Файл: Курсовая работа Студент группы 3 д Специальность 49. 02. 01.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»
Глава 1. Закаливание как метод укрепления здоровья школьников
1.2 Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах
1.3 Особенности проведения закаливающих процедур
Глава 2. Методика закаливания школьников на уроках физической культуры
2.1 Особенности развития организма на примере детей младшего школьного возраста
2.2 Комплекс мероприятий для подготовки детей школьного возраста к процедуре закаливания
2.3 Методы закаливания на примере школьников начальных классов на уроках физической культуры
Глава 3. Этапы, организация и методы исследования, обсуждение полученных результатов
- Системность. Все приемы проводились ежедневно;
- Последовательность и постепенное повышение силы раздражителя:
а) постепенно снижалась температура;
б) постепенно облегчалась одежда;
г) постепенно увеличивалось время воздействия;
- Учет индивидуальных особенностей:
а) детей предварительно подготавливали, изучались медицинские карты;
б) изучались закаливающие методики именно для детей младшего школьного возраста;
в) на момент начала закаливания все дети были здоровы;
- Комплексность воздействия природных факторов:
а) сочетание воздействия на организм пониженной температуры и двигательной активности;
Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, т.е. им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Как считают йоги, закаливание приводит к слиянию организма с природой.
Обобщив вышеизложенное можно заключить, что закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определенным образом организованные и соподчиненные между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.
Таким образом, считаем, что закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.
1.2 Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах
Физическая культура – это неотъемлемая часть культуры, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья совершенствования двигательных возможностей, способствующих гармоничному развитию личности.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию привычек здорового образа жизни.
«Оздоровительная физическая культура» — производная от обобщенного понятия «физическая культура».
Система оздоровительной работы в целом включает следующие группы мероприятий:
-
эколого-гигиенические — влажная уборка помещений; сквозное проветривание и ионизация воздуха; обеспечение норм освещения и вентиляции, а также необходимого температурного режима; подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества; использование игрушек из экологически безопасного материала; применение взрослыми косметики, не вызывающей аллергии у детей; экологически чистое окружение для игр и отдыха и др.; -
физкультурно-оздоровительные — утренняя гимнастика; физкультурные занятия; подвижные игры и упражнения на прогулке; лечебная физкультура (ЛФК) для людей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; физкультминутки на занятиях; закаливание (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры); физкультурный досуг; дни здоровья; физкультурные праздники; пешие прогулки; уроки здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни; массаж и самомассаж; использование фитотерапии; применение ингаляций по показаниям и др.; -
психогигиенические — психогимнастика; объявление минут тишины; использование релаксационной музыки во время засыпания; проведение тренинга на релаксацию в игровой форме.
Задачей оздоровительной физической культуры является общее оздоровление
, повышение сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды, предупреждение заболеваний и т.д. Занятия оздоровительной физической культурой не ставят себе задачу достижения каких-либо спортивных результатов или лечения болезней (как в ЛФК) и доступны всем практически здоровым людям.
Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физкультурно-оздоровительных систем, содействуют созданию привычек здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительные системы используют все формы, средства и методы физкультуры, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека.
Рассмотрим ряд физкультурно-оздоровительных систем.
Различают традиционные народные оздоровительные системы, (например, йога) и современные научно обоснованные системы (фитнес, шейпинг, аэробика). Различают народные, сложившиеся тысячелетиями, и авторские методики оздоровления. Различают комплексные методики оздоровления и простые, затрагивающие только одну сторону оздоровления. Различают инновационные, разработанные на научной основе и оригинальные, разработанные по наитию, а также новые физкультурно-оздоровительные системы: аэробика, калланетика, пилатес, дыхательная гимнастика, шейпинг, ритмическая гимнастика, аквааэробика.
Проведение закаливающих процедур в физкультурно-оздоровительных системах, к примеру, может в себя включать:
-
босохождение с элементами корригирующей гимнастики, -
прогулка на свежем воздухе, -
утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, корригирующая гимнастика, -
дыхательная гимнастика, -
игровой оздоровительный массаж по А. Уманской, К. Данейки и другие мероприятия.
Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах в целом - это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания. Основные задачи закаливания - укрепление здоровых людей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.
Для любой физкультурно-оздоровительные системы можно выделить основные и ожидаемые эффекты закаливающих процедур:
-
укрепление нервной системы, -
развитие мышц и костей, -
улучшение работы внутренних органов, -
активизация обмена веществ, -
невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма в физкультурно-оздоровительных системах, основывается на тренировке – систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности [6, 197].
Кроме того закаливание в рамках физкультурно-оздоровительных систем должно соответствовать ряду принципов, которые выработаны практическим опытом и подкреплены медико-биологическими исследованиями. Наиболее важные из них – систематичность, постепенность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, активный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль.
1.3 Особенности проведения закаливающих процедур
Достижение эффекта закаливающих процедур может быть достигнуто только при правильной методике их проведения. Она основывается на использовании психологических явлений и закономерностей, связанных с образованием условных рефлексов. Надо заметить, что образование рефлекторных связей, а также их прочность могут быть достигнуты лишь при условии систематического и регулярного проведения закаливающих процедур. Закаливание следует проводить ежедневно и на протяжении всего года (зимой, весной, летом и осенью). Кстати, методы закаливания могут быть самыми разнообразными.
Закаливающий эффект должен достигаться постепенно и последовательно. В противном случае чрезмерная интенсивность закаливающих воздействий может нанести ощутимый вред здоровью из-за неподготовленности организма к такому воздействию. При выборе интенсивности закаливающих процедур следует руководствоваться индивидуальными особенностями организма. При этом необходимо учитывать возраст, пол, физическое состояние, уровень физического развития, состояние защитных сил организма. Условия закаливания должны по мере возможности приближаться к естественным, в которых происходит жизнедеятельность человека.
Успех закаливания зависит не только от правильной методики, но и не в последнюю очередь связан с отношением самого учащегося к закаливающим процедурам. Надо очень захотеть достичь положительного результата, это обеспечивает 50% успеха. Дело в том, что закаливающие процедуры вызывают поначалу определенные переживания и эмоции, которые надо преодолеть.
Так называемые местные закаливающие процедуры дают определенный положительный эффект, но он распространяется не на весь организм, а на некоторую его часть. Они, конечно, менее эффективны, чем общие воздействия. Чувствительность различных частей тела к холоду неодинаковая. Так, например, лицо менее всего чувствительно к изменениям температуры, тогда как закрытые участки тела (туловище и ноги) более чувствительны, особенно к пониженной температуре. Благоприятного результата можно добиться только тогда, когда закаливающим воздействиям подвергаются более чувствительные участки тела. Вот почему часто, используют ножные ванны, полоскание горла холодной водой. При ножных ваннах холодная вода изменяет температуру кожи не только погруженных в нее стоп и голени, но и за счет рефлекторного влияния температуры слизистых оболочек носа и глотки. За счет этого достигается общий закаливающий эффект. Закаливающий эффект достигается также при ежедневном умывании холодной водой шеи или обмывании холодной водой до пояса [4, 52].