Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 6158
Скачиваний: 139
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Стресс как естественная реакция организма
1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы
Задания для самостоятельного выполнения
Список используемых материалов:
Схема раздела «Хронический стресс»
2.1. Как развивается хронический стресс
2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание
2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.
Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста
2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура
2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.
Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях
Задания для самостоятельного выполнения
Схема раздела «Травматический стресс»
Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс
3.1. Понятие травматического стресса
3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях
3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС
2) Оцените каждое событие по пятибалльной шкале сразу после того, как оно произошло, и через неделю.
3) Проанализируйте, как изменилось ваше отношение к происходящему. Сначала проанализируйте события, которые вызвали у вас отрицательные эмоции: если событие потеряло свою значимость, то, возможно, вы придаете ему слишком большое значение, тратите на него слишком много своих ресурсов. К таким событиям нужно учиться относиться спокойнее. А если через неделю значимость события выросла или осталась на том же уровне – это может служить источником хронического стресса.
Таблица для заполнения:
Событие | Оценка: насколько это событие взволновало сразу после того, как оно произошло (по пятибалльной шкале) | Оценка: насколько это событие волнует через неделю (по пятибалльной шкале) |
| | |
| | |
В нашей жизни могут присутствовать обстоятельства, которые остаются актуальными надолго и являются причиной хронического стресса. Здесь поможет работа над изменением ситуации и собственного отношения к происходящему, уменьшение нагрузки или разрешение длительных конфликтов.
Мы можем слишком эмоционально реагировать на событие, которое того не стоит. Эмоции – сигнальная система, которая позволяет нам мгновенно оценивать события во внешнем мире и влияние, которое они на нас оказывают. Страх, гнев, восторг, умиление, радость – все это сигналы опасности, нарушения наших интересов и границ или же, наоборот, приятных, комфортных, желательных ситуаций.
Управление эмоциями дает большую свободу в построении своей жизни и отношений, как управление автомобилем – свободу передвижения, а знание языков – возможность путешествовать, общаться, читать иностранную литературу.
Стратегия управления эмоциями
Шаг 1. Распознавание эмоций.
В жизни мы испытываем множество эмоциональных оттенков и состояний: радость, печаль, удивление, страдание, гнев, застенчивость, чувство вины и многие другие.
Умение обозначать испытываемые эмоции и свое текущее состояние, не ругая себя, не вгоняя в чувство вины (Что я чувствую? Что со мной происходит? Что я хочу этим сказать?) очень полезно. Например, когда нам хочется мяса, мы проводим некий быстрый анализ и определяемся, что именно хотим: домашнюю отбивную или легкие паровые котлеты из индейки. Так же и с эмоциями: когда они осознаются, то лучше поддаются изменениям.
Задание: возьмите лист бумаги и запишите все эмоции, которые переживаете на протяжении дня. Проанализируйте, какие эмоции испытываете чаще. Вспомните недавние значимые события из вашей жизни, какие эмоции они вызывали?
Если у вас возникли трудности с обозначением эмоций, вы можете обратиться к следующему рисунку в традиционной форме или в более современном варианте (Р.Плутчик):
Шаг 2. Узнавание эмоций в конкретных ситуациях (этот шаг невозможен без освоения первого шага).
Что мы можем сделать?
Задание: возьмите один из примеров, которые вы обозначили в предыдущей таблице, и ответьте на несколько вопросов.
Вопросы для анализа:
1) событие, которое вызвало эмоцию – …
2) значение, которое я придал этому событию – …
3) мои ощущения от этой эмоции – …
4) поведение, вызванное этой эмоцией – …
5) как влияет эта эмоция на мое состояние – …
Такой анализ позволит нам более четко определять свои эмоции, наблюдение за собой позволит замечать свои реакции, описывать их проявление. Чем точнее мы ощущаем свой внутренний мир и эмоции, тем легче нам ими управлять, ведь, как мы видим, наши эмоции оказывают огромное влияние на развитие стресса и его последствий.
