Файл: СанктПетербургский государственный педиатрический медицинский университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1903

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАДАЧА 146

Вы врач детского дошкольного учреждения. 4-х летний мальчик Степан Д. посещает детский сад в течение 2-х месяцев. Со слов матери ребёнок стал раздражительным, обидчивым, сон беспокойный, трудно засыпает, периодические подёргивания верхнего века, снижен аппетит. За это время ребёнок 2 раза переболел ОРВИ, появились жалобы на боли в животе, несвязанные с приёмом пищи; заметно похудел.

Из анамнеза известно, что мальчик от молодых, здоровых родителей. Развивался соответственно возрасту. На 1-м году жизни наблюдался невропатологом по поводу церебральной ишемии, в дальнейшем – частые острые респираторные заболевания.

В группе детского сада конфликтен с детьми, наблюдается двигательная расторможенность. При общении с взрослыми легко вступает в контакт; однако рассеян, с трудом удерживает внимание, эмоционально лабилен.

Длина тела 104 см., масса – 14 кг. Гиперестезия кожных покровов, белый дермографизм. Слизистые оболочки чистые. Гипертрофия нёбных миндалин II степени, затруднение носового дыхания. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. ЧСС – 128 уд. в мин.; АД 95/60. Живот мягкий, умеренная болезненность без чёткой локализации. Печень + 1 см., селезёнка не увеличена.

ЗАДАНИЕ:

  1. Оцените тип, тяжесть, течение и стадию адаптации у данного ребенка. Обоснуйте Ваш ответ.

  2. Основные механизмы участия нейро-эндокринной системы в развитии адаптационно-приспособительных реакций.

  3. Реакция иммунной системы на процесс адаптации.

  4. Оцените физическое развитие ребенка.

  5. Консультации, каких специалистов необходимы данному ребенку, и с какой целью?

  6. Составьте план профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.

  7. Какова роль участкового педиатра в подготовки детей к посещению детского дошкольного учреждения?

  8. Оцените возможность проведения профилактических прививок в период адаптации.

  9. Причины психомоторных нарушений у данного ребёнка.

  10. Каков прогноз состояния здоровья ребёнка?


ЗАДАЧА 147

Мальчик Дмитрий Ц. 10 лет при купании в озере стал тонуть. Был поднят спасателем со дна водоёма через 3 минуты в состоянии клинической смерти. После успешной первичной реанимации возобновлено дыхание и сердечная деятельность. В сознание не приходил.


К моменту прибытия реанимационной бригады службы «Скорой помощи» дыхание у ребёнка стало клокочущим, с частотой 48 в мин. При осмотре ребёнок без сознания. Периодически наблюдаются судороги с преобладанием клонического компонента. Зрачки несколько расширены, реакция на свет определяется. Корнеальный, глоточный и болевой рефлексы сохранены. Кожа и слизистые бледные. При аускультации над лёгкими масса влажных хрипов. Тоны сердца приглушены, ритмичные. ЧСС 100 в мин. АД – 80/40 мм. рт. ст.

ЗАДАНИЕ:

  1. Диагноз?

  2. Неотложные мероприятия.

  3. Дальнейшая тактика.

  4. Условия транспортировки.

  5. Механизм развития отёка лёгких в данном случае.

  6. Какие морфологические изменения ЦНС типичны при данном состоянии?

  7. Дайте характеристику состояния сердечно-сосудистой системы в данном случае.

  8. Нарушение функции какой системы имеет ведущее значение в изменении состояния ребёнка?

  9. Вероятный прогноз.

  10. Отличие в характере развёртывания поражения органов и систем детского организма в зависимости от варианта утопления (в пресной или морской воде).


ЗАДАЧА 148

Мать с ребёнком пришла к участковому педиатру на плановый профилактический осмотр. Девочка Мария, 2 месяца 25 дней. На последнем приёме были в месячном возрасте. Специалистами не осматривалась, инструментальные обследования не проведены. Ребёнок на естественном вскармливании. В последние 2 недели стала беспокойной, не выдерживает перерывы между кормлениями, реже мочится. Родители здоровы. Беременность у матери первая, протекала с токсикозом II половины. При сроке 32 недели перенесла бронхит. Роды в срок. Девочка закричала сразу, оценка по шкале Апгар 7/8 баллов. Масса тела при рождении 3200 г., длина – 51 см. Из роддома выписана на 6 сутки в удовлетворительном состоянии. До настоящего времени ребёнок ничем не болел.

