Файл: Программа для учащихся 14 классов Полезные привычки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы
• Люди бывают неуверенными в себе по разным причинам.
• Уверенность в себе следует развивать.
□ Урок 6. Когда на меня оказывают давление
Цель урока
Объяснить детям, что давление — одна из форм влияния на людей. Научить детей противостоять давлению.
Информация для учителя
Давление сверстников является одним из факторов приобщения детей к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Все подростки в той или иной степени поддаются влиянию группы сверстников, но те из них, кто имеет заниженную самооценку, не умеет противостоять давлению, не уверен в себе и тревожен, оказываются в наименее благоприятной ситуации. Поэтому обучение детей противостоять давлению и формирование реалистичной самооценки и уверенности в себе — важные задачи превентивного обучения.
Словарь
Давление сверстников — это когда несколько человек пытаются заставить одного делать что-то такое, чего тот не хочет.
Материалы для урока
Доска, мел, большой лист белой бумаги, фломастеры, музыкальные записи, рабочие тетради.
Подготовка к уроку
Подберите два музыкальных отрывка, например марш и лирическую песню. Приготовьте «Плакат непослушания».
Рекомендации для учителя
• Скажите, что урок посвящен влиянию на наше поведение. Прослушайте два музыкальных отрывка. Спросите у учеников, какое настроение создает марш и лирическая музыка.
• Покажите картинки следующего содержания: яркая солнечная погода; дождливая осень; группа хмурых людей; группа смеющихся людей. Попросите желающих сказать, какое влияние оказывает на них природа, погода, настроение других людей. Запишите эти примеры на доске.
• Сделайте выводы о том, что: (1) на наше настроением поведение многое влияет; (2) некоторые влияния положительные, вызывают хорошее настроение; (3) другие влияния отрицательные, вызывают плохое настроение, они вредны для здоровья; (4) под влиянием окружающих мы можем менять свое мнение, решение или поведение.
Советы сомневающемуся человеку
Подумайте: соответствует ли то, чего от тебя хотят другие, тому, хочешь ты.
Представь последствия: что сучится, если ты поддаешься влиянию других людей.
Спроси себя: насколько ты доверяешь словам, с помощью которых другие люди пытаются повлиять на твои решения и поступки.
Реши: у кого и где ты можешь получить или проверить интересующие тебя сведения.
Задавай уточняющие вопросы, когда ты сомневаешься в том, что тебе говорят другие люди.
Подчеркните, что сопротивление давлению требует умения проверять информацию и аргументы.
Выводы
• Влияние, которое оказывают на нас другие люди, может быть полезным или вредным.
• Если нас заставляют сделать что-то, не объяснив, зачем это нужно, то такое влияние называется давлением.
• Мы должны сопротивляться давлении.
□ Урок 7. Курение (
часть 1)
Цель урока
Показать вредное влияние табачного дыма на организм ребенка.
Информация для учителя
Дети, растущие в обществе, где широко распространено курение, должны иметь информацию о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.
Словарь
Никотин — это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы — это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
Угарный газ — это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Привыкание — это такое состояние, когда кажется, что бросить курить невозможно.
Материалы для урока
Рабочая тетрадь, цветные карандаши или фломастеры.
Подготовка к уроку
Прочитать «Информацию для учителя».
Рекомендации для учителя
• Спросите у учеников, было ли у них когда-нибудь во рту что-нибудь ужасно невкусное. Спросите: (1) Что это было? (2) Будут ли они пробовать это еще раз? Скажите, что табак — это вещество, неприятное на вкус. Люди употребляют его потому, что он содержит никотин — вещество, вызывающее привыкание.
• Спросите у детей, знают ли они, какие вещества содержатся в табачном дыме. Выслушайте желающих высказаться. Определите основные компоненты табачного дыма из словаря. Скажите, что урок посвящен информации о никотине. Объясните, что никотин: (1) яд; (2) влияет на работу мозга; (3) приводит к привыканию; (4) затрудняет доставку кислорода к мышцам и сердцу; (5) учащает сердцебиение. Поэтому курящие люди не могут бегать, быстро начинают задыхаться, их сердцу тяжело, оно страдает и болеет.
• Назовите (1) На какие органы влияет табачный дым? (2) Что с ними происходит? Убедитесь, что все дети правильно поняли и запомнили следующие факты:
•Дым сигарет делает зубы и пальцы рук курильщика желтыми.
• Изо рта курящего плохо пахнет.
•У курящего плохой аппетит.
• Курящий плохо различает вкус еды.
•Дым сигарет загрязняет легкие и вызывает кашель.
