Файл: Курсовая работа Студент группы 3 д Специальность 49. 02. 01.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»

Курсовая работа

Выполнил:

Рыльск 2019

Содержание

Введение

Глава 1. Закаливание как метод укрепления здоровья школьников

1.1 Понятие закаливания

1.2 Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах

1.3 Особенности проведения закаливающих процедур

Глава 2. Методика закаливания школьников на уроках физической культуры

2.1 Особенности развития организма на примере детей младшего школьного возраста

2.2 Комплекс мероприятий для подготовки детей школьного возраста к процедуре закаливания

2.3 Методы закаливания на примере школьников начальных классов на уроках физической культуры

Глава 3. Этапы, организация и методы исследования, обсуждение полученных результатов

3.1 Этапы исследования.

3. Последний этап проводился в период с 28 января по 7 февраля 2020 года. Заключался в применении комплекса закаливающих процедур непосредственно на занятиях физической культуры.

3.2 Организация исследования

4. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы во всех режимных моментах и, в частности, при закаливании.

6. Необходимо следовать всем принципам и рекомендациям по закаливанию и использовать как можно больше методов и приемов (комплексный подход).

8. Все виды закаливания проводятся под контролем медицинского работника школы и учителя физической культуры.

- Системность. Все приемы проводились ежедневно;

- Последовательность и постепенное повышение силы раздражителя:

а) постепенно снижалась температура;

б) постепенно облегчалась одежда;

в) более сильный раздражитель (вода – применение «мокрых дорожек») использовался на последнем этапе закаливания;

г) постепенно увеличивалось время воздействия;

- Учет индивидуальных особенностей:

а) детей предварительно подготавливали, изучались медицинские карты;

б) изучались закаливающие методики именно для детей младшего школьного возраста;

в) на момент начала закаливания все дети были здоровы;

г) отслеживались посещаемость детей, самочувствие испытуемых детей, аппетит, и при необходимости вносились коррективы в методику закаливания конкретного ребенка;

- Комплексность воздействия природных факторов:

а) сочетание воздействия на организм пониженной температуры и двигательной активности;

б) контрастность воздействия температуры на поверхность стопы через «мокрую дорожку» и более теплого сухого пола («сухая дорожка»);

г) сочетание традиционных (закаливание водой, воздухом) и нетрадиционных (хождение босиком) приемов закаливания;

Эффективность применения закаливающих процедур при физических упражнениях обусловлена следующими моментами:

- физические упражнения влияют на все органы и системы организма. А эффективность закаливания зависит от состояния органов и систем организма.

- физические упражнения – основа массовых физкультурных занятий – являются прекрасным фоном для закаливающих процедур.

3.3 Методы исследования и анализ полученных результатов

Заключение

Глоссарий

Список литературы



Приступая к закаливанию детей, необходимо помнить, что у них высокая чувствительность (реакция) к резкой смене температур. Несовершенная терморегуляционная система делает их беззащитными перед переохлаждением и перегреванием. При острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний проводить закаливающие процедуры нельзя!

Современный школьник проводит в помещении 75-90 % времени суток. Постоянство температурного режима помещений не создает закаливающего эффекта. С этой целью необходимо создать "пульсирующий" микроклимат, т. е. систематические колебания температуры и скорости движения воздуха с оптимальной для человека разницей. Для младших школьников - это колебания температуры в 5-7 градусов. Подобные условия создаются изменением режима работы отопительной системы и проветриванием помещений. Такие условия можно создать и в школе, и дома во все сезоны года и в любую погоду.

Очень важную роль для закаливания школьника играют термозащитные свойства одежды. Излишне теплая одежда угнетает терморегуляцию. Поэтому одежда должна соответствовать сезону года, возрасту, здоровью ребенка, активности его поведения. Закаленность организма возрастает при длительных прогулках, играх на воздухе, при использовании бани, ходьбе по росе, по мокрому асфальту, гальке в вечернее время в теплый сезон года [11, с. 77].

Таким образом, закаливание, как мы уже отмечали выше – это комплекс следующих мероприятий:

1. Регулирование температуры помещений дома и в школе. Показана перемежающаяся температура. Для школьников младшего возраста оптимальной будет амплитуда колебаний в 5-7 градусов.

2. Использование теплозащитных свойств одежды. Школьники должны быть одеты в соответствии с температурой окружающей среды. Теплорегуляция организма обеспечивает поддержание теплового равновесия лишь в относительно небольших пределах. При активных движениях (играх) мышцы продуцируют большое количество тепла, которое, накапливаясь, ведет к перегреванию тела. В состоянии покоя (отдыха), возникает охлаждение (переохлаждение), что может привести к простуде. Если игры проводятся на улице, особенно в ветряную погоду, то излишне тёплая одежда не позволяет организму справиться с перепадом температур, отрицательно влияет на здоровье.

3. Проведение больших школьных перемен на открытом воздухе, в движении.


4. Пребывание на открытом воздухе (прогулки, игры и т.п.). Активный отдых на воздухе – мощный оздоровительный фактор. Закаливающий эффект возникает, если одежда соответствует погодным условиям. Продолжительность пребывания на воздухе для учащихся начальных классов – 3 – 3,5 ч. Прогулки снимают утомление, психоэмоциональные перегрузки, кровь лучше обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга, ребёнок лучше спит.



