Файл: Практикум 9е издание, исправленное Издательство Михаила Рыбакова Москва 2017 Серия Порядок в бизнесе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 458
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
122
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
Установка компьютеров
2 дня
Стыковка с другими системами
3 дня
Прокладка сети
3 дня
Установка и наладка программной среды
5 дней
Подготовка регламентов
4 дня
Обучение пользователей
1 день
Рисунок 31. Сетевой график
Практическое задание 51
Постройте сетевой график по приведенным ниже данным.
Это одна из немногих задач, которые я предлагаю вам выполнить не на основе вашего собственного примера, а на абстрактном кейсе. Это связано с тем, что, решая свой кейс, вы не сможете проверить правильность. В этой задаче пра‑
вильный ответ есть, в отличие от большинства других, которые встречаются в работе управленца. Решение вы сможете найти дальше по тексту.
Важно: даже если вы владеете компьютерными программами по управлению про‑
ектами, выполните задания этой главы ВРУЧНУЮ, лучше на бумаге. Компьютер дает иллюзию понимания: я встречал десятки людей, которые ошибочно думали, что они понимают календарное планирование проектов только благодаря тому, что несколько раз запускали Microsoft Project
1
Операции
Непосредственно предшествующая операция
Время, дней
A
—
8
B
—
10
C
—
6
D
A, B
8
E
B, C
9
F
C
14
1
Здесь и далее я привожу в качестве примера систему Microsoft Project как самую распространенную.
Ее бесплатный упрощенный аналог – OpenProj, его можно скачать с сайта openproj.org. В своей работе вы можете использовать и другие системы, такие как Advanta, Primavera, Spider Project и др.
123
Глава 4. Проекты
Операции
Непосредственно предшествующая операция
Время, дней
G
D, E
14
H
F, G
6
4.3.2.2. Метод критического пути
Когда мы построили сетевой график, мы можем провести его расчет. Это позволит нам определить:
•
длительность проекта;
•
какие работы имеют резервы времени, а какие – нет;
•
плановые и крайние сроки по каждой работе и т. д.
Для расчета используют
метод критического пути, МКП (critical path method, CPM) – один из главных в управлении проектами. Он выполняется в несколько этапов.
Сначала мы идем по сетевому графику слева направо и рассчитываем
«ранние сроки»
работ («раннее начало» и «раннее окончание»). А затем справа налево, получая «поздние
сроки» работ («позднее начало» и «позднее окончание») и резервы времени. «Ранние сро- ки» работы – это раньше которых она не может начаться / завершиться, поздние – крайние сроки ее начала / завершения.
Рассмотрим МКП более
детально. Метод очень прост, но потребует от вас вниматель-
ности. Зато если вы его один раз хорошо поймете, это поможет вам в решении важных управленческих задач.
Опытные руководители проектов, глядя на график, сходу, без всяких расчетов, почти безошибочно определяют критические работы, временны´е резервы, предлагают мероприятия по оптимизации проекта. Это уже образ мысли, «встроенный на подкорку». Сможете и вы.
Мне не знаком ни один русскоязычный источник, где метод критического пути объ- яснялся бы просто и практично.
1.
Прямой расчет (слева направо)
Сначала определим момент начала проекта. Пусть это будет абстрактный нулевой день.
Записываем этот ноль в левый верхний угол каждой работы, не имеющей предшественников.
Это называется
«раннее начало» работы.
Затем прибавляем к раннему началу каждой работы ее длительность, а получившиеся числа записываем в правый верхний угол. Это ее «раннее окончание». Например, для «уста-
новки компьютеров»: 0 + 2 = 2.
Идем дальше. По условиям задачи мы можем устанавливать и налаживать программную систему только тогда, когда установлены компьютеры и проложена сеть. Компьютеры мы закончим устанавливать на 2-й день, прокладывать сеть – на 3-й. Значит, систему мы мо- жем начать ставить только на 3-й день (для простоты считают, что работа-последователь начинается в тот же день, что заканчивается работа-предшественник). То есть при прямом расчете сетевого графика, чтобы рассчитать «раннее начало» работы, вы смотрите на ее предшественников и выбираете максимальное «раннее окончание». Оно и будет «ранним началом» для выбранной работы.
