Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6156

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС



- торговые агенты – 18,67 баллов;

- пожарные и спасатели - 15,2 балла.

До 16 баллов показатель считается низким. Авторы связали это с высоким уровнем коллективизма у спасателей и пожарных, поскольку коллектив для них действительно чаще является ресурсом и помогающим фактором, нежели наоборот.

Безусловно, на эмоциональное выгорание влияют не только особенности профессиональной деятельности, но и особенности самого специалиста. К личностным факторам, способствующим развитию синдрома эмоционального выгорания, относится:

- высокое чувство долга;

- переживания по поводу своей профессиональной компетенции;

- желание строго соответствовать определенным профессиональным требованиям.

Задание: проанализируйте примеры и ответьте на вопросы:

1. Опытного спасателя в ПСО назначили наставником для молодого коллеги. При разборе ситуаций старший коллега в речи употреблял фразы «всех не спасешь, но главное, чтобы в отчете был порядок», «все равно ты всегда будешь виноват во всех ошибках», «я никому ничего не должен, я не «супермен»».

2. «…Во время приемки Андрей Ефимыч не делает никаких операций; он давно уже отвык от них и вид крови его неприятно волнует. Когда ему приходится раскрывать ребенку рот, чтобы заглянуть в горло, а ребенок кричит и защищается ручонками, то от шума в ушах у него кружится голова и выступают слезы на глазах. Он торопится прописать лекарство и машет руками, чтобы баба поскорее унесла ребенка» (А.П. Чехов «Палата №6»).

Вопросы для анализа:

- Сталкивались ли вы с похожими изменениями в своем поведении или поведении коллег?

- В чем это проявлялось?

- Каковы, на ваш взгляд, симптомы выгорания?

- Можно ли определить симптомы выгорания специалисту самостоятельно?

- Как вы думаете, как повлияет состояние специалиста на профессиональную деятельность?

- Может ли это состояние повлиять на взаимоотношения с близкими людьми? На другие сферы жизни?

Хронический стресс и эмоциональное выгорание способны не только менять качество жизни, но и приводить к нарушениям в профессиональном здоровье специалиста. Для того чтобы минимизировать эти последствия, важно уметь замечать изменения в своем самочувствии, вовремя восстанавливать силы и ресурсы. Поэтому дальше мы поговорим о тех стратегиях, которые нам могут в этом помочь.



2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста



Ранее мы определили, что стресс может становиться хроническим, его проявления влияют на все сферы жизни человека, приводят к серьезным последствиям для здоровья, отношений, а также стресс может становиться причиной эмоционального выгорания.

Состояние хронического стресса является специфической особенностью деятельности специалистов МЧС России. При этом риски развития неблагоприятных последствий оцениваются как высокие. Но эта зависимость не является абсолютной, и эти риски далеко не всегда реализуются. Связано это с разной степенью стрессоустойчивости, на которую влияют индивидуальные, физические особенности и отношение к происходящему. Поэтому дальше мы рассмотрим те стратегии, которые можно использовать для минимизации последствий хронического стресса.
Можно выделить две основные стратегии в отношении ресурсов:




Стратегия №1

«меньше тратить ресурсов и больше сохранять» -

ограничение и уменьшение

действия стресса




Стратегия №2

«больше получать ресурсов» - расширение числа ресурсов, их приумножение




Нельзя сказать, что какая-то из стратегий является эффективнее. Наилучший результат дает совместное использование обеих стратегий.

Проиллюстрировать их можно на простом примере.

Представьте бассейн, который наполняется через первую трубу, а вытекает вода из него через вторую. Если вторую трубу уменьшить в диаметре или применить другие способы сократить отток воды, то наш бассейн будет наполняться, и это хорошо (первая стратегия). Если мы придумаем что-нибудь, чтобы расширить первую трубу или усилить ее мощность, то бассейн тоже будет наполняться (вторая стратегия).


Рассмотрим каждую из них подробнее. И сначала определим, что же такое ресурсы.

