ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа по географии
Программа: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год
Учебник: Учебник: «География ». 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина. – М. Просвещение, - 2009.
I раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МОАУ»СОШ №49 г. Орска».
Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе «Образовательной программы для учащихся 5 – 9 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)» под редакцией . Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2013.
Программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «География » 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение 2009.
Программа рассчитана на 17 часов.
Соответствует федеральному государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
Изучение географии нашей страны в специальной (коррекционной) школе VIII вида расширяет представления детей с нарушением интеллекта об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно- следственные зависимости. Работа с картой учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
В 6 классе в «Начальном курсе физической географии» приводятся в систему все полученные в младших классах первоначальные географические знания, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью в ближайшем окружении.
Цель курса:
-
Расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи курса:
-
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. -
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. -
Помочь усвоить правила поведения в природе. -
Развивать учащихся со сниженной мотивацией к познанию -
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. -
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Основные направления коррекционной работы:
-
Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. -
Коррегировать познавательную и речевую деятельность учащихся. -
Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. -
Коррекция мышц мелкой моторики. -
Развитие самостоятельности, аккуратности. -
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. -
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Формы работы на коррекционных занятиях:
Комбинированный урок;
урок изучения нового учебного материала;
урок закрепления и применения знаний;
урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
урок контроля знаний и умений;
нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, урок-экскурсия, практическое занятие, урок-презентация, урок-викторина, заочная экскурсия, устный журнал, уроки –путешествия;
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. Воронковой В.В. 5-9 кл. Москва. «Просвещение», 2013 год
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект «География » 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида / Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина. – М.: Просвещение 2009.
Формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок –беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-путешествие, урок –игра, урок развития речи, урок систематизации и обобщения знаний, урок проверки и оценки знаний.
Методы и приемы обучения: объяснение; рассказ; демонстрация; наблюдение; работа с книгой, игра; упражнение; практическая работа; самостоятельная работа; программированное обучение;
Прием – это часть метода. Например, при использовании метода упражнений применяются следующие приемы: сообщение условий задания, запись условий, выполнение задания, анализ результатов выполнения задания, контроль за правильностью выполнения задания.
Виды и формы контроля:
Текущий контроль успеваемости - это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая учителем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой (поурочно, по темам, по разделам, по четвертям, по полугодиям).
Текущий контроль обучающихся может проводиться в следующих формах:
а) контрольные работы;
б) проверочные работы;
в) практические работы;
г) самостоятельные работы (в том числе по вариантам или по индивидуальным заданиям);
д) тестирование, в том числе с применением компьютера;
е) устный опрос.
Промежуточная аттестация обучающихся — процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания учебных дисциплин за год в соответствии с программой.
Итоговая аттестация – процедура, проводимая с целью проверки конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков.
Промежуточные итоговые оценки в баллах в соответствии с Уставом образовательного учреждения в 6 классе выставляются по пяти бальной системе.
Рабочая программа рассчитана на 0,5 часа в неделю, т.е. 17 часов в год и должна быть реализована с 01.09.2017 г по 30.05.2018 г.
II раздел
Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия по физической географии, что должно сводиться главным образом к ознакомлению учащихся с природными условиями, ресурсами и трудом людей. Преподавание географии в школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе обучения у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и зависимости, бережно относится к окружающей среде, труду и подвигам предыдущих поколений. Практические работы направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми навыками и умениями, которые они бы могли использовать в своей жизни. Методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала. Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний.
Программа составлена с учётом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с ОВЗ: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Курс географии имеет много смежных тем с историей, русским языком, литературного чтения, математикой, изобразительном искусством, СБО и другими предметами.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
III раздел
Описание места учебного предмета в учебном плане
Место учебного предмета в учебном плане
Курс «География» в 6 классе рассчитан на 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Количество учебных недель – 34.
Учебные занятия по курсу «География» проводятся в форме комбинированных уроков, практических занятий, контрольных и самостоятельных работ и т.д., что позволяет осуществить на практике гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с различными источниками информации, оперативного и систематического взаимодействия с учителем.
IV раздел
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивации к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
География даёт благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
V раздел
Содержание учебного курса
Введение.
Повторение, проверка знаний, умений, навыков, полученных в 5 классе на уроках природоведения.
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.
Ориентирование на местности.
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.
Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.
Формы поверхности Земли.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование.
Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.
Вода на Земле.
Вода на Земле. Родник, его образование. Колодец. Водопровод. Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки. Озера, водохранилища, пруды.
Разведение рыб, птиц. Болота, их осушение.
Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.
Острова и полуострова.
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Болота, их осушение. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта.
Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Земной шар.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне. Планеты. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.
Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.
Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Первые кругосветные путешествия.