•Никотин затрудняет работу сердца, ускоряет пульс.
• Курящий человек становится напряженным, раздражительным.
• Предложите ученикам в парах или в группах по четыре и обсудить, какие еще последствия, кроме вреда для здоровья, имеет курение. Спросите каждую группу, какие последствия она может назвать. Подчеркните следующие последствия курения: одежда и волосы курильщиков плохо пахнут, курение — частая причина пожаров, курящие подростки ссорятся из-за этого с родителями, на сигареты тратится много денег, в помещениях появляется устойчивый неприятный запах.
• Спросите у учеников, почему же многие люди курят. Выслушайте ответы (трудно бросить курить, никотин вызывает привыкание, при попытке бросить курить может ухудшаться самочувствие и возникает желание опять закурить).
• Подведите учеников к мысли, что наиболее разумно не начинать курить вообще.
•Для того чтобы участвовать во многих интересных делах и событиях, нужно хорошо себя чувствовать, быть здоровым и сильным. Курение несовместимо со спортом, поэтому большинство спортсменов не курят. Спросите учеников, что нового они узнали на сегодняшнем уроке, какие факты были для них наиболее интересными. Повторите призыв: лучше всего не начинать курить.
Выводы
• Курение табака вредно для здоровья.
• Курение может привести к излишним тратам денег, конфликтам с некурящими людьми, пожарам.
• Курение и спорт несовместимы.
Информация для учителя
Никотин и табак. Никотин — химический компонент табачных листьев. Никотин — психоактивное вещество, влияющее на работу мозга и организма в целом и вызывающее привыкание. Никотин — яд, его никогда не принимают в чистом виде. В основном люди вдыхают никотин при курении. Табачный дым, кроме никотина, содержит еще сотни химических веществ, включая смолы и окись углерода. 43 вещества, содержащиеся в табачном дыме, могут привести к образованию рака. Фильтры уменьшают количество вдыхаемых веществ, но не устраняют их.
Частота употребления. Никотин в форме сигарет — второе после алкоголя по распространенности психоактивное вещество. За последние два десятилетия курение среди взрослых существенно сократилось в развитых странах, а в развивающихся возросло. Ситуация в Российской
Федерации неблагоприятная. По данным опросов школьников, курение — серьезная проблема подростков. В 1996 году 69% учащихся девятых классов московских школ курили хотя бы один раз в жизни, 26% курили ежедневно. Курение подростков вызывает тревогу по нескольким причинам. Во-первых, те, кто начал ежедневно курить в подростковом возрасте, обычно курят всю жизнь. (По данным того же опроса московских девятиклассников, 17% из 26% ежедневных курильщиков уже пробовали бросить, но не смогли.) Во-вторых, курение повышает риск развития хронических заболеваний (заболевания сердца, рак, эмфизема легких). В-третьих, хотя хронические заболевания, связанные с курением, обычно появляются только в зрелом возрасте, подростки-курильщики чаще страдают от кашля, дисфункции дыхательных путей, образования мокроты, одышки и других респираторных симптомов.
Непосредственные эффекты курения. При вдыхании табачного дыма никотин попадает в легкие и всасывается в кровь. Достигает мозга через 7 секунд, быстрее, чем лекарства, вводимые внутривенно. Влияет на клетки мозга, чувствительные к никотину. Приводит к увеличению числа сердечных сокращений, сужению сосудов и замедлению циркуляции в периферических сосудах, увеличивает потребление кислорода тканями, что также заставляет сердце работать быстрее. Когда человек только начинает курить, он может испытывать тошноту и головокружение. Позднее никотин ухудшает перистальтику кишечника, слегка повышает содержание сахара в крови и приглушает чувствительность вкусовых сосочков. Это часто приводит к снижению аппетита у курильщиков. Другие последствия курения — желтые зубы и пальцы, специфический несвежий запах кожи, волос и одежды.
Долговременные эффекты курения. Курение сигарет является основной причиной рака, эмфиземы легких, ишемической болезни сердца и хронического бронхита. Курение также может вызвать разные виды рака: рак полости рта, пищевода, носоглотки, гортани, мочевого пузыря, почек, шейки матки и поджелудочной железы. Основное заболевание, ассоциируемое с курением, - рак легких. У мужчин 85% случаев рака легких связано с курением сигарет, у женщин — 75%. У выкуривающих по 2 пачки сигарет в день в 15-25 раз повышается опасность умереть от рака легких. У мужчин, которые курят только полпачки сигарет в день, риск смерти на 60% выше, чем у некурящих.