Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 687

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Беседы с психологом (психологическая коррекция) проводятся во всех жен
ских консультациях. Психолог поможет вам научиться определять свой темпера
мент и понимать себя, разговаривать с еще не родившимся малышом, снимать напряжение и страх в родах. Полезны занятия релаксацией (расслабление) под музыку, звуки и пение птиц, шум прибоя, журчание ручья.
Визуализация
Предупреждение, лечение болезней, снятие беспокойства с помощью форми
рования зрительного образа называется визуализацией. Визуализация очень по
лезна для здоровья — она ускоряет естественные оздоровительные процессы.
Доктор Бернанд Сигал, изучавший воздействие на пациентов визуальных обра
зов, как воображаемых, так и нарисованных, пришел к выводу, что многие люди обладают способностью к самоисцелению, если они наделены волей к жизни и готовы нести ответственность за свое здоровье.
Во время беременности очень хорошо представлять свое тело здоровым, это самый простой способ визуализации. Представляйте себя в прекрасном и уми
ротворяющем месте (лучше в том, которое само всплывает в мыслях, когда вы ус
покоитесь). Очень полезно во время беременности представлять себе, как легко и благополучно протекают роды, как во время родов вас окружают заботой и под
держкой. Представляйте свое тело расслабленным и легко раскрывающимся, по
зволяющим ребенку появиться на свет. Некоторые акушеры признают, что если женщина настроена на легкие роды, у нее действительно больше шансов родить без проблем. Оптимистический настрой должен сочетаться с готовностью жен
щины и ее близких к столкновению с трудными и неожиданными ситуациями,
часто встречающимися в реальной жизни. Одна из таких ситуаций, с которой встречались миллионы женщин, — утрата ребенка.
Традиции переживания утраты
У всех народов сохраняются давние традиции переживания горя, с которым ежегодно сталкиваются тысячи родителей. С ними знакомят будущих родителей как с одной из реальностей жизни.
Каждая культура вырабатывает свои механизмы ПЕРЕЖИВАНИЯ ГОРЯ.
В русской культуре традиции переживания горя были тесно связаны с религиоз
ной духовностью. Ф. М. Достоевский писал: «Что приобретают малютки — эти
«маленькие птички» — от того, что рождаются и умирают? Ужели лишь для того,
чтобы лишнею скорбию удручить жизнь родителей? Нет. Наши преждевременно скончавшиеся малютки рождены не напрасно, они кратковременными страдани
ями на земле снискали себе вечное блаженство на небе». И в этом русские люди находили основной источник утешения: «Бог дал, Бог взял», — говорили скорбя
щие родители, потерявшие малютку. В религиозном сознании общества отноше
ние к смерти всегда было спокойным, осознанным, воспринимаемым как второе рождение человека в ином мире. Об умершем малютке молились дома (если он не крещен), в церкви, если он был крещен.
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Окружающие роженицу люди должны с уважением относиться к ее религиоз
ным чувствам, особенно когда жизнь ее ребенка находится под угрозой. Различ
ные религиозные течения имеют собственные особые традиции действий родите
лей в этой ситуации. Следует всегда терпимо и уважительно относиться к ним.
Так, мать буддийского вероисповедания окропляет новорожденного водой Арша
ном и читает молитву о долгой жизни. Если ребенок умирает, то вызывают свя
щеннослужителя из дацана для совершения специального обряда. Затем мать за
жигает свечу, которая горит 49 дней, и молится об устроении его будущей жизни.
Если это христианская семья, то мать или близкий ей человек имеет право прове
сти Крещение ребенка, пока он жив. Для этого необходима только святая вода и знание простой, короткой молитвы. Минута терпеливого сочувствия и понима
ния со стороны окружающих подарит женщине чувство исполненного долга и по
коя на сердце. Описание совершения таинства Крещения православной женщи
ной приводит протоиерей Артемий Владимиров (см. тему № 10). Православных родителей утешает разговор о том, что смерть не бывает случайной, что Бог заби
рает к себе любого человека в самой высокой точке его духовного развития. Мла
денец, как ангел, всегда будет в Царстве небесном. Утешают православных роди
телей совместные молитвы, возможность выполнить все положенное в их тради
ции для своего малыша.
