ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой (поурочно, по темам, по разделам, по четвертям, по полугодиям).
Текущий контроль обучающихся может проводиться в следующих формах:
а) контрольные работы;
б) проверочные работы;
в) практические работы;
г) самостоятельные работы (в том числе по вариантам или по индивидуальным заданиям);
д) тестирование, в том числе с применением компьютера;
е) устный опрос.
Промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания учебных дисциплин за год в соответствии с программой.
Итоговая аттестация – процедура, проводимая с целью проверки конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков.
Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе выставляются
по пяти бальной системе.
Рабочая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, т.е. 17 часов в год и должна быть реализована с 01.09.2017 г по 30.05.2018 г.
II раздел
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление, устанавливаются простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
III раздел
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Естествознание» в 6 классе рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество учебных недель – 34.
Учебные занятия по курсу «Естестознание» проводятся в форме комбинированных уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.
IV раздел
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Познавательные ценности - содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативные ценности - курс биологии способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности - курс биологии направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая уникальность и неповторимость всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности - формируемые в курсе биологии ценностные ориентиры, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
V раздел
Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел. В жидкости, жидкостей в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
ВОДА
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус.
Свойство воды: непостоянство формы; текучесть; расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении; расширение воды при замерзании. Учет и использование этих свойств человеком.
Способность воды растворять твердые в – ва. Растворимые и нерастворимые в – ва. Растворы в быту. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Три состояние воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, пути их решения.
ВОЗДУХ
Свойство воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород его свойства, значение кислорода в природе и жизни человека.
Углекислый газ, его свойства, значение в природе. Применение углекислого газа при тушении пожаров.
Чистый и загрязненный воздух. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха и пути их решения.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
П/иск, используемые в строительстве.
Горючие п/иск.
П/иск, которые используют для получения минеральных удобрений.
П/иск, используемые для получения металлов.
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
ПОЧВА
Почва – верхний плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв. Основное свойство почвы – плодородие.
Местные типы почвы: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, пути их решения.
VI раздел
Учебно-тематическое планирование
VII раздел
Календарно-тематическое планирование по естествознанию
VIII раздел
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Естествознание» 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.
Учебник указан в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
IX раздел
Система контроля и оценки
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся
Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе выставляются по пяти бальной системе.
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4» ставится в случае:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3»:
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость значительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Текущий контроль обучающихся может проводиться в следующих формах:
а) контрольные работы;
б) проверочные работы;
в) практические работы;
г) самостоятельные работы (в том числе по вариантам или по индивидуальным заданиям);
д) тестирование, в том числе с применением компьютера;
е) устный опрос.
Промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания учебных дисциплин за год в соответствии с программой.
Итоговая аттестация – процедура, проводимая с целью проверки конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков.
Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе выставляются
по пяти бальной системе.
Рабочая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, т.е. 17 часов в год и должна быть реализована с 01.09.2017 г по 30.05.2018 г.
II раздел
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии в коррекционной школе VIII вида направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с неживой природой развиваются у учащихся наблюдательность, речь и мышление, устанавливаются простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
В 6 классе программа призвана дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
III раздел
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «Естествознание» в 6 классе рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество учебных недель – 34.
Учебные занятия по курсу «Естестознание» проводятся в форме комбинированных уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.
IV раздел
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Познавательные ценности - содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативные ценности - курс биологии способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у учащихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности - курс биологии направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая уникальность и неповторимость всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности - формируемые в курсе биологии ценностные ориентиры, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
V раздел
Содержание учебного курса
ВВЕДЕНИЕ
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел. В жидкости, жидкостей в газы. Для чего нужно изучать неживую природу.
ВОДА
Вода в природе. Температура воды и ее измерение. Единица измерения температуры – градус.
Свойство воды: непостоянство формы; текучесть; расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении; расширение воды при замерзании. Учет и использование этих свойств человеком.
Способность воды растворять твердые в – ва. Растворимые и нерастворимые в – ва. Растворы в быту. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Питьевая вода.
Три состояние воды. Круговорот воды в природе. Значение воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воды, пути их решения.
