Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 6164
Скачиваний: 139
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Стресс как естественная реакция организма
1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы
Задания для самостоятельного выполнения
Список используемых материалов:
Схема раздела «Хронический стресс»
2.1. Как развивается хронический стресс
2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание
2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.
Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста
2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура
2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.
Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях
Задания для самостоятельного выполнения
Схема раздела «Травматический стресс»
Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс
3.1. Понятие травматического стресса
3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях
3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС
Общая схема учебного пособия
Схема раздела «Стресс»
Психология стресса
Физиология стресса
Успешное преодоление стресса
Причины стресса
Истощение
Сопротивление
Мобилизация
СТРЕСС
Психология стресса
Раздел 1. Стресс
1.1. Стресс как естественная реакция организма.
1.2. Причины стресса.
1.3. Стадии стресса.
1.4. Успешное преодоление стресса: основные факторы.
1.1. Стресс как естественная реакция организма
В нашей жизни мы часто слышим о стрессе. Это явление активно обсуждается в СМИ, демонстрируется в рекламе, фильмах, литературе и часто носит негативный оттенок. Например, люди говорят, что испытывают стресс, когда чувствуют разочарование, гнев, подавленность, усталость. Действительно, стресс часто связан с переживанием этих эмоций, но также он влияет на поведение и организм в целом. Длительное или интенсивное воздействие стресса может истощать силы и ресурсы человека, оказывать воздействие на его психическое и физическое здоровье.
Положительные стороны этого явления можно связывать со способностью быстро и успешно реагировать на изменения среды и адаптироваться к ним. Каждый из нас может вспомнить ситуации, в которых неожиданно находились силы справиться с трудностями. Это может быть устройство на работу, предложение руки и сердца, победа на соревнованиях, прыжок с парашютом или профессиональный успех, случившийся вопреки всем сложившимся условиям.
Стресс может положительно влиять на ценности человека, знания о себе и окружающих, способствовать формированию командного чувства у профессионалов, а также развивать особую культуру взаимной поддержки, отражающуюся как в принципах целого ведомства, так и в работе каждого специалиста в чрезвычайных ситуациях.
Сплочение незнакомых людей перед лицом опасности – это тоже отражение такого явления, как стресс: например, когда неравнодушные люди сопереживают пострадавшим, оказывают им безвозмездную помощь.
Смотреть на стресс только с положительной или негативной стороны – ошибочно. Это настолько широкое явление, что ответить однозначно, хорошо или плохо испытывать стресс, просто невозможно.
Для понимания механизмов развития стресса ответим последовательно на вопросы: что это за реакция? Как она протекает? Какие факторы влияют на успешную адаптацию в стрессовой ситуации?
Что такое стресс?
Стресс – это защитная реакция организма, возникающая в ответ на изменившиеся условия. Она протекает схоже для всех, независимо от пола, возраста и обстоятельств.
Организм человека — это сложнейший механизм, в котором происходят различные процессы, обеспечивающие его взаимодействие с окружающим миром. Состояние организма постоянно меняется за счет регуляции активности органов и систем.
Например, когда человек спит, его дыхание и сердцебиение становятся реже, а при занятии физическим трудом дыхание и сердцебиение учащаются, усиливается потоотделение.
Также у человека имеются врожденные защитные реакции. Например, пыль, попавшая в нос, может спровоцировать чихание, а подавившийся человек начинает усиленно кашлять.
Реакция стресса так же естественна, как и эти процессы. Ее смысл заключается в мобилизации всех систем организма для адаптации к изменившимся условиям. Стресс важен для выживания - он позволяет в короткие сроки получить много энергии и реализовать необходимые действия (например, бороться или бежать).
Примером того, как эта реакция может спасти человеку жизнь или здоровье, может послужить событие, которое произошло с космонавта Алексеем Леоновым в августе 1967 года.
А. Леонов совершал тренировочный прыжок, когда во время раскрытия парашюта произошло чрезвычайное происшествие - парашют раскрылся, но лямка обвила ногу космонавта и зацепилась за металлическую спинку. А. Леонов летел к земле вниз головой.
Иногда парашютисты ломают ноги при приземлении, нетрудно представить, что случилось бы при ударе головой. При попадании в подобную ситуацию у человека развивается стрессовая реакция, и именно благодаря ей космонавт смог согнуть металлическое приспособление и освободить лямку. В итоге его прыжок завершился благополучно.
