Файл: Александры Анатольевны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(2; 5).

Ответ: {2 } U (5; ).

У тверждение 9. Для того, чтобы один корень квадратного трехчлена принадлежал интервалу (K; P), а другой  интервалу (N; M), необходимо и достаточно выполнение условий:

А f(K) 0,

А f(P) 0,

А f(N) 0,

А f(M) 0,


  1. При каких mодин из корней уравнения x2 (2m + 1)x + m2 + m 2 = 0 находится между числами 1 и 3, а второй между числами 4 и 6?

Решение: 1 способ.

f (1) 0, m2m 2 0,

f(3) 0, m2 5m + 4 0, 2 m 4.

f(4) 0, m2 7m + 10 0,

f(6) 0; m2 11m + 28 0;


2 способ.

x1 = m 1, x2 = m + 2;

1 m 1 3; 2 m 4.

4 m + 2 6;

Ответ: (2; 4).
 Ключевыми являются утверждения 1-5 и задачи 90, 93, 95, 99. Учителю следует требовать графическую иллюстрацию к задаче и формулировку соответствующего утверждения.
Уравнения с одной переменной.
При изучении уравнений, приводимых к квадратным, можно рассмотреть задачи:


  1. При каких значениях а уравнение x2 (а + 1) x + а = 0 имеет 3 различных корня?

Решение:x2 (а + 1) x+ а = 0; x= t, t 0;

t2 (а + 1) t + а = 0; (1)

Исходное уравнение имеет 3 различных корня, если уравнение (1) имеет t1 = 0; t2 0

t1 = а, x= а,x= а,

t2 = 1; x= 1; x = 1, а = 0.

x = 1;

Ответ: а = 0.


  1. При каких а уравнение x4 (3а 1) x2 + 2а2 а = 0 имеет 2 различных корня?

Решение: x2 = t, t 0;

t2 (3а 1) t + 2а2 а = 0; (1)

Исходное уравнение имеет 2 различных корня:

1) когда уравнение (1) имеет корни разных знаков, т. е. t1 t2 0,

2 а 0;

0 а ;

2) когда уравнение (1) имеет один положительный корень, т. е. D = 0, t0 0,

D = 9а2 6а + 1 4(2a2 a) = a2 2a + 1 = (a 1)2;

(a 1)2 = 0; a = 1.

t2 2t + 1 = 0; t0 = 1.

Ответ: (0; 0,5) U{1}.
Полезно решить ряд задач графическим способом.


  1. Определить все значения а, при которых уравнение имеет 2 различных корня:

а) x2 = 4 x + а;

б) 2 x = x2 + а.

Ответ: а) а = 4, а 0; б) а = 1, а 0.


  1. При каких а уравнение x+ 3 = а х 2 имеет единственное решение?

Ответ: а = 0; а = 1.
Можно показать учащимся три способа решения этой задачи, сравнить, выбрать более рациональный.

Не следует упускать возможности поразить школьников красотой математики. Использование свойства четности функции превращает сложную, на первый взгляд, задачу в устное упражнение.

  1. При каком значении а уравнение x10 а x + а2 а= 0 имеет единственное решение?

Решение: f(x) = x10 а x+ а2 а четная функция.

Если х0 корень, то и х0 корень, следовательно х0 = х0; х0 = 0  необходимо, но не достаточно.

010 а 0+ а2 а = 0; а = 0; а = 1.

Проверка: а) при а = 0; x10 = 0; х = 0.

б) при а = 1; x10x= 0; х = 0; х = 1 не удовлетворяет условию.

Ответ: а = 0.


  1. При каком а уравнение + а2 = 0 имеет один корень?

Ответ: а = 1.
Если в 7-9 классах проделать соответствующую работу по изучению параметров, заложить основы материала, то это существенно облегчит решение параметрических задач в 10-11 классах.


III. заключение
Именно на преодолении … трудностей

растет и развивается математик.

Хинчин А.Я.
Прежде всего нужно сказать, что хороших результатов ждать сразу не следует. Если у ученика есть маломальские математические способности, то в итоге он "вырастет" до параметрических задач. Некоторые же дети в силу их психологии, генетического кода так и не смогут общаться с параметрами ни на "ты", ни на "вы". Не следует этого жестко и требовать, раз они не будут связывать свою жизнь с математикой.

