Файл: Курсовая работа Студент группы 3 д Специальность 49. 02. 01.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»
Глава 1. Закаливание как метод укрепления здоровья школьников
1.2 Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах
1.3 Особенности проведения закаливающих процедур
Глава 2. Методика закаливания школьников на уроках физической культуры
2.1 Особенности развития организма на примере детей младшего школьного возраста
2.2 Комплекс мероприятий для подготовки детей школьного возраста к процедуре закаливания
2.3 Методы закаливания на примере школьников начальных классов на уроках физической культуры
Глава 3. Этапы, организация и методы исследования, обсуждение полученных результатов
- Системность. Все приемы проводились ежедневно;
- Последовательность и постепенное повышение силы раздражителя:
а) постепенно снижалась температура;
б) постепенно облегчалась одежда;
г) постепенно увеличивалось время воздействия;
- Учет индивидуальных особенностей:
а) детей предварительно подготавливали, изучались медицинские карты;
б) изучались закаливающие методики именно для детей младшего школьного возраста;
в) на момент начала закаливания все дети были здоровы;
- Комплексность воздействия природных факторов:
а) сочетание воздействия на организм пониженной температуры и двигательной активности;
Характер реакции организма на действие закаливающих процедур очень индивидуален и зависит от продолжительности воздействия. Так, увеличение реакции терморегуляции наблюдается при кратковременном закаливающем воздействии: обливание холодной водой или душем в течение нескольких секунд. Уменьшение реакции отмечается после длительных охлаждающих процедур в пределах нескольких минут. Таким образом, чем короче время охлаждения, тем выше реакция терморегуляции. Это, следует признать, более положительный момент.
Глава 2. Методика закаливания школьников на уроках физической культуры
2.1 Особенности развития организма на примере детей младшего школьного возраста
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.
Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека.
Известно, что нормальному развитию организма помогают занятия физической культурой и спортом. Однако некоторые подростки, решив стать сильными, начинают заниматься атлетической гимнастикой с гантелями, стараются поднять непосильно тяжелую штангу, играют до изнеможения в футбол. Такие занятия никакой пользы для здоровья не принесут. Дети часто переоценивают свои возможности, стараются скорее стать взрослыми и берутся за дело, которое им еще не по силам. Система физического воспитания подрастающего поколения в нашей стране строится с учетом особенностей развития растущего организма.
Возраст детей, подростков и юношей, условно ограничивается первыми 18 годами жизни. Делится на возрастные периоды: дошкольный (от рождения до 7 лет), младший школьный (от 7 до 11 лет), подростковый (от 11 до 15 лет, что соответствует приблизительно среднему школьному возрасту) и юношеский (от 15 до 18 лет). Рост и развитие детского организма протекают непрерывно и в различные возрастные периоды неравномерно.
Остановимся более подробно на особенностях развития организма, к примеру, детей младшего школьного возраста. К детям младшего школьного возраста, как уже было отмечено выше, относятся школьники от 7 до 11 лет.
Младший школьный возраст — период формирования отношения к учению как к трудовой, общественно значимой деятельности. Очень важно создать у ребенка привычку к систематическому труду и умение преодолевать трудности. В этот период улучшаются память ребенка, координация движений. В связи с этими физиологическими особенностями у ребенка появляется способность к обучению: письму, чтению, счету. С началом учебы возникают и некоторые проблемы: ребенок меньше времени проводит на воздухе, изменяется и нарушается режим дня ребенка, в том числе и режим питания. Вследствие этого повышается вероятность таких заболеваний как: инфекционные, аллергические, сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные. Также, в данном возрасте велика вероятность и опасность детского травматизма [8, 75].
В жизни детей младшего школьного возраста большое место занимает игра, содержанием которой являются главным образом действия и поступки, позволяющие выявлять такие качества, как смелость, мужество, находчивость и т. п. Детей занимают подвижные игры с правилами и элементами соревнования. Эти игры воспитывают такие качества, как ловкость, сила, быстрота и координация движений, выдержка, настойчивость, смелость. Различия между мальчиками и девочками в младшем возрасте выражены незначительно, поэтому принципиальных особенностей в методике и содержании упражнений нет.
К числу анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста относятся:
1. Стабилизируется скорость роста: рост ребенка в 8 лет составляет 130 см, в 11 лет – около 145 см.
