Файл: Пояснительная записка рабочей программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освеще­нии и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклон­ные и скользящие солнечные лучи).

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изобра­жение их на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.

Карта России.

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега Рос­сии. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов.

Острова и полуострова России.

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (камен­ного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).

Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС. Реки Лена, Амур.

Озера Ладожское, Онежское, Байкал.

Географическая номенклатура:

Границы России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих берега России. Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля, Сахалин, Курильские.
Полуострова: Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка. Равнины: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Валдайская и Среднерусская возвышенности, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны.
Реки: Волга, дон, Днепр, Урал, Обь, Енисей, Лена, Амур.
Озёра: Ладожское, Онежское, Байкал, Каспийское море.
Города: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург (по выбору учителя)
VII раздел

Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе

п\п

Дата про­ведения

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание темы

Планируемые ре­зультаты

Коррекционная работа на уроке

Д/З

I четверть – 5 часов

1.



09.09

Введение.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.

Явления при­роды.

1

Познакомить учащихся с новым предметом, учебником. Дать пред­ставление о географии как науке.

Разъяснить происхождение и смысл понятия «география»;

Познакомить с зависимостью влия­ния высоты Солнца на погоду; до­вести до понимания учащихся, по­чему надо изучать признаки времен года, как необходимо к ним подготовиться;

Познакомить с явлениями природы, выяснить причины их возникнове­ния.

Понимание уча­щимися, что изу­чает география, почему необхо­димо её изучать.

Знать, как влияет высота Солнца на погоду, причины возникновения различных явле­ний природы.

Повышение уровня общего разви­тия учащихся, восполнение пробе­лов; индивидуальная работа по формированию недостаточно ус­военных ЗУН;

Коррекция в развитии познава­тельной сферы и речи, направлен­ная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, приме­нять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, ре­шать географические задачи. Ор­ганизовать специальные условия: чередование умственной Деятель­ности с практической работой. Учет индивидуальных психофизи­ческих особенностей, ставить «зону ближайшего развития».

С.4-13

2.

23.09

Географиче­ские сведения о своей местно­сти и труде на­селения.


1

Познакомить с г.п. своей местности, выяснить деятельность живущих здесь людей.




С.17

3.


07.10

Ориентирова­ние на местно­сти. Горизонт. Линия гори­зонта.

Стороны гори­зонта.

1

Познакомить с понятием горизонт, дать представление видам гори­зонта; продолжить формирование навыков аккуратного составления рисунка.

Научить определять стороны гори­зонта по солнцу, деревьям.

Знать сущность понятия «гори­зонт», уметь чер­тить рисунок.

Знать и уметь оп­ределять стороны горизонта.

Повышение уровня общего разви­тия учащихся, восполнение пробе­лов; индивидуальная работа по формированию недостаточно ус­военных ЗУН;

Коррекция в развитии познава­тельной сферы и речи, направлен­ная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, приме­нять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, ре­шать географические задачи. Ор­ганизовать специальные условия: чередование умственной Деятель­ности с практической работой. Учет индивидуальных психофизи­ческих особенностей, ставить «зону ближайшего развития».

С.18-20

4.


13.10

Компас и пра­вила пользова­ния им.

Ориентирова­ние.

1

Познакомить с компасом, его строением и правилами работы; Научить определять стороны гори­зонта и ориентироваться по ком­пасу, солнцу.

Уметь определять стороны гори­зонта по компасу, солнцу.

С.22-24

5.

21.10

Формы по­верхности Земли: рав­нины, холмы, овраги, горы.

1

Сформировать представление о ви­дах равнин, холмах, оврагах, горах, научить находить все на физиче­ской карте, продолжить формиро­вание навыков работы с картой.

.

Уметь работать с картой, знать виды рав­нин,оврагов,гор.

С28-33.

II четверть – 4 часа.

1/6

11.11

Вода на Земле. Вода в при­роде. Родник, его образова­ние. Колодец. Водопровод.


1

Сформировать представление о воде в природе, научить находить равнины на физической карте, про­должить формирование навыков работы с картой.

Знать процентное соотношение воды к суше, зна­чение воды для всего живого.




С.39-45

2/7

25.11

Части реки.

Равнинные и горные реки. Как люди ис­пользуют реки.

1

Сформировать представление о части реки, о горных и равнинных реках в природе, научить находить равнины на физической карте, про­должить формирование навыков работы с картой.

Знать название




С. 39-51

частей реки, уметь показать на схеме, знать ха­рактеристики рек. Знать правила

рационального использования воды.







3/8

09.12

Озера, водо­хранилища, пруды.

Болота, их осушения.

1

Сформировать представление о бо­лотах, продолжить формирование навыков работы с картой.

Знать определе­ние «болото», уметь находить их на карте, знать характеристику болот.

