Файл: Курсовая работа Студент группы 3 д Специальность 49. 02. 01.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж»

Курсовая работа

Выполнил:

Рыльск 2019

Содержание

Введение

Глава 1. Закаливание как метод укрепления здоровья школьников

1.1 Понятие закаливания

1.2 Закаливание в физкультурно-оздоровительных системах

1.3 Особенности проведения закаливающих процедур

Глава 2. Методика закаливания школьников на уроках физической культуры

2.1 Особенности развития организма на примере детей младшего школьного возраста

2.2 Комплекс мероприятий для подготовки детей школьного возраста к процедуре закаливания

2.3 Методы закаливания на примере школьников начальных классов на уроках физической культуры

Глава 3. Этапы, организация и методы исследования, обсуждение полученных результатов

3.1 Этапы исследования.

3. Последний этап проводился в период с 28 января по 7 февраля 2020 года. Заключался в применении комплекса закаливающих процедур непосредственно на занятиях физической культуры.

3.2 Организация исследования

4. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы во всех режимных моментах и, в частности, при закаливании.

6. Необходимо следовать всем принципам и рекомендациям по закаливанию и использовать как можно больше методов и приемов (комплексный подход).

8. Все виды закаливания проводятся под контролем медицинского работника школы и учителя физической культуры.

- Системность. Все приемы проводились ежедневно;

- Последовательность и постепенное повышение силы раздражителя:

а) постепенно снижалась температура;

б) постепенно облегчалась одежда;

в) более сильный раздражитель (вода – применение «мокрых дорожек») использовался на последнем этапе закаливания;

г) постепенно увеличивалось время воздействия;

- Учет индивидуальных особенностей:

а) детей предварительно подготавливали, изучались медицинские карты;

б) изучались закаливающие методики именно для детей младшего школьного возраста;

в) на момент начала закаливания все дети были здоровы;

г) отслеживались посещаемость детей, самочувствие испытуемых детей, аппетит, и при необходимости вносились коррективы в методику закаливания конкретного ребенка;

- Комплексность воздействия природных факторов:

а) сочетание воздействия на организм пониженной температуры и двигательной активности;

б) контрастность воздействия температуры на поверхность стопы через «мокрую дорожку» и более теплого сухого пола («сухая дорожка»);

г) сочетание традиционных (закаливание водой, воздухом) и нетрадиционных (хождение босиком) приемов закаливания;

Эффективность применения закаливающих процедур при физических упражнениях обусловлена следующими моментами:

- физические упражнения влияют на все органы и системы организма. А эффективность закаливания зависит от состояния органов и систем организма.

- физические упражнения – основа массовых физкультурных занятий – являются прекрасным фоном для закаливающих процедур.

3.3 Методы исследования и анализ полученных результатов

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Глава 3. Этапы, организация и методы исследования, обсуждение полученных результатов


3.1 Этапы исследования.



1. Первый этап проводился с 13 января по 20 января 2020 года. На этом этапе проводились: анализ литературы по вопросам: морфофункционального развития школьников, значения закаливания и оценки уровня адаптации организма к холодовому воздействию; анализ существующих программ и методик по закаливанию в детских образовательных учреждениях; анализ существующих реальных ситуаций по применению закаливания в некоторых детских образовательных учреждениях; анализ простудной заболеваемости (по данным ОРВИ и ОРЗ) детей школьного возраста за несколько лет. На основе полученных данных, выбрана наиболее приемлемая методика закаливания школьников на занятиях физической культуры. На этом же этапе проводилась подготовка детей. Теоретические занятия по значению закаливания для здоровья. Также по результатам собеседования, медработником были отобраны дети в экспериментальную группу. Излагалась суть экспериментального исследования, проводились инструкции об их соучастии эксперименту. - технических средств и оборудования. Эта проверка санитарно-гигиенического состояния зала, состояния окон (предупреждение сквозняков); проверка наличия и исправности электротермометра для проведения оценки первичного и вторичного уровней адаптации организма ребенка к холодовому воздействию: подготовка «мокрой дорожки» (использование отреза хлопчато-бумажной ткани, размер 1,5х2 м.), массажеров для стоп. 2. Второй этап проводился с 21 по 27 января 2020 г. Путем измерения холодовой пробы определялся исходный уровень адаптации организма детей к холодовому воздействию. Учитывая вариативность показателей жизнедеятельности организма в зависимости от времени года и суток, динамику умственной и физической работоспособности, все исследования проводились в первой половине дня в одно и тоже время.

