Файл: Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У второклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
формирование чувства гордости за свою Родину, знакомство с культурно-историческим наследием России, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
У второклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:
освоение приёмов поиска нужной информации;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;
формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанное построение речевого высказывания в соответствии с поставленными целями и задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
овладение основами коммуникативной деятельности, осознание на практическом уровне значимости работы в группе и освоение правил групповой работы;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
У второклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану; использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, умение работать с разными видами текстов, участвовать в их обсуждении, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
К КОНЦУ 2 КЛАССА
Обучающиеся должны:
владеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 50 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Обучающиеся должны уметь:
определять главную мысль прочитанного текста и выражать ее своими словами;
составлять пересказ (краткий, полный) прочитанного текста;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
осознанно и полно воспринимать содержание читаемого произведения, устного ответа товарища.
Обучающиеся должны знать:
наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
название, темы и сюжеты нескольких произведений фольклорных жанров;
содержание 3-4 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 3 пословиц, 2-3 крылатых выражения.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, к близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.