Файл: Учебнометодический комплекс для студентов по направлению подготовки педагогическое образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 490

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение. Психология как наука. Понятие о психике. Методы психологии

Тема 3. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Тема 4. Темперамент и характер

Тема 5. Способности

Тема 6. Потребности, мотивы, ценности

Тема 7. Познавательная сфера человека. Ощущения и восприятие

Тема 8. Внимание и память

Тема 9. Мышление, воображение, речь

Тема 10. Эмоции и чувства. Воля и проблема саморегуляции

Тема 11. Деятельность, ее структура

Список основной литературы

Список дополнительной литературы

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Практикум №1. Методы психологии

Практикум №2. Основные этапы развития представлений о предмете психологии

Практикум №3. Образ «Я» и возможности его изучения

Практикум №4. Исследование темперамента; проблема самовоспитания

Практикум №5. Способности и их развитие

Практикум №6. Мотивация учебной деятельности и ценностно-смысловая сфера личности

Практикум №7. Исследование внимания и памяти

Практикум №8. Мышление. Воображение. Речь

Практикум №9. Ощущения и восприятие

Практикум №11. Воля и проблемы саморегуляции

Практикум №13.Подведение итогов работы по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Тестовые задания для самопроверки

Темы рефератов по курсу «Общая психология»

Контрольные задания по курсу

Типовые задания для самостоятельной работы:

Темы для самостоятельной работы:

Творческие задания для самостоятельной работы

Вопросы к экзамену по курсу «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»

Рекомендации по написанию эссе



В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:

Причина — следствие, общее — особенное, форма — содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.

В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый) способ построения любого эссе — использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.

Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

  • исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

  • качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

  • аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.

Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.


Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии — выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений.

Ассоциации — отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно — психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать« первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения — утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения — формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение — фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы — обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные,«от противного»,«методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации. Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность — это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.



Корректность — это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.
Критерии оценки эссе:

Знание и понимание теоретического материала (2 балла):

- определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации (4 балла):

- грамотно применяет категории анализа;

- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;

- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- диапазон используемого информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

- обоснованно интерпретирует текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

- дает личную оценку проблеме.

Построение суждений (3 балла):

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств;

- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;

- приводятся различные точки зрения и их личная оценка.

- общая форма изложения полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

Оформление работы (1 балл):

- работа отвечает основным требованиям к оформлению и использованию цитат;

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

- соответствие формальным требованиям.
Максимальное количество баллов, которое студент может получить - 10.
Правила работы над аннотацией на книгу психологического содержания
Данная форма самостоятельной работы студента предлагается на начальном этапе изучения психологии и имеет целью – развитие кругозора студента, формирование основ научного мышления, развитие интереса к психологической проблематике.

Аннотация рассматривается как реферирование по одному литературному источнику.


В качестве источника аннотирования могут быть выбраны:

- научная статья из журнала;

- научно-популярная книга, посвященная психологической проблематике;

- монография.

Аннотация составляется по следующей схеме:

  1. Название произведения, краткие сведения об авторе, если таковые имеются.

  2. Суть проблемы, ее значение.

  3. Основная идея книги (статьи), общий обзор содержания, кому адресована.

  4. Подробный анализ одной из наиболее понравившихся глав: основные положения, развертываемые автором в процессе изложения, позиция автора.

  5. В выводах, которые делаются по результатам аннотирования, должны быть раскрыты значение данного научного труда, его вклад в развитие науки и практики психологии, собственное отношение автора аннотации к исследуемой проблеме.

  6. Заключительной частью аннотации психологического источника является краткий психологический словарь специальных научных терминов, встречающихся в данной книге/статье.

Аннотация оформляется в печатном варианте на листах формата А4. Межстрочный интервал полуторный. Объем аннотации – не менее 5 печатных листов.

Образец оформления титульного листа:


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»
Аннотация на книгу

Л.С. Выготского «Детская психология».
Подготовил: студент 1 курса

факультета истории, управления и сервиса

группа И 11

Иванов И.И.
Проверил:_______________


2011 г.