Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6160

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС


Таким образом, последствия переживания травматического события могут наблюдаться как непосредственно после возникновения травматической ситуации, так и спустя некоторое время. Знание проявлений этих состояний позволяет их своевременно отследить, минимизировать и при необходимости обратиться за соответствующей помощью. Она может быть как профилактической, так и коррекционной, позволяет быстрее совладать с травмой и «встроить» этот опыт в привычную жизнь.

3. Как минимизировать последствия травматического стресса?



Название


Меры профилактики


Способы коррекции


Острый стресс

1. Расширение знаний, позволяющих понимать и оценивать изменения в своем состоянии:

- знание об адаптивных эмоциональных реакциях и способах самопомощи при них;

- знание о возможных отсроченных последствиях травматического стресса, их признаках, мерах профилактики и коррекции;

2. Отслеживание своего эмоционального состояния и развитие навыков саморегуляции.

3. Принятие своих чувств и эмоций как нормальных реакций на ненормальные обстоятельства и резко изменившиеся условия.

4. Проживание испытываемых эмоций и чувств, связанных с психотравмирующей ситуацией.

5. Поиск социальной поддержки (например, обращение к членам семьи или друзьям). Важно иметь возможность поделиться своими чувствами, «проговорить свою боль».

6. Обращение к ресурсам, расширение их вариативности (см. Раздел 2.3)

1. Самопомощь – использование техник регуляции своего состояния.

2. Оказание психологической поддержки людьми, обладающими соответствующими знаниями.


Расстройство адаптации

1. Важно, чтобы человек адаптировал старые, привычные способы адаптации к новым условиям или сформировал новые. Если он их найдет, то решит эту задачу и приспособится, если нет, то уйдет в травматизацию.

2. Поиск и использование ресурсов.

3. Обращение к социальной поддержке.

4. Изменение собственного отношения к ситуации и принятие ее как части жизненного опыта, поиск точек роста в сложившейся ситуации.

5. Если самостоятельно не удается перестроиться, то можно обратиться за помощью к специалисту-психологу, психотерапевту для анализа ситуации, проявляющихся симптомов и помощи в перестройке имеющихся форм поведения в более эффективные способы реагирования.



ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)

1. Обращение за помощью к специалисту-психологу, психотерапевту для анализа ситуации, проявляющихся симптомов. А далее работа с ним, проживание травматического опыта и встраивание в новые условия жизни с перспективой на посттравматический рост личности.

2. Выполнение рекомендаций специалиста и применение различных техник для регуляции эмоционального состояния: тренировки дыхания, аутогенная тренировка, гипнотерапия и поведенческие тренировки, аппаратные методы.

3. Поиск и использование ресурсов

4. Поиск и обращение за социальной поддержкой.


Тревожно-фобическое расстройство

1. Обращение за помощью к специалисту-психологу, психотерапевту для анализа ситуации, проявляющихся симптомов и выявления причин страха, его развития.

2. Работа с переживаемыми страхами с целью нормализации состояния и возможности принятия ее как часть жизненного опыта. Использование техник регуляции состояния: техник дыхания, релаксации, поведенческие тренировки (воспроизведение ситуаций, обеспечивающих ощущения, сходные с действительными).

3. Аналитическая работа в ходе консультирования с ошибочными представлениями и их коррекция.

4. Поиск и обращение за социальной поддержкой.


Патологические формы переживания утраты

1.Обращение за помощью к специалисту-психологу, психотерапевту для анализа ситуации, проявляющихся симптомов и поиска внутренних и внешних ресурсов для ее преодоления.

2. Специалист общается с человеком, поддерживает его. Совместная работа направлена на поиск и накопление ресурсов для совладания с утратой, а также на бережное продвижение человека по этапам горевания.



Таким образом, ключевыми моментами для минимизации последствий травматического стресса является внимательное отношение к себе, своим чувствам и эмоциям, обращение к имеющимся ресурсам, поиск новых, а также получение социальной поддержки и профессиональной психологической помощи при необходимости.

Остановимся подробнее на некоторых последствиях травматического стресса, поговорим о том, как можно помочь человеку в таком состоянии и рассмотрим этапы работы с этим состоянием при обращении за помощью к специалисту.
Расстройство адаптации

Встречается достаточно часто и может длиться в течение нескольких месяцев после травматического события, является промежуточным состоянием между нормальной реакцией человека на травматический стресс и расстройством. При воздействии травматического стресса человек пытается адаптироваться к новым условиям. В этот период происходит сложная психологическая работа: человеку требуется пересмотреть свои взгляды и отношение ко многим событиям, перестроить свои привычные способы поведения и взаимодействия с окружающими. Когда, по тем или иным причинам, человек не справляется с этой задачей, мы начинаем говорить о расстройстве адаптации. Данная задача может быть эмоционально болезненной и тяжелой, человек ощущает, будто «находится не на своем месте» и «все происходит как будто не с ним», его перестает радовать и интересовать то, что раньше было интересно, появляется чувство отстраненности от того, что происходит вокруг. Человек помнит, как было раньше, но осознает, что сейчас – в заданных условиях «как раньше» уже не будет, и ему необходимо выстраивать свою жизнь заново. То, что происходит после травматического события не похоже на прошлое, и важно понимать, что в сложившейся ситуации «будет хорошо, но по–другому». Психологическая проблема этого состояния заключается в его размытости, подчас человек и его ближайшее окружение не могут понять, что происходит и как на это повлиять. Но при этом человек сохраняет критическое отношение к происходящему и безуспешно пытается адаптироваться к новым условиям, возникшим после воздействия травматического события.

Нарушение адаптации в социальном плане значительно ухудшает качество жизни, не дает возможности нормально работать, выстраивать личные отношения. Справиться с таким состоянием человек может как самостоятельно, перестроив привычные способы реагирования и поведения, так и обратившись за профессиональной помощью.


Как помочь в таком состоянии?

- Человеку важно знать о своем состоянии и дать себе возможность переживать те эмоциональные состояния, которые в этот период возникают.

- Для человека важно найти новые внешние и внутренние ресурсы и научиться их использовать (чем вариативнее найдены ресурсы, тем легче человеку будет восстанавливаться).

- Необходимо пересмотреть привычные способы адаптации и попытаться найти новые (например, обратиться за поддержкой к близким, снизить степень нагрузки или разнообразить возможные способы восстановления сил – кому-то может помочь освоение методов саморегуляции, для кого-то смена деятельности и занятия творчеством). Важно понимать, что адаптация к новым условиям идет постепенно, от маленьких изменений к большим (человек не сразу станет вести себя по-другому).

- В период расстройства адаптации для человека очень важна социальная поддержка. Человеку может быть сложно взаимодействовать с другими людьми, так как окружение, зачастую, использует прежние способы общения, которые уже не подходят для человека. Требуется перестройка и подстраивание к новым жизненным условиям, не стоит этого пугаться и изолироваться.

