Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 685

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
женщины, но и способствует благоприятному течению беременности и облегчает роды.
Приборы БОС позволяют увидеть и услышать трудно ощутимые физиологи
ческие процессы, освоить навыки саморегуляции, не оказывая вредного воздей
ствия на организм. При желании беременной женщины достичь лучшего состо
яния организма, она может научиться управлять работой органов или систем.
При тренировках с помощью БОС человек вырабатывает новый стериотип по
ведения, позволяющий нормализовать деятельность организма.
Метод БОС появился более 40 лет назад. В настоящее время 39 стран мира успешно применяют этот метод. Крупнейшим производителем аппаратуры БОС
в России является фирма «Биосвязь». Дородовая подготовка по методу БОС по
зволяет женщине выработать навыки мышечного расслабления, снятия психоэ
моционального напряжения, овладеть методом диафрагмальнорелаксационного дыхания. Кроме того, создаются позитивные установки на благоприятный исход родов. И наконец, в послеродовом периоде восстановление матери после родов способствует лучшему удовлетворению потребностей новорожденного.
Программа дородовой подготовки содержит в себе: 1) коррекционнооздоро
вительный курс для беременных методом БОС; 2) курс подготовки к родам мето
дом БОС.
Коррекционно/оздоровительный курс
для беременных методом БОС
1. Обучение навыкам управления кардиореспираторной системой методом БОС
по параметрам сердечнососудистой и дыхательной систем (ДАСБОС).
Дыхание является одной из важнейших функций организма и оно связано с деятельностью сердечнососудистой системы. При координации функций этих двух систем отмечается значительный стабилизирующий эффект на деятельность организма в целом. Использование навыка диафрагмальнорелаксационного типа дыхания позволяет формировать новое состояние равновесия процессов торможения и возбуждения. С другой стороны, брюшной тип дыхания обеспечи
вает «кислородный комфорт» для мышц матки и плода. При таком дыхании про
исходит снижение числа дыхательных движений и частоты сердечных сокраще
ний (ЧСС). Этот экономичный тип дыхания позволяет снизить избыточную на
грузку на сердечнососудистую систему, что важно как во время беременности,
так и особенно в период родов.
Во время сеанса беременная располагается в удобном кресле. На тело под грудь крепятся два датчика, регистрирующие ЧСС. Данные поступают в приборы БОС и компьютерный комплекс.
Вдох нужно производить через нос свобод
но и без усилий. Во время вдоха живот надува
ется, а грудная клетка должна оставаться не
подвижной и не участвовать в дыхании. Вы
103
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   51

Тема № 2
Рис. 19
дох медленный и плавный, сквозь слегка сомкнутые губы, с максимально возможным расслаблением. На выдохе живот втягивается. На вдохе рука, лежа
щая на животе, должна ощущать движение брюшной стенки, а рука на груди оста
ваться в покое. То же на выдохе. Женщина должна делать волевой акцент именно на выдохе. Она должна стремиться к максимальному уменьшению ЧСС на выдохе за счет максимального расслабления. Чем легче без усилий выполняется это упра
жнение, тем лучше результат тренировок.
Во время сеанса перед беременной находится экран монитора, на котором она видит сюжет с движущимся объектом, например, столбиком, открывающим кар
тинку. На вдохе столбик должен двигаться вверх, на выдохе — более медленно вниз. Во время отдыха звучит приятная музыка и демонстрируется видеосюжет.
По окончанию занятия дается домашнее задание — дышать диафрагмально в те
чение нескольких минут.
2. Обучение навыкам мышечной релаксации методом БОС по электромиограмме
(ЭМГБОС).
Во время этой процедуры на лобную мышцу крепится датчик и регистрируется уровень мышечного напряжения в компьютерном комплексе БОС. Музыка зву
чит только в тот момент, когда беременная достигает определенного уровня мы
шечного расслабления. Ее задача хорошо почувствовать и запомнить ощущение расслабления тела во время звучания музыки.
3. Обучение навыкам управления отдельными ритмами головного мозга методом
БОС по электроэнцефалограмме (ЭЭГБОС).
Во время процедуры беременная занимает удобное положение в кресле, рас
слабляется. Глаза закрыты. Отброшены посторонние мысли о текущих делах и заботах. Во время сеанса звучит музыка, но только тогда, когда пациентке удается достичь определенного уровня расслабления по данным, регистрируемым мето
дом БОС по электроэнцефалограмме.
Курс индивидуальной подготовки к родам
Курс включает 12–16 сеансов длительностью по 45–60 минут каждый и прохо
дит четыре этапа.
1 этап. Его задачей является обучение диафрагмальнорелаксационному ды
ханию по методу БОС (6–8 сеансов). Если женщина не может освоить это дыха
ние, следует попытаться воспользоваться ЭМГБОС. Наконец, при наличии на
рушений психоэмоционального состояния, тревожности, эмоциональной лаби
льности можно провести сеансы ЭЭГБОС.
2 этап. Целью второго этапа является обучение женщине применению диа
фрагмальнорелаксационного дыхания в первом периоде родов — в периоде рас
крытия. Особенностью дыхания на схватке является равная длительность диа
фрагмального дыхания на вдохе и выдохе на пике схватки. В среднем, одна схват
ка длится 1 минуту, пик схватки примерно 20 секунд. Между схватками перерыв примерно 3 минуты, когда женщина отдыхает и дышит диафрагмальнорелакса
ционно. Беременная женщина тренирует этот дыхательный режим перед монито
ром БОС и согласует свое дыхание с частотой сердечных сокращений. Она пони
мает, что схватка и связанная с ней боль не бесконечны, а в период между схват
104
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