Основоположником учения о стрессе стал канадский исследователь Ганс Селье, который в ходе своих экспериментов на животных обратил внимание, что абсолютно разные угрозы (стрессоры) вызывают в организме похожий набор реакций – учащение сердцебиения, дыхания, ускорение обмена веществ, быстрое высвобождение энергии из мест ее хранения и прекращение ее дальнейшего накопления. Он открыл неспецифическую (протекающую одинаково у всех) реакцию, возникающую в ответ на неприятные переживания, характерную как для животных, так и для человека.
1.2. Причины стресса
Существует огромное количество причин развития стрессовой реакции. Это может быть голод, жажда, сильная жара или холод, травма, приближение опасности, эмоциональное напряжение и даже само ожидание стрессора может запустить реакцию стресса.
Стресс является наследием прошлого и достался нам от предков, жизнь которых была связана с множеством опасностей. Наше тело отлично приспособлено к выживанию в экстремальных условиях и выработало систему реакций для перехода в «турбо-режим» в случае угрожающей ситуации.
Тот механизм стресса, который развивался издавна, продолжает влиять на нас и в современных условиях. Для человека стал значим мир социальных отношений, появилось Интернет-пространство, которое выступает источником не только разнообразной информации, но и стресса.
Различные психологические факторы, например, конфликты на работе или дома, нехватка времени на решение задач, высокий уровень ответственности также могут расцениваться нами как опасные, запуская ту же защитную реакцию стресса и те же физиологические изменения.
При этом события, вызывающие стресс, могут быть как благоприятными (например, победа на соревнованиях, долгожданный переезд), так и неблагоприятными, связанными с утратой близких, травмами и другими негативными событиями.
Пожарные и спасатели в рамках профессиональной деятельности могут сталкиваться с большим количеством стресс-факторов.
1.Организм может подвергаться прямому воздействию физических и биологических факторов.
В рамках своей профессиональной деятельности специалисты МЧС России сталкиваются с чрезмерно высокими или низкими температурами, нехваткой кислорода при наличии токсических веществ в воздухе, высоким уровнем шума или света и другими негативными физическими воздействиями.
Конечно, влияет и невозможность своевременно поесть, отдохнуть и выспаться, восстановить силы между сменами.
2. В профессиональной деятельности спасатели и пожарные оказываются под влиянием психологических факторов стресса. Деятельность специалистов МЧС России в целом связана с эмоциональным напряжением, высокой степенью ответственности, необходимостью быстрого принятия решений. Пожарные и спасатели могут быть свидетелями сильных эмоций пострадавших людей, слышать обвинения в свой адрес («пожарные приехали без воды», «долго тушили», «долго подключали оборудование» и т.д.).
Помимо самих негативных воздействий, важны такие аспекты, как:
- частота влияния факторов;
- продолжительность их воздействия.
Чем чаще специалист будет испытывать состояние усталости и сонливости, не имея достаточного количества времени на сон, тем быстрее будут исчерпаны ресурсы организма, что может привести к негативным последствиям для здоровья.
- интенсивность воздействия (например, выполнение профессиональной деятельности во время изматывающей жары и духоты или в условиях сильного холода).
Каждый выезд пожарных и спасателей - это новые обстоятельства, связанные с целым набором стрессовых факторов, которые могут запустить реакцию стресса.
При этом стоит помнить, что реакция стресса в организме всегда одинакова, вне зависимости от причины – физической или психологической.
Важно, что помимо самой ситуации и действия различных факторов, в запуске стрессовой реакции большую роль играет психологическая оценка происходящего и отношение человека к случившемуся. Ситуация может быть не равна ее оценке.
Стресс может запускаться после оценки ситуации как угрожающей, при этом реальной угрозы может и не быть.
Например, человек, который боится летать на самолете, находясь на борту и услышав определенный звук, стук или гул, может воспринять это как неисправность и начать сильно переживать. В то время как бортпроводник, зная, что стук появляется при выдвижении шасси, не будет расценивать ситуацию как угрожающую.
Выделим характеристики, которые влияют на оценку ситуации как стрессовой:
1.Значимость и перспектива ситуации.
Человек, находясь в той или иной ситуации, определяет, насколько значимой она для него является и какую перспективу ему несет. Свадьба, рождение ребенка, важный экзамен, операция - все это вызывает сильные переживания. Чем более значима ситуация для человека, тем сильнее будут его переживания