Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6143

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС



МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МЧС РОССИИ»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по психологической подготовке для пожарных и спасателей

МОСКВА

2022

Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей– М.: ФКУ ЦЭПП МЧС России, 2022. – 115 с.
Авторы: Марченко Е.В., Полканова К.С., Федюнина Д.Ю.

Под общей редакцией Ю.С. Шойгу и Т.И. Никитиной.

При участии: Кармиловой М.Е., Климановой М.А., Кожевниковой С.С., Шмариной Т.А.

Учебное пособие предназначено для подготовки и проведения занятий по психологической подготовке специалистами психологической службы МЧС России, а также для самостоятельного изучения специалистами МЧС России различного профиля.

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 5

Общая схема учебного пособия 8

Схема раздела «Стресс» 9

Раздел 1. Стресс 10

1.1. Стресс как естественная реакция организма 10

1.2. Причины стресса 11

1.3. Стадии стресса 13

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы 17

Краткие выводы: 18

Вопросы для самопроверки: 19

Задания для самостоятельного выполнения 19

Список используемых материалов: 21

Схема раздела «Хронический стресс» 23

2.1. Как развивается хронический стресс 24

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание 25

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу. 28

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста 28

2.4. Методы саморегуляции 39

Упражнение 4. 46

Перед собой поставьте какой-нибудь предмет. Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали. Закройте глаза. Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти. 46

Упражнение 3. 49

Визуализация целей. 49

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура 58

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе. 60

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях 60

Краткие выводы: 65

Вопросы для самопроверки: 65

Задания для самостоятельного выполнения 66

Задание: вспомните какой-либо конфликт, разрешение которого вызвало трудности, и попробуйте проанализировать его с помощью метафоры. 69

Использование метафоры оказывает мощное влияние на воображение и мозг. И этот навык можно развивать. Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака. Например, выражение «Время - деньги» является метафорой и вызывает в голове сильный образ. 69

Шаг 1. Определите метафору для вашей конфликтной ситуации. 69

Нет понятия правильной метафоры, выбирайте любой образ. Например, можно представить, словно текущая конфликтная ситуация – это сломавшийся мост через горную пропасть. Он был и так не очень крепок, но накопившиеся недовольства, мелкие стычки сначала выводили мост из равновесия, затем приводили к мелким поломкам и как итог – невозможность использовать этот мост окончательно. 69

Шаг 2. Накидайте решения для метафорической проблемы: 69

- построить новый мост; 69

- прибегнуть к помощи сторонних специалистов по ремонту; 69

- шаг за шагом ремонтировать мост. 69

Шаг 3. Свяжите решения вашей проблемы с решениями метафорической проблемы: 69

- построить новый мост = начать выстраивать взаимоотношения заново, забыть про конфликт; 69

- прибегнуть к помощи сторонних специалистов по ремонту = обратиться к значимым для обеих сторон людям, чтобы они помогли наладить взаимодействие; 69

- шаг за шагом ремонтировать мост = выстроить стратегию примирения, начать с разрешения мелких противоречий, начать устанавливать контакт и поддерживать попытки конструктивного взаимодействия. 69

Шаг 4. Выберите лучшие решения. 69

Упражнение 8 «Конфликт или нет?» 70

Схема раздела «Травматический стресс» 73

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс 74

3.1. Понятие травматического стресса 74

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях 77

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС 82

*подробно механизмы описаны в блоке «Механизмы воздействия на большие группы людей». 87

3.4. Последствия травматического стресса для человека 93

Как мы уже говорили выше, рассматривая массовые реакции на сверхсильный стресс, ключевой задачей специалистов при работе в ЧС является грамотное информирование населения, которое позволяет снизить нагрузку травматического события. 112

Последствия травматического стресса для групп людей могут зависеть также от того, как общество оценивает действия или бездействие властей, соответствующих структур, профессиональных групп при возникновении чрезвычайной ситуации (например, насколько оперативно врачи оказывают помощь пострадавшим, организована ли раздача гуманитарной помощи и функционирование ПВР). Также общественная оценка может быть не одинакова для разных групп и зависеть от обстоятельств (например, оказываемая ситуативно материальная помощь пенсионерам может вызвать недовольство у людей с инвалидностью, на которых она не распространяется). 112

2. Трансляция мнения лидеров, которые посредством механизмов внушения, заражения и др., рассмотренных выше, могут в значительной степени влиять на оценку события большого числа людей. 112

Например, блогеры, имеющие довольное большое число подписчиков, могут оказать как положительное, так и негативное воздействие на них. Например, призвать читателей помогать людям, пострадавшим в какой-либо ситуации, описать свой пример помощи, разместить необходимые контакты. Или же призывать к каким-либо протестным действиям, например, перестать использовать определенную марку косметики или еды из-за личного недовольства продукцией. 112

Рассмотрим еще несколько примеров воздействия травматического стресса на группы людей в форме таблицы. 112

Краткие выводы: 115

Вопросы для самопроверки: 116

Задания для самостоятельного выполнения 116


ВВЕДЕНИЕ



Психологическая подготовка – одно из трех направлений, входящих в систему психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС России, наряду с психологической диагностикой, психологической профилактикой и коррекцией. Работа психологов в этих направлениях позволяет минимизировать воздействие негативных последствий профессиональной деятельности на пожарных и спасателей.