ками можно полностью восстановить силы за счет правильного дыхания и расслабления. Обычно, для отработки навыков правильного дыхания во время схваток периода раскрытия бывает необходимо 2 сеанса БОС (см. рис. 20).
3 этап. На третьем этапе женщины проходят обучение по применению полу
ченных навыков во втором периоде родов (в периоде изгнания). Женщина учится воспроизводить усвоенные навыки в кульминационный период родов, когда от скоординированности фаз дыхания и напряжения при потугах зависит правиль
ное распределение сильного напряжения брюшной стенки и максимального рас
слабления мышц тазового дна. Сочетание этих действий дает возможность ребен
ку благополучно пройти родовые пути и является эффективной профилактикой детскоматеринского родового травматизма.
Тренировка проводится с задержкой дыхания на 20 сек. после вдоха. Задержка дыхания проводится с закрытием голосовой щели после вдоха, с последующим плавным выдохом.
Поскольку потуга длится примерно 1 мин., роженица должна сделать за это время три таких дыхательных цикла с задержкой дыхания. Особый акцент делает
ся на максимальное расслабление мышц промежности. В наступающем после по
туги периоде отдыха необходимо дышать спокойно, диафрагмально, с удлинен
ной фазой выдоха и одновременным расслаблением всех мышц. Обучение такому режиму дыхания проводится за 2–3 занятия (см. рис. 21).
4. Этап. На этом этапе закрепляются полученные в ходе дородовой подготов
ки навыки. Обязательно несколько раз моделируется весь процесс родов.
Таким образом, пройдя курс психофизиологической дородовой подготовки по методу БОС беременные получают не только общее представление о том, что бу
дет происходить во время родов, но и знания и реальные практические навыки,
как необходимо вести себя в родах. Научный анализ результатов подготовки по
казал ее высокую эффективность: значительное снижение частоты преждевре
менных и запоздалых родов, укорочение длительности родов; снижение в 2 раза необходимости применения медикаментозного сна — отдыха, медикаментозной родостимуляции, обезболивающих и спазмолитических средств. В 4 раза снизи
лось количество разрывов промежности.
В группе матерей, проходивших подготовку методом БОС, оценку 8 баллов по шкале Апгар на 1й минуте получили 68% новорожденных (в контрольной группе
55,5%), оценку 9 баллов — 8% новорожденных (в контрольной группе оценки 9
баллов не было). Оценка Апгар на 5й минуте: в группе матерей, проходивших подготовку по методу БОС, оценку 9 баллов получили 73,5% новорожденных (в контрольной — 48,9%), оценку 10 баллов — 1,5% новорожденных (в контроль
ной — оценки 10 баллов не было). В 3 раза снизилось количество послеродовых осложнений. Практически все женщины (97%), прошедшие подготовку, кормили ребенка самостоятельно до 3 месяцев и около 70% — до 6 месяцев. При этом в контрольной группе показатели были на 20% меньше.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 2
(по программе «К здоровой семье через детский сад»
цикл обучения «Школа родителей», занятия № 3,4)
1. Эффекты закаливания:
105
Тема № 2

а) специфический — увеличение сопротивляемости организма к температур
ному фактору;
б) неспецифический — повышение сопротивляемости организма к другим воздействиям (инфекционным заболеваниям и т. д.)
2. Специальный уход за грудью и кожей живота при подготовке к родам и кормле
нию ребенка грудью включает:
а) легкий массаж грудных желез мягким махровым полотенцем;
б) вытягивание сосков;
в) втирание гомеопатических мазей.
3. Стоматологическая профилактика:
а) снижает частоту заболеваний кариесом;
б) улучшает кровоснабжение десен;
в) нормализует состояние внутренних органов;
г) улучшает память.
4. До какого периода беременности можно принимать препараты кальция (при
нормальном тонусе матки):
а) до 3 месяцев;
б) до 6 месяцев;
в) до 9 месяцев.
5. Какими зубными пастами следует чистить зубы беременным женщинам:
а) кальцийсодержащими;
б) фтористыми;
в) содержащими экстракты трав.
6. Ежедневная профилактика ЛОРзаболеваний включает:
а) промывание носоглотки;
б) закапывание растительного масла (масло календулы, туи) в нос;
в) закапывание сосудосуживающих средств.
7. Во время беременности необходимо:
а) увеличить объем пищи — питание за двоих;
б) употреблять в пищу продукты с ценными питательными веществами доста
точной калорийности;
в) употреблять пищу, имеющую дренажные свойства;
г) соблюдать разгрузочные дни.
8. Объем одного приема пищи для беременной женщины:
а) 500 г;
б) 50 г;
в) две пригоршни.
9. Что нужно ограничить и даже исключить из рациона:
а) каша рисовая, с молоком (коровьим);
б) жареные блюда животного происхождения;
в) бездрожжевой хлеб;
г) консервы;
д) булка и макароны с колбасой;
е) суп, сваренный на мясном бульоне;
ж) вегетарианский суп;
з) кондитерские изделия.
106
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

