Файл: Конспект Лидерство Тема Введение в теоретические основы лидерства Вопрос Введение в теоретические основы лидерства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


физический вред другому человеку.

Власть, определенная законом: основана на Вашем положении в

системе местного самоуправления. Этот тип власти по своей сути

соответствует формальным полномочиям, и человек обладает такой

властью на основании своего положения в иерархии любой организации.

Власть авторитета: проистекает из восприятия кого-то, в качестве

лица, обладающего индивидуальными чертами, вызывающими уважение и

преданность. (использование авторитета Совета в спорах, получение

приоритета в коридорах власти). Это власть, которой обладают ввиду

признанного мастерства в определенной области.

Власть эксперта: основана на убежденности в том, что кто-то

обладает какими-то специальными знаниями, навыками или опытом. Эта

власть основана на таких качествах человека, которыми восхищаются

другие.

Власть информации: проистекает из уверенности в том, что кто-то

обладает информацией, или доступом к источникам информации, которая

имеет чрезвычайную важность.

Власть связей: основана на вере в то, что Вы в качестве депутата

имеете связи с влиятельными и важными людьми с:

 единомышленниками;

 с вышестоящими структурами (Государственной Думой,

Министерствами);

 с другими городами и городами-соседями;

 с ключевыми фигурами в своей среде.

Власть катализатора: которая происходит из способности

комбинировать два или больше источников своего влияния, каждый из

которых не является достаточным для достижения результата.

Вопрос 4. Создание имиджа лидера.

Имидж публичного лидера выстраивается в массовом сознании на

основании информации, воспринимаемой различными способами.

Оптимальным для лидера является такое публичное поведение,

когда он говорит именно то, что аудитория непроизвольно «прочитывает»

в нем по невербальным каналам. Несогласованность и, тем более,

противоречивость этих информационных потоков выдают внутренние

конфликты, что несовместимо с лидерским имиджем.

Физический облик.

Внешние данные, физический облик — первое, что мы

воспринимаем, столкнувшись с новым человеком. Его внешность служит

важнейшим и легко читаемым источником информации для подсознания.


Физический облик лидера, государя, властителя всегда вызывал интерес в

обществе.

«Приукрашивание» образа власти впервые началось в Древней

Греции. «Телесных недостатков у него не было, – рассказывает о Перикле

Плутарх. – «Только голова была продолговатая и несоразмерно большая.

Вот почему он изображается почти на всех статуях со шлемом на голове.

Скульпторы не хотели представлять его в позорном виде».

Отметим характерный момент: чрезмерная величина головы

(вместилища ума) по сравнению с телом (вместилищем физической мощи)

определенно не входит в архетипический образ публичного лидера.

8

В целом прическа не является существенно значимым элементом

имиджа истинного лидера. Его прическа должна требовать минимума

ухода, идеал – короткая стрижка, которая, кстати, ассоциируется с более

строгой манерой поведения. Исключение составляют те случаи, когда

потенциальный лидер претендует не на деловое, а на духовное первенство:

в сферах искусства, религии и т. п. Там длинные прямые (не завитые, не

окрашенные) волосы у мужчины – дополнительное свидетельство его

индивидуальности, исключительности. Считается, что седина прибавляет

солидности мужчине-политику и отрицательно влияет на образ женщиныполитика.

В психологическом плане темные волосы женщины

ассоциируются с властностью, светлые же способствуют ее общественной

популярности. Во время предвыборной кампании любые эксперименты с

волосами, особенно с их цветом, понижают авторитет лидера-женщины.

Лицо человека – это важнейший инструмент в процессе

коммуникации; инструмент, подлинное действие которого самим

говорящим далеко не всегда контролируется и даже осознается. Ф. Ницше

имел все основания заметить, что «люди свободно лгут ртом, но гримасы,

которые они при этом корчат, все-таки говорит правду».

Практически все исследователи сходятся на том, что лицо

выступающего не должно выглядеть бесстрастной маской.

Улыбка здесь предпочтительнее, чем любое другое выражение. Смотреть друг другу в

глаза, улыбаться – это простейшие формы выражения открытости. Улыбка

– это знак принадлежности к «мы». Поэтому любое обращение публичного

лидера к аудитории или собеседнику рекомендуется предварять

сдержанной улыбкой.

Взгляд особенно значим в построении лидерского имиджа.

По

образному выражению А.Я. Бродецкого: «Если все остальные жесты

случаются периодически, то глаза говорят постоянно. Они тем более

разговорчивы, чем менее словоохотлив их хозяин».

По результатам опросов, от 70 до 90 процентов людей в Европе и

Северной Америке чувствуют, когда на них пристально смотрят.