Антропометрия: масса тела – 4.600 г., длина – 57 см., окружность грудной клетки – 38 см. Температура тела 36,8°. Кожа чистая, нормальной окраски. Подкожно-жировой слой практически отсутствует на животе, истончён на конечностях. Слизистые чистые, зев спокоен. Дыхание пуэрильное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, шумов нет. Живот мягкий, безболезненный, печень + 2 см. из-под края рёберной дуги. Стул 2 раза в день, кашицеобразный, жёлтого цвета с кислым запахом. При осмотре ребёнок беспокойный, плачет. Головку держит хорошо. Пытается переворачиваться со спины на живот. Хорошо следит за яркими предметами. Рефлекс Моро, Бауэра, автоматической ходьбы не вызываются. Тонический шейный и поисковый рефлексы угасают. Хватательный и подошвенный рефлексы вызываются хорошо.



ЗАДАНИЕ:

  1. Сформулируйте диагноз.

  2. Определите группу здоровья и направленность риска.

  3. Критерии диагностики данной патологии.

  4. Какие исследования необходимо провести ребенку?

  5. Какие врачи-специалисты должны осмотреть ребёнка?

  6. Назначьте лечение.

  7. Соответствует ли психомоторное развитие возрасту ребёнка?

  8. План профилактических мероприятий.

  9. Сформулируйте прогноз состояния здоровья ребёнка при отсутствии своевременной коррекции патологии.

  10. Оцените возможность проведения профилактических прививок в установленные сроки.


ЗАДАЧА 149

Мать девочки Ирины Л. 4 лет вызвала участкового педиатра на дом. Девочка заболела остро 2 недели назад, когда вечером поднялась температура до 39°С, насморк. Была вызвана «неотложная помощь». Врач диагносцировал ОРВИ, назначил симптоматическое лечение. Состояние ребёнка через 3 дня улучшилось и мать больше за помощью не обращалась. Накануне самочувствие резко ухудшилось (отсутствие аппетита, слабость, головная боль, мышечные боли), повторный подъём температуры до 38°С, появился сухой, навязчивый кашель.Из анамнеза известно, что ребёнок от I нормально протекавшей беременности. Роды в срок, физиологичные. В раннем детстве ребёнок рос и развивался соответственно возрасту, острые заболевания редко. С 3,5 лет посещает детский сад; часто болела ОРВИ, дважды осложнённые бронхитом. В лечении часто применялись антибиотики

Состояние ребёнка средней тяжести. Кожные покровы чистые, бледные с сероватым оттенком, умеренным периоральным цианозом. Зев рыхлый, чистый, нёбные миндалины гипертрофированы до II степени. Справа, от угла лопатки дыхание резко ослабленное, определяется укорочение перкуторного звука, на высоте вдоха крепитирующие хрипы в нижних отделах правого лёгкого. ЧД – 32 в мин. Тоны сердца слегка приглушены, ритмичные, ЧСС – 120 уд. в мин. Живот мягкий, безболезненный, печень у края рёберной дуги, селезёнка не пальпируется. Стула не было. Диурез не снижен.

ЗАДАНИЕ:

  1. Диагноз?

  2. Какие факторы оказали влияние на течение заболевания?

  3. Какие дополнительные исследования необходимы, чтобы подтвердить Ваш диагноз.

  4. Какие изменения в общем анализе крови следует ожидать в данном случае.

  5. Обоснуйте комплекс лечебных мероприятий.

  6. Укажите выбор антибиотиков и обоснуйте путь введения антибактериального препарата.

  7. В каком случае показана госпитализация?

  8. Критерии выписки ребёнка в детский сад.

  9. Возможные осложнения данного заболевания

  10. Диспансерное наблюдение ребенка на педиатрическом участке.



ЗАДАЧА 150

Мать с мальчиком Андреем П. 8-и лет пришла на плановый диспансерный приём к участковому педиатру с целью оформления инвалидности по поводу бронхиальной астмы.

Дедушка ребёнка по материнской линии страдает бронхиальной астмой.

Болен с 6-ти месяцев, когда впервые был поставлен диагноз обструктивный бронхит. В последующем данное заболевание повторялось с периодичностью в 2-4 месяца. С 2-х летнего возраста, наблюдались типичные приступы удушья. Один раз перенёс астматический статус. Неоднократно госпитализировался по экстренным показаниям. В последние 2 года приступы участились (по несколько раз в неделю). Ребенок обучается на дому. Последний приступ - 2 недели назад. Исследования функции внешнего дыхания проводились месяц назад - стабильное нарушение бронхиальной проходимости по обструктивному типу, ОФВ 60%, ПСВ - 70%, тест с вентолином положительный +16%.

В течение последних 2 лет появились жалобы на длительную заложенность носа, проявления конъюнктивита в весенние месяцы, зуд в горле, кашель после употребления в питание яблок, груш, орехов, абрикосов. Выявлена сенсибилизация к домашней пыли, шерсти животных, берёзе, ольхе, лещине.

