Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6154

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС

Для того чтобы понять, какие события могут стать травматическими, выделим их основные характеристики:

- крайне негативное воздействие (угроза собственной жизни или жизни другого);

- высокая интенсивность (субъективная);

- отсутствие или сниженный контроль над ситуацией;

- непредсказуемость;

- превышение адаптационных возможностей.

В экстремальной психологии принято считать, что травматическими будут события, связанные с угрозой жизни, чрезвычайными ситуациями, но следует понимать, что к таким событиям могут относиться болезни, насилие, смерть близких, развод или расставание и пр. В качестве основного критерия травматического стресса следует выделить разрушение привычных способов адаптации.

Травматические события – индивидуальны для каждого конкретного человека. У одного ситуация будет переживаться условно нормально, а у другого - вызывать определенные последствия. Одно и то же событие может нанести разный психологический ущерб для разных людей. Все это зависит от личностных особенностей.

Впервые травматизация изучалась неврологами и психиатрами, которые считали реакцию на травму следствием перегрузки сознания при переработке травматических ситуаций. Именно такое представление легло в основу понимания формирования травмы как реакции на чрезмерную нагрузку.

«Перестройка» человека после воздействия сверхсильного стресса является этапным и протяженным во времени процессом. Если мы сравним человека с образом дома, то травматическая ситуация – это ураган, который неожиданно его разрушает. И тогда развитие травматического стресса можно будет изобразить так:

Первый этап – это разрушение уже имеющихся конструкций или внезапное его обрушение.


Успешное разрешение

ресурсы найдены, запускается процесс восстановления, происходит переход на 3 этап

Неуспешное разрешение

невозможность принять травму как опыт, например, развитие посттравматического стрессового расстройства, тревожно-фобического расстройства и др.
Второй этап – это попытка найти ресурсы для восстановления «дома» или построения нового. При этом развитие событий может пойти по двум направлениям:

Третий этап – адаптация «к новому дому», перестройка личности, в том числе проявление посттравматического личностного роста, когда травма встраивается в жизнь человека, опыт переосмысляется и находятся ресурсы для развития и продолжения жизни с этим опытом.

При этом процесс прохождения данных этапов индивидуален, и, чтобы справиться с травмой, человеку необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, социальную поддержку, своевременно получить психологическую помощь (подробнее о теме ресурсов мы говорили в предыдущем разделе).

Для того чтобы понять особенности развития травматического стресса, обратимся к процессу запоминания. Этот процесс является ключевым в моменте столкновения с травмирующим событием, которое оставляет сильный след в памяти человека.

Процесс памяти включает запечатление, сохранение и последующее воспроизведение человеком опыта. Память играет важную роль в формировании стойких представлений, жизненного опыта, навыков и поведения. 

Чтобы проиллюстрировать процесс запоминания, представим его на примере запоминания чашки кофе:

  1. Сначала формируется визуальный образ, далее происходит осмысление полученного стимула (за несколько сотых миллисекунд) и распознавание объекта (процесс называется кодированием информации);

  2. Формируется след памяти о чашке кофе, включающий в себя целый комплекс ассоциаций (аромат кофе, вкус, внешний вид зерен, цвет напитка, ощущения от кофейной ручки, визуальные признаки самой чашки и т.д.). Этот процесс называется консолидация или переход информации в долговременную память;

  3. Воспроизведение – воссоздание визуального образа чашки кофе. Важно понимать, что наша зрительная кора воспроизведет образ чашки кофе, который будет более или менее точно соотноситься с исходным визуальным образом, однако он не будет полностью ему идентичен;

  4. Закрепление в памяти образа – многократное повторение данных позволяет сохранять в головном мозге и при необходимости воспроизводить.

Теперь посмотрим, как человек переживает травматический стресс, и каким образом формируется цепочка травматического опыта:

Чтобы понять, какой механизм лежит в основе формирования этой цепочки, обратимся к эксперименту с животными. Крысе одновременно с безопасным стимулом (светом) давали разряд электрического тока. Боль, появляющаяся в ответ на разряд тока, заставляла крысу реагировать с большим страхом на свет (стимул, ранее воспринимающийся как безопасный).

После эксперимента, где «крыса + свет и разряд тока = боль» разрушилась цепочка «свет = безопасность» и сформировалась цепочка «свет = страх и ожидание удара током». То есть сформировалась «вредная ассоциация», где освещение стало связываться с сигналом опасности.

Похожую цепочку можно наблюдать у человека, пережившего травматический опыт. Между событием, которое повлекло травму, и последствием (страхом, болью) появляется достаточно стойкая связь. Акцент в данном случае делается именно на ассоциацию с травмой (визуальные образы, звуки, слова, действия и т.д.).

Например, один параметр - запах кофе - ассоциируется со вкусом, визуальным образом, в памяти всплывают привычные моменты и эмоции, связанные с этим, то есть одна ассоциация вызывает целый спектр эмоционально-окрашенных воспоминаний.

Это же касается процесса формирования травмы, с единственным добавлением: физиологические процессы, описанные в предыдущих разделах, приводят к тому, что воспоминания о событии становятся более устойчивыми.