Также нам может пригодиться развитие полезных психологических навыков, а именно - освоение методов саморегуляции (практических способов, позволяющих в короткие сроки менять свое актуальное состояние).
В нашем восприятии существует фигура и фон. В процессе саморегуляции человек из обилия информации выбирает ту, которая в данный момент наиболее значима и важна – это и есть фигура. Все остальное является фоном.
Например, если мы очень хотим пить, то первое, что мы будем замечать, – стакан воды (наша фигура), а все, что находится рядом - будь то стоящие рядом конфеты или стол, стул – фон. По такому принципу и строятся упражнения на переключение, ведь в качестве фигуры могут быть не только объективные предметы, но и, например, наши мысли и чувства.
Такие навыки возможно тренировать и вырабатывать в себе. Более подробно конкретные техники и навыки мы разберем в блоке «Методы саморегуляции».
Знание и развитие навыков саморегуляции, а также сохранение ресурсов позволяют сберечь силы и грамотно их распределить для решения различных трудных ситуаций в личной и профессиональной сферах.
Полезным в данном ключе будет и знание тех стратегий, которые люди используют для преодоления стресса. Хотя обычно человек не задумывается о том, как он реагирует на стрессовую ситуацию, выбор стратегии часто осуществляется неосознанно – используются модели поведения родителей или близких друзей. Но важно понимать, что человек волен выбрать иную, более успешную в данный момент стратегию преодоления стрессовых ситуаций.
Какие стратегии преодоления стрессовых ситуаций бывают?
Стрессовая ситуация - это нарушение некоторого стабильного состояния. При этом человек начинает обдумывать и перебирать способы решения проблемы. У кого-то может получиться быстро разобрать и отпустить ситуацию, кто-то может сконцентрироваться на эмоциях, - например, на злости, - и отодвигать решение проблемы, а кто-то - почувствовать бессилие и опустить руки.
Условно все стратегии можно распределить по трем направлениям:
- избегание стресса (дистанцирование, побег);
- активное взаимодействие с источником стресса (конфронтация);
- изменение себя и своего отношения к стрессу (переоценка, самоконтроль, принятие ответственности).
Опишем каждую стратегию подробнее, а также рассмотрим ее сильные и слабые стороны.
Стратегия | Сильные стороны | Слабые стороны |
Избегание стресса | ||
Дистанцирование – преодоление негативных переживаний за счет снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее | Позволяет снизить личную значимость проблемы, избежать эмоциональных перегрузок | Опасна несвоевременность действий по разрешению ситуации, есть вероятность обесценивания своих переживаний, недооценка возможностей преодоления проблемы |
Побег-избегание – избегание окружающей действительности, уход от решения проблемы. Может присутствовать полное или частичное отрицание и игнорирование сложившейся ситуации, уклонение от ответственности | Снижение эмоционального напряжения | Пассивность, вспышки агрессии и раздражения, неконструктивные формы поведения (переедание, злоупотребление алкоголем и т.п.). А также невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий |
Активное взаимодействие с источником стресса | ||
Конфронтация – разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на «выпуск» негативных эмоций | Такой стратегии свойственно упорство, сопротивление трудностям, энергичность и предприимчивость. В ситуации стресса такие люди будут склонны отстаивать свои интересы, справляться с тревогой | Сопровождается импульсивными действиями, трудностью планирования и прогнозирования |
Изменение себя и своего отношения к стрессу | ||
Положительная переоценка –позволяет преодолеть негативные переживания посредством положительного переосмысления произошедшего | Дает возможность личности справиться с негативными переживаниями. Часто ситуация начинает расцениваться как положительный стимул для личностного роста | Эта стратегия может приводить к недооценке возможностей решения проблемы |
Самоконтроль – стремление контролировать свои чувства и действия. Может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией | Возможность избегания импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблеме | Сверхконтроль поведения и трудности выражения переживаний, потребностей в связи с проблемой |
Принятие ответственности – признание собственных ошибок и их анализ. Человек стремится понять зависимость между своими действиями и сложившейся ситуацией, оценить свой вклад в произошедшее | Возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей | Может привести к необоснованной самокритике и чувству вины |
Планирование решения проблемы - целенаправленный анализ ситуации, поиск возможных эффективных вариантов решения | Позволяет оставаться активным в решении проблемы. Человек способен выработать план по разрешению проблемы с учетом собственных возможностей и объективных условий | Данная стратегия может быть лишена спонтанности и гибкости, эмоциональности, интуитивности |
Поиск социальной поддержки – обращение за помощью к ближайшему окружению: семье, друзьям (ожидание совета, эмоциональной поддержки и внимания) или за информацией к экспертам и авторитетным знакомым, которые могут обладать необходимыми знаниями | Возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации | Может приводить к формированию зависимой позиции и преувеличенных ожиданий от окружающих |
Исходя из этого, можно самостоятельно определить, какой стратегии вы придерживаетесь в той или иной ситуации: стремитесь ли вы непосредственно взаимодействовать с источником проблемы, или, например, задумываетесь об изменении себя, своих привычек и поведения. Важно помнить, что стратегии бывают разными и в различных ситуациях оптимальными могут быть разные решения.
