Файл: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Математика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
37
Арифметические действия с обыкновенными и десятичны- ми дробями.
Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропор- ция.
Понятие процента. Вычисле- ние процента от величины и величины по её проценту.
Решение текстовых задач, со- держащих дроби и проценты.
Практическая работа «Отно- шение длины окружности к её диаметру»
Использовать
десятичные дроби при преобразовании величин в метрической системе мер. Выполнять арифметические действия
с обыкновен- ными и десятичными дробями. Вычислять
значения выражений, содержащих обык- новенные и десятичные дроби, выполнять преобра- зования дробей,
выбирать способ
,
применять свой-
ства
арифметических действий для рационализации вычислений. Составлять
отношения и пропорции,
находить
отноше- ние величин, делить величину в данном отношении. Находить экспериментальным путём
отношение длины окружности к её диаметру. Интерпретировать
масштаб как отношение величин,
находить
масштаб плана, карты и вычислять рассто- яния, используя масштаб. Объяснять
, что такое процент, употреблять обороты речи со словом «процент».
Выражать
проценты в дробях и дроби в процентах, отношение двух величин в процентах. Вычислять
процент от числа и число по его проценту.
Округлять
дроби и проценты, находить приближе- ния чисел. Решать задачи
на части, проценты, пропорции, на нахождение дроби (процента) от величины и величи- ны по её дроби (проценту), дроби (процента), кото- рый составляет одна величина от другой.
Приводить,
разбирать, оценивать
различные решения, записи решений текстовых задач. Извлекать информацию
из таблиц и диаграмм, ин- терпретировать табличные данные, определять наи- большее и наименьшее из представленных данных
38
Примерная рабочая программа
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Наглядная геометрия. Симметрия (6 ч)
Осевая симметрия. Централь- ная симметрия.
Построение симметричных фигур.
Практическая работа «Осевая симметрия».
Симметрия в пространстве
Распознавать
на чертежах и изображениях,
изобра-
жать
от руки
, строить
с помощью инструментов фи- гуру (отрезок, ломаную, треугольник, прямоуголь- ник, окружность), симметричную данной относи- тельно прямой, точки. Находить примеры
симметрии в окружающем мире.
Моделировать
из бумаги две фигуры, симметричные относительно прямой;
конструировать
геометриче- ские конфигурации, используя свойство симметрии, в том числе с помощью цифровых ресурсов. Исследовать
свойства изученных фигур, связанные с симметрией, используя эксперимент, наблюдение, моделирование. Обосновывать, опровергать
с помощью контрприме- ров утверждения о симметрии фигур
Выражения с буквами (6 ч)
Применение букв для записи математических выражений и предложений. Буквенные вы- ражения и числовые подста- новки. Буквенные равенства, нахож- дение неизвестного компонента.
Формулы
Использовать буквы
для обозначения чисел, при записи математических утверждений, составлять буквенные выражения по условию задачи
.
Исследовать
несложные числовые закономерности, использовать буквы для их записи. Вычислять
числовое значение буквенного выраже- ния при заданных значениях букв. Записывать формулы:
периметра и площади прямо- угольника, квадрата; длины окружности, площади круга;
выполнять вычисления
по этим формулам.
Продолжение
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
39
Составлять формулы,
выражающие зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; це- на, количество, стоимость; производительность, вре- мя, объём работы; выполнять вычисления по этим формулам. Находить
неизвестный компонент арифметического действия
Наглядная геометрия. Фигуры на плоскости (14 ч)
Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямо- угольник, квадрат: свойства сторон, углов, диагоналей.
Измерение углов. Виды тре- угольников.
Периметр многоугольника. Площадь фигуры. Формулы периметра и площади прямо- угольника. Приближённое из- мерение площади фигур.
Практическая работа «Пло- щадь круга»
Изображать
на нелинованной и клетчатой бумаге с использованием чертёжных инструментов четырёх- угольники с заданными свойствами: с параллельны- ми, перпендикулярными, равными сторонами, пря- мыми углами и др., равнобедренный треугольник. Предлагать и обсуждать способы, алгоритмы
по- строения. Исследовать
,
используя эксперимент, наблюдение, моделирование,
свойства
прямоугольника, квадрата, разбивать на треугольники.
Обосновывать, опровер-
гать
с помощью контрпримеров утверждения о пря- моугольнике, квадрате,
распознавать
верные и не- верные утверждения. Измерять и строить
с помощью транспортира углы, в том числе в многоугольнике,
сравнивать
углы;
рас-
познавать
острые, прямые, тупые, развёрнутые углы.
Распознавать, изображать
остроугольный, прямо- угольный, тупоугольный, равнобедренный, равно- сторонний треугольники. Вычислять
периметр многоугольника, площадь мно- гоугольника разбиением на прямоугольники, на рав- ные фигуры, использовать метрические единицы из- мерения длины и площади.