124
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
По аналогии рассчитываем ранние сроки для всех работ. Можно считать, что ранние сроки работы – это
плановые сроки ее начала и окончания.
В итоге мы получаем день окончания проекта – в данном случае 11-й. Внимательно проследите логику расчета (рис. 32).
Начало
0 день
Окончание
11 день
0 2
Установка компьютеров
2 дня
8 11
Стыковка с другими системами
3 дня
0 3
Прокладка сети
3 дня
3 8
Установка и наладка программной среды
5 дней
0 4
Подготовка регламентов
4 дня
8 9
Обучение пользователей
1 день
Рисунок 32. Сетевой график с рассчитанными ранними сроками работ
2.
Обратный расчет (справа налево)
Теперь рассчитаем «поздние сроки» работ. На верхний ряд цифр, которые получили на прошлом этапе, мы не смотрим. Новые могут с ними совпадать, могут не совпадать.
Пока нам это не важно.
Запишем всем работам, не имеющим последователей, в правый нижний угол день окончания проекта: число 11. Оно называется
«позднее окончание работы». Иначе говоря, ее
крайний срок, или дедлайн
1
Теперь мы будет идти справа налево. Крайний срок для «стыковки с другими система- ми» – 11-й день. Вычитаем длительность и получаем: 11–3 = 8. То есть «позднее начало»
(крайний срок начала) = 8. Записываем его в левый нижний угол.
«Обучение пользователей» рассчитываем по аналогии.
Теперь нам надо определить «позднее окончание» для «установки и наладки про- граммной системы». При обратном расчете нам надо сравнить «поздние начала» работ- последователей («стыковка с другими системами» и «обучение пользователей») и взять минимальное из них. 8 меньше чем 10, поэтому выбираем 8.
По аналогии рассчитываем остальные работы (рис. 33).
1
От англ. deadline – предельный срок (окончания какой-либо работы, завершения проекта и т. п.).
125
Глава 4. Проекты
Начало
0 день
Окончание
11 день
0 2
1 3
Установка компьютеров
2 дня
8 11 8
11
Стыковка с другими системами
3 дня
0 3
0 3
Прокладка сети
3 дня
3 8
3 8
Установка и наладка программной среды
5 дней
0 4
6 10
Подготовка регламентов
4 дня
8 9
10 11
Обучение пользователей
1 день
Рисунок 33. Сетевой график с рассчитанными ранними и поздними сроками работ
3.
Критический путь проекта
Он состоит из критических работ – тех, у которых ранние и поздние сроки совпадают.
Критический путь – самая длинная последовательность работ проекта, которая определяет его продолжительность: сложите длительности работ, выделенных на рисунке ниже (рис. 34).
Для руководителя очень важно знать и контролировать критический путь проекта. Имен- но критические работы требуют максимального внимания, чтобы не затянуть сроки проекта.
Именно на них надо в первую очередь выделять ресурсы. Если мы хотим оптимизировать свой проект по срокам, мы будем сокращать именно работы, лежащие на критическом пути.
Начало
0 день
Окончание
11 день
0 2
1 3
Установка компьютеров
2 дня
0 4
6 10
Подготовка регламентов
4 дня
8 9
10 11
Обучение пользователей
1 день
8 11 8
11
Стыковка с другими системами
3 дня
0 3
0 3
Прокладка сети
3 дня
3 8
3 8
Установка и наладка программной среды
5 дней
Рисунок 34. Сетевой график с рассчитанным критическим путем проекта
126
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
4.
Временны´е резервы
Критические работы не имеют резервов по времени. То есть мы не можем отложить или затянуть их ни на один день, не сорвав сроки проекта.
В то же время у других работ резервы есть. Руководителю важно их знать, чтобы по- нимать, какую работу можно отложить и насколько.
Существует 2 вида резервов: «частный» и «общий».
Частный резерв – это то, насколько можно отложить / затянуть выполнение работы, не сдвинув ни одной работы-последователя с ранних (плановых) сроков. Например, «под-
готовку регламентов» можно отложить на 4 дня, не сдвинув «обучение пользователей».
