
Практикум №9. Ощущения и восприятие
Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции
Тестовые задания для самопроверки
Темы рефератов по курсу «Общая психология»
Типовые задания для самостоятельной работы:
Темы для самостоятельной работы:
Творческие задания для самостоятельной работы
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
46. Личность в меняющемся мире.
47. Психология привязанностей.
48. Психология половых различий.
49. Психология материнства и отцовства.
50. Психология управленческой деятельности.
Темы контрольных работ для студентов заочного отделения
1. Психика и отражение.
2. Предмет психологии и задачи психологической науки и практики.
3. Сознание и бессознательное.
4. Методы психологии. Классификация методов психологии.
5. Взаимосвязь физиологических и психологических явлений.
6. Мотивы и цели деятельности.
7. Основные этапы развития психики в филогенезе.
8. Деятельность внешняя и внутренняя.
9. Формирование высших психических функций.
10. З.Фрейд о природе бессознательного и его отношении к сознанию.
11. Классификация ощущений.
12. Основные характеристики восприятия.
13. Гештальт-теория восприятия.
14. Отличительные особенности представления по сравнению с
восприятием.
15. Виды мышления.
16. Специфические функции воображения.
17. Виды эмоциональных состояний.
18. Теории эмоций.
19. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и их
основные характеристики.
20. Виды и функции речи.
21. Внимание как общий компонент психических процессов.
22. Волевая регуляция поведения.
23. Простой и сложный волевой акт.
24. Структура деятельности.
25. Операционально-технические аспекты деятельности.
26. Мотивационно-потребностные аспекты деятельности.
27. Классификация существующих типологий темперамента.
28. Структура характера. Соотношение понятий "темперамент" и "характер".
29. Способности и задатки.
30. Общая одаренность и специальные способности.
31. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность".
32. Психологическая структура личности.
33. Способы психологической защиты: достоинства и недостатки.
Свойства и условия развития Я-концепции.
Контрольные задания по курсу
1. Составить понятийный, терминологический словарь по ключевым понятиям Общей психологии. Усвоить категориальный аппарат психологической науки (понятия, законы, концепции, теории).
2. Написать конспекты по основным разделам монографий, научных статей психологов, указанным в списке литературы к темам практических занятий.
3. Написать на реферат на любую тему и выступить с ним на семинарском занятии.
4. Составить структурно-логическую схему раздела, темы на одной-двух страницах.
Элементы схемы должны быть расположены следующим образом. Прежде всего следует проследить иерархию понятий. В центре желательно расположить родовые и видовые понятия, затем общие и конкретные, по краю- вспомогательные. Между элементами схемы должны быть установлены логические связи. Схема может быть выполнена в компьютерном варианте или в графическом. Для наглядности и лучшего
запоминания можно использовать символы, условные обозначения, цветовые оттенки, иллюстрации.
Типовые задания для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа по программе учебного курса «Введение в психологию» включает:
-
реферирование и аннотирование научной литературы; -
составление словаря психологических понятий; -
самонаблюдение и отчеты по самонаблюдению; -
самоанализ различных проявлений психической жизни; -
психологический анализ жизненных ситуаций; -
моделирование фрагментов поведения человека с целью их психологического объяснения; -
психологическое наблюдение за различными аспектами поведения человека; -
сравнительный анализ психических явлений; -
решение психологических задач.
Темы для самостоятельной работы:
-
Функции психики. -
Проявление психического во внешнем облике человека. -
Проявление психического в поступках и поведении человека. -
Теории личности в зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология) – сравнительная характеристика. -
Понятие "Я" и защитные механизмы личности. -
Творчество, его влияние на жизненный путь и развитие личности. -
Закономерности процессов чувственного познания. -
Влияние различных факторов на процесс наблюдения. -
Педагогическая наблюдательность и ее развитие. -
Способы привлечения и удержания внимания. -
Изучение индивидуальных особенностей внимания методом изучения продуктов деятельности. -
Мнемотехники. -
Познавательные стили: аналитичность - синтетичность, образность - символичность, импульсивность - рефлексивность, полезависимость - поленезависимость, ригидность - пластичность. -
Стресс и фрустрация. Роль эмоций в жизни человека. -
Воля и проблема саморегуляции. -
Поступки и поведение человека: соотношение свободы и детерминации.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подготовка к лекционным и семинарским занятиям.
2. Составить опорные конспекты (таблицы, схемы, графики) к семинарским занятиям по темам.
3. Составить аннотацию монографии или научной статьи психолога по своему выбору.
3. Провести психологический эксперимент по заданной теме семинарского занятия. Побыть в различных ролях: психолога, испытуемого, протоколиста. Провести количественный и качественный анализ полученного материала. Написать отчет.
4. Используя любое периодическое издание по психологии (журналы: "Вопросы психологии", "Психологический журнал", "Прикладная психология" и др., "Психологическая газета", "Школьный психолог"), выбрать и ознакомится с наиболее интересным и актуальным исследованием современных психологов.
5. Составить классификацию неосознаваемых процессов и подобрать примеры проявления каждого из видов неосознаваемых процессов (на основе собственного опыта).
Творческие задания для самостоятельной работы
1. Проанализировать любое проведенное психологами научное исследование и выделить основные этапы и применяемые методы исследования.
2. Используя художественную литературу, подобрать примеры описания психических явлений, психических состояний, психологических фактов. Сравнить любой психический и непсихический (физиологический, химический, физический и т.п.) процессы, учитывая отличительные особенности психических процессов.
3. Проанализировать любую собственную актуальную потребность, используя основные характеристики потребности: объем, значимость, цена и т.д.
4. Используя художественную литературу, подобрать примеры описания героев как индивида, личности, субъекта деятельности.
5. Используя художественную литературу, подобрать примеры характеристик героев с точки зрения их темперамента, характера, способностей.
Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»
-
Возникновение и развитие психологии как науки. -
Основные течения в современной психологии. Психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология. -
Предмет психологии. Задачи. Структура современной психологии. -
Методология методы в психологии. Принципы психологии: активности, детерминизма, единства сознания и деятельности, развития. -
Психика человека. Проблема и природа психического. -
Сознание и бессознательное. -
Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. -
Основные виды деятельности и их развитие у человека. -
Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения. -
Проблема человека в психологии. Человек – индивид – личность – индивидуальность – субъект. -
Общие понятия о личности. Основные факторы и механизмы развития личности. -
Структура личности (общая характеристика, одна - подробно). В отечественной и зарубежной психологии. -
Потребности как источник активности. Основные виды потребностей. -
Мотивация (характеристики). Классификация мотивов. -
Самосознание и его структура. -
Понятие о темпераменте и его физиологических основах. Краткая психологическая характеристика типов темперамента. -
Понятие о характере. -
Понятие о способностях. Способы и задатки. -
Понятие о воле. Волевое поведение. Волевые качества личности. -
Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций. -
Понятие о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания. -
Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений. -
Характеристика восприятия и его особенностей. Классификация восприятий. -
Общие понятия о памяти. Виды памяти. -
Характеристика процессов памяти. -
Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операции. -
Виды и свойства мышления. Интеллект. -
Понятие о воображении. Его виды. -
Мышление и речь. -
Основные течения в психологии ХХ века. Отечественная психология.
Рекомендации по написанию эссе
Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств.
Структура эссе
Титульный лист (заполняется по единой форме);
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,« Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».
Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.