Экспериментальные исследования пока не позволяют ни однозначно

опровергнуть этот факт, ни надежно подтвердить его. Однако массовая

распространенность этого ощущения (пусть даже эфемерного) говорит в

пользу того, что чужой взгляд несет некий особо важный (эмоциогенный)

сигнал для человека, на которого этот взгляд направлен.

9


Исследователи предлагают оценивать следующие параметры

взгляда:

o частота мигания: высокая интерпретируется как неосознанное

«прятание глаз» с целью «скрыть определенные моменты колебания воли»;

низкая частота мигания свидетельствует о рассеянности и

заторможенности;

o направление взгляда: предпочтительно смотреть прямо на камеру

или аудиторию в студии, а не переводить взгляд с бумаг на аудиторию и

обратно. С первым утверждением в целом можно согласиться; и на

языковом уровне «проморгать» – значит упустить, вовремя не

среагировать, то есть обнаружить свою слабость.

Немигающий взгляд (направленный на собеседника или аудиторию)

в публичной практике чаще всего соотносится все-таки не с

заторможенностью, а с решительностью, собранностью.

Когда человек отводит взгляд, это свидетельствует о наличии

сильного эмоционального напряжения, неуверенности в своих силах.

Иногда люди закрывают глаза смеясь, и именно такое сочетание

наблюдатели оценивают, как наиболее привлекательное.

Поджимание губ как мимическое движение имеет свой

биологический смысл: напряженные губы в большей мере способны

амортизировать удар, кроме того, в напряженных тканях просвет сосудов

уменьшается, что ведет к уменьшению кровопотерь при травме.

Наклон головы набок (обычно вправо) и чуть вперед и вниз обычно

воспринимается как поза, выражающая внимание.

При агрессивном напряжении голова наклоняется вперед. Можно допустить, что это

движение имеет защитный смысл: прикрыть самое уязвимое место на теле

человека – гортань.

Физическая привлекательность человека трудна для оценки в

объективных измерениях, но крайне значима для прогноза его социальных

перспектив. Физически привлекательные люди воспринимаются как более

темпераментные, отзывчивые, добрые, интересные, сильные,

общительные и дружелюбные. Для сферы публичного лидерства можно

констатировать, что привлекательность потенциального лидера не имеет

никакого отношения к красоте, правильности черт и т. п. чаще всего носит

маскулинный характер.

По мнению исследователей, из трех возможных типов телосложения

привлекательным считается «мезоморфный» – высокие, мускулистые

люди;

непривлекательным – «эндоморфный» — его представители

небольшого роста и полные, а промежуточное положение занимает


«экзоморфный» тип – худые люди. Это суждение спорно.

В русском языке в слове «худой» связаны значения «тощий, не толстый» (чисто

пространственная характеристика) и «плохой, дрянной» (оценочная

характеристика). В слове «полный», помимо пространственной

характеристики, заключен хоть и не столь явный, но все же позитивный

оценочный смысл (полноценный и пр.). Так что преимущественная

привлекательность «худого» по сравнению с «полным» определенно

нуждается в дополнительном обосновании.

В обыденном поведении человек особенно не задумывается над тем,

развернуть корпус к собеседнику или не развернуть. Собеседники

разговаривают, стоят или сидят так, как это кажется удобным. Однако

можно интерпретировать положение корпуса и головы по отношению к

партнеру как внешнее выражение степени внимания к нему. Можно

говорить о психологии осанки: развернутые плечи свидетельствуют о

решительности и прямолинейности, сутулятся те, кто часто испытывал

чувство страха.

Язык жестикуляции и пластики.

К жестикуляции нельзя относиться как к случайному набору

сопровождающих речь движений. Жесты – это яркий и богатый язык,

относительно самостоятельный и не менее информативный, чем язык слов.

Каждый человек способен воспринимать за минуту около 650–700 слов, а

скорость нормальной речи составляет всего 150–160 слов, при этом треть

из них информационно избыточны. Поэтому у слушателя всегда остается

достаточно времени на оценку невербальной выразительности

говорящего: его жестов, мимики, интонаций, оттенков психологического

состояния. Считается даже, что в процессе общения с аудиторией слова

обеспечивают лишь 7% воспринимаемой информации, 38% дают звуки и

интонации, а 55% составляет невербальная коммуникация.

С помощью слов передается в основном содержательная

информация, а с помощью жестов – отношение к этой информации:

уверенность в ней или неуверенность, вера в ее истинность или понимание

ложности и т. д. Склонность многих людей выступать за трибуной

объясняется их не осознаваемым стремлением ограничить свою

невербальную коммуникацию и тем самым избежать разоблачения своей

неуверенности или неискренности.

Человеческие руки являются важнейшей деталью целостной