2.3 Методы закаливания на примере школьников начальных классов на уроках физической культуры




Разработаны также специальные методы проведения закаливающих процедур младших школьников. Вот некоторые из них:

1. Солнечные ванны, ультрафиолетовое облучение и воздушные ванны. Солнечные лучи – сильнодействующее средство, которым нельзя злоупотреблять, его необходимо строго дозировать. Солнечные ванны принимают не позже, чем за 1 ч до еды и не раньше, чем через 1,5 ч после еды. Нельзя принимать их натощак. Во время приёма солнечных ванн необходимо защитить голову от прямых солнечных лучей.

Солнечные ванны лучше принимать в движении – ходьбе, играх и т.п. После приёма солнечной ванны рекомендуется выкупаться или принять душ и перейти в тень.

При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, проводить постоянный контроль над его самочувствием (сильное покраснение кожи, обильное потоотделение требуют немедленного прекращения приёма солнечной ванны).

Показателем эффективности солнечных ванн служит самочувствие ребёнка. Оптимальное время для приёма солнечных ванн – утренние часы. В южных регионах – с 7 до 11 ч, в средней полосе – с 8 до 12 ч, в северных – с 9 до 13 часов. Длительность солнечных ванн: первой ванны – 5 мин, второй – 10, третьей – 15 мин и т.д. Общая продолжительность солнечной ванны – не более 1 ч. Для ослабленных детей это время сокращается [7, с. 34].

Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьёзные нарушения в организме – солнечный удар и тепловой удар, ожоги, расстройства 3ЦНС (нарушение сна, возбудимость и т.п.).

Противопоказания для приёма солнечных ванн: повышение температуры тела, катар верхних дыхательных путей, острое воспаление лёгких, обострение заболеваний лёгких, пороки сердца и др.

В осенне-зимнее время года возможно применение ультрафиолетового облучения в соляриях или в домашних условиях от кварцевых ламп. Детям, склонным к простудным заболеваниям, полезно кварцевание стоп и приём аскорбиновой кислоты.


2. Наиболее щадящей формой закаливания являются воздушные ванны. Их можно широко использовать для закаливания ослабленных детей и в домашних, и в школьных условиях (на уроках физкультуры, в группе продленного дня).

Воздушные ванны принимают при температуре воздуха не ниже 16– 18 градусов, вначале в течение 5 – 10 мин, затем к 25–й минуте доводят до 12 градусов. Воздушное закаливание необходимо сочетать с физическими упражнениями, играми и пр. При применении воздушных ванн надо соблюдать определённые правила:

  • воздушные ванны принимают за час до обеда или через 1,5 ч после;

  • воздушные ванны можно принимать практически в любое время;

  • воздушные ванны рекомендуется сочетать с ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т.п.;

  • место приёма должно быть защищено от резкого ветра;

  • в день принимать не более одной ванны;

  • во время процедуры необходим контроль над самочувствием школьников.

Воздушные ванны со временем можно сочетать с солнечными. Обеспечив постепенность их совмещения через свето-воздушные процедуры (в тени деревьев с разреженными листьями).

3. Закаливание водой. Водные процедуры – более интенсивный закаливающий метод. Главным фактором закаливания здесь является температура воды. Начинать закаливание водой следует летом или осенью. Лучше проводить закаливание утром после сна и утренней зарядки (гимнастики) или кросса. Температура воздуха должна составлять 17 – 20 градусов, а воды – 33 – 34 градуса. Затем температуру воды снижают каждые 3 – 4 дня на 1 градус. Во время процедур не должно быть никаких неприятных ощущений и озноба.

4. Хождение босиком – один из древнейших методов закаливания. Рекомендуется летом и осенью. Продолжительность хождения зависит от температуры земли (можно ходить по росе, вдоль берега реки или моря). В домашних условиях ходят по коврику, предварительно смоченному холодной водой. Полезно так же хождение босиком по снегу после посещения сауны (бани), с последующим посещением парилки и прогреванием ног (в таз налить горячую воду и опустить в неё ноги на 1 – 2 мин).

В вопросах закаливания детей необходимо полностью исключить ажиотаж, соревнование в том, кто раньше окунет ребенка в прорубь, установление своеобразных рекордов. Потому что это - «рекорды риска» в отношении физического здоровья будущего поколения. Опыт нетрадиционных (сильнодействующих и недостаточно изученных медициной) способов закаливания не дает оснований игнорировать советы врачей-специалистов [2, с. 172].


Не отрицая пользы закаливания детей всех возрастов холодом, думается, что не следует применять крайние меры. Высшую форму закаливания можно отложить до 16-18 лет, до завершения периода полового созревания, когда организм в основном сформируется, или до получения совершенно определенных научно обоснованных доказательств пользы и безопасности такого рода закаливания детей на различных этапах их развития.

В младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет закаливание детей наиболее актуально. Образ жизни ребенка меняется, увеличиваются нагрузки, количество контактов, поэтому многие родители, отдавая малыша в первый класс, сталкиваются с проблемой роста его заболеваемости.

Закаливание детей необходимо совмещать с общеразвивающими физическими упражнениями и занятиями традиционными видами спорта. Физкультура и спорт, бесспорно, способствуют гармоническому развитию детей. У мальчиков, не занимающихся физкультурой и спортом, рост с 10 до 16 лет увеличивается в среднем на 24,7 см, в то время как у занимающихся - на 32, 9 см.