Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6153

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС

, связанные с ней.

Чем выше ранг соревнований, тем сильнее состояние стресса. Именно поэтому результаты олимпийских рекордов в среднем на 3% ниже мировых, несмотря на то, что почти половина участников олимпийских игр – мировые рекордсмены.

Также трудная ситуация познается по значимости ее последствий: если для человека они в масштабе жизни глобальны, то ситуация будет восприниматься как очень значимая и трудная, например, болезнь близкого человека или его утрата.

Приведем пример из жизни известного физиолога П.К. Анохина. Во время Гражданской войны Пётр Кузьмич был пойман представителями белого движения и приговорен к расстрелу. Однако офицер, увидев, что Анохин еще совсем молод, приказал лишь выпороть его и отпустить. Когда приказ приводился в исполнение, Петр Кузьмич не чувствовал никакой боли от ударов плетью, он испытывал радость, что остался жив.

2. Возможность контроля и прогнозирования.

- Еще один критерий - возможность контроля. В трудной ситуации каждый человек боится потерять контроль. Когда человек чувствует, что он хотя бы немного «владеет ситуацией», его уровень стресса снижается.

Например, при работе со страхом полетов (аэрофобией) психологи часто рекомендуют использовать специальное мобильное приложение, где отображается статистика полетов на данном самолете, основные параметры, скорость полета, высота, данные о зонах турбулентности, информация об устройстве самолета. Наличие этих данных снижает тревогу и дает ощущение большей подконтрольности ситуации.

Также для человека важна возможность прогнозирования. Это может быть прогноз возникновения, развития или исхода ситуации. Причем важна именно уверенность в прогнозе, а не его точность. Чем лучше мы прогнозируем ситуацию, тем с большей вероятностью мы будем ее планомерно преодолевать.

Данный критерий хорошо иллюстрирует следующий пример: группа солдат заблудилась в горах во время учений, из-за снегопада ухудшились погодные условия, связь с группой была потеряна, и надежда на ее возвращение была минимальна. Когда солдаты внезапно вернулись, их стали расспрашивать, как же им удалось найти дорогу в таких условиях. Они ответили, что у них была карта. Как выяснилось позднее, карта была другой местности, однако, само ее наличие давало людям уверенность и заставляло действовать.


Таким образом, оценка ситуации с учетом описанных характеристик будет влиять на то, как человек воспринимает то или иное событие. Отсюда становится ясно, почему к одной и той же ситуации два человека будут относиться по-разному.

Итак, мы изучили, что такое стресс, какие у него бывают причины, а также как оценка ситуации может повлиять на запуск стрессовой реакции. Далее разберем основные стадии, которые наблюдаются при возникновении стрессовой реакции у человека.


1.3. Стадии стресса



Итак, функция стресса - мобилизовать, направить и перераспределить силы и ресурсы человека на адаптацию к тем новым условиям, которые возникли. Как протекает эта реакция во времени? Что происходит с организмом, если стрессовое событие не прекращается?

Закономерности протекания этой реакции можно представить в виде «кривой стресса». Эта кривая отражает интенсивность и активность в работе всех органов и систем, которые обеспечивают реакцию стресса.



Она включает три стадии: стадию мобилизации, сопротивления и истощения.

Каждая стадия характеризуется изменениями в нервной и эндокринной системах. Эти системы участвуют в управлении реакцией стресса и оказывают влияние на другие функции организма. Длительный и сильный стресс может привести к перенапряжению, нарушению гормонального фона в организме и, как следствие, к болезни.

Разберем кривую стресса подробнее.

1. Первая стадия носит название «стадия мобилизации». Это первоначальный отклик нашего организма на воздействие стресс-фактора, возникающий для того, чтобы помочь нам справиться с ситуацией. Тело реагирует физиологическими изменениями и перестройкой работы организма. Происходит прилив энергии, увеличивающий физические и психические способности.

При этом вначале может наблюдаться мгновенное снижение активности, когда организм «знакомится» с тем явлением, которое вызвало реакцию стресса.

Например, на проезжую часть неожиданно, буквально перед автомобилем, выбегает человек и, видя приближающуюся угрозу, замирает. Что происходит с человеком? В этот момент наблюдается мобилизация внутренних ресурсов и последующее нарастание активности для того, чтобы быстро предпринять необходимые действия и избежать столкновения с автомобилем.