2. Появляются некоторые скопления жировых клеток под кожей в области груди и живота, которые при отсутствии должного контроля могут привести к ожирению. Менее опасными, становятся переохлаждения и перегрев, так как заканчивается формирование потовых желез. Потовые железы являются небольшими неразветвленными структурами трубчатой формы, основная задача которых заключается в выработке, а также выделении пота на поверхность кожи. В организме человека, насчитывается около двух, двух с половиной миллионов потовых желез, равномерно расположенных по всему телу.
3. Увеличивается в размерах и укрепляется мышечная система ребенка. Теперь школьник становится физически более сильным и работоспособным. Его пальцам подвластна более тонкая работа: письмо, лепка, но развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).
4. Продолжаются рост и укрепление костей, однако окончательное окостенение еще не произошло, в связи с чем, остается опасность искривления позвоночника вследствие неправильной осанки при чтении и письме. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам начинают проявляться отличия в строении скелета мальчиков и девочек: таз у девочек более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.
5. Завершается формирование структуры легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов). Увеличение слизистой оболочки перестает создавать серьезную опасность при заболеваниях дыхательной системы. Частота дыхания уменьшается в 10 лет до 20 раз в минуту.
6. В сердечно-сосудистой системе продолжается тенденция к уменьшению частоты пульса (с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту) и увеличению артериального давления (110/70 мм рт. ст.).
7. Органы пищеварения и пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, процесс пищеварения практически не отличается от пищеварения взрослых. Частота опорожнения кишечника – 1–2 раза в день.
8. Строение почек и других органов мочевыделения почти как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи.
9. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели иммунной системы практически соответствуют аналогичным показателям взрослых.
10. В возрасте 7 лет прекращается активная деятельность вилочковой железы, в результате чего снимается тормоз с деятельности половых и ряда других желез внутренней секреции. В этот период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Заканчивается развитие эндокринной системы. Появляются признаки полового созревания.
11. Совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции полушарий головного мозга, усиливаются функции коры головного мозга. Вес мозга достигает мозга взрослого человека, увеличивается до 1400г. К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Развитие нервной системы характеризуется расширением аналитических возможностей, ребенок размышляет над своими поступками и поступками окружающих. Однако в поведении детей младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые дети, особенно те из них, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.
12. Вместе с тем растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25 – 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий [10, с. 101].
Младший школьный возраст ребенка – это возраст, когда проходит очередной период глубоких качественных изменений всех систем организма, его совершенствование. Вместе с тем, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся, учителю необходимо иметь глубокие знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
2.2 Комплекс мероприятий для подготовки детей школьного возраста к процедуре закаливания
О пользе закаливания писал еще Гиппократ, утверждающий, что холод благотворно влияет на состояние здоровья. Суть закаливания заключается в поэтапном и последовательном раздражении рецепторов, находящихся в верхнем слое кожи, в результате чего совершенствуются процессы терморегуляции. Организм человека приспосабливается к условиям окружающей среды и перестает реагировать простудными заболеваниями на перегрев или переохлаждение.
Приступать к закаливанию можно практически в любом возрасте (желательно летом или осенью), но лучше всего начинать закаливание детей с первых дней жизни. Чем раньше малыш приобщается к здоровому образу жизни – тем лучше. Но преимущества закаливания заключаются в том, что укреплять организм никогда не поздно. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражнениями, играми и т.п.
Закаливание детей младшего школьного возраста рекомендуется начинать с небольших доз, которые постепенно увеличиваются.
Закаливание школьников проводится по системе гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеорологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады атмосферного давления и т. п.). Это своего рода тренировка организма с использованием целого ряда процедур [5, 93].
При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд условий: систематичность и постепенность, учитывать индивидуальные особенности, состояние здоровья, возраст, пол, и физическое развитие; использовать комплексы закаливающих процедур, то есть применять разнообразные формы и средства (воздух, вода, солнце и др.); сочетать общие и локальные воздействия.
В процессе закаливания младшие школьники осуществляют самоконтроль, а родители следят за реакциями ребёнка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность. Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и солнечные ванны), вода (души, ванны, полоскание горла и др.) [9, с. 229].
Последовательность выполнения закаливающих процедур: обтирание, обливание, приём ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.