При осмотре мама предъявляет жалобы на одышку, кашель после динамической физической нагрузки, учащение применения скоропомощных препаратов до 2-3 раз в неделю, периодическое свистящее дыхание в течение дня без признаков респираторной инфекции.

Объективно ребёнок астенического телосложения. Признаков дыхательной недостаточности нет. Кожа чистая, обычной окраски. Дыхание жёсткое, хрипов нет. Частота дыхания 20 в мин. Пульс 90 ударов в минуту, расщепление II тона с акцентом на лёгочной артерии, АД – 110/65. Живот мягкий, безболезненный, печень +1 см., эластичная, селезёнка не пальпируется.

Последние три года ребенок получает комбинированные препараты (глюкокортикостероиды и пролонгированные β2-агонисты), попытка отмены препаратов базисной терапии вызвали обострение заболевания и экстренную госпитализацию ребенка.
ЗАДАНИЕ:

  1. Сформулируйте диагноз согласно существующей классификации.

  2. Заболевания, с которыми может проводится дифференциальная диагностика данного заболевания.

  3. Факторы риска при данном заболевании.

  4. Основные патофизиологические механизмы при данном заболевании.

  5. Какие препараты относятся к базисной терапии данного заболевания

  6. Алгоритм терапии обострений при данном заболевании

  7. Механизмы фармакологического действия ингаляционных глюкокортикостероидов

  8. Показания для госпитализации детей с данным заболеванием

  9. Принципы вакцинации детей с данной нозологией

  10. План реабилитации данного пациента.



ЗАДАЧА 151

Девочка Валерия Д. 13 лет обратилась к участковому педиатру с жалобами на плохой аппетит, повышенную утомляемость, ломкость волос и ногтей, сердцебиение. Данные симптомы появились около года назад.

Ребёнок из социально неблагополучной семьи, рос и развивался соответственно возрасту. Острыми респираторными инфекциями болела часто, в течение последних 2-х лет заболеваемость участилась до 6-7 раз в год. В школе учится хорошо, однако в течение последнего года успеваемость снизилась. Питание нерегулярное. Девочка стала раздражительной, апатичной. Mensis нерегулярные с 12 лет, 5-7 дней, обильные.

В контакт с врачом вступает неохотно. Интеллект сохранен. Питание удовлетворительное. Формула полового развития Ма3Р2Ах2Ме3, 11,3 балла. Кожа бледная, сухая, чистая. Волосы сухие, тонкие, ломкие. Ногти тусклые, поперечная исчерченность, слоистость. Слизистые чистые, бледные. Подчелюстные и шейные лимфоузлы II – III степени. Дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, мягкий систолический шум с  p. maximum на верхушке. ЧСС – 100 уд. в мин., АД – 90/55 мм.  рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезёнка у края рёберной дуги. Стул оформленный, ежедневно.

В анализе мочи: рН - слабо кислая, белок 0,066г/л, лейкоциты – 4-5 в п/зр. В анализе периферической крови: гемоглобин – 80 г/л, эритроциты – 3,8 х 1012/л, ЦП-0,7, лейкоциты – 7,6 х 109/л, б - 0%, э - 5%, п - 4%, с -59%, л - 28%, м - 4%, СОЭ – 6 мм/час, гипохромия +++, анизоцитоз ++, пойкилоцитоз ++. СГЭ – 19,5 пг (содержание гемоглобина в эритроците в норме - 24-33 пг).

ЗАДАНИЕ:

  1. Диагноз?

  2. Что способствовало развитию данного заболевания?

  3. Как подтвердить диагноз?

  4. Что такое СГЭ? Как оно определяется?

  5. Консультация, какого специалиста необходима?

  6. Оцените половое развитие ребёнка?

  7. Как лечить ребёнка? Какие препараты следует выбрать?

  8. Можно ли проводить лечение данного состояния на фоне острого инфекционного заболевания?

  9. Рекомендации по питанию.

  10. Составьте план диспансерного наблюдения.


ЗАДАЧА 152

К участковому педиатру на плановый профилактический приём пришла мать с девочкой Анжелой Р. 6 месяцев.

Матери 24 года, страдает хроническим пиелонефритом, ожирением; курит. Ребёнок от II-ой беременности, протекавшей на фоне ОРВИ в последнем триместре. Роды, в срок, на дому, преждевременное излитие околоплодных вод. Масса тела при рождении 4100г, длина – 53 см. Искусственное вскармливание с 2-х месяцев. В настоящее время кормление 5 раз в день (смесь «Малютка» 220 мл на приём, каша 180-200г, фруктовое пюре, соки, яичный желток). В возрасте 3, 4 и 5 месяцев проведена вакцинация АКДС + полиомиелит. В 1,5 месяца переболела обструктивным бронхитом.