В процессе мобилизации в организме происходят определенные изменения: благодаря выбросу адреналина увеличивается сила и частота сердечных сокращений, кровь направляется к мышцам для того, чтобы сопротивляться стрессу; повышается интенсивность дыхания; увеличивается мышечный тонус и активность центральной нервной системы; повышается потоотделение; расширяются зрачки; могут наблюдаться изменения в работе памяти, внимания, мышления.




Всем знакомо выражение "на адреналине" - когда человек в экстремальных ситуациях делает что-то такое, чего в обычных обстоятельствах сделать не может (например, быстро преодолевает высокий забор, поднимает очень тяжелые предметы, проплывает большое расстояние и т.д.).

При этом на фоне увеличения активности одних органов и систем (например, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, эндокринных желез, печени и других) замедляется работа других (например, репродуктивной). Наблюдается подавление аппетита и пищеварительной системы в целом. Изменение активности происходит по принципу – что нужнее, то и активизируется.

Может притупляться ощущение боли. Такое обезболивание очень адаптивно; существует много примеров, когда люди, не обращая внимания на травмы, боролись за свою жизнь и спасали других.

В таком случае человек как бы приближается к стрессовому событию, пытается с ним справиться и преодолеть его, используя внешние и внутренние ресурсы.

Например, человек перед первым прыжком с парашютом, несмотря на тревогу, не оттягивает момент прыжка, а решительно совершает его.

Но также может наблюдаться противоположная линия поведения - это избегание стрессового события, уход от него.

Также интересно, что на стадии мобилизации происходят изменения в восприятии времени и окружающих объектов. Течение времени замедляется, а скорость мышления увеличивается.

В одном из интервью ветеран Великой Отечественной войны, рассказывая о рукопашном бое, в котором принимал участие, описал состояние, характерное для стадии мобилизации «...это настолько мгновенно – видишь ситуацию перед тобой и сразу решение, готовое решение у тебя в голове. Ты знаешь, что тебе делать и как тебе поступить – то ли тебе стрелять, то ли колоть, то ли тебе отойти в сторонку. В общем, это явление необыкновенное – кто хоть один раз был в рукопашной, тот помнит ее на всю жизнь».

Таким образом, на этой стадии организм мобилизует все силы. Ресурсы организма расходуются неэкономно в попытке справиться и адаптироваться к изменению условий.

2. Вторая стадия – стадия сопротивления. Во время этой стадии происходит приспособление к изменяющимся обстоятельствам и «налаживается» баланс расхода внутренних резервов - организм готов к длительной борьбе и устойчив к различным воздействиям.

«Бонусы» первой стадии продолжают действовать, наши тело и мозг работают в изменившихся условиях. Но при этом отчетливо начинает прослеживаться перспектива: если «бороться» в новых условиях придется недолго, то мы справимся, в ином случае рано или поздно устанем.

С точки зрения физиологии, на этой стадии благодаря гормональной перестройке задействуются и экономно расходуются внутренние запасы энергии. Ведущим гормоном на стадии сопротивления выступает кортизол, который уже был активизирован ранее. Этот гормон действует, прежде всего, на общий обмен веществ в организме.

Кортизол также называют «гормоном пробуждения» в регуляции режима сна и бодрствования. В норме уровень этого гормона повышается утром, когда освещенность в помещении увеличивается. Если человек находится в стрессе, то уровень кортизола напрямую влияет на качество сна, мешая человеку уснуть или делая сон поверхностным.

Благодаря действию кортизола организм задействует запасы глюкозы (основного источника энергии) из резервов в печени. Однако силы и ресурсы организма не безграничны, и если воздействие стресса интенсивное или приобретает хронический характер, то организм переходит в следующую фазу – истощение.

3. Третья стадия стресса – стадия истощения.

Как мы уже ранее отметили, несмотря на то, что человек имеет большой запас ресурсов и сил, при длительном и продолжительном влиянии стресса они могут исчерпываться, и сопротивляемость организма падает.

Даже если стресс-фактор действует непродолжительно, после разрешения стрессовой ситуации наступает упадок сил (например, после сдачи зачета и интенсивной подготовки, предшествующей ему, необходимо будет выспаться и отдохнуть, чтобы почувствовать себя бодрее).

При этом истощение, вызванное длительным и интенсивным стрессом, может приводить к более серьезным последствиям для физического и психического здоровья человека.

Характерные симптомы данной фазы: снижение способности сопротивляться воздействию; снижение функций органов или систем тела; нарушение в работе иммунной системы и многие другие.