- Изменение собственного отношения к ситуации и принятие ее как части жизненного опыта, поиск возможностей роста в сложившейся ситуации.

- При необходимости обращение за психотерапевтической помощью, в ходе которой анализируется текущая симптоматика, а также происходит работа по выстраиванию новой системы адаптации и изменению способов реагирования на более эффективные.

- Положительный прогноз и изменение состояния зависит как от внутренних ресурсов и возможностей справиться самостоятельно, так и от своевременности при обращении за помощью к специалисту.
Если человек чувствует себя хуже более длительное количество времени, то это может переходить в более серьезные последствия, такие как: ПТСР, тревожно-фобическое расстройство и патологические формы переживания утраты. Такие последствия встречаются гораздо реже. Однако остановимся на них подробнее для того, чтобы выделить основные признаки, по которым можно выявить подобное состояние у себя или другого человека.

Посттравматическое стрессовое расстройство

Если в течение 6 месяцев травматическое событие не принято как жизненный опыт и человек не смог адаптироваться к произошедшей ситуации, то можно говорить о наличии ПТСР.


Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) является одним из самых сложных последствий травматического стресса. Изучение ПТСР началось не так давно в сравнении с другими состояниями психики, первыми диагностированными пациентами с этим расстройством были участники военных действий.

В бытовом сознании ПТСР часто ассоциируется с военными в отставке, которые уходят в страшные воспоминания военных действий, видят ночные кошмары и находятся в напряжении. Это образы, сформировавшиеся киноиндустрией, и они только частично отражают истину происходящего.

Конечно, далеко не обязательно быть участником военных событий, чтобы столкнуться с ПТСР. Для развития этого расстройства, в первую очередь, необходимо наличие травматического опыта. Это может быть катастрофа, насилие, тяжелая болезнь, утрата близкого человека и др.

Объяснить феномен ПТСР проще всего как некоторый сбой адаптационных возможностей человека в процессе переживания травматического события. Когда оно не становится пережитым опытом и не уходит в прошлое, а остается в актуальном состоянии.

Многие симптомы ПТСР говорят о попытках психики пережить произошедшее заново, овладеть ситуацией, справиться с ней успешным образом и усвоить сложившийся опыт. Но этот процесс носит болезненный характер и психика не добивается желаемого результата.

Мы можем наблюдать, что в норме наша психика это делает чуть ли не каждый день - через сновидения, обдумывание и припоминание произошедшего. Наверняка были ситуации, когда вы после сложного разговора вспоминали и обдумывали его, пытались подобрать какие-то правильные слова, которые не успели сказать. Есть фраза, что после драки кулаками не машут, но наша психика иногда тратит много сил именно на это действие, так как это позволяет ей научиться справляться с будущими событиями.

Приведем перечень основных групп симптомов ПТСР:



Помним, что для развития ПТСР необходимо наличие травматического опыта



Симптомы повторного переживания

травматического события

Навязчивые, негативные воспоминания, образы, мысли о событии

Человеком переживаются не только сами события, но и те чувства, которые он испытывал в тот момент или после события. Он внезапно может начать чувствовать себя так, как если бы событие вновь происходило с ним.


Сны, связанные с пережитой ситуацией. Нарушение сна

Сны при этом могут развиваться по двум основным сценариям. В первом случае снятся страшные сновидения, в которых вновь и вновь человек переживает произошедшее с ним. Такие сны могут возникать с точной периодичностью, часто в одно время.

В другом случае человек, переживший травматическое событие, видит новые сны, в которых его кто-то преследует, он не может выбраться из какого-либо места, он попадает в аварии, получает травмы и др.

Плохой, тревожный, поверхностный сон, частые просыпания, невозможность уснуть, кошмары во сне и т.д.


«Флеш­бэки»

Неконтролируемое оживление травматической ситуации, необычайно яркие воспоминания, ощущения, длящиеся от нескольких секунд до нескольких часов. Человеку может быть достаточно услышать определенный звук, почувствовать некоторый запах, увидеть похожий образ, напоминающий о травме, чтобы травматическое событие и его переживание возникло вновь.

Переживание сильного стресса при событиях, напоминающих или символизирующих травму

При столкновении с напоминанием или восприятием символов, напоминающих о травме, человек снова переживает ее, причем с той же интенсивностью, что и при первом ее переживании. Напоминанием или символизацией может выступать широкий круг событий, слов, действий, вещей, мест.


Симптомы избегания

Избегание мыслей, чувств, деятельности, связанных с событием

Человек старается избежать любого напоминания о травме. В связи с этим он предпринимает все возможное, чтобы избежать мыслей, чувств, деятельности, связанных с воспоминанием о травматическом событии.

Нарушение памяти, неспособность вспомнить важные эпизоды произошедшего события, мест, людей

Таким способом человек «вытесняет» из своей памяти болезненные события, ситуации, воспоминания о связанных с ними людях, местах. Описывая свое состояние, он может говорить: «Ощущение, словно стерли кусок воспоминаний», - или вспоминать события фрагментами.


Чувство отстраненности от других

Человек может воспринимать окружающих как людей, неспособных понять его состояние, испытывать ощущение «они не такие, как я». Может происходить отдаление от окружающего мира, от других людей, ощущение одиночества, утрата способности устанавливать близкие отношения с людьми, испытывать чувство привязанности.


Обеднение чувств

Человеку в какой-то момент становится сложно испытывать чувство любви, радости, развивается состояние эмоциональной притупленности. Контакты с близкими, друзьями, коллегами воспринимаются сложно, человек начинает их избегать, тем самым провоцируя появление новых трудностей в межличностном общении.


Потеря доступа к ресурсам прошлого, отсутствие ориентации на будущее

Прошлое может вызывать болезненные переживания, поэтому обращение к нему человек избегает. При этом надежды на лучшее будущее могут быть утрачены или изменены вследствие глубокого разочарования. Возможно появление чувства укороченного будущего. Человек не строит долгосрочных планов (жениться, иметь детей, любить и т.д.), он не способен представить себя через несколько лет.


Симптомы избыточного реагирования


Раздражительность

Нетерпимость в бытовых вопросах; совсем незначительное событие может вызвать интенсивное чувство раздражения. У окружающих может возникнуть ощущение, что человек не похож на самого себя.


Трудности концентрации внимания

Человеку становится сложно длительное время концентрироваться на какой-либо деятельности, информации. В общении он может быть рассредоточен, рассеян, способен часто отвлекаться и переспрашивать.


Бдительность

У человека изменяется чувство безопасности, он может пристально смотреть вокруг, словно ему угрожает постоянная опасность. В таком состоянии он не позволяет себе расслабиться и отдохнуть.


Сверхреагирование

В таком состоянии человек может на самые безобидные вещи, слова, действия реагировать немотивированной вспыльчивостью и агрессивным поведением. Близкому окружению становится тяжело контактировать с ним и контакты сходят на нет, что может приводить к одиночеству.

