Файл: Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Уголовно-правовая характеристика хулиганства
Объективная сторона хулиганства
Субъективная сторона хулиганства
Глава 2 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки хулиганства
Хулиганство, совершенное с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств
Глава 3 Отграничение хулиганства от смежных составов преступлений и правонарушений
Отграничение хулиганства от иных составов преступления
в связи с чем, зачастую сложно определить доминирующие мотивы, так как они могут быть недостаточно четко выражены. Внезапность, скоротечность формирования хулиганских побуждений связано с особенностями самого преступления, которое может быть совершено неожиданно, без какого-либо повода и подготовки.
Еще больше трудностей в конкуренции мотивов, появилось в результате принятия Федерального закона от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». В редакции данного закона по п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ хулиганство имеет место тогда, когда оно совершено по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также вражды в отношении какой-либо социальной группы. В соответствии с п. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ преступления, совершенные по данным мотивам являются преступлениями экстремистской направленности.
В отличие от других составов преступления, в которых экстремистский мотив является квалифицирующим признаком, в составе хулиганства он является криминообразующим.
Возникает вполне обоснованный вопрос: возможно ли совершение деяния с двумя мотивами? Для начала рассмотрим, что же представляет собой экстремистский мотив.
С психологической точки зрения, как указывает Ситковская О.Д., «...это личностное отношение субъекта к представителям иной расы, национальности (этноса), религии (конфессии), содержанием которого
является неприятие ценностей соответствующей группы, как имеющей право на существование наряду с его собственными; негативная оценка образа жизни, традиций, обычаев этой группы как чуждых нормальному человеческому общению или даже бесчеловечных, изуверских; уверенность, что беды и несчастья собственного этноса или конфессии вызваны происками этой группы и что она и в настоящий момент является враждебной» [127, c. 85].
Даль В.И. понятия «ненависть» и «вражда» определяет за счет взаимного использования [15]. Д.Н. Ушаков под ненавистью понимает
«чувство сильнейшей вражды, неприязни» [138]. А понятие «вражда» определяет как «неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения» [138].
Следующей позиции придерживается Музюкин А.П., он указывает на то, что «... ненависть - это сильное чувство, испытываемое к объекту, его внушающему. Оно переживается человеком, но не находит выражения в действиях. Вражда - открытое выражение ненависти, которое проявляется в конкретных действиях, направленных на причинение вреда врагу - объекту враждебного отношения» [47, c. 89].
Данные понятия разграничивает и сам законодатель - «по мотивам ненависти или вражды». Союз «или» предполагает либо то, либо другое, а равно их отличие друг от друга.
В связи с чем, под политической ненавистью или враждой можно понимать побуждения лица на причинение вреда или действия по его причинению объекту посягательства, основанных на противопоставлении себя той или иной общественной
группировки, партии, класса, придерживающихся иных целей и интересов, которые указанное лицо не разделяет. Аналогичную позицию высказывает Петрянин А.В [80, c. 592].
Исходя из термина «идеология», под которой В.И. Даль. понимает:
«мировоззрение, систему взглядов и идей», идеологическая мотивация представляет собой ненависть или вражду, основанную на непринятии, отрицании идей и взглядов потерпевшего [15]. Так, в рамках научного исследования было изучено уголовное дело №673238, поступившее прокурору Заельцовского района г. Новосибирска для утверждения обвинительного заключения, в отношении СВИ, КРС, МСМ, ЮАВ. Им вменяют такой признак как совершения деяния по мотивам идеологической ненависти или вражды. Их идеология носит сокращенное название «Антифа». Согласно справке Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по НСО «Антифа»
- международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Движение не однородно - конечные цели могут быть разные в зависимости от группы или личности. Движение считается анархическим, так как отрицает всякую государственную власть, непризнание дисциплины, порядка, руководства. Могут прибегать к незаконным методам борьбы. В случае задержании сотрудниками полиции активистов движения «Антифа, последние никогда не признают того, что являются активистами движения [134].
