Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 717

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
адаптации его к новым условиям, в которые он попадает после рождения. Авст
рийскими учеными была доказана удивительная связь успокаивающей и возбуж
дающей музыки на моторику плода. Беременная женщина должна учитывать это.
Не нужно забывать, что вкусовые пристрастия ребенка формируются во внут
риутробном периоде развития. Состав крови матери, которую плод получает че
рез пуповину, зависит от того, что женщина ест. То же можно сказать и об око
лоплодной жидкости, в которой он плавает и которую пьет.
Установив, что плод воспринимает через брюшную стенку матери яркий сол
нечный свет, французские врачи рекомендуют беременным в солнечные дни гу
лять в легком платье в период с 11 часов до 16 часов. Они отмечают, что это улуч
шает двигательную активность плода и способствует его развитию.
Важно знать, что примерно на 22й неделе беременности плод вырабатывает свой режим сна и бодрствования, во многом совпадающий с материнским. Поэ
тому, чтобы после родов с новорожденным было меньше хлопот, беременная женщина должна придерживаться такого режима дня, который будет способство
вать оптимальному уходу за новорожденным. Ложитесь спать в 22.00, вставайте в
7.00.
Итак, если будущие родители не только любят своего еще не родившегося ре
бенка, но и уважают его, они будут стараться установить с ним контакт при помо
щи речи, прикосновений, будут давать ему слушать хорошую музыку, оберегать от неприятных, слишком громких, немелодичных звуков. Беременная женщина будет считаться с тем, что он восприимчив к употребляемым ею напиткам и пище, к окружающему освещению. Она и ее близкие все время будут помнить,
что эмоции, которые испытывает будущая мама, переживает и будущий ребенок.
Тогда претенциозные, научно не обоснованные советы беременным изнурять себя голодом, придерживаться необычных диет, чрезмерно заниматься физиче
скими упражнениями, обливаться ледяной водой, окунаться в прорубь, а затем париться и т. п., будут восприниматься критически.
Если мать ведет беспокойный образ жизни, много нервничает, если у нее есть склонность к злобному поведению, то и ребенок ее в последующем развивается часто беспокойным, злобным, агрессивным; имеет трудности в поведении, плохо управляем. Не удивительно, что потом сама мать страдает с таким ребенком. Он плохо учится, плохо себя ведет. Когда вырастает, стремится в асоциальные груп
пы, где к нему быстро прививаются все болезни цивилизации.
Одной из причин роста наркомании и токсикомании является врожденное слабое развитие опиатной системы в центральной нервной системе человека.
Опиатная система вырабатывает особые гормоны — гормон радости и жизненной адаптации (эндорфины, энкефалины) — и в норме их в семь раз больше, чем гор
монов «плохого настроения». Если опиатная система работает плохо, то у человека снижено настроение, ему трудно общаться с людьми, он очень болезненно воспри
нимает происходящее, особенно подвержен стрессу, плохо переносит боль, у тако
го человека повышенная тревожность, и человек ищет выход. Своих гормонов ра
дости не хватает, тогда он принимает их искусственные заменители — наркотики,
алкоголь, пытается компенсировать их нехватку острыми ощущениями, асоциа
льным поведением и т. д.
Поэтому, радуйтесь! Давайте гормоны радости своему еще не родившемуся малышу, пусть не будет у него ни в чем недостатка: ни в телесных, ни в душевных потребностях.
115
Тема № 3


Оба родителя должны иметь постоянное эмоциональное и речевое общение с будущим ребенком, воспитывать его еще в утробе матери: читать ему лучшие об
разцы мировой литературы (особенно рекомендуются стихи и проза А. С. Пушки
на), традиционную духовную литературу, напевать малышу наши исконные ко
лыбельные, слушать классическую музыку. Ритм и тональность этих произведе
ний по математическим расчетам соответствует золотому сечению — пропорции,
по которой построено все мироздание, пропорции, определяющей гармонию и здоровье.
