Файл: СанктПетербургский государственный педиатрический медицинский университет.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1903
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЗАДАЧА 146
Вы врач детского дошкольного учреждения. 4-х летний мальчик Степан Д. посещает детский сад в течение 2-х месяцев. Со слов матери ребёнок стал раздражительным, обидчивым, сон беспокойный, трудно засыпает, периодические подёргивания верхнего века, снижен аппетит. За это время ребёнок 2 раза переболел ОРВИ, появились жалобы на боли в животе, несвязанные с приёмом пищи; заметно похудел.
Из анамнеза известно, что мальчик от молодых, здоровых родителей. Развивался соответственно возрасту. На 1-м году жизни наблюдался невропатологом по поводу церебральной ишемии, в дальнейшем – частые острые респираторные заболевания.
В группе детского сада конфликтен с детьми, наблюдается двигательная расторможенность. При общении с взрослыми легко вступает в контакт; однако рассеян, с трудом удерживает внимание, эмоционально лабилен.
Длина тела 104 см., масса – 14 кг. Гиперестезия кожных покровов, белый дермографизм. Слизистые оболочки чистые. Гипертрофия нёбных миндалин II степени, затруднение носового дыхания. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. ЧСС – 128 уд. в мин.; АД 95/60. Живот мягкий, умеренная болезненность без чёткой локализации. Печень + 1 см., селезёнка не увеличена.
ЗАДАНИЕ:
-
Оцените тип, тяжесть, течение и стадию адаптации у данного ребенка. Обоснуйте Ваш ответ. -
Основные механизмы участия нейро-эндокринной системы в развитии адаптационно-приспособительных реакций. -
Реакция иммунной системы на процесс адаптации. -
Оцените физическое развитие ребенка. -
Консультации, каких специалистов необходимы данному ребенку, и с какой целью? -
Составьте план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий. -
Какова роль участкового педиатра в подготовки детей к посещению детского дошкольного учреждения? -
Оцените возможность проведения профилактических прививок в период адаптации. -
Причины психомоторных нарушений у данного ребёнка. -
Каков прогноз состояния здоровья ребёнка?
ЗАДАЧА 147
Мальчик Дмитрий Ц. 10 лет при купании в озере стал тонуть. Был поднят спасателем со дна водоёма через 3 минуты в состоянии клинической смерти. После успешной первичной реанимации возобновлено дыхание и сердечная деятельность. В сознание не приходил.
К моменту прибытия реанимационной бригады службы «Скорой помощи» дыхание у ребёнка стало клокочущим, с частотой 48 в мин. При осмотре ребёнок без сознания. Периодически наблюдаются судороги с преобладанием клонического компонента. Зрачки несколько расширены, реакция на свет определяется. Корнеальный, глоточный и болевой рефлексы сохранены. Кожа и слизистые бледные. При аускультации над лёгкими масса влажных хрипов. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС 100 в мин. АД – 80/40 мм. рт. ст.
ЗАДАНИЕ:
-
Диагноз? -
Неотложные мероприятия. -
Дальнейшая тактика. -
Условия транспортировки. -
Механизм развития отёка лёгких в данном случае. -
Какие морфологические изменения ЦНС типичны при данном состоянии? -
Дайте характеристику состояния сердечно-сосудистой системы в данном случае. -
Нарушение функции какой системы имеет ведущее значение в изменении состояния ребёнка? -
Вероятный прогноз. -
Отличие в характере развёртывания поражения органов и систем детского организма в зависимости от варианта утопления (в пресной или морской воде).
ЗАДАЧА 148
Мать с ребёнком пришла к участковому педиатру на плановый профилактический осмотр. Девочка Мария, 2 месяца 25 дней. На последнем приёме были в месячном возрасте. Специалистами не осматривалась, инструментальные обследования не проведены. Ребёнок на естественном вскармливании. В последние 2 недели стала беспокойной, не выдерживает перерывы между кормлениями, реже мочится. Родители здоровы. Беременность у матери первая, протекала с токсикозом II половины. При сроке 32 недели перенесла бронхит. Роды в срок. Девочка закричала сразу, оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Масса тела при рождении 3200 г., длина – 51 см. Из роддома выписана на 6 сутки в удовлетворительном состоянии. До настоящего времени ребёнок ничем не болел.