Сверхконтроль

Человек стремится избыточно контролировать происходящие с ним события, информацию, контакты, чтобы минимизировать возможные риски, снизить уровень тревоги.


Представленные симптомы должны иметь место спустя минимум шесть месяцев после травматического события, так как мы понимаем, что тяжелые события могут требовать времени для переработки. Нормально, если на следующий день или даже неделю после тяжелого переживания человек будет испытывать какие-то из выше представленных симптомов. Говорить о наличии ПТСР следует в случае, если частота симптомов высокая (переходящая в постоянную). 

Спасатели и пожарные по долгу своей профессии сталкиваются с тяжелыми событиями, которые чаще всего получается перенести стойко и уверенно. Однако бывают ситуации, в которых происходит ранее не известное и не ожидаемое, и это оказывается значимым.

Важно:

  • если такие переживания появляются, необходимо поделиться ими со своими близкими, к которым есть доверие, попросить поддержку от старших коллег;

  • постарайтесь включать себя в привычный круг дел, общение с близкими, друзьями, коллегами;

  • будьте готовы к изменениям в эмоциональной сфере;

  • не обманывайте себя, говоря, что это временное состояние, которое не требует внимания и помощи;

  • помните, что проявление симптомов – это не признаки слабости, а сигналы о том, что необходимо позаботиться о себе и обратиться за помощью;

  • если вы наблюдаете симптомы продолжительное время, они меняют привычный уклад жизни, не стоит откладывать встречу со специалистом. Данная помощь анонимна.

Знание приведенных симптомов и отслеживание их проявления у себя, а также своевременное обращение за необходимой помощью к специалисту (например, к психологу, психотерапевту, психиатру) позволит легче справиться с ПТСР.

При обращении к специалисту работа осуществляется в несколько этапов.

1. Диагностический – он включает в себя беседу, в ходе которой выявляются беспокоящие человека симптомы, а также события, которые произошли с ним за предшествующий период времени. Определяются условия взаимодействия со специалистом, регулярность встреч и др.

2. Основной – на нем происходит основная работа с травматическим опытом, его принятие, а также поиск и накопление ресурсов для восстановления и улучшения качества жизни.

3. Завершающий – показателем успешной работы со специалистом будет отсутствие ранее проявляющихся симптомов, переосмысление травматического события и его включение в жизненный опыт человека.

Для людей с ПТСР очень важна социальная поддержка, отсутствие которой усложняет процесс выздоровления. Поддержка специалистов, близких и друзей увеличивает силы и ресурсы человека в процессе переработки травматического опыта и выхода из этого состояния.

Следует понимать, что описанные выше последствия травматического стресса носят негативный характер, но далеко не всегда они имеют место быть. Так, например, люди могут после столкновения с подобным опытом обрести новые смыслы в жизни, поставить перед собой новые цели. Рассказывая о происшествиях в своей жизни, люди могут говорить о вынесенном важном и полезном опыте, о том, что стали чувствовать себя увереннее, что ситуация позволила им по-другому посмотреть на свою жизнь, расставить заново приоритеты, начать жить «по-настоящему». Это явление называется посттравматическим ростом личности.

Что такое посттравматический рост личности?

Он предполагает развитие положительных последствий травматической ситуации. Человек, испытав физические и душевные переживания, находит новый смысл в произошедшем событии.

Известный психолог Виктор Франкл один из всей своей семьи сумел выжить в нацистском лагере. Он считал, что шансов выжить было больше у тех, кто мог найти смысл жизни, несмотря на весь творящийся вокруг ад. «…Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке... » - писал В.Франкл.

Переживая травматический опыт, человек проходит условные этапы: страдание, принятие, рост. При этом выделяют три направления позитивных изменений:

- мобилизация скрытых возможностей личности, которые делают человека более стойким перед лицом настоящих и будущих травматических событий;

- укрепление значимых взаимоотношений, степени доверия в них. Пережитый опыт и его осмысление «переводит» отношения с ближайшим окружением на новый уровень взаимодействия и понимания;

- изменения в ценностно-смысловой сфере человека, меняются его приоритеты относительно настоящего, будущего, может возникать большее ощущение ценности времени и возможностей и т.д.

В одном исследовании изучался позитивный рост и развитие личности после травмы. В нем участвовали люди, пережившие травматическое событие незадолго до исследования (несколько дней назад) и люди, пережившие травматическое событие несколько месяцев назад.

Авторы, сравнив результаты, пришли к выводу, что спустя несколько месяцев показатели посттравматического роста значительно выше, чем сразу после события. За это время у людей шла смысловая работа по обдумыванию травматического опыта, соотнесению его со своей жизнью и связыванию прошлого, настоящего и будущего.

Важно:

  • Положительное влияние оказывает способность к преодолению трудностей и переработке болезненного опыта, а также к активной роли в изменении собственной жизни (поиск новых смыслов, интересов, хобби, социальная активность и др.);

  • Важна способность к осознанию эмоций, проговариванию пережитого опыта. Таким образом, тяжелый опыт преобразуется в посттравматическое развитие;

  • В преодолении травмы играет роль способность опереться на свою личность, осознать имеющиеся ресурсы;

По словам психолога Эдит Евы Эгер, прошедшей немало испытаний в концентрационном лагере во время Второй мировой войны: «Всегда есть свобода выбора – обращать внимание на то, что мы потеряли, или на то, что все еще имеем».

  • Для того чтобы посттравматический рост стал возможен, важно наличие социальной поддержки. Социальная поддержка дает возможность отреагировать все пережитое и прочувствованное в слова, взглянуть на прошлое извне, «с безопасного расстояния», обсудить в кругу людей, перенесших это же или подобное событие.

  • Особенное значение имеет умение видеть хорошее даже в самой сложной жизненной ситуации, понимание, что кризис преодолим, и принятие факта, что перемены являются частью жизни.

Таким образом, посттравматический рост возможен благодаря тому, что наша психика пластичная и крепкая, а общение и взаимодействие дают множество ресурсов и смыслов, незаменимую поддержку для посттравматического роста. И травматическое событие становится не пропастью в жизни человека, а трамплином к новому этапу жизни.

Тревожно-фобическое расстройство

Если на протяжении длительного времени после травматического события человек испытывает необоснованный страх ситуаций, которые в настоящий момент не представляют опасности, то можно говорить о наличии тревожно-фобического расстройства. Чувство страха при этом носит избирательный характер, то есть человек боится не всего, а чего-то конкретного.

Во многих случаях переживание страха является нормой: например, когда жизни человека угрожает опасность, он сосредотачивается и тратит все свои силы, чтобы преодолеть эту угрозу. Страх мобилизует, помогает предупреждать опасность, минимизировать риски, принимать быстрые решения.

Но когда предмет страха становится необоснованным, не представляет реальной опасности и присутствует в жизни человека постоянно, ее качество резко меняется.