Повышение уровня общего разви­тия учащихся, восполнение пробе­лов; индивидуальная работа по формированию недостаточно ус­военных ЗУН; Коррекция в разви­тии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвое­нию нового материала. Учить рас­суждать, использовать имею­щуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать гео­графические задачи.

С.54-57

4/9

23.12

Океаны и моря. Острова и по­луострова.

1

Сформировать представление об океанах и морях, островах и полу­островах. Продолжить формирова­ние навыков работы с картой.

Знать определе­ние «море, океан», уметь на­ходить их на карте, знать ха­рактеристику мо­рей и океанов.

С.60-64

III четверть – 5 часов

1/10

13.01

План и карта. Рисунок и план предмета. План и масштаб. План класса.

1

Научить составлять план предмета, выяснить его отличие от рисунка; развивать глазомер и умение рабо­тать с измерительными приборами; продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради.


Знать определе­ние «план, карта, масштаб», уметь чертить рисунок и план предмета.

Повышение уровня общего разви­тия учащихся, восполнение пробе­лов; индивидуальная работа по формированию недостаточно ус­военных ЗУН; Коррекция в разви­тии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвое­нию нового материала. Учить рас­суждать, использовать имею­щуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать гео­графические задачи.

С.69-74

2/11

27.01

Условные знаки плана местности. План и геогра­фическая карта. Условные знаки и цвета карт. Физиче­ская карта Рос­сии.

1

Дать определение «условные знаки», познакомить с их видами и что они обозначают; продолжить работу по правильному оформле­нию работ в тетради;

Знать условные знаки и цвета плана местности и карт.

Уметь отличать план от карты.

С.78-83

3/12

10.02

Земной шар. Краткие сведе­ния о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Гло­бус — модель Земного шара.

1

Сформировать представление о земном шаре. Продолжать работу по правильному оформлению опор­ных схем в тетради; развивать вни­мание, память, логическое мышле­ние.

Знать, что такое

космос, вокруг какой звезды вращается наша планета, что такое Солнечная сис­тема, чем отлича­ется Земля от дру­гих планет Сол­нечной системы.

Повышение уровня общего разви­тия учащихся, восполнение пробе­лов; индивидуальная работа по формированию недостаточно ус­военных ЗУН; Коррекция в разви­тии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к усвое­нию нового материала. Учить рас­суждать, использовать имею­щуюся информацию, применять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, решать гео­графические задачи.

С.91-103

4/13

24.02

Распределение воды и суши на Земле. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий.

1

Сформировать представления о Мировом океане его составных час­тях. Сформировать представления о материках и частях света.

Продолжить работу с текстом учеб­ника, учить читать карту. Способст­вовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Уметь определить в каком полуша­рии больше воды и суши, чем отли­чается материк от части света, уметь показать на карте полушарий океаны и моря.

С.104-112

5/14

10.03

Значение Солнца. Поня­тие о климате. Пояса осве­щенности.

1

Выявить зависимость температуры от высоты солнца и угла падения солнечных лучей на земную по­верхность. продолжить работу по правильному оформлению работ в тетради;

Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

Знать, как сол­нечные

лучи нагревают землю в течение года. Как лучи падают на Землю в каком месяце в северном полу­шарии Солнце не поднимается вы­соко над горизон­том.

С.116-122

IV четверть -3 часа

1/15

07.04

Карта России. Г.п. России на карте. Границы России. Сухо­путные и мор­ские границы. Океаны и моря, омывающие берега России.

1

Изучить особенности г.п. России

Продолжить формирование само­стоятельных навыков при работе с картой.

Развивать внимание, географиче­скую зоркость.

Уметь описать г.п. по плану. Знать, какой кли­мат характерен для нашей страны. Уметь пользоваться кон­турной картой.

Повышение уровня общего разви­тия учащихся, восполнение пробе­лов; индивидуальная работа по формированию недостаточно ус­военных ЗУН;

Коррекция в развитии познава­тельной сферы и речи, направлен­ная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, приме­нять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, ре­шать географические задачи. Ор­ганизовать специальные условия: чередование умственной деятель­ности с практической работой. развития».


С.132-142

2/16

21.04

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья, горы.

1

Раскрыть особенности поверхности нашей страны. Ввести понятие низ­менности, возвышенности, плоско­горья. Продолжить формирование самостоятельных навыков при ра­боте с картой.


Уметь называть и показывать на карте равнины, низменности и возвышенности, описать равнину по плану.

Повышение уровня общего разви­тия учащихся, восполнение пробе­лов; индивидуальная работа по формированию недостаточно ус­военных ЗУН;

Коррекция в развитии познава­тельной сферы и речи, направлен­ная подготовка к усвоению нового материала. Наглядные пособия, карточки – задания, кроссворды, ребусы, географическое лото. Учить рассуждать, использовать имеющуюся информацию, приме­нять творческую деятельность, ставить проблемные вопросы, ре­шать географические задачи. Ор­ганизовать специальные условия: чередование умственной Деятель­ности с практической работой. развития».


