Файл: Мария Бойко Мария Бойко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 1862

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

151
Зачем нужно государство
Общественный характер данных благ состоит в том, что они потребляются не инди- видуально, а совместно. Совокупная польза от подобного блага может быть доста- точно велика для того, чтобы оправдать издержки на его производство. Так, если сложить удовольствие всех наслаждающихся зрелищем салюта, то оно превысит издержки на его запуск. Однако если не найдется одного потребителя, для которого польза от подобного блага будет выше или равна издержкам на его создание, то для того чтобы оно было произведено, понадобится кооперация многих потребителей.
Под кооперацией здесь понимается финансовое участие в оплате издержек на про- изводство. Представьте, что вам предложили заплатить за то, чтобы посмотреть салют из своего окна. Что вы на это скажете? Вы будете не одиноки: подобная коо- перация не представляется возможной из-за второго свойства, которым обладают общественные блага.
2)
При потреблении общественных благ невозможно исключить
«безбилетника»
. Если благо произведено, то оно в равной мере может потребля- ется теми, кто за него платит, и теми, кто не платит.
В данном случае рациональность экономических агентов играет с ними пло- хую шутку. Зачем платить за товар, когда можно получить его даром? Однако если все будут думать подобным образом, платить не станет никто, и общественное бла- го просто не будет произведено, несмотря на то что суммарная польза от него для многих потребителей, которые смогут им воспользоваться, во много раз превысит издержки на его производство. Представьте себе мир без системы национальной безопасности, законов, дорог, мостов, уличного освещения и уборки мусора. А ведь это еще не все общественные товары, которыми мы пользуемся не задумываясь.
Если экономические агенты не согласны добровольно платить за то, что всем так нужно, то их можно заставить это сделать. Обеспечение производства обществен- ных благ и является прямой задачей государства как органа принуждения.
9.2. Дилемма заключенных
Почему же рациональные экономические агенты, которые умеют столь хоро- шо анализировать свои выгоды и издержки, не могут договориться друг с другом во имя общего блага? Для ответа на этот вопрос давайте обратимся к теории игр

152
Глава 9
и к ее знаменитой игре, которая называется «Дилемма заключенных»
1
Итак, два бандита Том и Джек ограбили банк. Как и полагается, рано или позд- но они оказались в полицейском участке. Их развели по разным камерам и каждому поставили следующие условия:
«Если Джек признается в грабеже, а Том не признается, то Джек будет отпущен на свободу за сотрудничество со следствием, а Том получит 5 лет тюрьмы. Если Том признается, а Джек не признается, то все наоборот, Том отправится гулять, а Джек попадет в тюрьму на 5 лет. Если оба они признаются, то оба сядут на 3 года. Если же ни один не признается, то, поскольку улик против них нет, они проведут в тюрьме полгода, после чего будут отпущены на свободу.»
Тому и Джеку, каждому по отдельности нужно сделать выбор, признаваться или нет. В этом и заключается их дилемма. Для того чтобы нагляднее ее себе предста- вить, давайте запишем эту дилемму в виде таблицы.
Том молчит
Том сознается
Джек молчит
Джек – полгода тюрьмы;
Том – полгода тюрьмы
( –0,5 ; –0,5 )
Джек – пять лет тюрьмы;
Том – свобода
( –5 ; 0 )
Джек сознается
Джек – свобода;
Том – пять лет тюрьмы
( 0 ; –5)
Джек – три года тюрьмы;
Том – три года тюрьмы
( –3; –3 )
Том выбирает столбцы, Джек выбирает строчки. В ячейках записано, сколько лет тюрьмы получит каждый из них
2
. Что бы вы сделали, будь вы на месте Джека?
Посмотрите внимательно на таблицу и сравните ее верхнюю и нижнюю строки.
Чтобы ни сделал Том, Джеку выгоднее будет сознаться. В этом случае если Том не сознается, Джек выйдет на свободу вместо полугода сидения за решеткой. Если же
1
Теория игр – область математики, которая изучает стратегическое поведение людей, то есть их действия в ответ на действия партнера или противника. Первыми применять теорию игр для принятия решений на- чали отнюдь не экономисты, а военные, перед которыми всегда стояла задача выработать оптимальное для себя поведение, принимая во внимание возможные действия противника.
2
При записи игры в виде таблицы сначала пишут выигрыш игрока, который выбирает строки, а затем, того, кто выбирает столбцы.