3. Последний этап проводился в период с 28 января по 7 февраля 2020 года. Заключался в применении комплекса закаливающих процедур непосредственно на занятиях физической культуры.


Введение комплекса закаливающих процедур в двигательную часть режима дня проводилось постепенно в три этапа, которые мы условно назвали как начальный, продвинутый и закаленный. Все занятия по физической культуре проводились с длительностью 45 минут при температуре 20-21 С в одежде: футболка, легкие спортивные брюки, носки и спортивная обувь. Первый этап включил в себя 5 уроков по физической культуре, а также ежедневное проведение гимнастики. Во время первых уроков физической культуры проводилось постепенное снижение температуры воздуха в зале с 21-22 С до 17-18 С, температура гимнастик соответствовала температуре, при которой проводился последний урок по физической культуре. Одежда: футболка, спортивные брюки, носки, спортивная обувь; на гимнастике дети были в шортах и майках. Следующие 5 уроков проводились в майках и с использованием массажеров для стоп (малых мячей) в заключительной части занятия. «Продвинутый этап». Уроки проводились без маечек, в носках, с использованием массажеров для стоп в заключительной части урока. Гимнастика в носках, добавились дыхательные упражнения. Следующие уроки проводились в одежде: шорты и носки с использованием массажеров и комплекса дыхательных упражнений в заключительной части урока. «Закаленный этап». Дети в шортах, босиком без носков, дыхательные упражнения и массажеры в заключительной части урока. Гимнастика - одежда та же. Далее проводился анализ полученных результатов.

3.2 Организация исследования



Экспериментальные исследования проводились на учащихся 4-го класса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» поселок им. Карла Либкнехта. В нем участвовало 2 группы детей по 5 человек в каждой. По половому признаку группа смешанная (3 девочки, 2 мальчика). Сравнение результатов исследования по полу обнаружило отсутствие существенных различий в показателях закаленности мальчиков и девочек, поэтому группы были смешаны по половому признаку. Дети в экспериментальную группу были включены после медицинского обследования и согласия учителя на участие в эксперименте. Обоснование методики. Проведя анализ некоторых наиболее популярных в детских образовательных учреждениях методов и приемов закаливания, а также оценивая возможности конкретного образовательного учреждения по проведению закаливающих мероприятий, были выявлены условия, которые необходимо учитывать:

1. Ни одна физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с учителями. Поэтому цель и задачи воспитания здорового ребенка должны быть понятны учителю. Необходимы взаимное доверие и взаимопомощь на основе доброжелательной критики и самокритики. Эффективность закаливания в школе увеличивается, если ребенок получает закаливающие процедуры всюду. Необходимо также тщательная подготовка не только педагогов, но и самих детей к закаливающим процедурам. 2. Для постоянного и строгого контроля за процедурами и оценки состояния всей группы необходим удовлетворительный уровень здоровья, умение учителей создавать положительный психологический климат и т.д. 3. Предпочтительно использовать групповые, а не индивидуальные методики, позволяющие охватить одновременно всех детей в группе. Число людей, отвечающих за закаливающие процедуры, ограничено (это всего лишь 1 человек, или учитель), и заняты другими режимными моментами, следовательно, не могут уделить им достаточного внимания. Таким образом, немаловажную роль для обеспечения должного качества и эффективности проведения закаливающих мероприятий играет тот факт, что они должны не сильно обременять учителя, то есть быть технически простыми в использовании.

4. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы во всех режимных моментах и, в частности, при закаливании.

5. Чем лучше оснащение школы - тем шире диапазон методов закаливания, следовательно, тем выше эффективность. Но даже при минимальных возможностях оздоровительно-закаливающие процедуры проводить необходимо.