Однако, встречается и противоположная идеология, так обвиняемый
ВТА по уголовному делу №673070 стал членом молодежного неформального движения «Скинхеды», входящего в состав Национал-социалистического движения, представители которого придерживаются идеологии фашистской Германии, используют ее атрибутику, а также атрибутику «Скинхедов» других стран, посещают массовые мероприятия национал-социалистически настроенных представителей данного движения, изучают материалы экстремистского характера, содержащие сведения об истории и атрибутике фашизма, нацистского расизма, пропагандирующего идеи превосходства
«немецкой расы» над другими [135].
Помимо противоположности идей, которые придерживаются сторонники указанных выше движений, в ходе изучения уголовных дел стало понятно, что между этими движениями сложились неприязненные отношения, нетерпимость друг к другу, в связи с чем, ими совершаются хулиганские
действия в отношении друг друга [145].
Раскрывая понятие расовой и национальной ненависти, Петрянин А.В. говорит, что «В её основе, как правило, лежит представление о принадлежности потерпевшего к иной расе или национальности. Представляется, что расовая ненависть тесно связана с ненавистью, возникающей на национальной почве, и по определению не может существовать одна без другой. То, что представители иных наций чаще всего обладают отличительными от виновных чертами, с которыми не согласны агрессоры, и выступает в качестве детерминанта их преступного поведения» [80, c. 595].
Что же касается совершения хулиганства по
мотиву религиозной ненависти или вражды, то здесь преступление совершается и в отношении представителей мировых религий (христианства, ислама, буддизма), которые выступают как служители этих религий, и лиц, исповедующих эти вероучения. В рамках этого Петрянин А.В. говорит о том, что «. . . основной проблемой современных религий, порождающей резкий всплеск преступлений на религиозной почве, является трактовка религиозных источников. Субъекты толкования не всегда точно передают их смысл, а и иногда умышленно вкладывают в текст иной смысл в целях достижения результатов, соответствующих их потребностям. Примером может служить придание религиозной окраски исключительно политическим явлениям (Республики Северного Кавказа, Афганистан, Израиль, Иран, Ирак и т.д.)» [80, c. 596]. Речь идет о том, что религия выступает как инструмент
оправдания насилия.
Еще одним признаком, характеризующим хулиганство, является совершение деяния по мотивам ненависти или вражды в отношении какой- либо социальной группы. При этом признаки социальной группы не раскрываются, о каких именно группах идет речь. В этой связи Петрянин А.В. говорит, что «. . . в качестве потерпевших социальных групп могут выступать только те, которые и явились причиной возникновения экстремистской
мотивации, то есть те социальные группы, которые отличаются от посягателей
Еще больше трудностей в конкуренции мотивов, появилось в результате принятия Федерального закона от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». В редакции данного закона по п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ хулиганство имеет место тогда, когда оно совершено по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также вражды в отношении какой-либо социальной группы. В соответствии с п. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ преступления, совершенные по данным мотивам являются преступлениями экстремистской направленности.
В отличие от других составов преступления, в которых экстремистский мотив является квалифицирующим признаком, в составе хулиганства он является криминообразующим.
Возникает вполне обоснованный вопрос: возможно ли совершение деяния с двумя мотивами? Для начала рассмотрим, что же представляет собой экстремистский мотив.
С психологической точки зрения, как указывает Ситковская О.Д., «...это личностное отношение субъекта к представителям иной расы, национальности (этноса), религии (конфессии), содержанием которого
является неприятие ценностей соответствующей группы, как имеющей право на существование наряду с его собственными; негативная оценка образа жизни, традиций, обычаев этой группы как чуждых нормальному человеческому общению или даже бесчеловечных, изуверских; уверенность, что беды и несчастья собственного этноса или конфессии вызваны происками этой группы и что она и в настоящий момент является враждебной» [127, c. 85].
Даль В.И. понятия «ненависть» и «вражда» определяет за счет взаимного использования [15]. Д.Н. Ушаков под ненавистью понимает
«чувство сильнейшей вражды, неприязни» [138]. А понятие «вражда» определяет как «неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения» [138].
Следующей позиции придерживается Музюкин А.П., он указывает на то, что «... ненависть - это сильное чувство, испытываемое к объекту, его внушающему. Оно переживается человеком, но не находит выражения в действиях. Вражда - открытое выражение ненависти, которое проявляется в конкретных действиях, направленных на причинение вреда врагу - объекту враждебного отношения» [47, c. 89].