ВОЗДУХ
Свойство воздуха: прозрачность, бесцветность, упругость. Теплопроводность воздуха. Учет и использование свойств воздуха человеком.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного. Движение воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород его свойства, значение кислорода в природе и жизни человека.
Углекислый газ, его свойства, значение в природе. Применение углекислого газа при тушении пожаров.
Чистый и загрязненный воздух. Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха и пути их решения.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
П/иск, используемые в строительстве.
Горючие п/иск.
П/иск, которые используют для получения минеральных удобрений.
П/иск, используемые для получения металлов.
Экологические проблемы, связанные с добычей и использованием полезных ископаемых; пути их решения.
ПОЧВА
Почва – верхний плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы. Минеральная и органическая часть почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв. Основное свойство почвы – плодородие.
Местные типы почвы: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Экологические проблемы, связанные с загрязнением почвы, пути их решения.
VI раздел
Учебно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Вода | 4 |
3 | Воздух | 3 |
4 | Полезные ископаемые | 5 |
5 | Почвы | 4 |
Всего: | 17 |
VII раздел
Календарно-тематическое планирование по естествознанию
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Качество образования как результат коррекционной направленности. | Учебные задачи | Виды коррекции на уроке | Д/З | |||||
Предметно - информационная | Деятельно- коммуникативная | Ценностно - ориентационная | | | ||||||||
I четверть – 5 часов | ||||||||||||
Введение – 1 час. | ||||||||||||
1 | 02.09 | Живая и неживая природа. Земля – планета, на которой мы живем. | 1 | Понятия: «природные тела: твёрдые, жидкие, газообразные», «небесные тела», форма и величина Земли. | Формирование умений находить отличительные признаки живых и неживых тел, а также твёрдых тел, жидкостей и газов. | Воспитывать бережное отношение к природе. | Дать общие представления о предметах и явлениях неживой природы, их изменениях, об отличительных признаках живых и неживых тел, твёрдых тел жидкостей и газов | Коррекция зрительного восприятия, мышления на основе упражнений в сравнении | С.7-15 | |||
Вода – 4 часа. | ||||||||||||
2 | 16.09 | Вода в природе. Непостоянство формы и текучесть воды. Расширение и сужение воды. | 1 | Понятия вода в природе, знания учащихся о воде: текучести, расширении и сужении. | Беседа, наблюдение, опыты | Воспитывать бережное отношение к воде. | Дать общие представления о свойствах воды. | Развитие памяти, внимания, зрительного восприятия | С.19-25 | |||
3 | 30.09 | Термометр и измерение температуры. Свойства воды: при замерзании и нагревании. | 1 | Дать понятия: «термометр, температура», понятия о свойствах воды, её состояниях о превращении воды в пар при нагревании | Формирование умений измерять температуру воды. | опыты | Формирование умений измерять температуру воды. | коррекция наблюдательности и речемыслительной деятельности. | С.28-36 | |||
4 | 14.10 | Свойство воды растворять некоторые твёрдые вещества. Нерастворимые в воде вещества. Прозрачность воды. | 1 | Дать понятия: «растворимые и нерастворимые вещества» , мутность и прозрачность. | Беседа, наглядный. Практический метод | опыт | Рисунки, иллюстрации, лабораторное оборудование | Обогащение активного словаря учащихся | С.39-45 | |||
5 | 28.10 | Водные растворы в природе: Минеральная, морская и питьевая вода Их использование. | 1 | Дать понятия: «растворы в природе», Познакомить учащихся с растворами в природе. | Словесно- иллюстративный метод | работа с тетрадью, учебником | | Развитие умения анализировать природные материалы, образец изделия | С.47-53 | |||
II четверть – 3 часа. | ||||||||||||
Воздух- 3 часа | ||||||||||||
1/6 | 18.11 | Что такое воздух? Его свойства. Упругость и теплопроводность воздуха | 1 | Дать понятия: «воздух», «упругость», «сжимаемость». | Беседа, наглядный. Практический метод | Практ. работа « Обнаружение воздуха в пористых телах: сахар, сухарь. Уголь. | | Обогащение активного словаря учащихся | С.59-65 | |||
2/7 | 02.12 | Расширение, движение и состав воздуха. | 1 | Дать понятия: «Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. «Дать понятия: состав воздуха: «азот», «кислород», «углекислый газ», «примеси» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация опытов Работа с тетрадью | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | Коррекция наблюдательности | С.68-74 | |||
