ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ответ: при n = 1, n = 2, n = 4.
-
При каких значениях параметра p уравнение px (px + 3) + 6 = x (px – 6)является линейным?
При решении текстовых задач, содержащих параметры, приходится учитывать допустимые значения параметра, определяемые смыслом задачи. Иногда границы, в которых заключены значения параметра, приходится устанавливать, исходя из реального смысла задачи.
-
На улице 24 дома, которые имеют 12, 16 и 17 этажей. При этом 17-этажных домов в 2 раза больше, чем 16-этажных, а 12-этажных – на n меньше, чем 16-этажных домов. Сколько разных типов домов на улице?
Решение: Пусть x – число 16-этажных домов. Тогда 2x – число 17-этажных домов, а x – n – число 12-этажных домов. Имеем уравнение:
x + 2x + x – n = 24;
4x = 24 + n;
x = ;
x = 6 + .
По смыслу задачи nN, следовательно,(x – n) также натуральное число и n кратно 4. Это возможно лишь при n = 4. Отсюда x = 7, 2x = 14, x – n = 3.
Ответ: четырнадцать 17-этажных домов,
семь 16-этажных и
три 12-этажных дома.
-
Квадрат суммы двух последовательных натуральных чисел больше суммы их квадратов на 2n. Найти эти числа для значения параметра n из промежутка
50 n 100.
Решение: Пусть x – меньшее число; тогда следующее число x + 1. Их сумма равна 2x + 1, а сумма их квадратов x2 + (x + 1)2 = 2x2 + 2x + 1. По условию:
(2x + 1)2 – (2x2 + 2x + 1) = 2n;
x (x + 1) = n.
Поскольку x N, n N и 50 n 100, то это уравнение проще всего решить подбором.
Уравнению с дополнительными ограничениями удовлетворяют числа 7, 8 и 9.
Ответ: 7 и 8, или 8 и 9, или 9 и 10.
-
Сумму a выплатили 5-рублевыми и 10-рублевыми монетами, причем тех и других выдали поровну. Сколько было выдано 5-рублевых монет?
Ответ: , где a – число, кратное 15.
-
Отец старше сына в n раз, а его дочь моложе брата в 2 раза. Сколько лет отцу, сыну и дочери, если отец старше дочери на 28 лет?
Ответ: отцу 32 года, сыну 8 лет, дочери 4 года.
-
Произведение двух последовательных натуральных чисел больше их суммы на a, где a – двузначное число, большее 50. Найдите эти числа.
Ответ: 8 и 9, или 9 и 10, или 10 и 11.
Очевидно, что предложенные задачи являются нестандартными для семиклассников, поэтому некоторые из них выполняются в классе как дополнительные к уроку, некоторые рассматриваются на кружке или предлагаются для долгосрочного домашнего задания.
Изучение темы "Системы линейных уравнений" можно разнообразить содержанием таких параметрических задач:
-
При каких значениях b имеют общий корень уравнения:
а) 3x + 7 = 0 и 2x – b = 0;
б) 2x = 3b – 1 и 3x = 5b + 7?
Ответ: а) –4 ; б) –17.
-
При каких значениях a и b система уравнений
а) 3x – 5y = a, б) ax + by = 2,
2x + y = b; 5x + by = 3 + a
имеет решение x = 3, y = –1.
Ответ: а) a = 14, b = 5; б) a = 3,5 , b = 8,5.
-
При каких значениях a и b прямая y = ax+ b проходит через точки M(1;5) и N(-5;-3)?
Ответ: a = 1 ; b = 3 .
-
При каких значениях a и b системе уравнений
3x + 2y = 15a,
x + y = 9
удовлетворяет пара равных чисел? Для каждого такого a найдите решение системы.
Ответ: a = 2, x = y = 6.
При повторении материала в конце года можно познакомить учащихся с различными способами решения уравнений с параметром.
-
Сколько решений имеет уравнение x = a в зависимости от параметра a?
Решение: Аналитический способ.
Используя определение модуля действительного числа, заключаем:
-
При a 0 уравнение имеет два корня: x = –a, x = a. -
При a = 0 уравнение имеет один корень: x = 0. -
При a 0 уравнение не имеет корней.