Мы уже много раз использовали это слово – ресурс. На интуитивном уровне понятно, что речь идет о чем-то положительном для нас – о том, что можно использовать и откуда следует черпать силы. Действительно, ресурс - это потенциал или батарейка, энергия которой помогает нам быть эффективным в деятельности, сохранять спокойствие, контролировать эмоции и поведение, принимать точные решения в самых трудных обстоятельствах. Ресурсы помогают мобилизоваться в стрессовой ситуации и снизить ее негативные последствия.

В самом широком смысле ресурс – это то, что помогает нам чувствовать себя оптимально: физически, психологически, при взаимодействии с другими людьми.

Важно понимать, что ресурсы уже имеются в нашем организме, однако они не бесконечны. Они могут исчерпать себя из-за стресса, после чего требуется их восстановление. Если ресурсов становится недостаточно, то мы можем столкнуться с хроническим стрессом.

Изучая и расширяя свои ресурсы, человек создает систему поддержки, которая:

- дает возможность двигаться вперед и достигать желаемого;

-помогает легче переживать сложные моменты жизни и быстрее выходить из стрессовых ситуаций.
Стратегия №1«Меньше тратить ресурсов и больше сохранять»
Итак, что же можно сделать для человека (или человек может сделать сам) для того, чтобы «вода из бассейна утекала медленнее»?

Первая возможность реализовать эту стратегию извне – это система мероприятий, которую проводит Психологическая служба МЧС России для того, чтобы вовремя замечать влияние неблагоприятных факторов стресса на здоровье специалистов, давать простые приемы и знания, которые помогут быть более эффективным в жизни и деятельности, а главное – сохранять психологический комфорт. И, конечно, если специалист оказался в сложной ситуации и ему тяжело справиться с ней самостоятельно – Психологическая служба МЧС России обеспечит помощь профессионального психолога.

В этом и состоит суть системы психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС России, в которую входят 3 основных направления:

- психологическая диагностика;

- психологическая подготовка;

- психологическая профилактика и коррекция. 




Психологическая диагностика

Это проведение различных видов психологических обследований с применением как тестовых, так и специализированных аппаратных методов.

Эти обследования позволяют не только оценивать степень готовности кандидатов, поступающих на службу в МЧС России, к выполнению профессиональных обязанностей, но и осуществлять динамическое наблюдение за психологическим состоянием сотрудников. В задачи этого направления входит диагностика не только отдельных специалистов, но и целых коллективов.

Результаты диагностических мероприятий позволяют своевременно выявлять негативные психологические последствия, связанные с профессиональной деятельностью.



Психологическая подготовка


Это возможность приобретения знаний, умений и навыков, которые позволяют более эффективно выполнять профессиональные задачи, а также сохранять свое психическое здоровье.

Психологическая подготовка сотрудников МЧС России – неотъемлемая часть профессиональной подготовки.


Психологическая профилактика и коррекция

В комплексную систему профилактики и коррекции входят как профилактические, так и восстановительные мероприятия. Используются как классические, так и аппаратные методы психофизиологической коррекции состояния, повышения резервных возможностей и восстановления функций различных органов и систем организма.

В рамках психологического консультирования оказывается необходимая помощь сотрудникам МЧС России, принимавшим участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости - членам их семей. Проводятся профилактические групповые занятия.


Вторая возможность в стратегии сохранения и бережного расходования ресурсов, даже более важная с точки зрения каждого отдельного человека, – это учиться понимать, какие факторы на нас влияют, и правильно оценивать степень такого влияния. Иногда бывает очень сложно это сделать без помощи специалиста, но со многим человек может справиться самостоятельно, если начнет уделять этому внимание.

Задание:

1) Запишите события, которые вызывают вашу эмоциональную реакцию, расстраивают, тревожат или, наоборот, радуют вас. Необязательно описывать это событие подробно, можно обозначить так, как будет понятно только вам.