Психологическая подготовка уже давно является неотъемлемой частью профессиональной подготовки летчиков, космонавтов, военных, и, конечно, она важна для спасателей и пожарных, чья деятельность протекает в особых, сложных условиях. Это направление опирается на накопленные теоретические и практические знания в области психологической науки.

Психология – наука многогранная и интересная. Каждый из нас так или иначе сталкивался с ней: например, читал книги или статьи в журналах о том, как проще общаться с людьми или разрешать конфликты, размышлял об особенностях своего характера. Кто-то задумывался, наука ли это вообще? Действительно, как наука психология знакома лишь узкому кругу специалистов, но при этом близка многим.

Психология есть там, где есть человек и его психика, которая позволяет воспринимать окружающий мир, оценивать его и взаимодействовать с ним. Психология проникает в разные сферы жизни человека: в обучение, семейные отношения, профессиональную деятельность и многие другие. На сегодняшний день выделяют различные отрасли психологического знания: социальная, возрастная, педагогическая, семейная и др. Так как психикой обладают не только люди, но и животные, существуют специальные направления, изучающие особенности психики и поведения животных, такие как, например, зоопсихология.

Психология очень полезная и практичная наука: она позволяет человеку лучше понимать себя и других, взаимодействовать с людьми, решать те или иные задачи, а также она способна улучшать качество жизни человека.

Помимо того, что психология влияет на жизнь каждого из нас, она играет важную роль и в профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля. Ведь пожарные и спасатели постоянно работают в чрезвычайных ситуациях различного масштаба и сложности, где сталкиваются с человеческим горем, потерями, которые влияют не только на пострадавших, но и на самих специалистов.


Поэтому в рамках учебного пособия мы обратимся, в большей степени, к экстремальной психологии, и центральным понятием выступит такое явление, как стресс.

Стресс встречается в жизни каждого человека, однако в некоторых сферах профессиональной деятельности он присутствует практически всегда. Работая в сложных условиях, спасатели и пожарные оказываются под воздействием огромного количества стресс-факторов: работа в среде, непригодной для дыхания, воздействие высоких или низких температур, работа на высоте и не только. Высокое эмоциональное напряжение, недостаток или противоречивость информации, а также ответственность за жизнь не только пострадавших и коллег, но и свою собственную. Все эти факторы отражаются на состоянии специалистов и требуют от них не только серьезной профессиональной подготовки, но и психологической.

Цель данного курса заключается в следующем: раскрыть закономерности протекания реакции стресса, обозначить степень его влияния на пострадавших и людей, которые принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, раскрыть механизмы адаптации к стрессу, познакомить читателей с основными способами профилактики и техниками самопомощи.

Курс состоит из трех разделов.

В первом разделе будет раскрыто понятие стресса и его причины, а также закономерности протекания стрессовой реакции. Также мы рассмотрим, какие процессы стресс запускает в организме как на физиологическом, так и психологическом уровнях. Для чего необходимы эти знания? Стресс охватывает абсолютно всех участников, включенных в процесс ликвидации последствий, а также самих пострадавших. Поэтому специалистам необходимо понимать, что может происходить с ними и их организмом, а также с другими людьми. Мы расскажем, почему стресс - это не всегда плохо, а также изучим, как человек может влиять на протекание стрессовой реакции.

Второй раздел посвящен теме хронического стресса, который возникает в результате постоянной высокой физической и психологической нагрузки на специалиста. Мы рассмотрим причины его возникновения и последствия, к которым приводит его продолжительное влияние. Также в данном разделе мы поговорим о ресурсах человека и о возможных способах регуляции своего состояния, будут предложены простые рекомендации и приемы, направленные на сохранение собственного здоровья, развитие личных и профессиональных отношений. Ведь специалисту важно знать, как помочь себе самостоятельно и как быть, если все прилагаемые усилия не дают нужного эффекта.


В третьем разделе затронем тему травматического стресса. Как специалисты, так и люди, непосредственно оказавшиеся в эпицентре травматических событий, включены в ситуацию, которая оказывает сверхинтенсивное влияние, угрожает жизни и здоровью и вмиг меняет привычный уклад жизни. Чтобы уметь справляться с такого рода влиянием, специалистам необходимо быть психологически подготовленными. Профессионалам важно понимать, почему, казалось бы, в одинаковых условиях люди могут вести себя по-разному, каким образом человек может реагировать в стрессовой ситуации, и, соответственно, как с ним взаимодействовать. В данном разделе будут также рассмотрены способы минимизации негативных последствий травматического стресса и меры их профилактики.

Таким образом, имея базовые психологические знания, человек может научиться прогнозировать многие ситуации, понимать причинно-следственные связи в своем поведении и поведении других людей, быть внимательнее к своему психологическому состоянию и прислушиваться к организму, который порой так много пытается нам сказать. Эти знания важны для сохранения здоровья и эффективного выполнения профессиональной деятельности, особенно, когда она проходит в экстремальных условиях.