6. Необходимо следовать всем принципам и рекомендациям по закаливанию и использовать как можно больше методов и приемов (комплексный подход).

7. Необходимо: всемерно увеличивать общий объем времени закаливания в течение суток, так как это не одна процедура, а система закаливающих мероприятия. Даже такие режимные моменты, как переодевание, выполнение утренней зарядки самостоятельно дома и др. при пониженной температуре, оказывают полезный закаливающий эффект, тренируют вегетативные сосудистые реакции, то есть, улучшают терморегуляцию.

8. Все виды закаливания проводятся под контролем медицинского работника школы и учителя физической культуры.

Учитывая вышеперечисленные условия, а также условия для обеспечения закаливания детей, имеющиеся в конкретной школе нами был расширен диапазон закаливающих воздействий в двигательной части режима дня, а именно на занятиях физической культурой.

- Системность. Все приемы проводились ежедневно;

- Последовательность и постепенное повышение силы раздражителя:

а) постепенно снижалась температура;

б) постепенно облегчалась одежда;

в) более сильный раздражитель (вода – применение «мокрых дорожек») использовался на последнем этапе закаливания;

г) постепенно увеличивалось время воздействия;

- Учет индивидуальных особенностей:

а) детей предварительно подготавливали, изучались медицинские карты;

б) изучались закаливающие методики именно для детей младшего школьного возраста;

в) на момент начала закаливания все дети были здоровы;

г) отслеживались посещаемость детей, самочувствие испытуемых детей, аппетит, и при необходимости вносились коррективы в методику закаливания конкретного ребенка;


- Комплексность воздействия природных факторов:

а) сочетание воздействия на организм пониженной температуры и двигательной активности;

б) контрастность воздействия температуры на поверхность стопы через «мокрую дорожку» и более теплого сухого пола («сухая дорожка»);

в) сочетание закаливания воздухом и водой – на последнем этапе закаливания одновременное воздействие воздухом (облегченная одежда, понижение температуры) и водой (использование «мокрой дорожки»;

г) сочетание традиционных (закаливание водой, воздухом) и нетрадиционных (хождение босиком) приемов закаливания;

д) некоторые отличия в закаливающих процедурах во время занятий физкультурой и занятий другого рода обеспечивало и поддерживало динамический микроклимат, то есть полиградационность (различия в температуре и видах деятельности). В применяемой нами методике для повышения эффективности закаливания, в дополнение к воздушным и водным процедурам мы посчитали необходимым ввести комплекс дыхательных упражнений и использование массажеров для ног. Включение комплекса дыхательных упражнений обусловлено тем, что они являются одним из важнейших средств физического воспитания и играют большую роль в профилактике и лечении простудных заболеваний органов дыхания. Обращение к закаливающему и массажному воздействию на нижние конечности обусловлено многими причинами. Ноги – это распределительный щит организма: соответствующая точка (зона) подошвы связана с определенным органом. На подошве сконцентрирована масса кожных рецепторов: сюда входят 72 тыс. нервных окончаний, поэтому массаж стоп вызывая общую реакцию организма, нормализует работу его функциональных систем. Данное обстоятельство заслуживает внимание в связи с тем, что часто болеющие ОРЗ дети, как правило, плохо спят, страдают отсутствием аппетита, имеют повышенную нервную возбудимость и т.п., поэтому одновременное влияние массажа и закаливающих процедур для таких детей казалось нам особенно полезным. Кроме того, массаж стоп и босохождение является эффективной мерой профилактики плоскостопия. Наш выбор применения «мокрой дорожки» обусловлен простотой технического выполнения, контрастностью воздействия разности температур на подошву ног, а также при применении этого метода за счет высокой рефлексогенной активности стоп достигается стабильный закаливающий эффект, на качество которого не влияет кратковременное нарушение принципа систематичности. Непосредственно процедуры ввели в занятие после медицинского обследования и предварительной подготовки детей. Были созданы условия для того, чтобы дети каждый день помнили о значимости здоровья и привыкали к мысли о том, что закаливание – необходимая процедура в жизни каждого и то, что их ожидает – полезно.