Помним:
-
однозначно плохих или хороших стратегий не существует; -
в каждой есть свои плюсы, свои способы решения проблемы; -
выбранных стратегий может быть несколько, и чаще всего мы прибегаем к разным стратегиям в зависимости от ситуации; -
зная свои стратегии, отношение к трудностям, можно познакомиться со своими сильными и слабыми сторонами, оценить свои ресурсы и научиться обращаться к эффективным стратегиям осознанно; -
зная свои сильные стороны, мы можем с большей уверенностью на них опираться.
Помимо непосредственного решения проблемы, важно то, в каком состоянии находится человек. Ведь именно субъективная картина ситуации является определяющей. Например, если человек находится в хорошем настроении, чувствует бодрость, проявляет активность, то, скорее всего, он решит проблему одним способом, но если этот же человек будет находиться в состоянии утомления, раздражительности, то с большой вероятностью он решит эту трудность уже другим способом.
Как понять, что в вашей профессиональной деятельности наступил момент, когда стоит обратиться к психологу? Какие вопросы стоит задать себе, чтобы это понять?
В деятельности пожарных и спасателей происходит множество событий, которые обычному человеку воспринимать крайне трудно: травмы и гибель людей, потеря близких. Для специалистов это привычная профессиональная деятельность. Однако даже у профессионалов с высоким стажем работы могут возникать последствия такой деятельности.
Например, некоторые события, ситуации остаются в памяти надолго. Также после смены или завершения трудового дня могут проявляться трудности с засыпанием или даже нарушения сна, преобладание пониженного настроения, угнетенность.
Если это длится непродолжительное время после работы, значит, организму хватает своих собственных ресурсов для постепенного восстановления.
Если же данный процесс затягивается, то можно обратиться за помощью к психологу, поскольку он обладает теми навыками и знаниями, которые помогут проанализировать состояние и справиться с сильным эмоциональным впечатлением от работы.
Какие вопросы можно задать себе, чтобы понять, что такие события/ситуации выходят за рамки привычного восприятия работы и нужна помощь психолога?
Верны ли для вас следующие утверждения?
-
Воспоминания о событии вызывает сильное переживание (появляется тревога, повышается сердцебиение и т.д.). -
Некоторые вещи в случившейся ситуации заставляют все время думать о том, что случилось. -
Попытки отвлечься от мыслей о произошедшей ситуации не завершаются успехом. -
Отдельные картины произошедшего внезапно возникают в голове. -
Наблюдаются трудности со сном. -
Снятся тяжёлые сны на тему произошедшей ситуации.
Если на данные вопросы вы отвечаете положительно, то, возможно, ситуация оказала на вас сильное эмоциональное воздействие. Разрешить такую проблему можно путем обращения за консультацией к специалисту-психологу.