Тело ребенка до его рождения содержит около 95% воды. Вода имеет уникаль
ное свойство изменять свою структуру под действием музыки, света, тепла и т. п.
Японский ученый Масару Эмото провел следующий эксперимент: он поставил дистиллированную воду рядом с магнитофоном, включал различные музыкаль
ные произведения и затем замораживал эту воду. В первом варианте вода «слуша
ла» музыку Франца Шуберта «Аве Мария». В результате образовывались краси
вые кристаллы в виде снежинок. Во втором случае вода «слушала» рокмузыку
«тяжелый металл». После замерзания образовывались кристаллы в виде спила гнилого дерева. Такая же разница получалась при озвучивании воды «хорошими»
и «плохими» словами. Полученные данные делают понятными рекомендации древних врачей для беременных женщин смотреть только на прекрасное, слушать пение птиц, любоваться камешками через прозрачные воды ручья, общаться с доброжелательными людьми. Если мать соприкасается только с гармоничным окружением (природой, музыкой, обществом), соответствующим золотому сече
нию, то ребенок формируется по этой золотой пропорции.
Если нет возможности для матери находиться в гармоничной среде, она может ее создать внутри себя. Из своих мыслей, слов, обращенных к ребенку, она творит островок рая для своего малыша. Мысли матери и отца имеют огромную силу.
Так, в Великобритании акушеры демонстрируют для беременных документаль
ный фильм о возможности повлиять на здоровье младенца. Фильм рассказывает о том, что во время беременности у одной женщины на УЗИ был обнаружен порок развития плода — недоразвитие головного мозга (почти его отсутствие). Родители протестантского вероисповедания в течение 6 месяцев не прекращали молитву о своем будущем ребенке даже ночью (дежурили поочереди). В фильме показаны
УЗИ изображения плода, у которого постепенно восстанавливался головной мозг. Завершают фильм кадры — уже трехлетняя девочка самостоятельно читает книгу. В православных семьях беременным рекомендуется еженедельно прича
щаться, а перед родами заказать специальный молебен о благополучном родораз
решении. Такие дети рождаются очень спокойными, расположенными к добру и любви.
Если оба родителя любят ребенка, общаются с ним, то ребенок находится в блаженном состоянии счастья: его любят, ему хорошо, у него все есть. Он излуча
ет это счастье, положительно влияя на самочувствие мамы. Когда заботливые бе
ременные женщины собираются вместе, то все их будущие дети излучают «океан»
счастья. Здоровье мам значительно улучшается. Это особое влияние заметили и врачипсихотерапевты Великобритании. Этот феномен специалисты назвали «те
рапией счастьем». Так что замечательным будущим мамам, посещающим курсы по подготовке к родам, на каждом занятии предоставляется возможность погру
116
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

зиться в живой мощный поток счастья и здоровья, излучаемый их будущими ма
лышами.
ВОСПИТАНИЕ В УТРОБЕ
Беседы — письма
«Общение с младенцем — один из самых важных воспитательных и оздорови
тельных процессов в период развития и формирования плода», — считает автор программы «Ступеньки роста» Н. А. Гительсон. Для младенца важно, чтобы о нем думали. Для ребенка всегда важно, чтобы был хотя бы один человек, который ду/
мает о нем. Причем важно и
что, и как думает. С пространством мыслей матери и отца связано пространство мыслей растущего малыша. Именно во внутриутроб
ный период начинает формироваться система «родители — дети», эта система на
полняется палитрой созданных совместно отношений. Основа родительских от
ношений с ребенком складывается, оформляется в период созревания плода —
все девять месяцев. Формирование этих отношений всегда взаимно творческий процесс.
В этот период ребенок нарабатывает «понятийный уровень», формируются его способности речевой и мыслительной деятельности.