При развитии тревожно-фобического расстройства, которое может являться ответной реакцией на травматическое событие, страх как бы становится предметным, но при этом объективных оснований не имеет. В результате человек, например, старается избегать пугающих его ситуаций или вынужден, оказавшись в них, преодолевать чувство страха. Это состояние периодически повторяется, приобретает хроническое течение с периодическими обострениями, проявления становятся более частыми, могут переходить на более широкий круг событий, протекают тяжелее. Страх таким образом становится личностной характеристикой человека.
При появлении подозрений на тревожно-фобическое расстройство важно постараться ответить самому себе на несколько вопросов:

  • Какие из признаков я у себя наблюдаю?

  • На какие тревожные или пугающие ситуации я ярко реагирую?

  • Как долго симптомы меня беспокоят?

  • Есть ли какая-то взаимосвязь в появлении симптомов (случаются в определенном месте, условиях, времени и т.д.)?

  • Поменялась ли моя привычная жизнь в связи с проявлением этого состояния?

Если вы отвечаете положительно на большинство этих вопросов, то стоит задуматься о необходимости получения помощи специалиста.

При тревожно-фобическом расстройстве человек обычно осознает свою проблему, всячески старается с ней самостоятельно справиться, но, как правило, безуспешно. Именно поэтому при проявлении таких признаков необходимо обращаться за помощью к специалистам (психологу, психотерапевту), которые своевременно смогут определить существующую проблему и подобрать стратегию восстановления и возвращения к привычному качеству жизни. Чем раньше человек обратится к специалисту за помощью, тем меньше времени займет коррекция этого состояния.

При обращении к специалисту работа чаще всего проходит в несколько этапов:

1. Диагностический – он включает взаимодействие, в ходе которого определяется проблема или страх, условия его проявления, не маскирует ли страх какие-либо другие проблемы. Также определяются сопутствующие ему симптомы, обсуждаются события, которые могли спровоцировать его проявление. Определяются условия взаимодействия со специалистом, регулярность встреч и др.

2. Основной – на нем происходит основная коррекционная работа со страхом. Чем дольше он формировался, тем дольше с ним придется работать. В ходе работы определяются возможные причины развития страха, анализируется, какие потребности он реализует, накапливаются и актуализируются ресурсы.

3. Завершающий – происходит оценка положительных изменений в жизни человека, отсутствие ранее проявляющихся симптомов, улучшение качества жизни и интеграция в нее полученного опыта.

Таким образом, коррекция тревожно-фобических расстройств начинается с беседы со специалистом, а в ходе дальнейшей работы чувство страха как бы отсоединяется от личности, становится управляемым. При этом важно помнить, что в случае наблюдения у себя симптомов этого расстройства, не стоит затягивать с обращением к специалисту и пускать ситуацию на самотек: самостоятельно справиться с расстройством трудно, а с поддержкой специалиста это пройдет быстрее и безопаснее.
Переживание утраты (в том числе патологическое переживание утраты)

Травматические события нередко забирают у людей кого-то или что-то значимое. Люди сталкиваются с утратой близких, собственного здоровья, имущества, прежнего образа жизни. Нормальной реакцией на такое событие является реакция горя - это необходимый процесс, переживаемый человеком в связи с утратой, в ходе которого человек адаптируется к новым условиям жизни. В среднем процесс переживания утраты длится один год.

Этот процесс поэтапный:

1. Осознание.

Этот этап начинается с момента получения известия о трагедии и может длиться до нескольких недель.

Человек может находиться в состоянии апатии, оцепенения, иметь сниженную чувствительность к боли, пониженный аппетит, мышечную слабость, сменяемую суетливой активностью. Также у него может присутствовать ощущение нереальности происходящего или отрицание, нарушение восприятия, состояние оглушенности.

Важным шагом на этом этапе становится признание факта утраты.

2. Отчаяние.

Оно характеризуется длительными и сложными эмоциональными переживаниями. Для человека на этом этапе важно пережить боль потери, все сложные чувства, которые сопутствуют утрате. Горюющий может испытывать ощущение пустоты, бессмысленности жизни, чувство одиночества, вины и т.д. Для него может быть характерна частая смена настроения, острая потребность в одиночестве, которая может сменяться необходимостью выговориться или просто находиться среди людей. Так, например, состояние некоторой заторможенности и спокойствия может резко изменяться до агрессивного поведения, расторможенности.

3. Перестраивание (эмоциональная психологическая работа).

На этом этапе происходит разрыв эмоциональной связи с ушедшим близким. Также могут наблюдаться частые изменения настроения. На этом этапе для человека важно наладить взаимоотношения с тем окружением, в котором произошла утрата. При этом жизнь начинает входить в привычный ритм. Горевание проявляется ситуативно, зачастую в период каких-либо событий, знаменательных дат и праздников. В этот период человек научается жить без объекта утраты. Утрата постепенно встраивается в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач. На этой фазе человек как бы получает возможность отвлечься от прошлого и начинает планировать свою жизнь без умершего.

4. Принятие.

Считается, что процесс горя занимает около года, но эти сроки относительно условны. Смысл этого этапа состоит в том, чтобы человек вернулся «к самому себе», привычной полноценной жизни, выстроил новое отношение к ушедшему близкому. И, вспоминая о нем, начал испытывать не горе, а печаль, которая навсегда останется в сердце человека, потерявшего близкого.

Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь при переживании горя:

  • Не бойтесь говорить о погибшем и об обстоятельствах смерти. Человеку важно проговорить произошедшее, чтобы это усвоить. Несмотря на то, что может казаться, что такими разговорами мы делаем близкому больно, это не так. Гораздо лучше, если человек сможет найти поддержку и собеседника, чем останется со своими тяжелыми переживаниями наедине. 

  • Говорите о погибшем в прошедшем времени. Это важное изменение в речи помогает человеку принять факт утраты.

  • Говорите о том, что чувствуете вы, даже если это злость на умершего или на себя, усталость от происходящего и другое. Эти эмоции испытывает каждый горюющий, их не стоит отрицать, а сказав о том, что вы их испытываете, вы создадите более доверительную атмосферу.

  • Разрешайте себе смеяться и радоваться в присутствии горюющего. Нередко окружение отказывается от проявления положительных эмоций, что может быть связано с собственным чувством вины или непониманием, что нужно делать. Задача окружения не игнорировать факт смерти, но также и демонстрировать продолжение жизни.

  • Говорите о будущем. Часто утрата лишает людей возможности построения перспективы будущего, планирования. Именно поэтому важно говорить о том, что будет происходить, что нужно сделать, какие планы уже имеются, а какие необходимо построить или поменять.

  • Не забывайте о себе. Даже если ваша близость с погибшим не была такой же крепкой, как у вашего окружения, это не значит, что вы не имеете права горевать так же.

  • Стоит помнить, что переживание утраты – это процесс этапный. Необходимо быть готовым к различным проявлениям горя в разные периоды. Реакции и состояния могут внезапно сменять друг друга.