Ранее мы говорили про эмоциональное выгорание. Вот несколько его признаков:
-
Ощущается беспокойство, что качество и эффективность работы изменились (ниже продуктивность, темп работы и др.). -
Усталость после работы настолько сильна, что дома хочется общаться как можно меньше. -
Бывают дни, когда эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (например, случаются конфликты, ошибки при выполнении задач). -
Ощущается усталость от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело в работе. -
Работа с людьми приносит меньше удовлетворения. -
Появляются мысли о смене места работы, если бы была такая возможность. -
Самые обычные ситуации на работе могут вызывать сильное раздражение. -
Часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой (как бы не допустить ошибки, смогу ли я их не допустить). -
Порой чувствуется, что требуется проявить эмоциональную отзывчивость в общении с близкими, но не получается. -
Усталость от работы приводит к тому, что хочется сократить общение с друзьями и знакомыми. -
Часто с работы приносятся домой отрицательные эмоции. -
Часто начинать работу приходится через силу. -
Иногда на работу приходится идти с тяжелым чувством: «как все надоело, никого бы не видеть, не слышать».
Если вы наблюдаете более половины этих признаков у себя, то стоит рассмотреть возможность обращения к психологу.
Мы подробно рассмотрели первую стратегию, которая позволяет бережно расходовать ресурсы и направлять силы на их экономию. Поговорим теперь о второй стратегии.
Стратегия №2 «Получать больше ресурсов»
Если вы выполнили практическое задание выше и вспомнили события из жизни, при этом включили в анализ радостные события, то могли заметить, что некоторые из них быстро теряют свою значимость. Если таких примеров у вас получилось много, возможно, стоит обратить внимание на развитие способности получать положительные эмоции. Или, напротив, радостных событий не оказалось в этом списке вовсе. Эта способность является основой второй стратегии – развития и приумножения ресурсов.
Как мы уже определились, чем больше ресурсов у человека, тем выше его возможности приспосабливаться к стрессу, менять свое поведение и повышать качество жизни. Но чтобы получать и развивать новые ресурсы, важна активная позиция и желание самого человека.
Какие бывают ресурсы?
Ресурсы могут быть связаны с физическим комфортом и благополучием:
- правильное, регулярное, полноценное, разнообразное, вкусное питание;
- баланс труда и отдыха – такое распределение времени, при котором у вас есть возможность полноценно работать и отдыхать, заниматься домашними делами, спортом, хобби;
- сон – является одним из лучших способов восстановления сил;
- физические нагрузки, движение. Доказано, что физическая активность – это не только прекрасный способ поддержания в форме своего тела, но и самая естественная и безопасная форма борьбы со стрессом. Ведь стрессовая реакция подготавливает организм к взрывоопасному всплеску потребления энергии здесь и сейчас, в случае же с психологическим стрессом (т.е. стрессом, вызванным психологическими факторами) происходит все то же самое, но без всяких физических на то оснований. В этом смысле физические упражнения представляют организму и такие основания, и выход, к которому он готовился.
Ресурсы могут быть связаны с удовлетворением психических потребностей:
- общение с друзьями, коллегами и близкими;
- интересные мероприятия (путешествия, театры, кино, концерты);
- увлечения и хобби;
- обучение чему-то новому;
- профессиональные успехи.
Этот список настолько большой, что продолжать его можно долго. И третья группа ресурсов связана с личностными смыслами и ценностями:
- дело, которому человек посвящает жизнь;
- вера;
- поступки, реализующие ценности человека (например, спасение других людей);
- творчество;
- помощь кому-либо.
Чем больше ресурсов присутствует в жизни человека, тем выше вероятность, что человек будет находиться в состоянии психологического благополучия. Важно, чтобы человек умел пользоваться ресурсами из каждой группы (физические, психологические, смысловые). Чем больше ресурсов, тем выше адаптационные способности человека, вариативнее его поведение, и, следовательно, выше качество жизни.
Как приумножать ресурсы?
Шаг 1. Инвентаризация имеющихся ресурсов и степени их достаточности (все ли в порядке в нашем теле и психике, достаточно ли, например, отдыха, сна, общения, развития и т.д.). Основная задача этого этапа - понять, достаточно ли ресурсов и покрывают ли они весь наш расход сил и энергии, стрессовые ситуации, профессиональную нагрузку и т.д.