Антропометрия: масса тела – 4.600 г., длина – 57 см., окружность грудной клетки – 38 см. Температура тела 36,8°. Кожа чистая, нормальной окраски. Подкожно-жировой слой практически отсутствует на животе, истончён на конечностях. Слизистые чистые, зев спокоен. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. Живот мягкий, безболезненный, печень + 2 см. из-под края рёберной дуги. Стул 2 раза в день, кашицеобразный, жёлтого цвета с кислым запахом. При осмотре ребёнок беспокойный, плачет. Головку держит хорошо. Пытается переворачиваться со спины на живот. Хорошо следит за яркими предметами. Рефлекс Моро, Бауэра, автоматической ходьбы не вызываются. Тонический шейный и поисковый рефлексы угасают. Хватательный и подошвенный рефлексы вызываются хорошо.
ЗАДАНИЕ:
-
Сформулируйте диагноз. -
Определите группу здоровья и направленность риска. -
Критерии диагностики данной патологии. -
Какие исследования необходимо провести ребенку? -
Какие врачи-специалисты должны осмотреть ребёнка? -
Назначьте лечение. -
Соответствует ли психомоторное развитие возрасту ребёнка? -
План профилактических мероприятий. -
Сформулируйте прогноз состояния здоровья ребёнка при отсутствии своевременной коррекции патологии. -
Оцените возможность проведения профилактических прививок в установленные сроки.
ЗАДАЧА 149
Мать девочки Ирины Л. 4 лет вызвала участкового педиатра на дом. Девочка заболела остро 2 недели назад, когда вечером поднялась температура до 39°С, насморк. Была вызвана «неотложная помощь». Врач диагносцировал ОРВИ, назначил симптоматическое лечение. Состояние ребёнка через 3 дня улучшилось и мать больше за помощью не обращалась. Накануне самочувствие резко ухудшилось (отсутствие аппетита, слабость, головная боль, мышечные боли), повторный подъём температуры до 38°С, появился сухой, навязчивый кашель.Из анамнеза известно, что ребёнок от I нормально протекавшей беременности. Роды в срок, физиологичные. В раннем детстве ребёнок рос и развивался соответственно возрасту, острые заболевания редко. С 3,5 лет посещает детский сад; часто болела ОРВИ, дважды осложнённые бронхитом. В лечении часто применялись антибиотики
Состояние ребёнка средней тяжести. Кожные покровы чистые, бледные с сероватым оттенком, умеренным периоральным цианозом. Зев рыхлый, чистый, нёбные миндалины гипертрофированы до II степени. Справа, от угла лопатки дыхание резко ослабленное, определяется укорочение перкуторного звука, на высоте вдоха крепитирующие хрипы в нижних отделах правого лёгкого. ЧД – 32 в мин. Тоны сердца слегка приглушены, ритмичные, ЧСС – 120 уд. в мин. Живот мягкий, безболезненный, печень у края рёберной дуги, селезёнка не пальпируется. Стула не было. Диурез не снижен.
ЗАДАНИЕ:
-
Диагноз? -
Какие факторы оказали влияние на течение заболевания? -
Какие дополнительные исследования необходимы, чтобы подтвердить Ваш диагноз. -
Какие изменения в общем анализе крови следует ожидать в данном случае. -
Обоснуйте комплекс лечебных мероприятий. -
Укажите выбор антибиотиков и обоснуйте путь введения антибактериального препарата. -
В каком случае показана госпитализация? -
Критерии выписки ребёнка в детский сад. -
Возможные осложнения данного заболевания -
Диспансерное наблюдение ребенка на педиатрическом участке.
ЗАДАЧА 150
Мать с мальчиком Андреем П. 8-и лет пришла на плановый диспансерный приём к участковому педиатру с целью оформления инвалидности по поводу бронхиальной астмы.
Дедушка ребёнка по материнской линии страдает бронхиальной астмой.
Болен с 6-ти месяцев, когда впервые был поставлен диагноз обструктивный бронхит. В последующем данное заболевание повторялось с периодичностью в 2-4 месяца. С 2-х летнего возраста, наблюдались типичные приступы удушья. Один раз перенёс астматический статус. Неоднократно госпитализировался по экстренным показаниям. В последние 2 года приступы участились (по несколько раз в неделю). Ребенок обучается на дому. Последний приступ - 2 недели назад. Исследования функции внешнего дыхания проводились месяц назад - стабильное нарушение бронхиальной проходимости по обструктивному типу, ОФВ 60%, ПСВ - 70%, тест с вентолином положительный +16%.
В течение последних 2 лет появились жалобы на длительную заложенность носа, проявления конъюнктивита в весенние месяцы, зуд в горле, кашель после употребления в питание яблок, груш, орехов, абрикосов. Выявлена сенсибилизация к домашней пыли, шерсти животных, берёзе, ольхе, лещине.