Формула проста:
Частный резерв работы = «Раннее начало» работы-последователя – «Раннее окон-
чание» той работы, для которой мы рассчитываем резерв.
В нашем примере: 8–4 = 4. Если работ-последователей несколько, то у нас получится несколько вариантов резервов. Мы берем минимальный из них.
Частный резерв важно знать. Допустим, вы – строительная компания и у вас работа-
ет ряд подрядчиков. Если вы задержите начало работ кого-то из них, вполне возможно,
что вам придется платить ему штраф за вынужденный простой.
Общий резерв – это то, насколько можно отложить / затянуть выполнение работы, сдвинув выполнение работ-последователей с ранних (плановых) сроков, но все же завершив про- ект в срок. Например, «подготовку регламентов» можно отложить на 6 дней, сдвинув
«обучение пользователей» на 2 дня.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 51
Общий резерв работы = «Позднее начало» работы-последователя – «Раннее окон-
чание» той работы, для которой мы рассчитываем резерв.
В нашем примере: 10–4 = 6. Если работ-последователей несколько, то берем минималь- ный из рассчитанных резервов.
Практическое задание 52
Выполните расчеты на основе сетевого графика, который вы построили в про‑
шлом задании.
1. Нанесите ранние и поздние сроки операций на сетевой график.
2. Рассчитайте и выделите на сетевом графике критический путь.
3. Рассчитайте общие и частные резервы времени для каждой операции.
A
D
B
G
E
H
C
F
127
Глава 4. Проекты
В наше время сетевые графики рассчитывают на компьютере. Однако, проделав расчеты вручную, вы будете хорошо понимать, почему компьютер выдал вам те или иные значения и что они означают с управленческой точки зрения.
4.3.2.3. Диаграмма Гантта
1
Это один из основных инструментов в управлении проектами. Он получил свою по- пулярность благодаря простоте и наглядности. По большому счету, это «надстройка» над сетевым графиком, которая позволяет привязать расписание проекта к календарю.
Однако часто ее строят сразу, без предварительной разработки сетевого графика.
Диаграмма состоит из двух частей (рис. 35). Слева – таблица, где перечислены
работы
проекта (возможно, список – иерархический), их берут из WBS. Работы лучше располагать в хронологическом порядке. В других колонках таблицы отражают длительности работ, даты начала и окончания и т. д.
Рисунок 35. Диаграмма Гантта
1
Диаграмма была предложена в начале ХХ века одним из первых в мире консультантов по управлению
Генри Ганттом. Иногда его фамилию пишут с одной буквой Т, иногда – с двумя.
128
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
Справа –
календарь проекта, на котором полосками изображены работы: каждая – напротив соответствующей строки таблицы. Длина каждой полоски пропорциональна ее продолжительности в выбранном масштабе календаря.
Также на календаре стрелками отображают
взаимосвязи работ (зависимости), которые мы обсудим ниже.
Вехи обычно изображают ромбиками или треугольниками.
В наше время диаграмму Гантта обычно строят на компьютере. Современные программы предоставляют богатые возможности по ее визуальной настройке, облегчают использование.
Например, автоматически подсчитывают и выделяют критический путь проекта.
Ответ к упражнению на разработку сетевой модели проекта и анализ проекта
по методу критического пути.
0 8
A
8 3
11 10 18
D
8 11 19 0
10
B
10 0
10 19 33
G
14 19 33 10 19
E
9 10 19 33 39
H
6 33 39 0
6
C
6 4
10 6
20
F
14 19 33
4.3.2.4. Виды связей между работами
Когда мы с вами строили сетевые графики, подразумевалось, что работа-последователь может начаться, только когда закончилась работа-предшественник. На самом деле это только один из четырех возможных вариантов.
Ниже представлены все возможные виды связей между работами в порядке убывания их распространенности.
Сейчас мы перейдем от терминов «работа-предшественник» и «работа-последователь» к их более точным аналогам: «ведущая работа» и «ведомая работа», т. е. та, которая зависит от ведущей. Почему так? Потому что часто работы выполняют параллельно, и сейчас мы рассмотрим эти варианты.
