Файл: Учебное пособие по психологической подготовке для пожарных и спасателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 6184

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Общая схема учебного пособия

Схема раздела «Стресс»

Раздел 1. Стресс

1.1. Стресс как естественная реакция организма

1.2. Причины стресса

1.3. Стадии стресса

1.4. Успешное преодоление стрессовой ситуации: основные факторы

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Список используемых материалов:

Схема раздела «Хронический стресс»

2.1. Как развивается хронический стресс

2.2. Последствия хронического стресса. Эмоциональное выгорание

2.3 Стратегии противодействия хроническому стрессу.

Ресурсы для поддержания и сохранения профессионального здоровья специалиста

2.4. Методы саморегуляции

2.5. Коллектив как ресурс. Корпоративная культура

2.6. Поддержание комфортной атмосферы в коллективе.

Конструктивное поведение в конфликтных ситуациях

Краткие выводы:

Вопросы для самопроверки:

Задания для самостоятельного выполнения

Схема раздела «Травматический стресс»

Раздел 3. Травматический (сверхсильный) стресс

3.1. Понятие травматического стресса

3.2. Реакции на травматический стресс. Психологическая поддержка при острых стрессовых реакциях

3.3. Массовые реакции и способы предупреждения возникновения массовых неблагоприятных последствий ЧС

Например, больший общественный резонанс, большее скопление вовлеченных людей вызовет ЧС, произошедшая на Кавказе, чем в районах крайнего Севера.

Авария, произошедшая на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции, унесла жизни 75 человек. Ее последствиями стала приостановка производства электроэнергии, нарушение экологической обстановки акватории. Станция являлась градообразующим предприятием, на нем трудилась большая часть жителей поселка, при этом предприятие располагалось на реке Енисей, и было местом водозабора для городов, расположенных ниже по течению. Жители переживали по поводу потери работы как источника материального дохода. Так как место происшествия – небольшой поселок, обмен информацией и передача слухов происходили быстро, жители хорошо знали друг друга, были эмоционально включены в переживание ситуации, каждое мероприятие с участием людей становилось массовым. Также массовая тревога населения была связана с изменением качества питьевой воды.

3. Ход ликвидации последствий ЧС.

Это особенности организации аварийно-спасательных работ и тушения пожаров; особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи; характер освещения в СМИ хода работ.

В ночь с 6 на 7 июля 2012 г. произошло сильнейшее наводнение в городе Крымск, жертвами которого стал 171 человек, из них 5 детей. В зоне подтопления оказалось около 8000 частных домов, 185 многоквартирных домов, организаций и учреждений, были нарушены системы энергоснабжения, газо- и водоснабжения.

О приближающейся катастрофе было известно еще ближе к ночи 6 июля, спустя час по местному телеканалу прошла бегущая строка, но в результате аварии в Крымске и ближайших населенных пунктах выключился свет. Не сработали сирены системы оповещения, СМС-сообщения от операторов сотовой связи пришли с большим опозданием.

Поступающая информация из СМИ о бездействии и безразличии властей оказывала влияние на формирование негативного отношения пострадавших к администрации города и представителям власти, в этой связи у людей преобладали агрессивные реакции.

Учет и анализ специалистами при работе в ЧС рассмотренных факторов позволяет наиболее эффективно организовывать работу по прогнозированию развития негативных массовых реакций и их предупреждению.


Также важным является грамотная организация информационной работы, о которой мы поговорим ниже.

Если данное направление деятельности специалиста не будет организовано на должном уровне и информирование людей будет осуществляться некачественно, то возможно возникновение следующих массовых реакций:


- постепенно нарастающие

*фобические реакции;

* распространение слухов.

Основной механизм: внушение, убеждение, подражание*.

- быстрые, спонтанные

*агрессия;

*паника;

* истероидная.

Основной механизм: заражение и подражание*.


*подробно механизмы описаны в блоке «Механизмы воздействия на большие группы людей».

1. Быстрые, спонтанные – к ним относятся массовая истероидная реакция, массовая агрессивная реакция (безоценочная, разрушающая реакция, способная, как лавина, все крушить на своем пути), массовая паническая реакция (стремительная, быстро развивающаяся по времени, опасная за счет возникновения давки («все побежали, и я побежал»). В этой группе реакций схожие эмоциональные состояния возникают у большинства участников толпы, срабатывает механизм многократного эмоционального усиления, ускорения эмоционального воздействия.

2. Постепенно нарастающие - массовая фобическая реакция (продолжительна во времени, при этой реакции возникает коллективный страх повторения ЧС, например, радиофобия, возникшая после аварии на Чернобыльской АЭС или аэрофобия, спровоцированная эмоциональным освещением трагедий, произошедших в гражданской авиации). Люди при таких реакциях могут терять адекватную способность к анализу поступающей информации, действуют эмоционально и ситуативно.