Можно выделить несколько важных критериев для оценки ресурсов:
-
баланс между работой, семьей, отдыхом, социальной жизнью; -
оптимальная физическая активность;
Например, ВОЗ рекомендует следующую практику физической активности для людей в возрасте от 18 до 64 лет:
1. Каждое занятие спортом должно продолжаться не менее 10 минут.
2. Взрослые люди должны уделять не менее 150 минут в неделю занятиям спортом средней интенсивности или не менее 75 минут в неделю занятиям спортом высокой интенсивности, или аналогичному сочетанию физической активности средней и высокой интенсивности.
3. Для того чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, взрослые люди этой возрастной категории должны увеличить физические нагрузки средней интенсивности до 300 минут в неделю или до 150 минут высокой интенсивности в неделю соответственно.
4. Силовым упражнениям, где задействованы основные группы мышц, следует посвящать 2 или более дней в неделю.
-
режим труда и отдыха; -
отсутствие вредных привычек и злоупотребления психоактивными веществами;
ВОЗ считает, что 150 мл крепкого алкоголя – максимально допустимое количество при употреблении спиртного раз в неделю, это порог, за которым начинается злоупотребление алкоголем. В среднем, на его формирование уходит от года до трех лет. Если ежедневная доза превышает 60 г этилового спирта, то уровень употребления признаётся опасным.
-
сбалансированное питание; -
направление своих сил на важные и значимые сферы жизни; -
принятие своих чувств, эмоций (умение идентифицировать, обозначать свои эмоции и чувства, выражать их, соотносить их Ð1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 21
2.4. Методы саморегуляции
Как мы уже ранее определили, человек может по-разному воспринимать стрессовые события: с одними справляться более эффективно, с другими менее. Часто происходит так, что трудная ситуация регулирует жизнь человека, а не наоборот. Но есть простые и полезные навыки, которые могут помочь управлять своим состоянием – это методы саморегуляции.
Саморегуляция может помочь нам снять эмоциональное напряжение, восстановить силы на фоне утомления, повысить или понизить степень активности организма. Благодаря ей мы можем влиять на физическое и психологическое состояние. Более сложные методы сочетают в себе оба эти компонента. Все методы саморегуляции, которые мы рассматриваем, можно использовать как в повседневной жизни, в профессиональной деятельности, так и в экстремальных ситуациях.
К основным видам саморегуляции можно отнести:
-
Дыхательные методы.
Цель: достижение состояния расслабления мышц или повышения степени активности организма, а также регуляция эмоционального состояния посредством дыхания.
Условия: можно применять в любых условиях.
Сложность освоения: легкая, но требует регулярного повторения для вырабатывания навыка.
Необходимое время: 3-7 минут.
-
Управление вниманием.
Цель: развитие навыков осознанного сосредоточения внимания на выбранном объекте, переключения внимания с одного объекта на другой.
Условия: можно применять в любых условиях.
Сложность освоения: легкая, но требует регулярного повторения для вырабатывания навыка.
Необходимое время: 2-5 минут.
-
Визуализация.
Цель: достижение состояния расслабления или активизации посредством концентрации на определенном мысленном образе (представлении).
Условия: можно применять в любых условиях. Удобнее применять с закрытыми глазами, поэтому условия должны позволять это делать безопасно и комфортно.
Сложность освоения: легкая, но требует регулярного повторения для вырабатывания навыка.
Необходимое время: 2-7 минут.
-
Медитация.
Цель: снятие эмоционального напряжения и достижение особого состояния организма, характеризующегося физическим и психическим спокойствием, с сохранением способности к внутреннему контролю и осознанности.
Условия: необходимы комфортные и тихие условия, может выполняться в помещении на стуле.
Сложность освоения: средняя, требует поэтапного освоения.
Необходимое время: 20-40 минут.
-
Аутогенная тренировка.
Цель: самовнушение на фоне максимального мышечного расслабления.