На диаграмме Гантта связь изображают стрелкой, которая всегда направлена от веду- щей работы к ведомой.
129
Глава 4. Проекты
Связь «конец – начало»
Это та связь, которую мы рассматривали до сих пор. Ведомая работа может начаться только после окончания ведущей. Например, внедрение программной системы обычно
начинают только после ее разработки (рис. 36).
Иногда между окончанием работы-предшественника и началом работы-последователя должно пройти некоторое время. Его называют
лаг (синонимы: запаздывание, задержка).
Лаг может быть как положительным, так и отрицательным.
Например, может быть принято решение начать внедрение за некоторое время
до окончания разработки. Это возможно в том случае, если часть модулей к этому
времени уже готова и надо сократить общую длительность проекта (рис. 37).
Разработка
Внедрение
Рисунок 36. Связь «конец – начало»
Разработка
Внедрение лаг = -2 дня
Рисунок 37. Связь «конец – начало»
с отрицательным лагом
Связь «начало – начало»
Это тоже очень распространенный вид связи. Ведомая работа может начаться только после старта ведущей.
Такая связь часто применяется, чтобы организовать параллельное выполнение работ и таким образом ускорить реализацию проекта.
Например, тестировщик программного обеспечения создает свой отчет параллельно
процессу тестирования (рис. 38).
Однако чаще встречается вариант, когда ведомая работа начинается с некоторым запаз- дыванием относительно ведущей, т. к. организовать их выполнение полностью параллельно не удается. Например, вы проводите линию электропередач к коттеджному поселку,
сроки проекта сжатые. Когда часть столбов установлена, другая бригада начинает
параллельно тянуть провода (рис. 39).
Тестирование
Создание отчета
Рисунок 38. Связь «начало – начало»
Установка столбов
Прокладка проводов лаг = +3 дня
Рисунок 39. Связь «начало – начало»
с положительным лагом
130
Михаил Рыбаков.
Как навести порядок в своем бизнесе
Связь «конец – конец»
Бывает, что ведомая работа должна завершиться к моменту окончания ведущей. На-
пример, рекламную кампанию надо провести к тому моменту, когда первая партия
товара будет готова к выпуску на рынок (рис. 40).
Связь «начало – конец»
И наконец самый «экзотический» вид связи. Ведомая работа должна завершиться к мо- менту начала ведущей. Например, предварительная диагностика должна завершиться
к моменту проведения тренинга (рис. 41). Замечу, что эта связь не эквивалентна связи
«конец – начало», т. к. отражает другой ход мысли.
Выпуск пробной партии товара
Рекламная кампания
Рисунок 40. Связь «конец – конец»
Проведение тренинга
Предварительная диагностика
Рисунок 41. Связь «начало – конец»
Выбор вида связей, их установка в диаграмме Гантта
Есть несколько важных моментов, касающихся связей. Во-первых, их необходимо за- давать
в процессе создания диаграммы, а не постфактум, как это часто делают люди, которые привыкли вручную рассчитывать планы-графики
1
на бумаге или в Excel и считают, что связи второстепенны. Это отнюдь не так.
Связи определяют логику проекта.
Руководитель проекта задает:
•
дату начала проекта;
•
состав работ;
•
их длительность;
•
связи между ними.
А вот рассчитать, какая работа, когда должна начаться и завершиться – задача ком- пьютера. Поэтому в процессе создания диаграммы:
1. Прежде чем нарисовать на календаре какую-либо работу, подумайте, от каких других работ она зависит и через связи какого типа. Это позволит вам (а точнее – компьютеру) определить, где расположить ту или иную работу на календаре.
2. Когда нарисовали работу, продумайте, какие работы зависят от нее.
Во-вторых,
нет единственно верного способа расставить связи в проекте: каждый руководитель мыслит по-своему. Главное, чтобы выбранные связи точно отражали ход вашей мысли.
1
Примерный синоним выражению «календарный график проекта». Часто использовался в советском стро- ительстве и производстве.