Файл: Курсовая работа Студент группы 3 д Специальность 49. 02. 01.doc
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»
Глава 1. Закаливание как метод укрепления здоровья школьников
1.2 Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах
1.3 Особенности проведения закаливающих процедур
Глава 2. Методика закаливания школьников на уроках физической культуры
2.1 Особенности развития организма на примере детей младшего школьного возраста
2.2 Комплекс мероприятий для подготовки детей школьного возраста к процедуре закаливания
2.3 Методы закаливания на примере школьников начальных классов на уроках физической культуры
Глава 3. Этапы, организация и методы исследования, обсуждение полученных результатов
- Системность. Все приемы проводились ежедневно;
- Последовательность и постепенное повышение силы раздражителя:
а) постепенно снижалась температура;
б) постепенно облегчалась одежда;
г) постепенно увеличивалось время воздействия;
- Учет индивидуальных особенностей:
а) детей предварительно подготавливали, изучались медицинские карты;
б) изучались закаливающие методики именно для детей младшего школьного возраста;
в) на момент начала закаливания все дети были здоровы;
- Комплексность воздействия природных факторов:
а) сочетание воздействия на организм пониженной температуры и двигательной активности;
Заключение
Закаливание, физические упражнения призваны содействовать, прежде всего, укреплению здоровья. Физические упражнения и закаливающие процедуры – признанное и эффективное средство профилактики многих заболеваний, они не только укрепляют здоровье, но и улучшают самочувствие и настроение, повышают активность.
Давным-давно доказано: для того, чтобы не бояться ни жары, ни стужи, совсем не обязательно становиться «моржом» и часами просиживать в сауне. Надежную закалку можно приобрести с помощью систематического выполнения простейших закаливающих процедур. Купание, воздушные и солнечные ванны, сон на открытом воздухе – все это улучшает физическое развитие и предохраняет от многих заболеваний. Главное – не забывать о принципах постепенности и последовательности.
В заключении сделаем ряд выводов:
1. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах.
2. Способность к поддержке теплового баланса усиливается и достигает высокой надежности путем закаливания.
3. Закаливание – комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низкой и высокой температуры воздуха, повышенной влажности, пониженного атмосферного давления).
4. Процессы теплообразования и теплоотдачи регулируются системой терморегуляции в пределах ее восстановительных возможностей.
5. Механизм закаливания основан на том, что, при повторении раздражения вызванное им возбуждение в центральной нервной системе накладывается на след, оставшийся от предыдущих раздражений, и повторные раздражения сливаются с этой следовой реакцией.
6. Закаливание при помощи многократного повторения холодовых процедур в одной и той же последовательности вызывает соответствующие изменения в деятельности всех органов и систем и делает их менее восприимчивыми к резким колебаниям температуры внешней среды.
6. Под влиянием закаливания изменяется, прежде всего, состояние нервной и эндокринной систем, что отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с окружающей средой.
7. Закаливающий эффект должен достигаться постепенно и последовательно. В противном случае чрезмерная интенсивность закаливающих воздействий может нанести ощутимый вред здоровью из-за неподготовленности организма к такому воздействию.
8. Закаливание является одним из важных элементов обретения хорошей физической формы у человека, способствующей его здоровью. Нет также альтернативы закаливанию по эффективности профилактики заболеваний и укрепления здоровья.
Таким образом, заключаем, что на сегодняшний день изучение темы «Особенности закаливания организма детей на уроках физической культуры» исключительно актуально и основа изучения данной темы заложена в необходимости вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для дальнейшего практического их применения и расширения кругозора специалиста.
Глоссарий
-
Вилочковая железа (Тимус) – орган человека и многих видов животных, в котором происходит созревание, дифференцировка и иммунологическое «обучение» T-клеток иммунной системы. -
Закаливание – метод физиотерапии воздействием на организм человека различными природными факторами: воздухом, водой, солнцем, низкими и высокими температурами. -
Катар (в анатомии) – различные формы воспаления слизистых оболочек. -
ЛФК – лечебная физическая культура. -
Микроклимат – особенности климата на небольших пространствах, обусловленные особенностями местности. -
Опорожнение – освобождение чего-либо от содержимого. -
Рациональность – термин, в самом широком смысле означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. -
Реакция – действие, возникающее в ответ на какое-либо воздействие. -
Систематичность – регулярность в чем – либо. -
Хронический – длящийся долго, затяжной или постоянный (о болезни).
Список литературы
-
Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 127 с. -
Деркач А.А. Творчество тренера / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.:Физкультура и спорт, 2015. – 204 с. -
Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Домашнее задание / / Физическая культура в школе. 2014. – 224 с. -
Коростылев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 2014. – 98 с. -
Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2014. – 154 с. -
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культ. – М.: Фис, 2014. – 239 с. -
Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. – М.: Астрель, 2015. – 133 с. -
Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 132 с. -
Уроки физической культуры в школе: Пособие для учителей / В.А. Барков, А.И. Навойчик, Ю.К. Рахматов и др. Под ред. В.А. Баркова. – Мн.: Технология, 2014. – 301 с. -
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 155 с. -
Физическая культура и здоровый образ жизни // Адалсон К. В.,, Чеснаков А.С., М: Физкультура и спорт, 2015. – 149 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Использование «мокрой» дорожки
Для применении метода «мокрой» дорожки необходима хлопчатобумажная ткань 1,5х2 м., которую непосредственно перед занятием надо намочить в емкости с водой комнатной температуры. В емкость добавляется хлорная известь (2-% раствор). Затем ткань хорошо выжать, сложить в 2-3 раза, чтобы получилась дорожка. Дорожку можно продолжить «сухой».