При осмотре мама предъявляет жалобы на одышку, кашель после динамической физической нагрузки, учащение применения скоропомощных препаратов до 2-3 раз в неделю, периодическое свистящее дыхание в течение дня без признаков респираторной инфекции.
Объективно ребёнок астенического телосложения. Признаков дыхательной недостаточности нет. Кожа чистая, обычной окраски. Дыхание жёсткое, хрипов нет. Частота дыхания 20 в мин. Пульс 90 ударов в минуту, расщепление II тона с акцентом на лёгочной артерии, АД – 110/65. Живот мягкий, безболезненный, печень +1 см., эластичная, селезёнка не пальпируется.
Последние три года ребенок получает комбинированные препараты (глюкокортикостероиды и пролонгированные β2-агонисты), попытка отмены препаратов базисной терапии вызвали обострение заболевания и экстренную госпитализацию ребенка.
ЗАДАНИЕ:
-
Сформулируйте диагноз согласно существующей классификации. -
Заболевания, с которыми может проводится дифференциальная диагностика данного заболевания. -
Факторы риска при данном заболевании. -
Основные патофизиологические механизмы при данном заболевании. -
Какие препараты относятся к базисной терапии данного заболевания -
Алгоритм терапии обострений при данном заболевании -
Механизмы фармакологического действия ингаляционных глюкокортикостероидов -
Показания для госпитализации детей с данным заболеванием -
Принципы вакцинации детей с данной нозологией -
План реабилитации данного пациента.
ЗАДАЧА 151
Девочка Валерия Д. 13 лет обратилась к участковому педиатру с жалобами на плохой аппетит, повышенную утомляемость, ломкость волос и ногтей, сердцебиение. Данные симптомы появились около года назад.
Ребёнок из социально неблагополучной семьи, рос и развивался соответственно возрасту. Острыми респираторными инфекциями болела часто, в течение последних 2-х лет заболеваемость участилась до 6-7 раз в год. В школе учится хорошо, однако в течение последнего года успеваемость снизилась. Питание нерегулярное. Девочка стала раздражительной, апатичной. Mensis нерегулярные с 12 лет, 5-7 дней, обильные.
В контакт с врачом вступает неохотно. Интеллект сохранен. Питание удовлетворительное. Формула полового развития Ма3Р2Ах2Ме3, 11,3 балла. Кожа бледная, сухая, чистая. Волосы сухие, тонкие, ломкие. Ногти тусклые, поперечная исчерченность, слоистость. Слизистые чистые, бледные. Подчелюстные и шейные лимфоузлы II – III степени. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, мягкий систолический шум с p. maximum на верхушке. ЧСС – 100 уд. в мин., АД – 90/55 мм. рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезёнка у края рёберной дуги. Стул оформленный, ежедневно.
В анализе мочи: рН - слабо кислая, белок 0,066г/л, лейкоциты – 4-5 в п/зр. В анализе периферической крови: гемоглобин – 80 г/л, эритроциты – 3,8 х 1012/л, ЦП-0,7, лейкоциты – 7,6 х 109/л, б - 0%, э - 5%, п - 4%, с -59%, л - 28%, м - 4%, СОЭ – 6 мм/час, гипохромия +++, анизоцитоз ++, пойкилоцитоз ++. СГЭ – 19,5 пг (содержание гемоглобина в эритроците в норме - 24-33 пг).
ЗАДАНИЕ:
-
Диагноз? -
Что способствовало развитию данного заболевания? -
Как подтвердить диагноз? -
Что такое СГЭ? Как оно определяется? -
Консультация, какого специалиста необходима? -
Оцените половое развитие ребёнка? -
Как лечить ребёнка? Какие препараты следует выбрать? -
Можно ли проводить лечение данного состояния на фоне острого инфекционного заболевания? -
Рекомендации по питанию. -
Составьте план диспансерного наблюдения.
ЗАДАЧА 152
К участковому педиатру на плановый профилактический приём пришла мать с девочкой Анжелой Р. 6 месяцев.
Матери 24 года, страдает хроническим пиелонефритом, ожирением; курит. Ребёнок от II-ой беременности, протекавшей на фоне ОРВИ в последнем триместре. Роды, в срок, на дому, преждевременное излитие околоплодных вод. Масса тела при рождении 4100г, длина – 53 см. Искусственное вскармливание с 2-х месяцев. В настоящее время кормление 5 раз в день (смесь «Малютка» 220 мл на приём, каша 180-200г, фруктовое пюре, соки, яичный желток). В возрасте 3, 4 и 5 месяцев проведена вакцинация АКДС + полиомиелит. В 1,5 месяца переболела обструктивным бронхитом.