Важно отметить, что нормальное протекание горя может стать патологическим, когда человек на каком-либо из этапов «застревает», испытывает сложности в том, чтобы продвигаться дальше по процессу горевания. Жизнь человека, переживающего патологическое горе, как будто останавливается на моменте травмы и утраты, не происходит положительных изменений, человек испытывает сложности в том, чтобы вернуться к своей прежней жизни.

Симптомы и проявления, свидетельствующие о том, что человеку, переживающему утрату, нужна помощь специалиста:

Разберем те проявления, которые свидетельствуют о том, что человеку, переживающему утрату, нужна помощь специалиста.

Во-первых, в случае если у человека не хватает внутренних сил и ресурсов признать факт потери, тогда:

- Он отказывается осознавать ситуацию утраты, отрицает, что близкий умер. Например, говорит, что он уехал в длительную командировку и вернется через какое-то время.

- Человек кардинально меняет жизнь, как бы избегая обстоятельств утраты, например, переезжает в другой город, отстраняется от привычного круга общения.

Во-вторых, у человека может не хватать внутренних ресурсов для того чтобы перестроить отношение к утрате, в таком случае:

- Он не способен говорить об умершем близком без ярких эмоциональных проявлений, несмотря на то, что утрата произошла давно. Под такими проявлениями подразумеваются не только слезы, а, например, истерика, острое чувство вины, апатия, агрессия. 

- Схожие с ситуацией утраты и травмы события также приводят к развитию ярких эмоциональных проявлений.

- Человек не может отпустить погибшего, поэтому все свое свободное время посвящает созданию уголка памяти, просмотру фотографий и воспоминаниям о нем.

- Испытывает постоянно сниженное настроение с ярко выраженным чувством вины. Он может считать, что не имеет права больше испытывать радость и получать удовольствие от жизни.

Помимо этого, если человеку сложно принять ситуацию, либо справиться с сильными переживаниями, связанными с утратой, то он:

- Становится склонен к саморазрушительному поведению, которое включает чрезмерное курение, потребление алкоголя, отказ от еды или переедание.

- Также могут развиться заболевания, схожие с болезнями умершего, которым врачи не находят физиологических оснований. Например, вдова может начать страдать от приступов удушья каждую ночь, а ее покойный муж болел астмой, острые приступы которой происходили именно по ночам. 

- Могут проявляться страхи, основанные на причине смерти близкого или на обстоятельствах, в которых был сам человек в этот момент. Например, развитие страха перед лечебными заведениями, так как покойный перед смертью провел в одном из них долгое время, или страх водоемов, так как погибший утонул.

Работа специалиста в таком случае происходит по следующим этапам:

1. Диагностический – взаимодействие, в ходе которого специалист определяет этап горевания, который переживает человек, особенности его состояния. А также определяется стратегия работы и регулярность встреч и др.

2. Основной – на нем происходит работа с эмоциональным состоянием человека, поиск и накопление ресурсов для совладания с ситуацией потери, а также бережное продвижение по этапам горевания.

3. Завершающий – показателем успешной работы со специалистом будет являться нормализация эмоционального фона, восстановление привычного уклада жизни, построение планов и перспектив на будущее.

В ситуации переживания утраты для человека важна психологическая поддержка, которую может оказать каждый из нас. Но при этом, если переживание горя «замедляется», приостанавливается, и появляются сложности с принятием утраты и приобретением нового опыта, требуется своевременное обращение к специалисту.

Таким образом, мы рассмотрели индивидуальные проявления последствий травматического стресса. Травма может как способствовать личностному росту человека и обретению новых ресурсов и смыслов в жизни, так и разрушать тело и психику. Глубина и степень этих последствий во многом будет зависеть от отношения человека к произошедшей ситуации и тем изменениям, которые случились в его жизни после травматического события, а также от своевременно полученной поддержки и помощи.

Травматические события и возникающий как следствие стресс влияет не только на отдельного человека, но и на группы людей. Поэтому далее разберем механизмы его воздействия на группы людей.

3.5. Последствия травматического стресса для групп людей
Последствия травматических или ярких событий, оказывающих эмоциональное воздействие на большое количество людей – мало изученная область и очень сложное явление. Оно находится на стыке разных наук: политологии, социологии, культурологии, психологии и многих других.

Безусловно, масштабы и степень значимости последствий для групп людей будет зависеть от многих факторов:

- социальных (например, реакция общества, отдельных социальных или профессиональных групп на произошедшее события);

- экономических (например, влияние события на экономику страны или региона, уровень жизни и дохода людей);

- политических (например, оценка произошедшего события другими странами, повлекшее ухудшение взаимоотношений с ними, ограничение посещения других стран);

- психологических (оценка обществом произошедшего события).

Остановимся подробнее на последней группе факторов. С психологической точки зрения, на последствия травматического или эмоционально значимого для групп людей события будет влиять его общественная оценка. По-простому, на последствия повлияет то, как общество воспримет произошедшее событие и отреагирует на него. Рассмотрим несколько примеров.

Например, прошедший в 2018 г. чемпионат мира по футболу в России вызвал пристальное внимание большинства россиян. Его посетили несколько миллионов зарубежных болельщиков. Сами жители нашей страны называли этот период праздником, были эмоционально включены в переживания за сборную страны, делились впечатлениями в социальных сетях, обсуждали это событие, как дома, так и на работе. В городах, где проходили основные матчи, люди могли пообщаться с другими болельщиками, которые отмечали гостеприимство россиян и транслировали это мнение далеко за пределами России. Это событие вызвало сильнейший положительный эмоциональный отклик и оценку у общества, в определенном смысле сплотило его.

Или, первый полёт Ю.А. Гагарина в космос, который стал ярким событием мирового масштаба. В СССР оно приобрело огромную общественную значимость и оказало влияние не только на поколение, ставшее свидетелями события, но и на последующие. Сказалось и на оценке людьми события его освещение в СМИ, оно отражалось восторженно с соответствующими заголовками «Триумф человека», «Наука победила», «Мы пионеры космоса». В воспоминаниях свидетелей отмечалось, что многие плакали от радости, отменялись уроки в школах, люди выходили на центральные улицы городов и поздравляли друг друга. Массовая эйфория и радость наполняла, объединяла людей. И, несмотря на то, что полет в космос – дело довольно напряжённое и рискованное, мальчишки мечтали стать космонавтами, а родители положительно оценивали такой выбор. Также большинство людей отмечали, что это событие вызвало особое чувство гордости за страну и науку, доверие к ней, сплочение в целом.

Важно отметить, что оценка обществом произошедшего события и возможные последствия будут зависеть от двух аспектов:

1. Насколько корректно были реализованы задачи по информированию населения в острый период.