С младенцем необходимо общаться с первых недель зачатия. Все структуры ма
лыша: дух, душа, тело — жаждут общения. Они осваивают общение сознанием,
подсознанием и действием. Разговор или рассказ отца, матери с малышом на раз
ные темы обогащает младенца и приобщает его к культуре мышления, к культуре речи.
Когда мамы девять месяцев ждут появления младенца на свет — они мечтают о
своем малыше, мечтают, как он родится, каким он будет, что они вместе будут де
лать, как все обрадуются рождению.
Мечты матери и отца создают образ идеального, совершенного и тем самым создают «лесенку» развития, устремленности к совершенствованию. Добрые меч
ты родителей учат мечтать и младенцев.
Письма родителей, ожидающих ребенка
1. «Дорогой мой, чтото ты у нас расстучался и ручками, и … чувствую — нож
ками, наверное, ты принялся за гимнастику. Молодец! Развивайся! Люблю, когда ты упражняешься. Да — да — да. И когда спишь — люблю, и когда кушаешь —
люблю.… Что смеешься? Упражняться, шевелиться, спать, кушать — твой сейчас очень важный труд.
А трудятся у нас все: наш любимый папа — трудится на работе, я ращу тебя и забочусь о тебе, а ты растешь, стараешься сам, а все вместе — папа, ты и я — мы растим нашу семью.
Так что все при деле. Вот так здорово у нас получается!
Учись сразу все делать хорошо».
2. «Дорогой, я мечтаю и жду, когда ты родишься. Я мечтаю о том совершенно замечательном дне, дне, когда начнется твое путешествие от меня к нам всем: к папе, ко мне, к бабушке, к дедушке, к земле, к миру.… Жду, когда я увижу тебя и скажу: «Дорогой, милый, любимый мой сын или дочь». И тебя обнимет твой папа
117
Тема № 3

и будет тебя держать на руках. И мы все будем в этот момент особенно счастли
вы….
Мы ждем тебя — драгоценное наше дитя».
3. «Сегодня я хочу рассказать тебе про то, что я люблю, а про то как мы позна
комились с папой, расскажу завтра…».
Мосты родительства
Создание позитивных установок, «посев» которых в «поле» формирующейся системы отношений изо дня в день даст рост «добрым всходам» и поможет в даль
нейшем здоровому, полноценному развитию отношений ребенка с родителями, с людьми, с миром, т. е. принесет «добрый урожай».
«Мосты родительства» — это любовь и творчество, выраженные и запечатлен
ные в слове:
«Ты для нас — ясносолнышко»; «Я и твой папа любим и ждем тебя»; «Нам ин
тересно и важно то, что интересно и важно для тебя»; «Мы вместе будем играть,
читать, заниматься, узнавать и радоваться миру»; «Какое счастье, что ты есть!»… и т. д.
Для развития плода очень важны положительные эмоции беременных. Ста
райтесь сделать свою жизнь в ожидании младенца приятной и спокойной. Ищите в себе и в своих близких хорошие качества, проговаривайте их, и ваш малыш их обязательно наследует. Читая стихи, рассказы, помните, что свои мысли, эмоции вы передаете своему чаду. Не забывайте читать духовные произведения, можете
читать ему данный учебник — это замечательная возможность познакомить своего
будущего ребенка с идеальным планом его развития от 0 до 18 лет еще до рождения.
Шум, речь, музыка и т. д., — все многообразие богатейшего мира звуков ока
зывает на Вас положительное влияние. Проводя время на улице, желательно слу
шать пение птиц. В домашних условиях рекомендуется успокаивающая музыка
(«Адажио» Т. Альбинони, «Гавот ля мажор» Х. Глюка, И. Брамса, «Сицилиана»
И. С. Баха, «Лунный свет» К. Дебюсси, колыбельные, народные песни). Бодрая музыка придаст Вам отличное настроение. Ваш малыш все слышит, он хочет все видеть (его глаза развиваются на второй неделе внутриутробной жизни, глаз чув
ствителен к зрительным образом, световой энергии). Старайтесь творить, рисо
вать всеми красками и, конечно, любимыми. Рисовать не только простыми лини
ями, но и целыми геометрическими фигурами, например: снеговика — только окружностями; рыбуракету — треугольниками. Изображайте как можно больше предметов, используя в качестве составной фигуры круг, треугольник, квадрат.
