Файл: Литература по теме Тема Личность в системе организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

50
Дополнительная литература:
1. Бойко В.В., Капустенко И.С. Методы и подходы к формированию команд в современных организациях // Научно- техническое творчество аспирантов и студентов. Материалы всероссийской научно-технической конференции студентов и аспирантов, 2018.
2. Авдеев В.В. Формирование команды. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
3. Андреева Г.M. Социальная психология: учеб. – М.: Аспект- пресс, 2014.
1   2   3   4   5   6

Тема 4. Структура организаций в системе личностно-
организационного взаимодействия
Цели изучения темы:
 осознание важности различий организаций по типу и их проявлений во внешней среде;
 получение представления о процессе личностно- организационного взаимодействия.
Задачи изучения темы:
 ознакомление с видами организаций;
 получение представления о структурных компонентах конкретного вида организации;
 получение знаний об особенностях поведенческой личностной и организационной направленности;
 понимание основных ошибок в системе лидерства и власти.
Успешно изучив тему, Вы:
получите представление о:
 значении организационной направленности;
 правилах и закономерностях лидерства и власти;
будете знать:
 основные критерии харизматического лидера;
 характеристики структурных компонентов типов организаций;
 основные подходы формального и неформального управления в организации;
 типичные ошибки при псевдоавторитете.
Вопросы темы:
1. Типология организаций и их позиция во внешней среде.
2. Типология власти и лидерства в системе организации.

51
Вопрос 1. Типология организаций и их позиция во внешней
среде.
Спрогнозировать поведение организации возможно на основе анализа информации о ней и установления некоторых закономерностей, причинно-следственных связей и специфики в поступках и проявлениях.
Важным представляется также выявление критериев и характеристик, связанных и/или определяющих поведение организации, т.е. тех измеряемых параметров, наличие которых позволяет обосновать прогноз поведения и ожидаемые результаты взаимодействия с организацией.
Характер взаимодействия между человеком и организацией в целом определяет различие между организациями. В основе данного различия лежит разница в приоритетах взаимодействующих сторон по ряду важных организационных переменных, характеризующих это взаимодействие.
К основным переменным относятся те, что ближе к организационной культуре, а именно: ценностные ориентации, нормы и т.п.
По взаимодействию с человеком различают организации
корпоративного и индивидуалистского типов.
Информатизация общества, происходящая в последней четверти века, привела к созданию новых типов организаций с учетом складывающихся условий. И в этих условиях возросла роль вопросов, связанных с:
 совершенствованием «человеческих отношений»;
 мобилизацией «человеческого фактора»;
 развитием участия работников в управлении;
 повышением эффективности лидерства.
В последнее время в литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в «информационной» среде, в основе которых лежат поведенческие аспекты.
С этих позиций можно выделить адхократические и
партисипативные организации.
Корпоративные организации.
Под корпоративной организацией понимается особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Для нее характерны:
 замкнутые группы людей с ограниченным доступом в корпорацию;
 максимальная централизация и авторитарность руководства;
 противопоставление себя другим социальным общностям на основе узкокорпоративных интересов.


52
Через объединение ресурсов и, в первую очередь людских, корпорация организует совместную деятельность людей, предоставляя и обеспечивая возможность для самого существования и воспроизводства той или иной социальной группы. Объединение людей в корпоративной организации происходит через их разделение по социальным, профессиональным и другим критериям.
В корпоративной организации доминируют властные, иерархические структуры, которые поддерживают монополию и процесс объединения людей через их разделение. Процесс согласования интересов различных групп людей осуществляется лидерами корпораций. Именно это и является основным источником их власти.
Одним из важнейших условий и способов поддержания существования корпоративной организации является постоянное поддержание в ней дефицита тех или иных ресурсов, а при необходимости искусственное обострение дефицита
Субъектом интереса в корпоративной организации является группа, коллектив или вся организация. Поэтому устанавливается приоритет целей организационных над целями индивидуальными.
В корпоративной организации принятие решения строится по принципу большинства.
Интересы производства и любой другой деятельности в корпоративной организации определяются интересами воспроизводства самого работника. При этом создаются условия, в которых работники организации во все большей степени не способны обеспечить себя в работе необходимыми ресурсами, и в первую очередь информацией.
В корпоративной организации наблюдается двойная мораль в поведении: мораль индивидуалистская и мораль корпоративная.
Корпоративная мораль действует только в тех случаях, когда есть заинтересованные в ней лица. Лояльность по отношению к организации доминирует в корпоративных структурах.
Индивидуалистская организация.
Индивидуалистский тип организации является противоположным корпоративному. В данном случае мы также имеем дело с объединением людей, осуществляющих совместную деятельность, однако объединение это свободное, открытое и добровольное.
Индивидуалистская
организация
представляет собой совокупность или сообщество полуавтономных образований.
Властной иерархии в индивидуалистской организации противопоставлен принцип увязки интересов всех членов в рамках демократических процессов. Эффективными способами сочетания интересов членов организации являются процедуры управления по целям и участия в управлении.


