ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова России.
Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).
Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал.
Географическая номенклатура:
Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя)
VII раздел
Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе
№ п\п | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Содержание темы | Планируемые результаты | Коррекционная работа на уроке | Д/З |
I четверть – 5 часов | |||||||
1. | 09.09 | Введение. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Явления природы. | 1 | Познакомить учащихся с новым предметом, учебником. Дать представление о географии как науке. Разъяснить происхождение и смысл понятия «география»; Познакомить с зависимостью влияния высоты Солнца на погоду; довести до понимания учащихся, почему надо изучать признаки времен года, как необходимо к ним подготовиться; Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникновения. | Понимание учащимися, что изучает география, почему необходимо её изучать. Знать, как влияет высота Солнца на погоду, причины возникновения различных явлений природы. | Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН; Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной Деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития». | С.4-13 |
2. | 23.09 | Географические сведения о своей местности и труде населения. | 1 | Познакомить с г.п. своей местности, выяснить деятельность живущих здесь людей. | | С.17 | |
3. | 07.10 | Ориентирование на местности. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. | 1 | Познакомить с понятием горизонт, дать представление видам горизонта; продолжить формирование навыков аккуратного составления рисунка. Научить определять стороны горизонта по солнцу, деревьям. | Знать сущность понятия «горизонт», уметь чертить рисунок. Знать и уметь определять стороны горизонта. | Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН; Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной Деятельности с практической работой. Учет индивидуальных психофизических особенностей, ставить «зону ближайшего развития». | С.18-20 |
4. | 13.10 | Компас и правила пользования им. Ориентирование. | 1 | Познакомить с компасом, его строением и правилами работы; Научить определять стороны горизонта и ориентироваться по компасу, солнцу. | Уметь определять стороны горизонта по компасу, солнцу. | С.22-24 | |
5. | 21.10 | Формы поверхности Земли: равнины, холмы, овраги, горы. | 1 | Сформировать представление о видах равнин, холмах, оврагах, горах, научить находить все на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. . | Уметь работать с картой, знать виды равнин,оврагов,гор. | С28-33. | |
II четверть – 4 часа. | |||||||
1/6 | 11.11 | Вода на Земле. Вода в природе. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. | 1 | Сформировать представление о воде в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. | Знать процентное соотношение воды к суше, значение воды для всего живого. | | С.39-45 |
2/7 | 25.11 | Части реки. Равнинные и горные реки. Как люди используют реки. | 1 | Сформировать представление о части реки, о горных и равнинных реках в природе, научить находить равнины на физической карте, продолжить формирование навыков работы с картой. | Знать название | | С. 39-51 |
частей реки, уметь показать на схеме, знать характеристики рек. Знать правила рационального использования воды. | | | |||||
3/8 | 09.12 | Озера, водохранилища, пруды. Болота, их осушения. | 1 | Сформировать представление о болотах, продолжить формирование навыков работы с картой. | Знать определение «болото», уметь находить их на карте, знать характеристику болот. | Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН; Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. | С.54-57 |
4/9 | 23.12 | Океаны и моря. Острова и полуострова. | 1 | Сформировать представление об океанах и морях, островах и полуостровах. Продолжить формирование навыков работы с картой. | Знать определение «море, океан», уметь находить их на карте, знать характеристику морей и океанов. | С.60-64 | |
III четверть – 5 часов | |||||||
1/10 | 13.01 | План и карта. Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса. | 1 | Научить составлять план предмета, выяснить его отличие от рисунка; развивать глазомер и умение работать с измерительными приборами; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради. | Знать определение «план, карта, масштаб», уметь чертить рисунок и план предмета. | Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН; Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. | С.69-74 |
2/11 | 27.01 | Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Условные знаки и цвета карт. Физическая карта России. | 1 | Дать определение «условные знаки», познакомить с их видами и что они обозначают; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; | Знать условные знаки и цвета плана местности и карт. Уметь отличать план от карты. | С.78-83 | |
3/12 | 10.02 | Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Глобус — модель Земного шара. | 1 | Сформировать представление о земном шаре. Продолжать работу по правильному оформлению опорных схем в тетради; развивать внимание, память, логическое мышление. | Знать, что такое космос, вокруг какой звезды вращается наша планета, что такое Солнечная система, чем отличается Земля от других планет Солнечной системы. | Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН; Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. | С.91-103 |
4/13 | 24.02 | Распределение воды и суши на Земле. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. | 1 | Сформировать представления о Мировом океане его составных частях. Сформировать представления о материках и частях света. Продолжить работу с текстом учебника, учить читать карту. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. | Уметь определить в каком полушарии больше воды и суши, чем отличается материк от части света, уметь показать на карте полушарий океаны и моря. | С.104-112 | |
5/14 | 10.03 | Значение Солнца. Понятие о климате. Пояса освещенности. | 1 | Выявить зависимость температуры от высоты солнца и угла падения солнечных лучей на земную поверхность. продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради; Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. | Знать, как солнечные лучи нагревают землю в течение года. Как лучи падают на Землю в каком месяце в северном полушарии Солнце не поднимается высоко над горизонтом. | С.116-122 | |
IV четверть -3 часа | |||||||
1/15 | 07.04 | Карта России. Г.п. России на карте. Границы России. Сухопутные и морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. | 1 | Изучить особенности г.п. России Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. | Уметь описать г.п. по плану. Знать, какой климат характерен для нашей страны. Уметь пользоваться контурной картой. | Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН; Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной деятельности с практической работой. развития». | С.132-142 |
2/16 | 21.04 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья, горы. | 1 | Раскрыть особенности поверхности нашей страны. Ввести понятие низменности, возвышенности, плоскогорья. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. | Уметь называть и показывать на карте равнины, низменности и возвышенности, описать равнину по плану. | Повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов; индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных ЗУН; Коррекция в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать географические задачи. Организовать специальные условия: чередование умственной Деятельности с практической работой. развития». | С.152-159 |
3/17 | 05.05 | Реки и озера России. | 1 | Раскрыть особенности рек. Продолжить формирование самостоятельных навыков при работе с картой. Развивать внимание, географическую зоркость. | Уметь находить на карте реки и озера. Знать, какие реки впадают в Каспийское море. Почему каспийское озеро называют морем. | С.162-175 |
VIII раздел
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Основная учебная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «География » 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение 2009.