Однако же учащиеся, которые "вошли во вкус", способны на большие успехи. Конечно, в основном, нестандартные методы решения, рациональные приемы они демонстрируют в 10-11 классах, но база для этого должна закладываться кропотливым вдумчивым трудом, начиная с 5 класса.

Целенаправленно изучая этот вопрос, можно достичь запланированных результатов, предполагающих формирование соответствующих умений и навыков.

Вот только как высоко поднять "планку", зависит от обучаемых. Можно ограничиться минимальным уровнем. Это уже хорошо. Можно расширить содержание, добавив тему "Решение систем с параметрами".

Система предложенных заданий саморегулируема. Учитель может по своему усмотрению переставить сами темы в течение года или перенести часть материала на следующий год.

Единственное серьезное требование к учителю – чутко улавливать при объяснении, все ли нюансы изучаемого вопроса "разложились по полочкам" в головах учеников; кропотливо, терпеливо, еще и еще раз объяснять трудные моменты; иметь в запасе много простеньких задач по всем темам. В 7-9 классах главное – качественное изучение блока ключевых задач. С большим разнообразием использования параметра ученики столкнутся в 10-11 классах.

Учитель не должен забывать о цели развития математического мышления: строгости логических построений, четкости речи, полноты рассуждений, точности определений.

Реализация этой цели делает неизбежным отказ от единообразного, уравнительного преподавания математики, унифицирующего как содержание обучения, так и уровень требований к математической подготовке учащихся. А это значит, учитель сам может определять объем дополнительной информации и требования к уровню овладения этой информацией различными учащимися.


IV. литература


  1. Болтов А.А.

«Пособие по математике для подготовительных курсов»

М., МЭИ, 1985 г.

  1. Галицкий М.Л.

«Сборник задач по алгебре для 8-9 классов»

М.: "Просвещение", 1992 г.

  1. Глейзер Г.Д.

«Повышение эффективности обучения математике в школе»

М.: "Просвещение", 1989 г.

  1. Гольдич В., Злотин С.

«3000 задач по алгебре. 5-9 кл.»

С.-Птб.: "Мир и семья-95", 1997 г.

  1. Жаржевский А.Я., Фельдман Я.С.

«Решение задач с параметрами»

С.-Петербург, 1995 г.

  1. Звавич Л.И., Шляпочник Л.Я.

«Контрольные и проверочные работы по алгебре. 7-9 классы»

М.: "Дрофа", 1998 г.

  1. Зильберберг Н.И.

«Урок математики. Подготовка и проведение»

М.: "Просвещение", 1996 г.

  1. Зильберберг Н.И.

«Алгебра для углубленного изучения математики»

Псков, 1993 г.

  1. Крутецкий В.А.

«Психология обучения и воспитания школьников»

М.: "Просвещение", 1976 г.

  1. Лиман Л.М.

«Школьникам о математике и математиках»

М.: "Просвещение", 1981 г.

  1. Мерзляк А.Г., Якир М.С.

«Алгебраический тренажер»

М.: "Илекса", 1998 г.

  1. Немов Р.С.

«Психология образования»

М.: "Просвещение", 1994 г.

  1. Родионов Е.М.

«Решение задач с параметрами»

М.: "Русь-90", 1995 г.


  1. Фридман Л.М.

«Психолого-педагогические основы обучения математике в школе»

М.: "Просвещение", 1983 г.

  1. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.

«Психологический справочник учителя»

М.: "Просвещение", 1991 г.

  1. Фридман Л.М.

«Педагогический опыт глазами психолога»

М.: "Просвещение", 1987 г.

  1. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н.

«Как научиться решать задачи»

М.: "Просвещение", 1984 г.

  1. Фридман Л.М.

«Учитесь учиться математике»

М.: "Просвещение", 1985 г.

  1. Шабунин М.И.

«Математика для поступающих в вузы»

М.: "Аквариум", 1997 г.

  1. Шарыгин И.Ф.

«Факультативный курс по математике. Решение задач. 10»

М.: "Просвещение", 1989 г.

  1. Шмырева Г.Г.

«Сборник задач с экономическим содержанием»

Владимир, 1994 г.

  1. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П.

«Укрупнение дидактических единиц в обучении математике»

М.: "Просвещение", 1986 г.

  1. Ястребинецкий Г.А.

«Уравнения и неравенства, содержащие параметры»

М.: "Просвещение", 1972 г.