Примером может стать авария на Чернобыльской АЭС и возникший впоследствии всплеск радиофобии (это боязнь излучения и радиации, впервые о ней заговорили в годы Холодной войны, когда в СМИ обсуждалась информация о ядерном оружии). В целом, это событие повлияло не только на непосредственных ее участников, но и на других людей. Всплеск радиофобии был связан с режимом строжайшей секретности информации как в первые дни после трагедии, так и в последующие в годы. Спустя неделю после трагедии, когда началась эвакуация, информация стала хаотично доходить до населения страны, вызывая тревогу и панические настроения. И попытки официального информирования через газеты и радио о том, что ситуация под контролем, не давали значимого эффекта, а приводили к развитию многочисленных слухов. Также люди очень эмоционально воспринимали поступающую информацию, интерпретировали ее как попытку руководства страны скрыть масштаб трагедии. И хотя прошло уже несколько десятилетий, часть населения до сих пор боится приближаться к данному региону, людей пугает вероятность повторения трагедии, а у некоторых остается недоверие к официальной информации о реальной обстановке на территориях радиоактивного загрязнения.

Как мы уже говорили выше, рассматривая массовые реакции на сверхсильный стресс, ключевой задачей специалистов при работе в ЧС является грамотное информирование населения, которое позволяет снизить нагрузку травматического события.

Последствия травматического стресса для групп людей могут зависеть также от того, как общество оценивает действия или бездействие властей, соответствующих структур, профессиональных групп при возникновении чрезвычайной ситуации (например, насколько оперативно врачи оказывают помощь пострадавшим, организована ли раздача гуманитарной помощи и функционирование ПВР). Также общественная оценка может быть не одинакова для разных групп и зависеть от обстоятельств (например, оказываемая ситуативно материальная помощь пенсионерам может вызвать недовольство у людей с инвалидностью, на которых она не распространяется).

2. Трансляция мнения лидеров, которые посредством механизмов внушения, заражения и др., рассмотренных выше, могут в значительной степени влиять на оценку события большого числа людей.

Например, блогеры, имеющие довольное большое число подписчиков, могут оказать как положительное, так и негативное воздействие на них. Например, призвать читателей помогать людям, пострадавшим в какой-либо ситуации, описать свой пример помощи, разместить необходимые контакты. Или же призывать к каким-либо протестным действиям, например, перестать использовать определенную марку косметики или еды из-за личного недовольства продукцией.

Рассмотрим еще несколько примеров воздействия травматического стресса на группы людей в форме таблицы.


Групповой личностный рост

Ранее мы говорили о таком явлении, как посттравматический рост личности. Он может также наблюдаться и в группе.

Группы, пережившие террористические атаки или террористическую угрозу, отмечают, что одним из самых главных факторов личностного роста для них являлось присутствие желания и возможности самим бескорыстно оказать помощь другим пострадавшим, а также создание единого пространства для общения, где человек может поделиться своим опытом, получить информационную поддержку, поучаствовать в проведении памятных мероприятий.

Какие факторы могут повлиять на групповой личностный рост?

Некоторые авторы отмечают, что групповой посттравматический личностный рост у участников боевых действий обусловлен:

- отсутствием личностных расстройств до участия в боевых действиях;

- высокой степенью сплоченности с «боевым братством»;

- религиозностью;

- удовлетворенностью социальным окружением и поддержкой на этапе адаптации к мирной жизни;

- представлением о своей жизни как наполненной смыслом, подвластной контролю;

- адекватной самооценкой;

- активной жизненной позицией и умением брать на себя ответственность за события, происходящие в собственной жизни.

Также из положительных последствий травматического опыта отмечается повышение альтруизма. Так, например, установлено, что в случае эвакуации люди больше склонны будут поступать альтруистически, нежели эгоистично, помогать ближним, избегать причинения вреда. Нередко такой альтруизм приводит к организации развитой гуманитарной помощи нуждающимся пострадавшим.


Повышение тревоги

Современные условия жизни оказывают влияние на распространенность информации, а также на то, что условными участниками происшествия становятся гораздо больше людей, чем только присутствующие непосредственно на месте.

Обилие новостных ресурсов заставляют человека сформировать мнение относительно произошедшего, что приводит к тому, что то, что могло пройти незаметно, становится частью опыта человека без его личного участия. У данного явления есть такие негативные последствия, как увеличение напряжения и тревоги, сложность в их минимизации из-за отсутствия возможности повлиять на ситуацию или изменить ее как таковую. 

Ученые отмечают, что резонансные происшествия, в результате которых пострадало и погибло большое количество людей, приводит к увеличению обращений за психологической помощью. Все это связано с общей напряженностью, а также с экстремальным опытом, который может давать человеку ощущение нестабильности окружающего мира.

Так, после террористических актов в Санкт-Петербургском метрополитене, сотрудники телефона доверия психологической поддержки стали регистрировать увеличение звонков с жалобами на страхи, связанные с клаустрофобией, танатофобией (страха смерти) и терактов. 


Эффект Вертера

Название феномена связано с романом немецкого писателя Гете, который был написан в 1774 году и повествовал о переживаниях главного героя Вертера, который по описанию страдает от депрессии и в конце романа совершает суицид. После выхода романа в обществе наблюдалась волна самоубийств среди молодежи. Данный феномен был обнаружен американскими социологами и наблюдался во многих других странах.

Так, например, в России после выхода повести Бедная Лиза Н.М. Карамзина прошла волна утоплений молодых девушек в упомянутом в повести пруду.

Эффект говорит о том, что в течение недели после сообщения о самоубийстве знаменитой фигуры или выхода произведения с суицидальным актом главного героя число самоубийств возрастает.

Так, в ХХ веке в Вене происходила настоящая эпидемия самоубийств в метрополитене. Желая прекратить самоубийства, власти города запретили газетам и другим СМИ уделять значительное внимание этим происшествиям, и уже через месяц количество суицидов в метро сократилось. В России эффект Вертера наблюдался после двойного самоубийства девочек-подростков в Республике Бурятия в 2014 году. 


Групповая поддержка и сотрудничество


Рассмотрим на примере: в лондонском метро в час пик произошла серия взрывов, которая привела к гибели 56 человек и травмам более 700 человек. Данное событие шокировало общественность Англии и всего мира. Помимо развития националистических настроений, ужесточения городской безопасности, жители Лондона начали носить прозрачные сумки и рюкзаки. Городская безопасность была усилена настолько, что большая часть населения проходила досмотр личных вещей на входе.

Эта ситуация привела к тому, что люди начали использовать прозрачные аксессуары, которые не столько были направлены против досмотров, сколько демонстрировали поддержку и готовность граждан сотрудничать, быть открытыми. 


Групповое сплочение


Рассмотрим на примере: 22 июля 2011 года в Норвегии произошло два теракта - в Осло в здании Правительства и на острове Утейя в школьном летнем лагере.