40
Примерная рабочая программа
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Использовать приближённое измерение
длин и пло- щадей на клетчатой бумаге, приближённое измере- ние длины окружности, площади круга
Положительные и отрицательные числа (40 ч)
Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпрета- ция модуля. Числовые проме- жутки.
Положительные и отрицатель- ные числа. Сравнение положи- тельных и отрицательных чи- сел. Арифметические действия с положительными и отрица- тельными числами.
Решение текстовых задач
Приводить примеры
использования в реальной жиз- ни положительных и отрицательных чисел. Изображать
целые числа, положительные и отрица- тельные числа точками на числовой прямой,
исполь-
зовать
числовую прямую для сравнения чисел.
Применять правила
сравнения,
упорядочивать
це- лые числа;
находить
модуль числа.
Формулировать правила
вычисления с положитель- ными и отрицательными числами,
находить значе-
ния
числовых выражений, содержащих действия с положительными и отрицательными числами. Применять свойства
сложения и умножения для преобразования сумм и произведений
Представление данных (6 ч)
Прямоугольная система коор- динат на плоскости. Координа- ты точки на плоскости, абсцис- са и ордината.
Столбчатые и круговые диа- граммы.
Практическая работа «Постро- ение диаграмм».
Объяснять и иллюстрировать понятие
прямоуголь- ной системы координат на плоскости, использовать терминологию;
строить
на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам,
находить
координаты точек. Читать
столбчатые и круговые диаграммы;
интерпретировать
данные;
строить
столбчатые диа- граммы.
Продолжение
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
41
Решение текстовых задач, со- держащих данные, представ- ленные в таблицах и на диа- граммах
Использовать информацию,
представленную в та- блицах, на диаграммах для решения текстовых задач и задач из реальной жизни
Наглядная геометрия. Фигуры в пространстве (9 ч)
Прямоугольный параллелепи- пед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространствен- ных фигур. Примеры развёр- ток многогранников, цилин- дра и конуса.
Практическая работа «Созда- ние моделей пространствен- ных фигур».
Понятие объёма; единицы из- мерения объёма. Объём прямо- угольного параллелепипеда, куба, формулы объёма
Распознавать
на чертежах, рисунках,
описывать
пи- рамиду, призму, цилиндр, конус, шар,
изображать
их от руки,
моделировать
из бумаги, пластилина, проволоки и др.
Приводить примеры
объектов окру- жающего мира, имеющих формы названных тел. Использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, основание, высота, радиус и диаметр, развёртка. Изучать,
используя эксперимент, наблюдение, изме- рение, моделирование, в том числе компьютерное, и
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
описывать свойства
названных тел,
выявлять сход-
ства и различия
: между пирамидой и призмой; меж- ду цилиндром, конусом и шаром. Распознавать
развёртки параллелепипеда, куба, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра;
конструиро-
вать
данные тела из развёрток, создавать их модели.
Создавать модели
пространственных фигур (из бума- ги, проволоки, пластилина и др.) Измерять на моделях:
длины рёбер многогранников, диаметр шара. Выводить формулу
объёма прямоугольного паралле- лепипеда. Вычислять по формулам:
объём прямоугольного па- раллелепипеда, куба; использовать единицы измере- ния объёма;
вычислять
объёмы тел, составленных из кубов, параллелепипедов;
решать задачи
с реальны- ми данными
42
Примерная рабочая программа
Название
раздела (темы)
курса (число часов)
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Повторение, обобщение, систематизация (20 ч)
Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, обобщение и систематизация знаний
Вычислять
значения выражений, содержащих нату- ральные, целые, положительные и отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, выпол- нять преобразования чисел и выражений. Выбирать способ
сравнения чисел, вычислений,
применять свойства
арифметических действий для рационализации вычислений. Решать задачи
из реальной жизни,
применять мате-
матические знания
для решения задач из других предметов. Решать задачи разными способами, сравнивать, вы- бирать способы
решения задачи.
Осуществлять самоконтроль
выполняемых действий и самопроверку результата вычислений
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возмож- ности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-мето- дическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, элек- тронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образо- вательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Продолжение
МАТЕМАТИКА. 5—9 классы
43
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «АЛГЕБРА». 79 КЛАССЫ
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественно- научного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Разви- тие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обще- стве, роли математического моделирования в научном позна- нии и в практике способствует формированию научного миро- воззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естествен- ным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравни- вать, находить закономерности, требует критичности мышле- ния, способности аргументированно обосновывать свои дей- ствия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обуча- ющихся: они используют дедуктивные и индуктивные рас- суждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и ана- логию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самосто- ятельное решение задач естественным образом является реали- зацией деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»;
«Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих со- держательно-методических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизыва- ющие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсаль- ного математического языка. Таким образом, можно утверж- дать, что содержательной и структурной особенностью курса
«Алгебра» является его интегрированный характер.