Также к этой группе относится распространение слухов, повлиять на которые очень сложно в связи развитием информационных технологий и их доступностью. Минимизировать распространение слухов, широту, скорость и степень их трансформации возможно только путем четкой организации информационно-профилактической работы. Чем лучше она организована, тем ниже риски.

Остановимся подробнее на тех способах, благодаря которым специалист может в определенной степени повлиять и предупредить возникновение массовых неблагоприятных последствий ЧС:



1) грамотная организация мероприятий и пространства с участием людей, вовлеченных в ситуацию (пострадавшие, их родственники, очевидцы и т.д.)

Ключевой задачей этого направления является создание безопасной среды для адаптации к тем условиям, в которых люди находятся.

Организация пространства происходит с учетом анализа ситуации, в которой оказались люди в результате произошедшей ЧС, а также с учетом актуальных потребностей людей:

- жизненно важные потребности (например, в безопасности, пище, воде, тепле);

- потребности в медицинской помощи и медикаментах;

- информационные потребности (о том, что произошло, какие работы ведутся, каков прогноз событий и др.);

- потребности в социальной, психологической поддержке и экстренной психологической помощи.

Чем в большей степени своевременно удовлетворены базовые потребности людей в пище и воде, тепле, информации, поддержке и организована среда, позволяющая поддерживать эти условия для сохранения жизни и здоровья, тем ниже риск негативных массовых явлений. Далее разберем, как информация и ее организация могут отразиться на состоянии людей.

2) грамотная организация информационной работы.

Для начала рассмотрим каналы передачи информации:

- между оперативными службами: линия оперативных дежурных смен, сводки, учитывающие изменения в произошедшей ЧС. Специалисты собирают информацию для анализа и принятия соответствующих управленческих решений;

- работа СМИ – нацелена на широкую аудиторию людей, в том числе переживающих ситуацию опосредованно. Специалисты комментируют действия по ликвидации последствий ЧС для СМИ.

- непосредственное информирование пострадавших. Специалисты информируют людей, вовлеченных в ситуацию.

Остановимся подробнее на работе со СМИ. В большинстве случаев специалисты МЧС участвуют в работе СМИ в качестве эксперта или «спикера», при этом комментирование может являться обязательной частью их работы. Это часть профессиональной деятельности, которую также необходимо выполнять качественно.

При информировании спикеру важно учитывать ряд принципов ведения информационной работы:



Картинка

(как выглядеть, фон сообщения)


Звук

(доступность восприятия информации; качество речи спикера)


Содержание

(что говорить и как говорить)

Выбор места: спикера должно быть видно с разных точек (при необходимости используются стойки, трибуны, подъемы).

Спикера должно быть слышно (при необходимости используется громкоговоритель, микрофон).

Спикер должен чувствовать внутреннюю готовность к выступлению.

Фон должен быть нейтрален

(на заднем плане не должно быть пострадавших, отдыхающих специалистов, не должен быть виден процесс ликвидации ЧС и т.д.).

Необходимо использовать четкие, короткие, однозначные фразы (далее будут рассмотрены основные содержательные принципы информации, которую несет в массы специалист).

Необходимо понимать цель коммуникации.

Внешний вид спикера должен быть опрятный, форма соответствовать правилам ношения форменной одежды (например, не должно быть сочетания форменной одежды и гражданской)


Темп, ритм и громкость речи должны быть удобны для восприятия.

  • Комментарии могут касаться только зоны профессиональной деятельности специалиста (можно и нужно отказываться отвечать на вопросы, не относящиеся к компетенции. Важно делать это четко, тактично и спокойно).



Поза спикера должна быть открытой (разворот тела говорящего к слушателям, выступающий стоит устойчиво, без частых покачиваний и переступаний, руки не скрещиваются).

Интонация речи должна быть утвердительной.

  • Не следует давать невыполнимых обещаний либо сообщать информацию с неподтвержденным прогнозом.



  • Слова, интонации, жесты, поза говорящего должны быть согласованы между собой.



Необходимо исключить из речи слова и фразы, способствующие усилению тревоги у аудитории: например, «паника», «катастрофа».

  • Комментарии СМИ даются по согласованию с пресс-службой соответствующего уровня или органа.




Важно помнить, что общение, как с представителями СМИ, так и с людьми, вовлеченными в ситуацию, должно осуществляться в конструктивном ключе.