53
В индивидуалистской организации вместо дефицита или ограничения возможностей членов организации в их деятельности создаются условия для свободного поиска возможностей и их наиболее полного использования. Это осуществляется путем создания систем открытой коммуникации в организациях и развития внутрихозяйственного коммерческого расчета.
В отличие от корпоративной в индивидуалистской организации субъектом интереса организации становится личность:
 под человека, под его способности и мотивацию проектируется или создается работа;
 не существует решения в организации независимо от рассмотрения качеств индивида;
 эффективность означает то, насколько удовлетворяются потребности каждой отдельной личности.
В индивидуалистской организации принятие решений строится по принципу меньшинства или права вето, т.е. решение не принимается, если против него выступает меньшая часть членов или хотя бы один член организации. Однако применение на практике такого подхода требует наличия в организации соответствующей культуры.
В отличие от корпоративной организации интересы производства в индивидуалистской организации определяются интересами воспроизводства самого человека.
Человеку предоставляется возможность самообеспечения своей деятельности.
Как показывает практический опыт, конкурентоспособность индивидуалистских организаций очень высокая.
Рассмотрим сравнительную таблицу 4.
Таблица 4.
Основные характеристики корпоративной и индивидуалистической
организации
Корпоративная организация
Индивидуалистская организация
Объединение людей через их разъединение по социальному и профессиональному критериям.
Свободное, открытое и добровольное объединение людей.
Монополия и стандартизация в деятельности организации.
Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп в организации.
Доминирование иерархических властных структур. Интересы согласовываются лидерами.
Господство принципа увязки интересов всех членов в рамках демократического процесса
Создание и поддержание дефицита возможностей и ресурсов с их централизованным распределением.
Поддерживаемое руководством обеспечение поиска возможностей и дополнительных ресурсов.
Субъект интереса – группа, коллектив или вся организация
Субъект интереса – личность
Организация отвечает за человека.
Человек отвечает сам за себя.


54
Корпоративная организация
Индивидуалистская организация
Суверенитет организации.
Свобода для организации.
Суверенитет личности.
Свобода для личности.
Принцип большинства или старшинства в принятии решений.
Принцип меньшинства или право вето в принятии решений.
Интересы производства определяют интересы воспроизводства самого человека.
Интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека.
Двойная мораль (личная и организации) в поведении.
Общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении.
Лояльность по отношению к организации.
Лояльность по отношению к своим убеждениям.
Человек для работы.
Работа для человека.
Адхократическая организация.
В современном информационном обществе, в областях высоких технологий и в быстрорастущих отраслях появились новые организации, которые за их применимость к нестандартным и сложным работам, к трудноопределяемым и быстроменяющимся структурам, к власти, основанной на знании и компетентности, а не на позиции в иерархии, получили название адхократические.
Для адхократической организации формальности, как правило, не типичны и сводятся в ней до минимума. Это относится как к вопросам иерархии, рабочим условиям и помещениям, так и к льготам, одежде и другим вопросам.
Наивысшим образом в них оценивается компетентность. В таких организациях контроль в управлении поддерживается установлением целей, а средства достижения целей выбираются самими исполнителями.
Адхократической организации присуща высокая степень свободы в действиях работников.
Пример. Адхократия – это система проектирования аппарата управления, состоящего из работников, профессионально выполняющих управленческие функции в их классической вариации (планирование, организация, мотивация и контроль). Основное отличие адхократии от других бюрократических форм заключается в том, что эта форма управления лишена многих недостатков, присущих классическим моделям, и наиболее эффективна в современных условиях. Право принимать решение при таком управлении может принадлежать любому компетентному сотруднику, независимо от занимаемой должности, входящему в проектную группу по решению проблемы.
Главными условиями являются качественное выполнение работы и умение решать возникающие проблемы.
Сильное внешнее давление, испытываемое человеком в адхократической организации, частично ослабляется групповой работой, которая создает чувство общности в работе.