Файл: Курсовая работа Студент группы 3 д Специальность 49. 02. 01.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»

Курсовая работа

Выполнил:

Рыльск 2019

Содержание

Введение

Глава 1. Закаливание как метод укрепления здоровья школьников

1.1 Понятие закаливания

1.2 Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах

1.3 Особенности проведения закаливающих процедур

Глава 2. Методика закаливания школьников на уроках физической культуры

2.1 Особенности развития организма на примере детей младшего школьного возраста

2.2 Комплекс мероприятий для подготовки детей школьного возраста к процедуре закаливания

2.3 Методы закаливания на примере школьников начальных классов на уроках физической культуры

Глава 3. Этапы, организация и методы исследования, обсуждение полученных результатов

3.1 Этапы исследования.

3. Последний этап проводился в период с 28 января по 7 февраля 2020 года. Заключался в применении комплекса закаливающих процедур непосредственно на занятиях физической культуры.

3.2 Организация исследования

4. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы во всех режимных моментах и, в частности, при закаливании.

6. Необходимо следовать всем принципам и рекомендациям по закаливанию и использовать как можно больше методов и приемов (комплексный подход).

8. Все виды закаливания проводятся под контролем медицинского работника школы и учителя физической культуры.

- Системность. Все приемы проводились ежедневно;

- Последовательность и постепенное повышение силы раздражителя:

а) постепенно снижалась температура;

б) постепенно облегчалась одежда;

в) более сильный раздражитель (вода – применение «мокрых дорожек») использовался на последнем этапе закаливания;

г) постепенно увеличивалось время воздействия;

- Учет индивидуальных особенностей:

а) детей предварительно подготавливали, изучались медицинские карты;

б) изучались закаливающие методики именно для детей младшего школьного возраста;

в) на момент начала закаливания все дети были здоровы;

г) отслеживались посещаемость детей, самочувствие испытуемых детей, аппетит, и при необходимости вносились коррективы в методику закаливания конкретного ребенка;

- Комплексность воздействия природных факторов:

а) сочетание воздействия на организм пониженной температуры и двигательной активности;

б) контрастность воздействия температуры на поверхность стопы через «мокрую дорожку» и более теплого сухого пола («сухая дорожка»);

г) сочетание традиционных (закаливание водой, воздухом) и нетрадиционных (хождение босиком) приемов закаливания;

Эффективность применения закаливающих процедур при физических упражнениях обусловлена следующими моментами:

- физические упражнения влияют на все органы и системы организма. А эффективность закаливания зависит от состояния органов и систем организма.

- физические упражнения – основа массовых физкультурных занятий – являются прекрасным фоном для закаливающих процедур.

3.3 Методы исследования и анализ полученных результатов

Заключение

Глоссарий

Список литературы


Эффективность применения закаливающих процедур при физических упражнениях обусловлена следующими моментами:

- физические упражнения влияют на все органы и системы организма. А эффективность закаливания зависит от состояния органов и систем организма.

- физические упражнения – основа массовых физкультурных занятий – являются прекрасным фоном для закаливающих процедур.

Кроме того, при воздействии холодных температур (закаливание воздухом) закаливающая процедура и физические упражнения умножают действие друг друга т.к. движения активизируют деятельность всех органов и систем, а закаливание дополняет это изменением кровотока в сосудах, подкожной клетчатке и во всех внутренних органах, меняются ЧСС и ЧДД, показатели АД, повышается уровень обмена веществ и реактивность организма, улучшается состояние эндокринной системы. Совершенствование нейрогормональных воздействий способствует оптимизации вегетативных функций. Более адекватной стабилизации температурного гомеостаза. Закаливающие мероприятия на уроках физической культуры – это не только воплощение в жизнь оздоровительной задачи физического воспитания, но и дополнительная процедура к сумме оздоровительных мероприятий, проводимых в течение дня и представляющих собой систему. При составлении нашей методики мы преследовали 2 цели: с одной стороны, увеличить плотность закаливающих моментов на уроках физической культуры и максимально увеличить эффективность за счет применения их на фоне двигательной активности. С другой стороны, как можно больше упростить для учителей техническую и организационную стороны предлагаемой методики. Таким образом, мы пришли к выводу, что закаливающие мероприятия не только возможно, но и нужно проводить в сочетании с организованными формами работы по физическому воспитанию (уроки физкультуры, гимнастика). И при этом использовать более широкий диапазон приемов, а не ограничиваться, как это часто происходит только понижением температуры в зале.