153
Зачем нужно государство
Том сознается, то Джек, также сознавшись, получит всего лишь три года вместо пяти, которые бы ему пришлось отсидеть промолчав. Таким образом, Джеку не вы- годно молчать. Будучи рациональным человеком, он взвесит все за и против и вы- берет чистосердечное признание. Не удивительно, что то же самое сделает и Том.
Том молчит
Том сознается
Джек молчит
Джек – полгода тюрьмы;
Том – полгода тюрьмы
( –0,5 ; –0,5 )
Джек – пять лет тюрьмы;
Том – свобода
( –5 ; 0 )
Джек сознается
Джек – свобода;
Том – пять лет тюрьмы
( 0 ; –5)
Джек – три года тюрьмы;
Том – три года тюрьмы
( –3; –3 )
Перечеркнув в нашей таблице те стратегии (действия) игроков, которые никог- да не будут использоваться, мы увидим, что оба наших бандита сознаются в соде- янном и получат по три года тюрьмы. Хорошо для полиции, плохо для грабителей.
Они могли бы оказаться в лучшем положении, если бы оба молчали. Однако в дан- ном случае индивидуальная рациональность противоречит групповой. То, что индивидуально выгодно каждому из них, не выгодно для них обоих вместе. Каж- дый хочет выиграть за счет другого, стать «безбилетником» и боится, что другой сделает тоже самое. Вполне рациональная забота о собственной выгоде не позво- ляет нашим заключенным выступить единым фронтом и скооперироваться, чтобы избежать тюрьмы.
Эта простая с виду игра имеет большое экономическое значение. Она показы- вает, что при наличии проблемы «безбилетника» людям сложно договориться друг с другом для достижения общей цели, выгодной для всех. Представьте, что вместо двух преступников перед нами два соседа, которые пытаются построить общую дорогу. Пусть стоимость дороги будет равна 10 единицам. Пользу каждого соседа от наличия дороги можно измерить как 8 единиц, то есть общая польза от дороги равна 16, что превышает издержки на ее строительство. После того, как дорога бу- дет построена, оба смогут ей пользоваться вне зависимости от того, платили они за нее или нет. Итак, если дорогу строит только один, то его выигрыш от этого проекта будет равен 8 – 10 = – 2, в то время как выгода другого, получившего дорогу бес- платно, будет равна 8. Если они будут строить ее совместно, то издержки они раз-

154
Глава 9
делят пополам, и выгода каждого будет равна 8 – 5 = 3. Если дорога так и не будет построена, то выигрыш каждого будет равен нулю.
Давайте запишем и эту игру в форме таблицы. Действия или стратегии, кото- рые выбирают соседи, заключаются в том, чтобы участвовать или не участвовать в строительстве дороги. Сосед 1 выбирает строки, сосед 2 – столбцы, в ячейках за- писываются выигрыши, причем выигрыш первого записывается впереди.
Сосед 2 участвует
Сосед 2 не участвует
Сосед 1 участвует
( 3 ; 3 )
( –2 ; 8 )
Сосед 1 не участвует
( 8 ; –2)
( 0; 0 )
Вам ничего эта ситуация не напоминает? Конечно, это та же дилемма заклю- ченных, но только с другими цифрами. Так же как и в предыдущей игре, не коопе- рироваться, то есть не участвовать в строительстве является лучшей стратегией.
Сосед 1 делая свой выбор между участием или не участием в строительстве сравни- вает свои выигрыши в этих случаях. Если он вложится в строительство, то в случае участия Соседа 2 он получит 3, а в случае неучастия (–2). Если же Сосед 1 воздер- жится от участия в строительстве, то в случае участия Соседа 2 он получит 8, а в слу- чае неучастия 0. Поскольку 8 больше чем 3, а 0 больше чем (–2) Соседу 1 выгоднее воздержаться от участия в строительстве. Сосед 2 будет размышлять точно так же.
В результате оба соседа выберут бездействие, дорога не будет построена, несмотря на то, что ее строительство выгодно для каждого из них.
К сожалению, когда речь идет о создании общественных благ, все мы превра- щаемся в заключенных. В данном случае нашим тюремщиком является наша раци- ональность. Можно сокрушаться по поводу того, что соседи не могут договориться отремонтировать подъезд, и что мало народу выходит на субботник и на выборы.
Разговоры о всеобщем благе душеспасительны, но малоэффективны. При увеличе- нии количества участников переговоров ситуация только ухудшается. Ждать, что люди смогут скооперироваться самостоятельно, не приходится. Так что же делать?
Представьте, что наших грабителей на свободе ждет мафия, которая наказывает тех, кто сотрудничает с полицией. Если наказание достаточное, то Тому и Джеку индивидуально выгоднее будет молчать. В результате, они получат всего по полгода тюрьмы каждый – их лучший совместный вариант. Им удастся скооперироваться, но