3/8 | 16.12 | Кислород, углекислый газ, их свойства и значение в природе и жизни человека. | 1 | Дать понятия: «кислород», «жидкий кислород». | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация опытов, работа с тетрадью, книгой | Кислород | Коррекция недостатков умственного развития учащихся | | |||
III четверть – 5 часов. | ||||||||||||
Полезные ископаемые -5 часов | ||||||||||||
1/9 | 20.01 | Разнообразие полезных ископаемых и использование их в строительстве. | 1 | Дать понятия: «полезные ископаемые», «месторождения», «гранит», «известняк». | Беседа. Формирование умений распознавать полезные ископаемые | Распознавание пол. ископаемых из коллекций | Дать общие представления о полезных ископаемых и их значении. | Развитие мышления, речи, активизация словаря | С.93-98 | |||
2/10 | 03.02 | Горючие полезные ископаемые. Торф, его свойства и значение. | 1 | Дать понятия: «горючие полезные ископаемые» | Формирование умений распознавать горючие полезные ископаемые | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Горючие полезные ископаемые. | Умение более обдуманно составить рассказ, тщательно проверять его, развитие чувства самоконтроля | С.105-108 | |||
3/11 | 17.02 | Каменный уголь, нефть, их свойства и ,значение. | 1 | Дать понятия: «месторождения «горючие полезные ископаемые» | Формирование умений распознавать полезные ископаемые. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твёрдость, хрупкость. Добыча и использование | Развитие умения анализировать природные материалы. Коррекция внимания речемыслительной деятельности | С.108-115 | |||
4/12 | 03.03 | Природный газ, его свойства. Полезные ископаемые, из которых получают минеральные удобрения. | 1 | Дать понятия: «горючие полезные ископаемые», «минеральные удобрения». | Формирование умений распознавать полезные ископаемые | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. | Природный газ. Свойства газа: запах, бесцветность, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. | Коррекция внимания речемыслительной деятельности | С.115-120 | |||
5/13 | 17.03 | Калийная соль. Цветные металлы. Чёрные металлы. Их свойства, получение. | 1 | Дать понятия «Калийная соль» | наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых из коллекции | Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. | Коррекция мышления | С.120-130 | |||
IV четверть – 4 часа | ||||||||||||
Почва – 4 часа | ||||||||||||
1/14 | 14.04 | Почва, состав почвы. Главная часть почвы - перегной. | 1 | Дать понятия: Основное свойство почвы – плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Дать понятия: «почва», «плодородие», «перегной», «чернозём». | Формирование умений проводить несложную обработку почвы, различать слои почвы. | Воспитывать ответственное отношение к выполнению задания. Воспитывать трудолюбие. | Почва - верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, вода, песок, минеральные соли, воздух. | Развитие внимания, , зрительного восприятия, мышления средствами предмета биология | С.139-147 | |||
2/15 | 28.04 | Неорганическая часть почвы- песок, глина,минеральные соли. Песчаные, глинистые и чернозёмные почвы | 1 | Дать понятия: «почва», «песчаная почва», «удобрения», «обработка почвы». | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых | Минеральная и органическая часть почвы. Глина песок и минеральные вещества – минеральная часть почвы. | развитие умения анализировать природные материалы | 147-152 | |||
3/16 | 12.05 | Почвы родного края. Обработка почвы . | 1 | Дать понятия: «Почвы Оренбургской области» | Беседа, наглядный. Практический метод | Демонстрация пол. ископаемых | местные типы почв: название, краткая характеристика. | Развитие умения анализировать природные материалы | С.152-159 | |||
4/17 | 26.05 | Значение почвы для народного хозяйства. Необходимость бережного отношения к ней. Охрана почвы | 1 | Дать понятия: «Значение почвы» | Беседа. Практический метод | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам | | Умение более обдуманно составить рассказ, тщательно проверять его, развитие чувства самоконтроля | С.164-169 |
VIII раздел
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Естествознание» 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.
Учебник указан в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
IX раздел
Система контроля и оценки
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся
Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе выставляются по пяти бальной системе.
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка «4» ставится в случае:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3»:
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость значительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.