Файл: Конспект Лидерство Тема Введение в теоретические основы лидерства Вопрос Введение в теоретические основы лидерства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
портретной характеристики. Известный фотохудожник М.С. Наппельбаум
вспоминал: «Мне приходилось встречать людей, у которых руки
находились в резкой дисгармонии с их общим обликом. Однако при
дальнейшем знакомстве оказывалось, что именно руки вернее, нежели
лицо, характеризовали того или другого человека».
11
Для начинающих ораторов специфической проблемой становится
ощущение «мешающих рук» на открытой сцене. Считается, что это
ощущение возникает в результате особой анатомии человеческого тела.
Мышечный аппарат, управляющий положением руки в локтевом суставе,
устроен таким образом, что его мышцы-сгибатели сильнее мышцразгибателей. И поэтому нормальное положение руки – несколько
согнутое в локтевом суставе. Вот почему выступающий начинает
испытывать дискомфорт, когда вынужден держать руки просто
опущенными вдоль тела.
С нашей точки зрения, на уровне сознания каждый понимает, что при
публичном выступлении руки должны находиться вдоль тела или
жестикулировать. Эмоциональная напряженность выступающего
побуждает его подсознание стремиться к тому, чтобы руки приняли
положение, оптимальное для физического нападения и защиты: ладони
сжаты в кулаки, руки согнуты в локтях под углом чуть меньше 90 градусов.
Чередованием периодов сознательного опускания рук вдоль тела и их
подсознательного тяготения снова вверх и создается ощущение того, что
руки начинают мешать. Как показал опыт практических занятий по
психологической подготовке публичных лидеров, «проблема рук»
мгновенно решается, если выступающий в левую руку берет солидный
блокнот, в котором якобы находятся документы. При этом, поскольку
левая рука остается в приемлемом для подсознания (успокаивающем)
положении, правая рука раскрепощается и начинает активнее
жестикулировать, что делает выступающего более выразительным и
субъективно убедительным.
Есть основания считать, что большему ощущению силы
выступающего способствует преимущественная жестикуляция правой
рукой. Наблюдения подтверждают это. Так, рассуждая о двигательной
выразительности актера, Ф. Ланг писал о том, что в сценическом действии
следует пользоваться (жестикулировать) главным образом правой рукой.
При этом вовсе не предполагалось, что левая должна быть все время
неподвижна. Ее задача – помогать правой руке. Руки, скрещенные на
груди, должны пониматься как защитная поза: таким способом человек как
бы закрывается от окружающего мира. Это еще и жест отчуждения от
ситуации, стремления к независимости.
С нашей точки зрения, скрещение рук может интерпретироваться и
как упомянутое выше стремление подсознания поставить руки в
«правильное» (оптимальное для физического нападения и защиты)
положение. Другими вариантами такого положения служат захват
ладонями лацканов своего пиджака, закладывание пальцев рук за жилетку
или под брючный ремень.
Положение, в котором находятся руки выступающего, может многое
сказать о его переживаниях. Следует сказать, что жесты, направленные на
себя, предпочтительнее жестов, направленных на аудиторию, поскольку
вообще жесты, указывающие на кого-либо, воспринимаются людьми как
агрессивные и вызывают у них раздражение.
12
При рукопожатии рука, подаваемая ладонью, наполовину
повернутой книзу, служит признаком претензии на доминирование во
взаимоотношениях; а если она при протягивании партнеру наполовину
повернута кверху, то это скорее говорит о склонности занимать
подчиненное положение.
Только в исключительных случаях выступающему может быть
рекомендовано сцепление ладоней рук за спиной, это жест превосходства
и самоуверенности. Этот жест позволяет как бы выставлять вперед область
живота, сердца и горла (как наиболее уязвимые для нападения части тела)
в неосознанной попытке демонстрации абсолютной самоуверенности и
бесстрашия.
Открытые ладони, как правило, ассоциируются с открытостью и
честностью. Таким жестом, например, осознанно и настойчиво
пользовался С.В. Кириенко во всех своих телеинтервью.
Ладонь или палец у рта, предположительно, означает речевой самозапрет (на крик, на речь,
на то, чего в данной ситуации нельзя говорить). Этот жест чаще всего
замечался в публичном поведении Е.М. Примакова. В обычной ситуации
этот жест отражает напряженную интеллектуальную деятельность или
трудную для человека ситуацию, из которой надо как-то выпутаться.
Замечено также, что чем спокойнее человек стоит, чем меньше
вертится и бросает взгляды по сторонам, тем более уверенно он выглядит.
Дж. Фаст так пишет о «кинестетически зрелом человеке»: «Он не делал
излишних телодвижений.
Он не переминался с ноги на ногу без нужды. Он не подносил руки ко рту, не чесал голову, не стучал пальцами. Язык тела
хорошо передает разницу между зрелостью и незрелостью. Избыток
движений, не имеющих существенного значения, является
свидетельством незрелости. Зрелым человеком является тот, кто
движется целеустремленно».
Когда люди чувствуют себя не в своей тарелке или нервничают, они
ерзают и совершают беспокойные (резкие, частые и ненужные) движения,
которые становятся более интенсивными по мере увеличения
дискомфорта. Почесывания лба, головы, носа могут интерпретироваться
как непроизвольный самомассаж с целью улучшить кровоснабжение.
Согласно нашим исследованиям, даже у опытных политиков подобные
движения проявляются в начале ответственного публичного выступления,
но исчезают через 3-5 минут.