155
Зачем нужно государство только не самостоятельно, а с помощью органа принуждения, который заставит их действовать на общее благо. Так же, если дачный кооператив, в который входят наши соседи, сможет обязать их участвовать в строительстве дороги, то дорога будет по- строена. Расширим дачный кооператив до размера страны и получим государство – орган принуждения, который существует для создания общественных благ.
из глубин веков
Возникновение государства на Руси традиционно связывается с фактом при- звания на Русь варягов в 862 году. Вот как пишет об этом летопись.
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой
владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и ста-
ли воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел
нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались
русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные гот-
ландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша
велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Из «Повести временных лет»
Итак, летописец утверждает, что наши с вами предки позвали на свою голову су- ровых, воинственных и славившихся своей жестокостью варягов, потому что сами не могли справиться с задачей внутреннего управления, не говоря уже о внешней без- опасности. Этот примитивный государственный институт в виде вооруженной до зу- бов дружины был далеко не бесплатным. Варягов нужно было хорошо кормить и со- держать, на что отчуждались земли и собирались налоги. Однако, по мнению наших предков, такие общественные блага, как закон, порядок и безопасность, того стоили.
9.3. может ли государства быть слишком много?
Сложно переоценить роль, которую играет государство в жизни общества. Од- нако его не следует идеализировать. Ведь государство – это не греческий «бог из машины» – всезнающая и справедливая сила, готовая появиться в момент бедствия.

156
Глава 9
Государственная машина состоит из большого количества винтиков и шестеренок в виде чиновников и администраторов. Как и прочие люди, чиновники – это прежде всего рациональные экономические агенты, которые преследуют свою выгоду. Одна- ко если рыночные производители для получения выгоды должны производить то, что покупатели хотят, причем делать это наиболее дешевым способом, чтобы победить конкурентов, то у чиновников такой необходимости нет. Там, где частный производи- тель будет экономить деньги и время покупателя, чиновник вполне может экономить собственные усилия. Вознаграждение частного производителя напрямую зависит от успеха предприятия, а вознаграждение чиновника совсем даже нет. Хозяйственные решения, которые принимает чиновник, часто диктуются не соображением эффектив- ности, а такими далекими от производства вещами, как идеология, возможность пока- зать себя перед начальством, желание услужить нужному человеку и т.д. Кроме этого, поскольку государство обладает возможностью принуждения остальных членов обще- ства делать то, что его представители считают нужным, его присутствие на рынке то- варов может отрицательно сказаться как на конкуренции между производителями, так и на реакции рынка на запросы потребителей. В результате, государство намного ме- нее эффективно в создании частных (то есть не общественных) благ, нежели частные производители. Хорошим примером этому может быть крах социалистической эконо- мики СССР. В Советском Союзе использовался административно-командный способ ведения хозяйства, в котором государство почти полностью брало на себя функции частных предпринимателей. Результатом стало большое количество неверных эконо- мических решений принятых на всех уровнях, от рабочего до генерального секретаря, что привело страну, наделенную богатыми природными и человеческими ресурсами, к жесточайшему экономическому кризису и политическому краху. Печальная судьба
Советского Союза – это аргумент за то, чтобы ограничить деятельность государства его прямыми обязанностями – созданием общественных благ.
массовая приватизация 1992 -- 1994 годов.
Неэффективность советской экономики проистекала во многом из-за того, что в плановой системе хозяйственные решения принимали одни экономические аген- ты, а затраты и доходы, с ними связанные, получали другие. Так, решения о том, какие заводы строить, что производить, кому распределять, сколько платить и т.д., принимали чиновники, а расходы на их строительство нес весь советский народ, которому затем и доставалась продукция этих заводов. Как вы знаете, чиновники, также как и все остальные люди, являются рациональными экономическими аген-


