ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ С ПАРАМЕТРАМИ
В математике следует помнить
не формулы, а процессы мышления.
Ермаков В.П.
Основная цель: научить учащихся исследовать квадратные уравнения; ознакомить их с применениями теоремы Виета и теоремы, обратной ей.
Задачи, связанные с квадратными уравнениями, встречающиеся в школьной и конкурсной практике, чрезвычайно разнообразны.
Теория решения квадратного уравнения должна быть изложена достаточно полно по требованию программы. Однако для того, чтобы облегчить учащимся решение многих задач, я считаю необходимым дополнить теоретический материал. (Все изложенные ниже дополнительные сведения сообщаются учащимся в процессе изучения соответствующей темы, снабжаются множеством простых примеров. Доказывать все свойства не обязательно.)
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
-
Уравнение вида Ax2 + Bx + C = 0, где x – неизвестное, A, B, C – действительные числа или выражения, зависящие только от параметров, причем A 0, называется квадратным уравнением относительно x.
-
Допустимыми считаются такие значения параметров, при которых A, B и C имеют смысл.
-
D = B2 – 4ac – дискриминант квадратного уравнения.
-
Если D 0, то уравнение корней не имеет.
-
Если D = 0, то уравнение имеет один корень кратности два: x = – .
(Замечание: Часто про квадратные уравнения с дискриминантом, равным нулю, и имеющим, соответственно, один корень, говорят, что оно имеет два совпадающих корня (?). Это связано с разложением многочлена на множители. Правильнее, на мой взгляд, что в этом случае нужно говорить и понимать "один корень кратности два".)
-
Если D 0, то уравнение имеет два различных корня:
x1 = , x2 = .
-
Если b = 2k, то D1 = k2 – ac;
x1 = , x
2 = .
-
Теорема Виета. Если x1и x2 – корни квадратного уравнения ax2+bx+c = 0, то
x1 + x2 = – , x1 x2 = .
-
Для приведенного квадратного уравнения x2 + px+ q= 0 (при условии p2 4q)
x1 + x2 = – p; x1 x2 = q;
x2 – x1 = ; x1 2+ x2 2 = p2 – 2q.
-
Свойства корней квадратного уравнения:
-
Если D 0, a 0, то уравнение имеет два действительных различных корня, знаки которых при C 0 одинаковы и противоположны знаку коэффициента b, а при C 0 разные, причем по абсолютной величине больше тот из корней, знак которого противоположен знаку b. -
Если D = 0, a 0, то уравнение имеет один корень кратности два, знак которого противоположен знаку b. -
Если D 0, a 0, то корней нет.
Аналогично устанавливаются свойства корней и для a 0.
Справедливы следующие утверждения:
-
Если в квадратном уравнении поменять местами коэффициенты a и c, то получим уравнение, корни которого обратны корням данного. -
Если в квадратном уравнении поменять знак коэффициента b, то получим уравнение, корни которого противоположны корням данного. -
Если в квадратном уравнении коэффициенты a и c разных знаков, то оно имеет действительные корни. -
Если a 0, D = 0, то левая часть квадратного уравнения есть полный квадрат, и наоборот, если левая часть уравнения есть полный квадрат, то a 0, D = 0.
При изучении неполных квадратных уравнений в устную и письменную работу полезно включать такие задания:
-
При каких значениях m ровно один из корней уравнения равен нулю:
а) 3x2
+ x + 2m – 3 = 0; б) x2 – 2x + m2 – 1 = 0;
в) 2x2 – mx + 2m2 – 3m = 0; г) x2 + (m + 3)x + m – 3 = 0.
-
При каких значениях m корни уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку:
а) x2 + (3m – 5)x – 2 = 0; б) 2x2 – (5m – 3)x + 1 = 0;
в) 3x2 + (m2 – 4m)x + m – 1 = 0; г) 4x2 + (5m – 1)x + 3m2 + m = 0.
-
При каких значениях m корень уравнения кратности два равен нулю:
а) 3x2 – (m – 1)x – 1 – m2 = 0; б) x2 – (3m2 + 4m)x + 9m2 – 16 = 0;
в) 2x2 + (3m2 – mx) – m3 – 3m = 0; г) x2 + (16 – m4)x + m3 + 8 = 0.
-
Решите уравнение:
а) x2+ a = 0; б) x2– 2x + 1 = 0; в) a2x2– 4 = 0; г) a(x2– 6x + 9) + 4 = 0.
К основным знаниям и умениям по этой теме относится умение решать полные квадратные уравнения.
Особенность решения этих уравнений заключается не только в том, что с изменением параметра у них меняются числовые коэффициенты, но и в том, что могут измениться важнейшие характеристики всего уравнения.