С.152-159

3/17

05.05

Реки и озера России.

1

Раскрыть особенности рек. Про­должить формирование самостоя­тельных навыков при работе с кар­той.

Развивать внимание, географиче­скую зоркость.

Уметь находить на карте реки и озера. Знать, ка­кие реки впадают в Каспийское море. Почему каспийское озеро называют морем.

С.162-175


VIII раздел

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная учебная литература

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «География » 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение 2009.

Учебник указан в Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
IX раздел

Система контроля и оценки

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся

Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе выставляются по пяти бальной системе.

Оценка «5» ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик излагает изученный материал, дает правильные определения, обнаруживает понимание материала, может применить знания на практике, привести необходимые примеры, но допускает 1 - 2 ошибки и 1 - 2 недочета.

Оценка «3» ставится, если ученик излагает изученный материал неполно и допускает неточности и более 3 фактических ошибок, не умеет привести свои примеры.
X раздел

Приложения к программе

Приложение 1

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Базовый уровень

Учащиеся должны знать:

  • что изучает география;

  • горизонт, линию и стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов, их различия;

  • меры по охране воды от загрязнения;

  • правила поведения в природе;

  • отличие плана от рисунка и географической карты;

  • масштаб, его обозначение;

  • условные знаки плана;

  • основные направления на плане, географической карте;

  • условные цвета и знаки географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полу­шарий;

  • различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

  • расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

  • основные типы климатов и их упрощенные характеристики;

  • географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.


Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, ком­пасу и местным признакам природы;

  • выявлять на карте особенности рельефа, водоемов;

  • делать схематические зарисовки, изучаемых форм земной поверхности;

  • читать планы местности;

  • ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

  • читать географическую карту;

  • составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

  • показывать на карте объекты, указанные в программе;

  • выполнять задания в рабочей тетради.

Минимально допустимый уровень.

Учащиеся должны знать(с помощью опорных вопросов, словарных слов, иллюстраций, схем, перечня конкретных заданий):

  • что изучает география;

  • стороны горизонта;

  • основные формы земной поверхности;

  • виды водоемов;

  • отличие плана от рисунка;

  • общее понятие о масштабе;

  • 2-5 условных знаков плана;

  • основные направления сторон горизонта на географической карте;

  • условные цвета географической карты;

  • распределение суши и воды на Земле;

  • названия материков и океанов;

  • расположение поясов освещенности на глобусе;

Учащиеся должны уметь:

  • определять стороны горизонт по ком­пасу и 2-3 местным признакам природы (с помощью учителя);

  • показывать на карте некоторые формы рельефа и виды водоемов (с помощью учителя);

  • выборочно читать географическую карту (с помощью учителя);

  • описывать изучаемые объекты с опорой на картину;

  • выполнять выборочные задания в рабочей тетради (с помощью учителя).


Рабочая программа по естествознанию

Программа: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год

Учебник: «Естествознание». 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.

I раздел

Пояснительная записка

Рабочая программа по естествознанию является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МОАУ»СОШ №49 г. Орска».


Рабочая программа по естествознанию для 6 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 5 – 9 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией . Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2013.

Программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Естествознание» 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.

Программа рассчитана на 17 часов.

Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.

Изучение естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. Естествознание дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

Курс «Естествознания» в 6 классе продолжает вводные курсы «Живой мир» (1 -4 классы) и «Природоведение (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естествен – научную подготовку.

Курс естествознания в 6 классе, посвящен изучению неживой природы. Учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Программа по естествознанию в 6 классе состоит из пяти блоков, что соответствует учебнику Н. В. Королевой, Е.В. Макаревич по которому осуществляется обучение.

Весь материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости.

Цель курса:

  • Формирование представлений учащихся о предметах и явлениях неживой природы.

Задачи курса:

  • развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Естествознание»;

  • сообщение знаний об основных элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

  • формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

  • проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;


Основные направления коррекционной работы:

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Коррекция мышц мелкой моторики.

  • Развитие самостоятельности, аккуратности.

  • Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

  • Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Формы работы на коррекционных занятиях:

Комбинированный урок;

урок изучения нового учебного материала;

урок закрепления и применения знаний;

урок обобщающего повторения и систематизации знаний;

урок контроля знаний и умений;

нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, заочная экскурсия, устный журнал, уроки –путешествия;

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект «Естествознание» 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Н.В. Королева, Е.В. Макаревич. – М. Владос, - 2004.

Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок –беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-путешествие, урок –игра, урок развития речи, урок систематизации и обобщения знаний, урок проверки и оценки знаний.

Методы и приемы обучения: объяснение; рассказ; демонстрация; наблюдение; работа с книгой, игра; упражнение; практическая работа; самостоятельная работа; программированное обучение;

Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.

Виды и формы контроля:

Текущий контроль успеваемости