Попытайтесь завершить незаконченные рисунки. Фантазируйте. Загляните в лю
бой географический атлас, внимательно рассмотрите очертания рек, морей,
суши. Вы увидите, что очертания Италии напоминают сапог, Индии — ромб, ост
ров Сахалин — рыбу.
Конечно, Вы будете трудиться, но ваш малыш не останется в стороне, творите,
фантазируйте цифрами, буквами, словами.
Музыкотерапия
118
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Музыкотерапия — это не только метод улучшения здоровья, но и дородовая стимуляция памяти и интеллекта ребенка.
Ребенок начинает запоминать музыку подсознательно, еще находясь в утробе матери. Первые зачатки слуха начинают формироваться с 14 недель, и к 21й не
деле слух функционирует полностью. Плод особенно плохо переносит громкие звуки. Так, дети женщин, живших при беременности вблизи аэродрома, имели меньший вес и были слабее, чем дети матерей из спокойной местности. При неп
риятных или громких звуках у плода наблюдается учащенное сердцебиение и он выполняет резкие движения. Спокойная и тихая музыка успокаивает его.
Наилучшей музыкой для ребенка считается голос матери и стук ее сердца. Бе
ременным женщинам можно посоветовать больше петь и чаще прослушивать классическую музыку.
Из музыкальных инструментов при беременности надо слушать флейту, кото
рая активизирует работу головного мозга; виолончель, она положительно влияет на органы малого таза; арфу, которая улучшает работу сердца; скрипку, наполня
ющую любовью сердце и душу; орган, колокола. Общеизвестно благотворное влияние гармоничной музыки на течение беременности и родов. Гармоничная музыка по ритму близка к «золотому сечению вселенной». Это звуки природы,
пение птиц, народная и классическая музыка (С. В. Рахманинов, Э. Григ,
Л. И. Чайковский, И. Брамс, Ж. Бизе и др.). Любимая музыкальная кассета — это необходимая вещь, которую нужно взять с собой в роддом. Кроме того, установ
лена способность музыки стимулировать развитие памяти и интеллекта ребенка задолго до его рождения. А. Т. Юсфин и Н. П. Коваленко предлагают специаль
ную технологию внутриутробного обучения ребенка с помощью музыки для до
родовой стимуляции памяти и интеллекта.
1) Рекомендуется использовать русские протяжные песни (см. «Пестование младенцев»), древнерусскую и церковную духовную музыку и некоторые класси
ческие произведения:
И. С. Бах — небольшие инструментальные произведения. Небольшие части инструментальных концертов (кроме сочинений с текстом).
В. А. Моцарт — отдельные части фортепианных и скрипичных сонат (кроме сонат доминор и ляминор). Клавирные и ансамблевые менуэты, медленные ча
сти струнных квартетов, части из дивертисментов и серенад.
Л. Бетховен — медленные части из фортепианных и скрипичных сонат для фортепиано (1–7), некоторые короткие вариационные циклы. Медленные части первых шестиструнных квартетов, «багатели» для фортепиано.
М. И. Глинка — мазурки, «Вариации на шотландскую тему», струнный квартет фамажор, вторая часть сонаты для альта и фортепиано, танцы из оперы «Руслан и Людмила».
А. П. Бородин — медленные части струнных квартетов, струнные трио и сюи
ты для фортепиано.
А. Н. Скрябин — прелюдии сочинений № 11, 16, 17, 27. Первая поэма из сочи
нения № 32, симфоническая пьеса «Мечта», а также отдельные симфонические фрагменты из фортепианных симфоний.
Н. К. Метнер — сказки и отдельные фрагменты его фортепианных сонат.
119
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   51