Начинать "общаться" с квадратными уравнениями следует с класса задач, где за счет параметра на переменную накладываются какие-либо искусственные ограничения. Для таких задач характерны следующие формулировки: при каком значении параметра уравнение имеет один корень, два корня, не имеет корней.
Обычно такие задачи не вызывают трудностей. Основное, что требуется от учащегося – это внимательность к формулировке.
-
При каких значениях параметра c уравнение 5x2 – 4x + с = 0:
а) имеет действительные различные корни;
б) имеет один корень кратности два;
в) не имеет действительных корней?
Решение: D1 = 4 – 5c
а) Если D1 0, 4 – 5c 0, 5c 4, c 0,8 , то уравнение имеет два различных корня;
б) Если D = 0, 4 – 5c = 0, c = 0,8 , то уравнение имеет один корень кратности два;
в) Если D 0, 4 – 5c 0, 5c 4, c 0,8 , то уравнение не имеет корней.
Ответ: а) c 0,8;б) c = 0,8; в) c 0,8.
При работе с этим уравнением акцентируем внимание на следующих вопросах:
-
Какова степень уравнения? -
Зависит ли степень уравнения от значения параметра с?
Далее усложняем задачу, предлагая уравнения, в которых коэффициент при второй степени неизвестной зависит от параметра.
-
При каких значениях a уравнение ax2 + 2x + 1 = 0 имеет два различных корня?
Решение:
-
Данное уравнение является квадратным относительно xпри a 0.
(Комментарий: первоначально учащиеся формулируют определение квадратного уравнения).
-
Уравнение имеет различные корни, когда его D1 0.
D1 = 1 – a, 1 – a 0, a 1.
-
При a = 0 получается уравнение 2x + 1 = 0, имеющее один корень.
Ответ: a ( 0) U (0; 1).
Формулируем правило:
-
Если коэффициент при x2многочлена второй степени содержит параметр, необходимо разбирать случай, когда он обращается в нуль.
Опять с уравнением работаем очень подробно, обсуждая каждую деталь решения.
-
Найти все значения параметра a, для которых квадратное уравнение
(a + 1)x2 + 2(a + 1)x + a – 2 = 0
а) имеет два различных корня;
б) не имеет корней;
в) имеет один корень.
Решение:
(Комментарий: Несколько раз прочитать формулировку, сравнить с предыдущим заданием, найти отличие в формулировках).
-
Так как по условию уравнение квадратное, то a + 1 0, a –1.
(Вывод: Из решения следует исключить это число).
-
D1= (a + 1)2 – (a + 1)(a – 2) = 12(a + 1).
а) Если D1 0, a + 1 0, a –1, то уравнение имеет два различных корня;
б) Если D1 0, a + 1 0, a –1, то уравнение не имеет корней;
в) Уравнение имеет один корень, если D1 = 0, a + 1= 0, a
= –1, но a –1 (из п.1), следовательно, решений нет.
Ответ: а) a –1;б)a –1; в)решений нет.
-
При каких a уравнение ax2– x + 3 = 0 имеет единственное решение?
(Комментарий: Обсуждаем, какие из известных нам типов уравнений имеют один корень; каким может быть это уравнение в зависимости от a; определен ли в условии задачи тип уравнения).
Решение:
-
Если a = 0, –x + 3 = 0, x = 3, то уравнение имеет один корень. -
Если a 0, то уравнение имеет один корень, когда D = 0.
D = 1 – 12a, 1 – 12a = 0, a = .
Ответ: a = 0, a = .
Задачи 36 39 являются ключевыми по этому вопросу.
В классе и для домашней работы можно предложить такие задачи:
-
При каких значениях параметра b уравнение x2 + bx + 4 = 0:
а) имеет один из корней, равный 3;
б) имеет различные корни;
в) имеет один корень;
г) не имеет корней?
-
При каких значениях параметра b корни уравнения 4x2 + (3b2 – 5 b + 2)x – 3 = 0 равны по модулю?
Ответ: ; 1.
-
Найдите наибольшее целое значение k, при котором уравнение x2 + x – k = 0 не имеет корней. -
При каком значении a уравнение:
а) ax2 – (a + 1)x + 2a – 1 = 0; б) (a + 2)x2 + 2(a + 2)x + 2 = 0
имеет один корень?
Ответ: а) – ; 0 ; б) 0.
-
При каких значениях a уравнение (a2 – 6a + 8)x2 + (a2 – 4)x + (10 – 3a – a2) = 0 имеет более двух корней?
Ответ: 2.
-
Докажите, что при любом значении k уравнение 3y2 – ky – 2 = 0 имеет два корня. -
Докажите, что не существует такого значения m, при котором уравнение x2 – mx + m – 2 = 0 имело бы один корень.