«Мокрая» дорожка – применяется в подготовительной части урока, а именно, когда дети после приветствия и построения выполняют упражнения в ходьбе по кругу (с различными вариантами: на носках, на пятках, на внешней и внутренней стороне стопы и т.д.). При этом часть круга они выполняют выше приведенные упражнения на «мокрой» дорожке поточным методом. На первых двух занятиях первые 2-3 круга не заступает на дорожку. Дорожка убирается легко, высушивается и готова к следующему применению. Время ее приготовления не занимает больше 5 мин.
Хождение босиком.
Здесь важный момент состоит в том, что вместе со сниманием обуви, а потом и носок, необходимо в комплекс упражнений ввести больше прыжков, подскоков, ходьбы, бега. Особенно в комплексе упражнений утренней гимнастики (т.к. в этой форме не используются массажеры для ног, это воздействие мы замещаем прыжками).
Приложение 2.
Результаты проведения холодовой пробы у детей контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего и формирующего эксперимента (данные измерения на закрытой точке).
Группы
№
1 этап
2 этап
Т. исх. 0С
Т.мин. 0С
Т. исх.0С -Т.мин.0С
В
минуты
В минуты
Т. исх. 0С
Т.мин. 0С
Т. исх.0С -Т.мин.0С
В
минуты
В минуты
Контрольная
30,0
24,0
6,0
0,50
5,30
30,2
24,2
6,0
0,50
5,30
29,1
22,1
7,0
0,50
5,30
29,4
22,3
7,1
0,50
5,35
27,0
21,0
6,0
0,45
6,00
27,3
21,6
6,3
0,53
6,05
30,1
23,1
7,0
0,55
5,40
30,1
23,0
7,1
0,55
5,35
29,0
20,1
9,0
0,60
5,00
28,5
21,0
7,5
0,60
5,00
М
29,04
22,04
7,0
0,52
5,40
29,1
22,42
6,8
0,54
5,42
Экспериментальная
29,0
22,3
6,7
0,45
4,40
28,5
25,3
3,2
0,35
3,20
29,1
22,2
6,9
0,43
4,15
27,0
23,6
3,4
0,37
2,40
28,4
22,0
6,0
0,50
5,00
28,0
24,4
3,6
0,35
3,00
28,2
22,4
5,8
0,40
5,50
27,0
25,0
3,0
0,35
3,35
28,0
23,3
5,0
0,40
2,30
28,0
25,2
2,8
0,38
2,00
М
28,5
22,4
6,08
0,44
4,27
27,7
24,7
3,2
0,36
2,79
Результаты проведения холодовой пробы у детей контрольной и экспериментальной групп на этапе констатирующего и формирующего эксперимента (данные измерения на открытой точке).
Группы
№
1 этап
2 этап
Т. исх. 0С
Т.мин. 0С
Т. исх.0С -Т.мин.0С
В
минуты
В минуты
Т. исх. 0С
Т.мин. 0С
Т. исх.0С -Т.мин.0С
В
минуты
В минуты
Контрольная
29,4
22,4
7,0
0,60
5,50
29,2
23,0
6,2
1,05
5,50
28,3
22,1
6,2
0,57
5,40
28,0
22,3
5,7
0,60
5,40
30,3
24,0
6,3
0,55
5,00
30,0
25,0
5,0
0,55
5,05
28,0
22,0
6,0
0,45
4,25
27,8
22,0
5,8
0,50
4,35
28,3
22,4
5,9
1,10
6,15
28,0
22,0
6,0
1,05
6,10
М
28,9
22,6
6,28
0,65
5,26
28,6
22,9
5,7
0,75
5,28
Экспериментальная
28,3
21,4
6,9
0,50
6,00
28,0
24,4
3,6
0,35
3,00
29,0
23,6
5,4
0,58
5,45
29,2
25,6
3,6
0,40
4,05
30,2
23,0
7,2
1,15
6,40
29,0
25,2
3,8
0,46
4,30
28,0
23,0
5,0
0,40
4,40
27,5
25,0
2,5
0,30
2,20
28,6
22,5
6,1
0,60
5,34
29,0
25,5
3,5
0,42
3,30
М
28,8
22,7
6,12
0,64
5,52
28,5
25,2
3,4
0,39
3,37
П риложение 3.
ПР
ОТОКОЛ (образец)
проведения холодовой пробы
Ф.И.О.: Иванов Иван Иванович
Дата и время проведения: январь, 2020 г.
Температура воздуха: 20 0С, влажность воздуха: - .
Скорость движения воздуха в момент исследования: 0,02 м./с.
Исследование исходной температуры кожи: 28,0 0С
Длительность холодового воздействия: 20 сек.,
Температура кожи при максимальном снижении: 23,3 0С
Время полного восстановления температуры: 2,30 мин.