Негативное отношение к журналистам, их игнорирование в целом ряде случаев может осложнить ситуацию. Если специалисты отказываются давать информацию СМИ, журналисты ее все равно получат, но достоверность такого материала может быть низкой, а спрогнозировать влияние подобной информации на аудиторию будет сложно.

Также для минимизации рисков развития массовых реакций в процессе информирования необходимо учитывать следующие критерии, которым должна соответствовать информация:


Критерии информирования

Пример ошибочного информирования

Своевременность: информация дается в момент потребности в ней, то есть вовремя

Управляющей компанией жилого дома в выходной день в 10:00 было размещено объявление о том, что планируется отключение горячей воды в 11:00. Для жильцов это оказалось неожиданностью, к которой они не были готовы

Достоверность: информация должна быть правдивой и соответствовать происходящему в действительности, информация должна носить официальный характер, не включая личные представления или догадки

Управляющей компанией была размещена информация об отключении горячей воды на 4 дня. Однако фактически ее не было 10 дней. Данная информация вызвала недовольство жильцов из-за недостоверности, вследствие чего они обратились в управляющую компанию с многочисленными вопросами.

Доступность: информация не скрыта, а находится в доступе; люди знают, где и когда они могут ее получить; она предоставляется на языке слушателя, удовлетворяет потребность в понимании того, что именно происходит

Управляющей компанией на вопросы жильцов: «Почему отключили горячую воду?» был дан очень развернутый, но неинформативный ответ (размещен на официальном, но мало известном интернет-ресурсе). Он включал в себя избыточные подробности рабочего процесса (В соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» отношения в сфере горячего водоснабжения, осуществляемого с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ «О теплоснабжении», за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды).

Однозначность: предоставляемая информация формулируется таким образом, чтобы ее смысл не мог быть искажен, либо иметь другую трактовку при восприятии

На вопрос жильцов: «Будет ли подача горячей воды осуществлена на день раньше, так как отключение произошло раньше?» - представители управляющей компании ответили, что ремонтные работы ведутся в соответствии с назначенным графиком. Прямого ответа на свой вопрос жильцы не получили.

Дозированность: информация должна отвечать на актуальные вопросы, но не превышать уровень потребности в ней, то есть не быть избыточной, с шокирующими подробностями

Также было сказано, что горячая вода была отключена из-за строительства недалеко располагающегося торгового центра, в котором будет 5 этажей, подземная парковка, три современные детские игровые комнаты, 2 кинотеатра и фитнес-клуб. Также планируется расширение прилегающих дорог с целью увеличения автодоступности торгового центра.



А теперь разберем этот же пример, но с учетом всех критериев информирования. Данное объявление позволит минимизировать негативные реакции жильцов на предстоящее отключение воды:
Объявление

Уважаемые жильцы! С 11 июня 2021 г. с 11:00 по 15 июня 15:00 будет отключена подача горячей воды в связи с плановым проведением водопровода к строящемуся торговому центру на ул. Строителей.
Управляющая компания «…»

1 июня 2021г.

г. ***, Петровский проезд, д.14.

Тел.диспетчерской 8-42-55-77-1
Важно отметить, информирование – сложный процесс, требующий понимания специфики того, на кого информация направлена и кем будет воспринята. Учет рассмотренных критериев специалистом при работе в ЧС способствует минимизации рисков массовых негативных реакций.

Остановимся подробнее на направлении информационной работы, которое связано непосредственно с информированием пострадавших, и определим формы информационной работы с пострадавшими:

1. Информирование без непосредственного контакта источника информации и слушающего (односторонняя связь):

- доски объявлений: на них размещаются списки погибших, пострадавших, людей, находящихся в больницах с указанием адреса больницы и контактными телефонами, контакты социальных и страховых служб, информация о времени встречи с администрацией, правила пользованием пункта питания, перечень необходимых документов для получения справок и порядок действия для их получения и пр.

- громкоговорители;

Например:

Внимание! В связи с прохождением циклона в городе ожидаются метель и обильные снегопады. Возможно ограничение движения на дорогах. Будьте внимательны, не создавайте помех работе городских коммунальных служб по уборке территории от снега. Воздержитесь от выезда в город на личном автотранспорте!

- ведомственные сайты;

Например, на сайте mchs.gov.ru размещается информация:

По данным Гидрометцентра России и ВНИИ ГОЧС (ФЦ) 23 апреля 2019 года существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с нарушением объектов энергетики, связи, ЖКХ, систем жизнеобеспечения населения, работы всех видов транспорта в Северо-Кавказском федеральном округе на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики (сильные дожди, ливни в сочетании с грозой, градом и шквалистым усилением ветра до 20-23 м/с, повышение уровней воды до неблагоприятных отметок (дождевой паводок)).