Условия: необходимы привычные и комфортные условия, может выполняться в помещении на стуле.
Сложность освоения: средняя, требует поэтапного освоения.
Необходимое время: 30-45 минут.
-
Нервно-мышечная релаксация.
Цель: снижение степени нервно-мышечного и эмоционального напряжения посредством напряжения и последующего расслабления групп мышц.
Условия: необходимы привычные и комфортные условия, может выполняться в помещении на стуле.
Сложность освоения: средняя, требует регулярного повторения для вырабатывания навыка.
Необходимое время: 20-30 минут.
-
Идеомоторная тренировка.
Цель: мысленное, сознательное представление осваиваемого навыка, позволяющее закрепить образ действия, снимающее элемент новизны и снижающее силу его эмоционального воздействия.
Условия: необходимы привычные и комфортные условия, может выполняться в помещении на стуле.
Сложность освоения: средняя, требует поэтапного освоения и повторения для вырабатывания навыка.
Необходимое время: 20-45 минут.
Практически все методы саморегуляции дают значимый эффект при регулярной тренировке и использовании, таким образом формируется умение, которое превращается в навык. При однократном использовании некоторых методов эффект может быть незначительным, нежели при постоянном. Это похоже на занятия спортом, если человек внезапно пробежит пять километров, то, скорее всего, они дадутся сложно и не будет устойчивого эффекта, но при постоянном занятии бегом расстояние в несколько километров дается просто и легко.
Самым важным противопоказанием ко всем методам являются патологии и заболевания соответствующих органов. Например, при заболеваниях дыхательной системы необходимо с осторожностью использовать дыхательные методики, но лучше всего обратиться за предварительной консультацией к врачу.
1. Дыхательные методы
Дыхательные методы – это простые методы саморегуляции, которые основываются на изменении частоты дыхания и помогают достичь состояния расслабления, или наоборот, повысить активность организма, а также урегулировать эмоциональное состояние. Данные методы являются базовыми для большинства приемов саморегуляции.
Интересный факт: в день человек делает 22 тысячи вдохов и выдохов.
Дыхание – это совокупность физиологических процессов, позволяющих снабжать ткани человека кислородом.
Дыхательный цикл включает фазы вдоха и выдоха. Вдох – это активный процесс, который начинается с сокращения дыхательных мышц и заканчивается поступлением воздуха в легкие. Различают: обычный и глубокий вдох.
В обычном вдохе принимают участие главные дыхательные мышцы: диафрагма и наружные косые межреберные, межхрящевые мышцы.
В глубоком вдохе дополнительно принимают участие большая и малая грудные мышцы, а также некоторые другие.
Контроль дыхания обычно происходит на подсознательном уровне, как и деятельности внутренних органов. И только при специальной фиксации внимания дыхательные движения осознаются.
Необходимая потребность в дыхании зависит от степени нагрузки в текущий момент. Чем она выше, тем потребность сильнее, например, при занятии дайвингом. Но при этом существует и обратная связь использования дыхания: с его помощью мы можем изменить свое состояние.
Для чего нам это нужно? В первую очередь – чтобы успокоиться. Во-вторых, стать более активным. В-третьих, тренировки дыхания применяются в некоторых видах деятельности, у спортсменов или при различных заболеваниях. Но этот аспект мы рассматривать подробно не будем.
Задание: вспомните ситуации, в которых вы ощущали различные эмоции, попробуйте припомнить, каким было ваше дыхание. Обратите внимание на этот процесс в повседневной жизни.
Важно понимать, что ритм, глубина и частота являются важными параметрами дыхания, которые предоставляют информацию о текущем состоянии организма. При сильном возбуждении нервной системы дыхание становится частым, нарушается ритм и размеренность. Помните, мы говорили об этом, когда рассматривали физиологию стресса. При спокойной работе нервной системы, дыхание становится нечастым, размеренным, глубоким. Но подобный эффект действует и в обратном порядке, т.е. с помощью сознательного влияния на процессы дыхания, мы можем оказывать воздействие на мозг и нормализовать свое физическое и психологическое состояние.