Так, подростки, ставшие свидетелями стрельбы в школе, говорили о страхе, который возникал в ответ на образ человека в капюшоне, поскольку нападавший был одет именно таким образом. А пережившие автомобильную аварию рассказывают, что в ответ на яркий свет, ассоциированный со светом фар, у них всплывают воспоминания, как автомобиль скользит к приближающемуся грузовику, они чувствуют, как разбитое стекло врезается в их лицо, и даже испытывают боль от горящего бензина на своей коже. Так, одна деталь, связанная с травматическим событием, приводит к интенсивным воспоминаниям. 

Стоит отметить, что после воздействия сверхсильного стресса у человека может проявиться предрасположенность к чрезмерной реакции на незначительные стрессовые воздействия. Это происходит из-за повышения чувствительности, произошедшей после травматического опыта.

Таким образом, мы определили, что травматический стресс является следствием того, что человек сталкивается с травмирующим событием, которое выходит за пределы его опыта и требует серьезной перестройки его привычных способов адаптации. При этом травмирующее событие может оказать влияние, как на отдельного человека, так и на группу людей. Сначала подробнее остановимся на индивидуальных реакциях и поговорим о том, как можно помочь человеку в таком состоянии, а чуть ниже разберем массовые реакции и способы их минимизации.

1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях



Реакции на травматический стресс можно разделять в зависимости от временных рамок на немедленные (например, острые стрессовые реакции) и отсроченные (например, тревожно-фобическое расстройство, переживание утраты, ПТСР). Острые реакции развиваются в первые секунды события и длятся от нескольких минут до нескольких часов. Как мы уже говорили, травматический стресс и острую реакцию на него можно сравнить с внезапным разрушением дома и его основных конструкций.

Острая стрессовая реакция (далее - ОСР) может развиваться в результате не только интенсивного воздействия, но и в связи с высокой значимостью произошедшего. Для понимания приведем следующий пример:

В квартире коммунального типа многоквартирного жилого дома, где проживает большое количество семей, произошел пожар. В комнате, где был очаг возгорания, сгорело все: документы, деньги, вещи. В соседней комнате обрушилась только стена, на которой были семейные фотографии и картина. Можно ожидать, что сильнее реагировать будет человек, который лишился всего имущества, из первой комнаты. Однако хозяин второй комнаты демонстрирует более яркие переживания, потому что потерял не просто семейные фотографии и картину, а единственное сохранившееся фото матери, которой нет в живых, а картина была ее творением. 

Этот пример позволяет понять относительность силы стрессового события для каждого человека. Очевидно, что в чрезвычайных ситуациях люди могут терять не только ценное имущество, но и родных людей.

ОСР - нормальная реакция, возникающая в ответ на травматическое событие, которая может для окружающих выглядеть непонятно, странно и даже страшно.

В экстремальной психологии считается, что люди, сталкивающиеся с травматическим стрессом, нуждаются в экстренной психологической помощи, которая является профилактикой отсроченных последствий стресса. Специалисты обладают рядом техник и подходов для осуществления своей работы эффективно. Однако человек без специального образования также может помочь людям с ОСР, оказывая им психологическую поддержку.

Психологическая поддержка - это система приемов, которая позволяет людям, не обладающим психологическим образованием, помочь себе и окружающим справиться с психологическими реакциями, возникшими в связи с чрезвычайной ситуацией.



Психологическая поддержка также включена в объем первой помощи и позволяет оптимизировать психологическое состояние пострадавшего человека, поддерживать с ним контакт до приезда скорой помощи.

Способы психологической поддержки может освоить и использовать каждый, но важно помнить и о своем состоянии. Следует пользоваться простым правилом в психологии, которое схоже с принципами поведения при разгерметизации в салоне самолета в полете: сначала наденьте кислородную маску на себя, только потом помогите тому, кто нуждается в помощи.

Помните, сначала необходимо урегулировать свое эмоциональное состояние, а после уже оказывать психологическую поддержку другому человеку (о приемах саморегуляции мы говорили подробно в разделе «Хронический стресс»). 

Важно отметить, что иногда у пострадавших в ответ на травматическое событие могут проявиться признаки болезненного состояния психики: бред и галлюцинации. Галлюцинации – это образы и видения, звуки и слова или другие ощущения, которые человек воспринимает как реальные, но на самом деле их нет.

Бред - это рассуждения, которые искажают реальность. Искажения происходят не потому, что человек ошибается, не хочет верить в происходящее или не владеет информацией, а из-за болезненного состояния психики.

Например, после пожара в больнице на опознание пришел мужчина, который говорил родственникам других пострадавших, что они должны пойти с ним, он знает, что там, за поворотом, есть оазис, в котором все погибшие живы, поют райские птицы и есть изобилие всего, чего только человеку угодно.

Основная задача при взаимодействии с людьми в таком состоянии – постараться как можно скорее организовать их взаимодействие с медиками. При необходимости диалог с такими людьми нужно строить как обычно - не спорить, не показывать пренебрежения или удивления.