10. При заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры, предпочти
тельно:
а) высококалорийное питание (мясной бульон, мясо, масло и т. д.);
б) обильное питье;
в) соки, овощи, фрукты.
11. Оптимальные сочетания продуктов:
а) каша (рисовая, овсяная) и животный белок (мясо, яйцо, рыба, сыр, творог);
б) каша и салат;
в) каша и сливочное масло;
г) творог и орехи;
д) сладкое молоко и фрукты;
е) кислое молоко и фрукты;
ж) животный белок (мясо, яйцо, рыба) и зеленый салат;
з) орехи и кислые фрукты.
12. Овощи, фрукты, зелень, ягоды перед употреблением следует предварительно:
а) вымыть;
б) добавить сахар;
в) отварить;
г) очистить от нитратов в водном растворе гомеопатического средства
«АурумС».
13. При подготовке к первому периоду родов с применением БОС тренируется сле
дующий режим дыхания во время схватки:
а) диафрагмальное дыхание, вдох = выдоху на пике схватки, длительность 1
мин.;
б) глубокий вдох, закрытие голосовой щели, задержка дыхания на 20 сек., глу
бокий плавный выдох, 3 цикла за 1 мин.
14. Метод применения БОС в подготовке беременных женщин к родам:
107
Тема № 2
Рис. 20. Схема сеанса подготовки к первому периоду родов
Рис. 21. Схема сеанса подготовки ко второму периоду родов

а) безопасный немедикаментозный метод самоуправления системами орга
низма;
б) специальный метод, требующий большой осторожности применения с воз
можными частыми осложнениями.
15. Каковы шансы появления у ребенка аллергии, у которого оба родителя аллерги
ки:
а) 1:10;
б) 50/50;
в) до 75%.
16. Может ли предотвратить развитие аллергии у ребенка избегание аллергиче
ских факторов (питание, пыль и т. п.) беременной женщиной, имеющей аллергиче
ские проявления:
а) да;
б) нет.
17. Какими средствами следует мыть посуду беременной с аллергическими прояв
лениями:
а) химическими средствами типа «Фери»;
б) содой;
в) горчицей;
г) детским мылом.
108
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Тема № 3
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН (Часть 3)
Тема № 3
НОРМАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МИКРОКЛИМАТА
Нормализации психологического микроклимата во время беременности спо
собствуют:
— Духовнонравственное совершенствование будущей матери и младенца, пе
ние колыбельных песен, чтение литературных произведений, созерцание шедев
ров мирового искусства.
— Психологическая помощь в проблемных ситуациях в семье и на работе.
— Психологическая адаптация во время беременности (ограничение стрессо
вых воздействий).
Воспитание у беременных женщин эстетических, нравственных, духовных на
выков необходимо, чтобы в подсознании ребенка уложился богатый, всесторонне развитый внешний и внутренний мир.
Желательны: чтение литературных произведений Пушкина, Тютчева, Фета,
Лескова, Шмелева; посещение художественных музеев, выставок; просмотр ил
люстраций классиков живописи; прослушивание музыки Чайковского, Моцарта,
Вивальди, Гайдна, Брамса, Шопена, Шуберта. Если есть возможность, желатель
но слушать музыку не только в записи, но и в «живом звуке», посещая симфони
ческие концерты, оперные театры. Музыка снимает внутреннее напряжение,
уменьшает восприятие боли. У плода активизируется вестибулярный аппарат и развивается его кинетическая чувствительность, которая в будущем станет осно
вой равновесия.
Особенно полезно много петь колыбельных, народных и нежных песен о люб
ви. Установлено, что дети, матери которых пели колыбельные до рождения и в первый год после рождения, опережают в интеллектуальном развитии своих свер
стников у непоющих мам в несколько раз.
Пение тренирует мышцы диафрагмы, увеличивает жизненную емкость легких,
контролирует внимание на длительном выдохе, что пригодится в родах, и вызы
вает положительные эмоции, поднимает настроение и главное — успокаивает.
Благодаря этому улучшается регуляция всего процесса родов.
109
Тема № 3