В результате двух терактов в общей сложности погибли 77 человек и более 150 получили ранения и травмы. Действия террориста были вызваны политическими убеждениями и, как было установлено позже, определенными психическими особенностями. Террорист был представителем ультраправого движения, которое было распространено в Норвегии в связи с определенным экономическими обстоятельствами. Так как данное происшествие оказало на страну неизгладимое влияние, в результате этого многие граждане Норвегии были склонны осуждать и противостоять ультраправым агрессивным настроениям. Это привело к существенному снижению популярности правой Партии Прогресса, которая набрала на прошедших 14 сентября 2011 года выборах в муниципальные советы всего 11,5% голосов - это на 6% меньше, чем на выборах в 2007 году. Приоритетом в риторике всех партий стала борьба с проявлениями крайнего экстремизма, причем это в равной степени характерно как для левых, так и для правых партий. Из-за этого на передний план вышел вопрос мигрантов, нуждающихся в безболезненной интеграции в общество, что невозможно сделать, пока все не осознают эту необходимость.

Теракт не только не подтолкнул общество к отторжению, а, наоборот, привлек внимание к существованию проблемы, что явилось отправной точкой в поиске решения. 

Лесные пожары на разных континентах.

В 2018-2019 годах особое внимание было сфокусировано на пожарах в Сибири, которые уничтожили 15 гектаров леса, что составляет около 1% площади лесного фонда страны. Пожары в Австралии, которые происходят ежегодно зимой, стали расцениваться общественностью как предвестники или даже последствия природной катастрофы.

Эти явления привели к тому, что в обществе стало возможно наблюдать изменения в пользу экологического поведения. Популярным стало разделение мусора, отправка мусора на переработку. Многие крупные компании становятся пропагандистами экологического поведения, предоставляют своим покупателям и клиентам условия для реализации такого осознанного выбора. 

Подводя итог, стоит отметить, что тема последствий травматического стресса для групп людей мало изучена. Но травматические события могут нести для группы как негативный эффект - способствовать развитию «массовых страхов» или групповых явлений, - так и положительный: объединять и давать новый совместный опыт преодоления, чувство поддержки и приводить к групповому посттравматическому росту.

Таким образом, мы рассмотрели представление о теории травмы, ее индивидуальных и групповых проявлениях, этапах и последствиях, а также важные аспекты практической работы по предупреждению возникновения массовых негативных последствий ЧС.

Краткие выводы:

1. Последствия травматического стресса для человека во многом связаны с недостаточностью ресурсов (физиологических и психологических) для преодоления сложившейся ситуации (наиболее травматичными являются: события, связанные с угрозой жизни, события, связанные с чрезвычайными ситуациями, потеря близких и имущества).

2. Формирование травмы можно объяснить образованием некоторой ассоциативной связи между опасным стимулом (пожар, взрыв, ДТП, смерть близкого) и другими стимулами, которые воздействовали на человека в этот момент и его эмоциональным состояние. Эта связь приводит к тому, что стимулы, которые были второстепенны в первоначальной ситуации, которая вызвала страх, например, запах дыма, свет фар, звук сирен, цвет предметов, вызывает сильные эмоциональные переживания и реакцию страха.

3. ОСР – это нормальные реакции, возникающие в ответ на сверхсильный стресс. Для каждой из реакций есть наиболее подходящие техники и способы поддержки, но к универсальному правилу оказания психологической поддержки следует отнести обеспечение своей безопасности и безопасности человека.

4. Вовремя полученная и качественно оказанная психологическая и другая поддержка пострадавшим, которые испытывают травматический стресс, снижает вероятность развития негативных последствий для человека и группы.

5. Среди реакций на травматический стресс также выделяются массовые реакции. Подобные реакции могут развиваться в результате неграмотно организованной информационной работы с пострадавшими.

6. Переживание травматического опыта может приводить не только к негативным последствиям, но и позитивным – посттравматическому личностному и групповому росту.


Вопросы для самопроверки:


  1. Назовите характеристики травматического события.

  2. Назовите этапы процесса запоминания.

  3. Назовите особенности оценки травматической ситуации.

  4. Что такое острая стрессовая реакция? Назовите основные.

  5. Какие факторы оказывают влияние на формирование массовых реакций?

  6. Назовите правила поведения в толпе.

  7. Какие основные последствия травматического стресса Вы знаете?



Задания для самостоятельного выполнения


Упражнение 1 «Анализ примеров»

Задание: в данном упражнении Вам будут представлены описания людей в разных состояниях, Ваша задача оценить это состояние, предложить, что можете сделать Вы. Важно помнить, что данные упражнения направлены только на отработку уже полученных знаний, поэтому предлагаем Вам не пытаться найти универсального решения или поставить диагноз.

Пример №1

Девушка Оля месяц назад пережила автомобильную аварию, в которой погиб ее молодой человек. Сама девушка в аварии не пострадала физически, после аварии была активна, участвовала в организации похорон молодого человека. Друзья Оли говорят, что она всегда была активна и жизнерадостна, но после того, как прошли похороны, девушка стала молчалива, избегает встреч с друзьями, а если такие случаются, большую часть времени молчит, как будто бы думает о чем-то другом. Друзья решили поговорить с Олей откровенно, узнать у нее, как она, что с ней происходит.

Предложите, как можно было бы построить этот разговор, что можно сказать или спросить у Оли. Как Вы сами оцениваете состояние девушки, как Вам кажется, что она может чувствовать?

Пример №2

Вадим, мужчина 65 лет год назад потерял во время пожара младшего сына. После пожара Вадиму долго не сообщали о смерти сына, так как он находился в больнице в тяжелом состоянии. Вадим не смог участвовать в похоронах и разборе вещей погибшего сына, после выхода из больницы Вадим ни разу не говорил с родными о произошедшем. Родные начали замечать, что Вадим начал просыпаться рано, с утра ходить по квартире, часто стараться остаться один. Родные планируют посетить могилу погибшего сына, но переживают, что Вадиму может стать на кладбище плохо, думают, что брать Вадима на кладбище не надо.

Скажите, как Вам кажется, правильно ли думают родные? Как бы Вы поступили в такой ситуации и почему?

Пример №3

Молодой человек Дмитрий неделю назад пережил пожар на рабочем месте, ему пришлось эвакуироваться, когда пламя уже охватило коридор офиса. Дмитрий после пожара отказался от госпитализации. Начальство разрешило Дмитрию взять несколько отгулов, после произошедшего, тем более, что офис требовал восстановления. На этой неделе Дмитрий снова пришел на работу, после одного рабочего дня Дмитрий чувствовал себя разбитым и уставшим больше обычного. В отношении коллег, которые шутят о произошедшем, стал испытывать раздражение. С каждым днем посещение работы вызывает у Дмитрия все более негативные чувства, он ругается с коллегами, отмечает, что хуже спит и чувствует себя постоянно уставшим.

Предположите, что произошло с Дмитрием, какие рекомендации Вы могли бы ему дать?