Но подробнее остановимся и разберем ОСР, которые часто наблюдаются у пострадавших в ЧС и являются одним из основных способов психики справиться с событиями, значительно выходящими за рамки привычного опыта человека. При общении с пострадавшими нужно понимать, что ОСР могут быть совершенно разными, не являться оптимальным поведением в чрезвычайной ситуации.

Важно помнить, что ОСР имеют особенности, которые могут привести к неблагоприятным последствиям, как для психического здоровья пострадавшего, так и для проведения аварийно-спасательных работ. Во-первых, продолжительные ОСР могут приводить к истощению организма пострадавшего, а также быть опасными, как для него самого, так и для окружающих. При этом ОСР могут переходить из одного вида в другой, а также от человека к человеку: некоторые ОСР - эмоционально заразительны.


Далее рассмотрим реакции пострадавших, при которых оказание психологической поддержки не только допустимо, но и необходимо. Напомним, что ОСР – нормальная реакция, возникающая в ответ на травматическое событие.
Реакция плача

Плач - наиболее адаптивная реакция в ситуациях стресса.

Ее психологический смысл заключается в потребности пострадавшего выразить переполняющие негативные эмоции, снизить степень переживаемой внутренней нагрузки. Также следует понимать, что плач может быть той реакцией, которая лучше всего сигнализирует окружающим о потребности в помощи и поддержке. Мы инстинктивно уделяем больше внимание плачущим людям и стараемся оказать им поддержку.

Как выглядит: подрагивают губы и голос, слезы уже текут или вот-вот пойдут, наблюдается ощущение подавленности, в поведении нет возбуждения.

Что делать:

- позаботьтесь о том, чтобы рядом кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий человек или кто-то, кому пострадавший доверяет.

- обеспечив физический контакт (взяв за руку, положив руку на плечо или спину), вы посылаете пострадавшему сигнал «я рядом», однако внимательно посмотрите на реакцию пострадавшего на прикосновение.

- позвольте человеку выговориться, чтобы состоялась реакция плача и эмоциональное отреагирование, не нужно пытаться остановить реакцию.
Нервная дрожь, тремор

Нервная дрожь - это физиологическая реакция, которая проявляется в неконтролируемой дрожи. Психологически смысл этой реакции заключается в попытке избавиться от накопившегося напряжения в результате стрессового события. Важно понимать, что человек дрожит не потому, что ему холодно.

Как выглядит: дрожь может охватывать как все тело, так и отдельные его участки, особенно, конечности.

Что делать:

- пострадавший может испугаться происходящего, или эта реакция покажется ему дискомфортной, поэтому ему нужно объяснить, что это нормальная и временная реакция, которой нужно дать состояться, и тогда она пройдет.

- если необходимо помочь человеку снять мышечное напряжение, можно попробовать усилить дрожь, обеспечив максимальное напряжение дрожащей части тела в течение 5-15 секунд с последующим расслаблением.
Истероидная реакция

Истероидная реакция является эмоционально заразительной и направлена на окружающих - это ключевой момент в оказании поддержки человеку с таким типом реакции.


Психологическим смыслом данной реакции может являться потребность и активный поиск социальной поддержки, вызванные острым и невыносимым ощущением беспомощности и страха.

Как выглядит: человек чрезмерно возбужден, двигается и говорит много, быстро и эмоционально насыщенно. Пострадавший кричит, принимает театральные позы. Сознание при этом сохраняется, но выйти с пострадавшим на контакт будет очень сложно.

Что делать:

- постарайтесь замкнуть его внимание на себе - обратитесь к пострадавшему, постарайтесь сформировать визуальный контакт, убедитесь в том, что человек вас слышит и видит.

- если не удается отвести пострадавшего в сторону, становитесь самым внимательным слушателем, демонстрируйте поддержку, постепенно сокращайте дистанцию, расположитесь напротив пострадавшего, а не сбоку.

- с пострадавшим стоит разговаривать короткими, простыми фразами, спокойным и уверенным тоном.

- предоставьте возможность заняться деятельностью, не ограничивайте в передвижении.

- постарайтесь ограничить количество людей, которые взаимодействуют с пострадавшим, не привлекайте большое количество “помощников”.

- обязательно предоставьте человеку возможность для отдыха, так как реакция отнимает много сил.

Агрессивная реакция

Агрессивная реакция, как и истероидная, является эмоционально заразительной, а также может представлять опасность, как для самого пострадавшего, так и для окружающих.

Психологический смысл этой реакции заключается в том, что человек находится в ситуации, когда не может достичь определенной цели, удовлетворить потребности, справиться с текущими стрессовыми событиями, пытается их преодолеть и ищет помощи у других.

Как выглядит: человек чрезмерно возбужден, испытывает раздражение и гнев, его мышцы находятся в тонусе. Пострадавший может пытаться ударить других пострадавших и сотрудников экстренных служб, оскорблять их.

Что делать:

- четко оцените, насколько безопасно для вас будет оказывать помощь в данной ситуации, и что вы можете сделать для обеспечения большей безопасности;

- постарайтесь отвести пострадавшего от окружающих;

- обращайтесь к пострадавшему по имени;

- говорите спокойным голосом, постепенно снижая темп и громкость своей речи