Учебник указан в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
IX раздел
Система контроля и оценки
Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся
Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе выставляются по пяти бальной системе.
Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.
Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.
Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
X раздел
Приложения к программе
Приложение 1
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Базовый уровень
Учащиеся должны знать:
-
что изучает география; -
горизонт, линию и стороны горизонта; -
основные формы земной поверхности; -
виды водоемов, их различия; -
меры по охране воды от загрязнения; -
правила поведения в природе; -
отличие плана от рисунка и географической карты; -
масштаб, его обозначение; -
условные знаки плана; -
основные направления на плане, географической карте; -
условные цвета и знаки географической карты; -
распределение суши и воды на Земле; -
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; -
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; -
расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий; -
основные типы климатов и их упрощенные характеристики; -
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Учащиеся должны уметь:
-
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы; -
выявлять на карте особенности рельефа, водоемов; -
делать схематические зарисовки, изучаемых форм земной поверхности; -
читать планы местности; -
ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе; -
читать географическую карту; -
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; -
показывать на карте объекты, указанные в программе; -
выполнять задания в рабочей тетради.
Минимально допустимый уровень.
Учащиеся должны знать(с помощью опорных вопросов, словарных слов, иллюстраций, схем, перечня конкретных заданий):
-
что изучает география; -
стороны горизонта; -
основные формы земной поверхности; -
виды водоемов; -
отличие плана от рисунка; -
общее понятие о масштабе; -
2-5 условных знаков плана; -
основные направления сторон горизонта на географической карте; -
условные цвета географической карты; -
распределение суши и воды на Земле; -
названия материков и океанов; -
расположение поясов освещенности на глобусе;
Учащиеся должны уметь:
-
определять стороны горизонт по компасу и 2-3 местным признакам природы (с помощью учителя); -
показывать на карте некоторые формы рельефа и виды водоемов (с помощью учителя); -
выборочно читать географическую карту (с помощью учителя); -
описывать изучаемые объекты с опорой на картину; -
выполнять выборочные задания в рабочей тетради (с помощью учителя).
Рабочая программа по естествознанию
Программа: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год
Учебник: «Естествознание». 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.
I раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по естествознанию является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МОАУ»СОШ №49 г. Орска».
Рабочая программа по естествознанию для 6 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 5 – 9 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией . Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Естествознание» 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.
Программа рассчитана на 17 часов.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Изучение естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. Естествознание дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Курс «Естествознания» в 6 классе продолжает вводные курсы «Живой мир» (1 -4 классы) и «Природоведение (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естествен – научную подготовку.
Курс естествознания в 6 классе, посвящен изучению неживой природы. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Программа по естествознанию в 6 классе состоит из пяти блоков, что соответствует учебнику Н. В. Королевой, Е.В. Макаревич по которому осуществляется обучение.
Весь материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости.
Цель курса:
-
Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.
Задачи курса:
-
развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»; -
сообщение знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); -
формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; -
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
Основные направления коррекционной работы:
-
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. -
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся. -
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. -
Коррекция мышц мелкой моторики. -
Развитие самостоятельности, аккуратности. -
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. -
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Формы работы на коррекционных занятиях:
Комбинированный урок;
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений;
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, заочная экскурсия, устный журнал, уроки –путешествия;
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект «Естествознание» 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок –беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-путешествие, урок –игра, урок развития речи, урок систематизации и обобщения знаний, урок проверки и оценки знаний.
Методы и приемы обучения: объяснение; рассказ; демонстрация; наблюдение; работа с книгой, игра; упражнение; практическая работа; самостоятельная работа; программированное обучение;
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Виды и формы контроля:
Текущий контроль успеваемости