Пример №4

Девочка Саша, 15 лет, уже полгода беспокоит родителей своим поведением: пропускает школу, стала получать плохие оценки, часто ругается с семьей, мало ест и часто не спит по ночам. Саша говорит, что все так же, как обычно, отказывается обсуждать происходящее. Обеспокоенные родители узнают, что одноклассник Саши покончил с собой около полугода назад. Саша не рассказывала об этом событии, и родители знают, что она с этим мальчиком не общалась.

Как Вы думаете, может ли быть связано поведение Саши и суицид одноклассника? Стоит ли беспокоиться по поводу состояния Саши или это “переходный” возраст, со всеми было такое?

Пример №5

Леонид последнее время сильно обеспокоен своим здоровьем, часто измеряет температуру и давление. Близкие говорят, что он раньше часто встречался с друзьями, а сейчас почти не выходит из дома. Большую часть времени проводит за компьютером, постоянно читает новости, посвященные новой инфекции. Леонид отмечает у себя постоянное ощущение скованности дыхания, дрожь в теле, мышечную боль. Леонид мало спит и мало ест. 

Как Вам кажется, с чем могут быть связаны симптомы Леонида? Как бы вы назвали его состояние и чтобы посоветовали?

Упражнение 2 «Анализ ошибок»

Задание: ниже представлены несколько случаев взаимодействия людей на месте происшествий. Как вы думаете, какие ошибки есть в их поведении? Что можно было бы сделать, чтобы это взаимодействие было более эффективным?

Случай 1: В квартире Василия пожар, он смотрит, как работают пожарные, и хочет закурить, однако у него очень сильно трясутся руки. Увидев это, сосед снял с себя куртку и накинул Василию на плечи.

Случай 2:Марина находится на месте обрушения одного из подъездов жилого дома. Сейчас на месте ЧС решается вопрос о размещении эвакуированных в ПВР (пунктах временного размещения). Одна из женщин громко возмущается тому, какие условия предлагают жильцам в ПВР. Она громко кричит, призывая других жильцов протестовать против таких условий размещения. «Пусть она накричится и выпустит пар», - решила Марина и отошла в сторону. Однако спустя время она заметила, что на главу администрации кричат уже несколько человек, обстановка значительно накалилась. Даже те, кто хотел ехать в развернутый ПВР, передумали, и теперь администрации нужно срочно придумывать что-то новое.

Случай 3:Светлана пришла в гости к подруге Лене, у которой несколько месяцев назад умерла дочь. Все это время Лена отказывалась заходить в комнату к умершей дочери. Но в последнее время Лена начала чувствовать готовность к тому, чтобы разобрать вещи девочки, и хотела попросить Светлану помочь с этим. Однако Светлана отказалась со словами «Ой, Леночка не знаю-не знаю, стоит ли, вдруг она там на том свете обидится на нас, решит, что мы ее забыли совсем».

Случай 4: Женщина узнает, что во время пожара у нее погиб сын, который остался дома один. Она сидит на земле, закрывает лицо руками, плачет. Находящиеся рядом люди сторонятся женщины, перешептываются и отходят в сторону. К женщине подходит муж, начинает с усилием поднимать женщину, трясти за плечи, просить успокоиться, потому что все смотрят. 

Случай 5: В доме происходит пожар, жильцы дома стоят на улице, ждут завершения работ по тушению. Один из жильцов – хозяин квартиры, которая на этаж выше горящей, начинает кричать на представителей служб, двигаться в сторону оперативного штаба, требует старшего, обвиняет службы в халатности. Навстречу ему выходит сосед, который криком говорит ему замолчать, конфликт перерастает в драку.

Случай 6: На автодороге произошло ДТП, из пострадавшей машины выбегает водитель, начинает бежать в противоположную сторону. Водитель из проезжающей машины не может остаться безучастным, и, подумав, что водитель скрывается с места преступления, начинает преследовать бегущего водителя, кричать ему вслед. 

Случай 7: В доме произошел взрыв бытового газа, улица покрыта стеклами, на место начинают пребывать службы. Жильцы выбегают из дома, стараются встать на безопасном расстоянии. Рядом с подъездом остается стоять женщина, она не двигается с места, смотрит в пространство. Соседи, пробегая мимо, кричат на женщину, зовут ее с собой, но она не двигается. 

Случай 8: В результате пожара в доме погибает мужчина, на место прибывает его супруга, на новость она реагирует сдержанно, садится рядом с подъездом. К женщине хотят подойти врачи, прибывшие на место, но соседка говорит: «Да, вы на нее посмотрите, она спокойная, ей его даже не жалко».
Список используемых материалов:

  1. Абабков В. А., Пере М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

  2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2004.

  3. Быховец Ю.В., Падун М.А. Личностная тревожность и регуляция эмоций в контексте изучения посттравматического стресса. Клиническая и специальная психология 2019. Том 8. № 1. С. 78–89.

  4. Вельтищев Д.Ю. Острые стрессовые расстройства: факторы прогноза и профилактика затяжного течения // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. № 2. С. 48—50.

  5. Виртц У., Цобели Й. Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии. М.: Когито-Центр, 2012.

  6. Зинтл Э., Волкан В. Жизнь после утраты. Психология горевания.

  7. Калшед Д. Внутренний мир травмы. М.: Когито-Центр, 2015.

  8. Калшед Д. Травма и душа. М.: Когито-Центр, 2015.

  9. Котельникова А. В., Падун М. А. Психическая травма и картина мира. Теория, эмпирия, практика. Институт психологии РАН; Москва; 2012.

  10. Лазебная Е. О. Травматическая стрессовая ситуация и посттравматический адаптационный процесс // Психология состояний: Хрестоматия / Под ред. А. О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004.

  11. Леонтьева А. А. Я верю, что тебе больно. Подростки в пограничных состояниях. М.: Никея, 2020.

  12. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая психодиагностика. М.: Класс, 2015.

  13. Падун М.А., Тарабрина Н.В. Когнитивно-личностные аспекты переживания травматического стресса // Психологический журнал. 2004. № 5. С. 5—15.

  14. Фаст Дж., Престон Дж. Почему с тобой так трудно. Как любить людей с неврозами, депрессией и биполярным расстройством. М.: Эксмо, 2020.

  15. Холмогорова А.Б., Горчакова В.А. Травматический стресс и его влияние. Консультативная психология и психотерапия, 2013, № 3. С. 120-137.

  16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс. М.: МГППУ, 2006.

  17. Assessment of PTSD and its Comorbidities in Adults / A.F. Reardon [et al.] // Handbook of PTSD: Science and Practice (2nd ed.) / Eds. M.J. Friedman, T.M. Keane, P.A. Resick. New York: Guilford Press, 2016.

  18. John Drury, Chris Cocking. The mass psychology of disasters and emergency evacuations: A research report and implications for practice. 2007.

  19. John H. Ehrenreich, Ph.D. Coping with disaster. 2001.

  20. Marsella, A. J. (2008) Ethnocultural Perspectives on Disasters and Trauma: Foundations, Issues, and Applications, Springer, New York.