157
Зачем нужно государство тами, преследующими свои цели. В СССР их благосостояние
3
не зависело от при- быльности проекта, который они курировали, однако зависело от его политической и социальной значимости или просто размера. Отсюда перекос советской экономи- ки в сторону таких крупномасштабных, но неэффективных проектов, как освоения целинных земель или строительства Байкало-Амурской магистрали.
4
Либерализа- ция цен
5
и внедрение рыночных отношений не могли сами по себе исправить сло- жившуюся ситуацию. Менеджеры предприятий, которые не участвуют в их прибы- ли и не отвечают за издержки, не станут заботиться о прибыльности своего завода, даже если у них появится возможность продавать продукцию по рыночной цене.
Для эффективного распределения ресурсов общества необходимо было соединить в одних руках принятие экономических решений и денежные потоки, с ними свя- занные. Способом достижения данной цели стала массовая приватизация – мас- штабная передача государственной собственности в частные руки.
Массовая приватизация началась осенью 1992 года с корпоратизации крупных и средних предприятий
6
. Они были преобразованы в открытые акционерные об- щества, акции которых могут торговаться на фондовом рынке. Так, к концу массо- вой приватизации в июне 1994 года в стране возникло около 22 000 акционерных обществ на базе уже имеющихся предприятий. Теперь акции предприятий можно было передавать в частную собственность. Встал непростой вопрос, как это сде- лать? Следует заметить, что политическое положение российского правительства в начале 90-х годов не было стабильным. В этой связи произвести столь масштабное перераспределение прав собственности без поддержки тех групп населения, кото- рые имели на нее какие-либо права, не представлялось возможным. Конечно, речь идет о неформальных правах. Действительно, фабрики, заводы, службы и магази- ны только назывались народным достоянием, а фактически они контролировались как чиновниками из министерств и местных администраций, так и их собственным менеджментом и работниками. В программе приватизации все эти фактические хо- зяева предприятий должны были получить свою долю. Единственная группа, ин- тересы которой были сознательно исключены из приватизации ее авторами, были
3
Нужно еще раз заметить, что благосостояние зависит не только от непосредственного дохода, но и от таких вещей, как степень влиятельности в обществе, объем ресурсов в подчинении и т.д.
4
Оба этих проекта, использовав огромное количество финансовых и людских ресурсов общества, закончи- лись полным провалом.
5
В соответствии с Указом Президента РФ от 03.12.1991 «О мерах по либерализации цен» с 02.01.1992 го- сударство перестало контролировать как розничные, так и оптовые цены за исключением ограниченного перечня товаров и услуг.
6
Малые предприятия сразу могли продаваться за деньги через местные администрации.


158
Глава 9
чиновники из отраслевых министерств
7
. Это было сделано для того, чтобы полити- ческие интересы чиновников не могли повлиять на хозяйственные решения пред- приятий, главной целью которых становилась прибыльность.
Итак, следуя данному принципу, часть акций предполагалось распределить между дирекцией и рабочими самого предприятия, а часть продать с помощью чекового аукциона, на котором вместо денег выступали ваучеры (чеки) или инве- стиционного конкурса
8
. Трудовым коллективам была дана возможность выбрать между тремя способами распределения акций их предприятий. По первому спосо- бу, трудовому коллективу бесплатно отходило 25% акций, которые не имели права голоса. Также рабочие могли приобрести еще 10% акций с 30% скидкой от их стои- мости. Номинальная стоимость акций на этом этапе приватизации рассчитывалась согласно балансовой стоимости капитала предприятия, которая была сильно ниже его рыночной стоимости на тот момент. По второму способу, трудовому коллективу предприятия давалась возможность выкупить 51% акций по цене немного превы- шающей номинальную стоимость акций. По третьему способу, который оказался самым непопулярным, менеджмент получал возможность выкупить до 40% акций.
Больше всего предприятий выбрали второй способ распределения акций. По нему приватизировались 73% предприятий, в то время как 25% остановили свой выбор на первом способе.
Для того чтобы граждане страны, не занятые на приватизируемых предпри- ятиях, также получили возможность поучаствовать в передаче государственной собственности в частные руки, часть оставшихся нераспределенными акций пред- приятий поступала на аукционы. Эти аукционы проводились не за деньги, а за ва- учеры. Все граждане страны, включая детей, имели возможность получить в отде- лении Сбербанка причитающийся им ваучер. Ваучер можно было вложить в один из паевых фондов, которые аккумулировал ваучеры населения для участия в аук- ционах, самостоятельно поучаствовать в одном из многочисленных аукционов или просто продать ваучер на рынке. Рыночная цена ваучера колебалась от 4$ до 20$.
Несложный механизм получения и вложения ваучеров способствовал большой ак- тивности, которую проявило население на этом этапе приватизации. Из примерно
147 млн граждан страны ваучеры получили 144 миллиона. 97 миллионов этих ва- учеров участвовали в ваучерных аукционах, на которых было продано примерно
18% российской промышленности. Остальные ваучеры были использованы на за- крытых аукционах и при приватизации малых предприятий. Согласно указу пре-
7
Исключением была приватизация Газпрома.
8
На инвестиционный конкурс выносились программы инвестирования в предприятие и победа доставалась тому, кто предложит лучшую.