Файл: Ивановой Екатериной Петровной (Ф. И. О.) 4 курса группы б1 (номер группы) Основная профессиональная образовательная программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. –288 с.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И. А. Володарская ; под ред. А.Г. Асмолова. –М. : Просвещение, 2008. –239 с.

3. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. –М. : Международная педагогическая академия, 1995. –328 с.

4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. –СПб. : Питер, 2008. –400 с.

5. Братчикова, Ю.В. Место и роль межличностных взаимодействий младших школьников в учебном процессе [Текст] / Ю.В. Братчикова // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. ст. / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н.Н. Васягина. –Екатеринбург, 2006. –Вып. 4. –С. 124-128.

6. Влияние ролевой игры на улучшение межличностных взаимоотношений учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://xn-- i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/526314/ (дата обращения: 26.04.2017).

7. Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособ. для студ. вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. –М. : ВЛАДОС, 2005. –343 с.

8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М. : Просвещение, 2014. –223 с.

9. Гусевская, О.В. Художественно-творческая деятельность младших школьников во внеурочном процессе: организационно-методический аспект [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека Киберленинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnostmladshih-shkolnikov-vo-vneurochnom-protsesse-organizatsionno-metodicheskiyaspekt (дата обращения: 20.03.2016).

10. Давыдов, В.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон; под ред. А.В. Петровского. –М. : Просвещение, 1979. –288 с.

11. Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников [Электронный ресурс] // Профессионализм в образовании. URL: http://www.focuseducation.ru/exeds-169-1.html (дата обращения: 25.04.2017). 12. Дубровина, И.В. Психология [Текст] : учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан ; под ред. И.В. Дубровиной. –М. : Просвещение, 1999. –464 с.

13. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Ильин Е.П. –СПб. : Питер, 2009. –576 с.

14. К вопросу организации проблемно-ценностного общения в начальной школе [Электронный ресурс] // Учебные тексты. URL: http://ref911.ru/show_id=201965.html (дата обращения: 26.03.2016).


15. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь [Текст] : под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М. : Политиздат, 1985. –431 с.

16. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. –М. : Академия, 2001. –176 с.

17. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. –Минск : Народная асвета, 1984. –239 с.

18. Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребенка» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/detskii- 51 sad/vospitatelnaya-rabota/2015/11/17/rol-teatralnoy-deyatelnosti-v-razvitii-rechi-detey (дата обращения: 28.04.2017).

19. Марцинковская, Т.Д. и др. Возрастная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.Д. Марцинковская и др. ; под ред. Т.Д. Марцинковской. –М. : Академия, 2011. – 336 с.

20. Марцинковская, Т.Д. Психология развития [Текст] : учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова ; под ред. Т.Д. Марцинковской. –М. : Академия, 2001. –352 с.

21. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина ; под ред. М.В. Гамезо. –М. : Просвещение, 1984. –256 с.

22. Мельникова, Е.А., Беккер, И.Л. Туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации младших школьников [Текст] / Е.А. Мельникова, И.Л. Беккер // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. –2007. –№7. – С. 223-227

23. Морено, Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] / Я.Л. Морено. –М. : Академический проект, 2001. –384 с. 24. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. – СПб., 2003. –640 с. 25. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения [Текст] / Н.Н. Обозов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. –151 с.

26. Определение психологического климата группы [Электронный ресурс] // А.Я. Психология: тесты, тренинги, словарь, статьи. URL: http://azps.ru/tests/tests_climat.html (дата обращения: 23.03.2017).

27. Организация внеурочной деятельности по социальному творчеству с младшими школьниками [Электронный ресурс] // Библиофонд – электронная библиотека студента. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=699112 (дата обращения: 20.03.2016).

28. Особенности межличностных отношений в группе сверстников младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Мир знаний. URL: http://mirznanii.com/a/198237/osobennosti-mezhlichnostnykh-otnosheniy-vgruppe-sverstnikov-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.04.2016).

29. Праздник как ресурс проявления личностных качеств у детей с проблемами коммуникативного общения [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/631757/ (дата обращения: 26.04.2017).



30. Психологический климат классного коллектива В.С. Ивашкина, В.В. Онуфриевой [Электронный ресурс] // Все профессиональные психологические тесты. URL: https://vsetesti.ru/106/ (дата обращения: 23.04.2017).

31. Психология общения [Текст] : энциклопедический словарь / под ред. А.А. Бодалева. –М. : Когито-Центр, 2011. –600 с.

32. Развитие ребенка в спортивно-оздоровительной деятельности [Электронный ресурс] // Петровская школа. URL: https://petrovskajaschool.ru/kid-progress/sportivno-ozdorovitelnaya-deyatelnost.php (дата обращения: 23.03.2016).

33. Развитие творческих способностей учащихся через систему внеклассных мероприятий [Электронный ресурс] Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/501609/ (дата обращения: 26.04.2017).

34. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / Р. Раттер. – М. : Просвещение, 1987. –325 с.

35. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А.А. Реан. –СПб. : Питер, 2002. –544 с.

36. Реан, А.А. Социально-педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. пед. учеб. заведений / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. –СПб. : Питер, 2000. –212 с.

37. Скиндирева, М.И. Развитие познавательной активности младших школьников во внеурочное время [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnayashkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/27/razvitie-poznavatelnoy-aktivnostimladshikh (дата обращения: 28.03.2016).

38. Социометрия на службе эмоционального благополучия младших школьников [Электронный ресурс] // Школа моей мечты. URL: http://shkolabuduschego.ru/school/sotsiometriya-na-sluzhbe-emotsionalnogoblagopoluchiya-mladshih.html (дата обращения: 18.04.2017). 39. Тамбиева, С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С.О. Тамбиева ; Карачаево-Черкесский гос. ун-т. –Карачаевск, 2007.

40. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст] / Г.А. Цукерман. –Томск : Пеленг, 1993. –268 с.

41. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? [Текст] / Г.А. Цукерман. – Рига :ПЦ Эксперимент, 2000. –224 с.

42. Школьные праздники как средство воспитания учащихся начальных классов [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn-- p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/630187/ (дата обращения: 30.04.2017)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социометрия Дж. Морено

Социометрия –метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Он разработан известным американским психиатром и социологом Джекобом Леви Морено. Суть социометрии, по мнению автора, в том, что она «имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнивать с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки».


Социометрическая методика используется в различных группах: и взрослых, и детских. Она позволяет измерить в количественных выражениях уровень эмоционально-психологической близости отдельных участников коллектива. Кроме того, с помощью социометрии можно:

а) выявить существование референтных групп (мини-коллективов);

б) зафиксировать уровень сплочённости коллектива;

в) определить лидеров в симпатиях со стороны других участников. Анкета–самый распространённый вид социометрии. Она позволяет провести тест среди учеников всего класса одновременно. Детям даётся инструкция: «Мы все хотим, чтобы ваш (наш) класс был самым дружным. Но, возможно, что-то мешает этому. Чтобы разобраться в этой проблеме, мне нужна ваша помощь. Перед вами анкеты. Здесь несложные вопросы, но они касаются ваших отношений друг с другом. Отнеситесь серьёзно и отвечайте честно. Анкеты обязательно нужно подписать. Я даю честное слово, что никто, кроме меня, не узнает о том, что вы написали. Ни с кем не советуйтесь и не подсматривайте в чужие анкеты. Важно только ваше мнение».

На бланке анкеты нужно написать (напечатать) вопросы (критерии) и определить место для ответов. Для учеников начальной школы лучше использовать вариант, при котором дети вписывают имена в строчки с выбором. Пример анкеты для мониторинга:

Фамилия, Имя___________________________

1) Кого бы ты позвал(а) на свой день рождения? ___________________

2) Кому доверил(а) бы свою тайну? ______________________________

3) С кем бы ты стал решать трудную задачу? ______________________

4) С кем бы ты не хотел(а) учиться? ______________________________ Обработка результатов.

После первичной обработки протоколов и анкет составляется матрица – таблица с нумерованным списком детей по вертикали и горизонтали и полученными результатами. После её анализа формируется социограмма, позволяющая наглядно оценить результаты проведённого исследования:

  • внутренний круг фиксирует «звёзд» – детей с самым большим числом выборов;

  • второй круг – «предпочитаемых» (вторые по уровню показатели);

  • третий круг – принятых» детей;

  • четвёртый круг – «изолированных», одиночек (учеников, не набравших ни одного очка).


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта-схема А.Н. Лутошкина

Для оценивания некоторых основных проявлений психологического климата коллектива можно воспользоваться картой-схемой А.Н. Лутошкина. Здесь в левой стороне листа описаны те качества коллектива
, которые характеризуют благоприятный психологический климат, в правой – качества коллектива с явно неблагоприятным климатом. Степень выраженности тех или иных качеств можно определить с помощью семибалльной шкалы, помещенной в центре листа (от +3 до -3).

Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине.

Следует иметь в виду, что оценки означают:

+3 – качество, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;

+2 – качество проявляется в большинстве случаев;

+1 – качество проявляется достаточно часто;

0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;

-1 –достаточно часто проявляется противоположное качество (указанное справа);

–2 – качество проявляется в большинстве случаев;

–3 – качество проявляется всегда.

Обработка результатов осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (–) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива. Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.

Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:

+22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;

от +8 до +21 – средняя степень благоприятности социально-психологического климата;

от 0 до +7 – низкая степень (незначительная) благоприятности;

от 0 до (–8) – начальная неблагоприятность социально-психологического климата;

от (–9) до (–10) – средняя неблагоприятность;

от (–11) и ниже в отрицательную сторону – сильная неблагоприятность. Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком). Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).