Излишне частые прикосновения человека к своему лицу или голове
(поглаживания, почесывания, вдавливания в кожу) являются классической
формой такого психологического защитного механизма, как «соматизация
тревоги». При этом ослабление неуверенности и тревоги подсознательно
достигается путем их преобразования в соматические ощущения зуда в
лицевых мышцах. Символический смысл прикосновениям придает то
обстоятельство, что лицо выступающего на некоторое время закрывается
(защищается) рукой от взоров (контроля) публики или собеседника.
13
Важную роль в восприятии лидера играет громкость речи. Громкий,
мощный голос подсознательно воспринимается как индикатор силы.
Интересно, что самооценка собственного голоса оказывается весьма
субъективной – искаженной в благоприятную для самоуважения,
говорящего сторону. Большинство людей говорит о разочаровании при
прослушивании записи собственного голоса: он звучит выше, тоньше,
слабее и т. п., чем ранее казалось говорящему.
Важен и темп речи. Как правило, ускоренное говорение
ассоциируется с антилидерскими качествами – неуверенностью и
тревожностью.
Значимым индикатором силы служит тональность голоса. В
процессе эволюции высокочастотное звучание (фальцет) зафиксировалось
в восприятии как однозначный признак слабости – в природе тонко звучат
только маленькие, не созревшие особи. Низкое звучание (рычание)
присуще крупной зрелой особи и свидетельствует о ее силе и уверенности.
Поэтому потенциальному лидеру стоит отрабатывать у себя способность
говорить преимущественно в нижней части доступного ему регистра.
Здесь мы упомянули только основные невербальные параметры
поведения. В действительности их намного больше: например,
особенности походки, изменение цвета кожи, уровень потоотделения,
воздействие слюноотделения на тембр голоса. Все эти признаки постоянно
сопровождают ваше поведение и читаются окружающими, прочитав
данный блок самостоятельно разработайте себе облик лидера и
придерживайтесь его в жизни.
Вопрос 5. Невербальные способы воздействия на окружающих.
Инструментарий невербальных приёмов:
Силовая позиция.
Выбор правильной позы при общении играет первостепенную роль.
Если ты унылый и с дрожащими коленями, то слушать тебя будут только
воображаемые друзья или присяжные, потому что им так положено. Для
всех остальных ты предстанешь недостойной для взгляда сущностью.
Каждый оратор знает, что правильная поза – залог успешного
выступления. В межличностном общении данный фактор также
немаловажен, поэтому все, кому удалось продать тебе миксер или
подписать сомнительный договор, выглядели солидно и смахивали на
достойных людей. Дело не только в опрятной одежде или дорогих часах на
руке. Хотя и этот фактор немаловажен, но главенствующее значение имеет
правильная поза. Расправленные плечи, свободное положение рук,
выдвинутая немного вперед правая нога и гордо поднятая (а не задранная
вверх) голова – пример классической сильной позиции. С такого
положения тела в пространстве проще всего начинать разговор или
выступление, ведь у жертвы вырабатывается симпатия на уровне
подсознания.
14
Улыбка Дьявола.
Приняв необходимую позицию, любой умелый оратор тут же
украсит свою первую фразу доброжелательной и милой улыбкой.
Неважно, будут тебя приветствовать или оскорблять в лицо. Когнитивный
диссонанс возможен, но чаще симпатия к собеседнику резко усилится, что
влечет непристойно высокий уровень лояльности. Такая расстановка сил
позволит незамедлительно начать вербальную атаку: глазом не успеешь
моргнуть, как окажешься женат. Коварная улыбка помогает не только в
нападении. Ее полезные свойства обнаружены при защитных реакциях
человека, когда приходится оправдываться или мягко уходить от
проблемы. Обожать своих знакомых, которые улыбаются тебе при каждой
встрече, можно и нужно, но идти в разведку лучше с теми, кто находит
время на уныние и грустное выражение лица. Так честнее.
Копировальный аппарат.
Если разговор намечается длинный, то первоначальной позой и
улыбкой тут не обойтись. Для продолжения невербальной атаки на помощь
придет целый батальон, состоящий из копий несчастного собеседника.
Человеку на подсознательном уровне приятен его личный образ.
Манипулятор знает об этом, поэтому в процессе беседы копирует позу
жертвы, вызывая очередной прилив расположения к себе. Эту уловку
активно используют журналисты при интервьюировании. Помимо этого,
они еще любят часто кивать головой во время ответа респондента, тем
самым подчеркивая собственную заинтересованность в его словах и давая
невербальную команду продолжать повествование.
Танец дистанции.
У каждого человека существует личное пространство, которое он
пытается беречь, относясь с неприязнью к нежданным нарушителям
границ. Психологи посчитали, что одним таким пространством на деле
сложно ограничиться, и придумали специальные зоны: интимную (0 – 50
см до собеседника), личную (50 см – 1,5 м), социальную (1,5 м – 2,8 м) и
публичную (более 2,8 м). В межличностной коммуникации манипулятор
всегда стремится перейти из социальной в зону личную, тем самым
оказывая дополнительное влияние на человека. В редких моментах
чрезвычайной доступности собеседника интимная зона тоже может стать
необходимой целью.
15
Демонстрация себя.
Заключающим этюдом внеречевых техник скрытого воздействия
выступает прием демонстрации себя. Это пролонгированное воздействие,
которым время от времени пользуются хитрые сотрудники и явные
переговорщики. Смысл данной техники в указывании на себя, когда
разговор касается чего-то позитивного и приятного. Например, произнося
фразу: «Эта машина солидная и надежная», – оратор жестом рук будет