Данные понятия разграничивает и сам законодатель - «по мотивам ненависти или вражды». Союз «или» предполагает либо то, либо другое, а равно их отличие друг от друга.
В связи с чем, под политической ненавистью или враждой можно понимать побуждения лица на причинение вреда или действия по его причинению объекту посягательства, основанных на противопоставлении себя той или иной общественной
группировки, партии, класса, придерживающихся иных целей и интересов, которые указанное лицо не разделяет. Аналогичную позицию высказывает Петрянин А.В [80, c. 592].
Исходя из термина «идеология», под которой В.И. Даль. понимает:
«мировоззрение, систему взглядов и идей», идеологическая мотивация представляет собой ненависть или вражду, основанную на непринятии, отрицании идей и взглядов потерпевшего [15]. Так, в рамках научного исследования было изучено уголовное дело №673238, поступившее прокурору Заельцовского района г. Новосибирска для утверждения обвинительного заключения, в отношении СВИ, КРС, МСМ, ЮАВ. Им вменяют такой признак как совершения деяния по мотивам идеологической ненависти или вражды. Их идеология носит сокращенное название «Антифа». Согласно справке Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по НСО «Антифа»
- международное движение, ставящее своей целью борьбу с фашизмом. Движение не однородно - конечные цели могут быть разные в зависимости от группы или личности. Движение считается анархическим, так как отрицает всякую государственную власть, непризнание дисциплины, порядка, руководства. Могут прибегать к незаконным методам борьбы. В случае задержании сотрудниками полиции активистов движения «Антифа, последние никогда не признают того, что являются активистами движения [134].
Однако, встречается и противоположная идеология, так обвиняемый
ВТА по уголовному делу №673070 стал членом молодежного неформального движения «Скинхеды», входящего в состав Национал-социалистического движения, представители которого придерживаются идеологии фашистской Германии, используют ее атрибутику, а также атрибутику «Скинхедов» других стран, посещают массовые мероприятия национал-социалистически настроенных представителей данного движения, изучают материалы экстремистского характера, содержащие сведения об истории и атрибутике фашизма, нацистского расизма, пропагандирующего идеи превосходства
«немецкой расы» над другими [135].
Помимо противоположности идей, которые придерживаются сторонники указанных выше движений, в ходе изучения уголовных дел стало понятно, что между этими движениями сложились неприязненные отношения, нетерпимость друг к другу, в связи с чем, ими совершаются хулиганские
действия в отношении друг друга [145].
Раскрывая понятие расовой и национальной ненависти, Петрянин А.В. говорит, что «В её основе, как правило, лежит представление о принадлежности потерпевшего к иной расе или национальности. Представляется, что расовая ненависть тесно связана с ненавистью, возникающей на национальной почве, и по определению не может существовать одна без другой. То, что представители иных наций чаще всего обладают отличительными от виновных чертами, с которыми не согласны агрессоры, и выступает в качестве детерминанта их преступного поведения» [80, c. 595].
Что же касается совершения хулиганства по
мотиву религиозной ненависти или вражды, то здесь преступление совершается и в отношении представителей мировых религий (христианства, ислама, буддизма), которые выступают как служители этих религий, и лиц, исповедующих эти вероучения. В рамках этого Петрянин А.В. говорит о том, что «. . . основной проблемой современных религий, порождающей резкий всплеск преступлений на религиозной почве, является трактовка религиозных источников. Субъекты толкования не всегда точно передают их смысл, а и иногда умышленно вкладывают в текст иной смысл в целях достижения результатов, соответствующих их потребностям. Примером может служить придание религиозной окраски исключительно политическим явлениям (Республики Северного Кавказа, Афганистан, Израиль, Иран, Ирак и т.д.)» [80, c. 596]. Речь идет о том, что религия выступает как инструмент
оправдания насилия.
Еще одним признаком, характеризующим хулиганство, является совершение деяния по мотивам ненависти или вражды в отношении какой- либо социальной группы. При этом признаки социальной группы не раскрываются, о каких именно группах идет речь. В этой связи Петрянин А.В. говорит, что «. . . в качестве потерпевших социальных групп могут выступать только те, которые и явились причиной возникновения экстремистской
мотивации, то есть те социальные группы, которые отличаются от посягателей