3.3 Методы исследования и анализ полученных результатов




В процессе работы для решения поставленных задач и достижения цели мы использовали следующие методы исследования:



1. Изучение и анализ проблемы по данным научно-методической литературы. Он проводился с целью ознакомления с современным состоянием вопроса закаливания, как эффективного средства оздоровления детей на уроках физической культуры и в других видах двигательной активности.

2. Тестирование (метод контрольных испытаний) использовалось с целью определения уровня закаленности (устойчивости к холодовым воздействиям). Уровень закаленности определялся по методике исследования сосудистой реакции на охлаждении с использованием электротермометра -«холодовая проба». Тестирование проводилось по следующей методике: испытуемый ребенок разувался, снимал носки и оставался на 20 минут для адаптации к условиям микроклимата в зале. За это время измеряется температура, влажность и скорость движения воздуха в помещении (которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам), данные заносятся в протокол. Измерение проводится на ноге между первым и вторым пальцами и на руке между большим и указательным пальцами, место слегка отмечается, чтобы не сдвинуть прибор (для точности измерений). В этой точке измеряется исходная температура и записывается в протокол. Затем к этой же точке прикладывается кусочек льда на 20-30 секунд строго по секундомеру, после чего измеряется температура кожи. Записываются значения температуры кожи каждые 30 секунд до полного восстановления температуры до исходного уровня.

3. Мониторинг исследования уровня простудной заболеваемости (по данным ОРЗ и ОРВИ, по картам медицинского наблюдения детей в школе).

4. Метод САН (оценка эмоциональных состояний: самочувствия, активности и настроения). Необходимо оценить свое состояние в день проверки, поставив на шкале знак «Х» между противоположными по смыслу характеристиками в том месте, которое в наибольшей мере отражает соотношение между этими качествами в данный момент.

5. Теоретическая подготовка детей проводилась при помощи бесед и рассказов о значении закаливания, о его влиянии на здоровье, о том, что закаливаться и заниматься физкультурой надо всем обязательно и т.д.

6. Работа с педагогическим персоналом. Подробное инструктирование по вопросам введения методики, т.к. он осуществлял большое содействие эксперименту в период его проведения.


7. Анализ текущей успеваемости детей по данным оценок в журнале по всем предметам.

Эксперимент по своему характеру, является формирующим, и был необходим для выявления влияния закаливающих процедур на занятиях физической культуры, на закаленность и заболеваемость, на успеваемость. Педагогический эксперимент был естественным, открытым, параллельным.

Показателями эффективности введения экспериментальной методики является:

1. Изменение уровня адаптации организма ребенка к холодовому воздействию;

2. Динамика простудной заболеваемости (по данным ОРЗ и ОРВИ) детей контрольной и экспериментальной группы за период практической деятельности.

3. Состояние организма по данным самочувствия, активности, настроения.

Для определения уровня адаптации к холодовому воздействии при проведении оцениваются такие критерии, как: исходная температура кожи на измеряемом участке (Т исх.), минимальная температура кожи на измеряемом участке (Т мин.), разница этих температур (Т исх. – Т мин.). При уровне хорошей адаптации она не должна превышать 1,5-2 0С; при удовлетворительной 3-4 0С; при более высоких значениях можно говорить о неблагоприятной устойчивости к холодовому воздействию. Также оценивается время, за которое температура понижается до минимального значения (В↓), и время восстановления (В↑), то есть время, за которое температура участка кожи возвращается к исходным значениям. Для хорошей адаптации к холоду характерно кратковременное (1-2 мин.) понижение температуры и возвращение ее к исходным значениям в течении 5 мин. Более выраженный сдвиг показателя – 10 мин. свидетельствует об удовлетворительной холодовой адаптации, а еще более длительное восстановление температуры кожи – неблагоприятная устойчивость к холодовому воздействию.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что различия средних величин исходной температуры тела, времени и величины снижения её после холодового воздействия, а также времени восстановления после прекращения воздействия примерно одинаковые (p >0,05). Это говорит о том, что исходный фон закаленности у детей контрольной и экспериментальной групп до начала экспериментального исследования находился примерно на одном уровне, что говорит о правильном подборе детей в группы для исследования
, и является необходимым условием чистоты научного эксперимента.

Примерно аналогичные данные, получены нами при анализе результатов проведения холодовой пробы на открытой точке, исходный фон закаленности у детей контрольной и экспериментальной групп до начала исследований находился примерно на одном уровне.

Таким образом, по полученным результатам видно, что в результате введения экспериментальной методики уровень устойчивости организма к холодовому воздействию детей экспериментальной группы заметно улучшился, а также теплорегуляционные, вазопрессорные и вазодилятационные реакции, нервно-эндокринные регуляции температуры тела.