Графический способ.
Построим графики функций y = x и y = a.
y
y = x
y = a (a 0)
y = a (a = 0)
О
y = a (a 0)
0
x
чевидно, что:
-
при a 0 графики пересекаются в двух точках (–a, a) и (a, a), значит, уравнение имеет два корня: x = –a, x = a; -
при a = 0 точка пересечения одна – начало координат, следовательно, уравнение имеет один корень: x = 0.
-
при a 0 графики функций не пересекаются – корней нет.
Ответ: при a 0 два корня;
при a = 0 один корень;
при a 0 корней нет.
-
Решить уравнение ax = x .
Решение: Аналитический способ.
-
При x 0 x = x , следовательно, исходное уравнение равносильно уравнению ax = x,
(a – 1) x = 0.
а) Если a – 1 0, a 1, x = 0;
б) Если a – 1 = 0, a = 1, 0 x = 0, x – любое число, большее или равное 0 (x 0).
-
При x 0 x = – x, уравнение равносильно уравнению
ax = –x,
(a + 1) x = 0.
а) Если a + 1 0, a –1, x = 0;
б) Если a + 1= 0, a = –1, 0 x = 0, x – любое число, меньшее или равное 0 (x 0).
Графический способ (1).
Построим графики функций y = x и y = ax.
Графиками функций y = ax являются прямые, проходящие через начало координат, угловой коэффициент которых равен a.
A
y = ax (a1)
y = x
y
B
0
y = ax (a0)
x
y = x
y = –x
-
При a –1 уравнение имеет один корень: x = 0. -
При a = 1 прямая y = ax (y = x) содержит луч OA, и уравнение имеет бесконечно много корней: x 0. -
При a = –1 прямая y = ax (y = –x) содержит луч OB, и уравнение имеет беско-нечно много корней: x 0.
Графический способ (2).
Данное уравнение для любого значения параметра a всегда имеет, по крайней мере, одно решение x = 0, т.к. графики функций y = x и y = ax при любых значениях параметра a имеют общую точку – начало координат.
Пусть x 0. Выразим из уравнения ax = x параметр a через x: a = и построим графики функций: y = a и y = . Используя определение модуля, получим:
–1, при x 0,
1, при x 0
y
1
y = 1
y = –1
–1
y = a (a 1)
y = a (–1 a 0)
0
x
y = a (a –1)
-
При a 1 графики не имеют общих точек, следовательно, корней уравнения кроме x = 0, нет. -
При a = 1 график функции y = a (y = 1) содержит правую часть графика функции y = (x 0), следовательно,уравнение имеет бесконечно много корней: x 0 (учитываем, что x = 0 при любых a). -
При a = –1 график функции y = a (y = –1) содержит левую часть графика функции y = (x 0), и уравнение имеет бесконечно много корней: x 0.
Ответ: при a 1 x = 0;
при a = 1 x 0;
при a = –1 x 0.
Это упражнение является очень полезным, т.к. во многих случаях графический метод более уместен, чем аналитический, а на первых порах следует рассматривать все способы, чтобы выработать у учащихся зоркость в выборе метода решения более сложных задач.
Итак, все рассмотренные выше упражнения (123) и им подобные имеют ясную дидактическую цель – помочь учащимся составить представление о параметре, о том, что значит решить уравнение с параметром.
Учащиеся 7 класса должны усвоить главное: параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу. Во-первых, предполагаемая известность позволяет "общаться" с параметром как с числом, а во-вторых, степень свободы общения ограничивается его неизвестностью. Так, деление на выражение, содержащее параметр, требует дополнительного исследования. Как правило, результаты этих исследований влияют и на решение, и на ответ.
При решении задач с параметром учитель должен обратить внимание учащихся на необходимость осторожного, деликатного обращения с фиксированным, но неизвестным числом.
К концу года учащиеся должны уметь решать задачи типа 16, 9, 10, 18, 19. Регулярно в проверочные и контрольные работы последними заданиями включаются задачи с параметрами.
В мае проводится контрольная работа, в которую включены все типы основных задач, однако уровень сложности зависит непосредственно от контингента учащихся.