В мусульманских семьях младенец, ушедший в мир иной, считается ангелом.
В трудных случаях в этих семьях, как и в семьях иудейского вероисповедания,
родные возносят молитвы. Для неверующей матери утешением может быть пони
мание того, что чаще смерть плода наступает изза пороков его развития и, воз
можно, печальный исход освобождает ребенка от мучений, которые могли бы со
провождать жизнь такого ребенка и его родителей. При любом мировоззрении главное для близких и окружающих — проявить сочувствие родителям, пережива
ющим утрату.
Факт смерти никогда не был запретной темой для разговора. Родители и близ
кие выплакивали свое горе, близкие служили им опорой в этом. Со временем сер
дце любящих родителей примирялось с потерей и не омрачало последующее ожи
дание ребенка.
Невысказанное, непережитое горе влияет не только на последующую социаль
ную жизнь индивидуума, но и на соматику и психику горюющего человека, что особенно может проявиться в последующих беременностях и родах.
Женщине необходимо предоставить возможность говорить о своем ребенке со всеми. Крайне важно вести беседу с учетом мировоззрения семьи. Любящие близ
кие и сострадающее окружение (врачи, акушерки) всегда ищут слова, которые могли бы утешить скорбящих родителей.
Смерть и рождение ребенка — это большая тайна. Эти события не случайны.
Понимание этого позволит семьям перенести горе, восстановить свое психологи
ческое состояние и открыться навстречу новым надеждам и будущему счастью.
Факторы, влияющие на здоровье будущего ребенка
во время беременности матери
Заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии НИИ общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук РФ, доктор медицин
111

ских наук профессор Аршавский считает, что многие так называемые наследст
венные заболевания имеют совсем другую причину (из книги «Мы и наши дети и внуки» Б. Никитин, Л. Никитина, 1989. Москва). Возникают они не изза полом
ки генов, а изза неправильно протекающей беременности, мешающей реализо
вать наследственную программу. В результате благополучные в наследственном отношении родители дают неблагополучных детей. Об этом свидетельствует бо
лее чем 40летний опыт работы лаборатории под руководством проф. И. А. Ар
шавского. Это подтверждают экспериментально вызванные нарушения у живот
ных.
Пара кроликов генетически хорошо изучена и дает хорошее потомство. Если в начале беременности крольчиха находится в экспериментальном неврозе, вы
званном шумом, током под металлическим полом и т. п., то возникают различные уродства: заячья губа, волчья пасть, дефекты конечностей, отсутствие части или всего мозга. Неблагоприятные воздействия в более поздний период, когда фор
мирование органов в основном завершено, дают физически незрелые, ослаблен
ные организмы. Поэтому заботиться о будущей матери после того, как беремен
ность стала заметной, поздно. Начинать надо гораздо раньше, когда плод только формируется. Вообщето отпуск был бы нужен именно в это время — другое дело,
что физически женщине труднее работать во вторую половину беременности. Во всяком случае, женщину в этот период нужно оградить от конфликтных ситуа
ций, нервотрепки, обеспечить максимально спокойные и здоровые условия для работы.
По мнению проф. И. А. Аршавского, половая жизнь во время беременности является одним из стрессовых факторов. Природа создала надежный механизм,
защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. У людей он, к сожале
нию, расшатан. Поэтому приходится полагаться на сознание. Многие родители воздерживаются от половой жизни во время беременности не по медицинским соображениям, а уважая личность ребенка, считая его человеком с момента зача
тия — для них «секс втроем» неприемлем. В буддийских семьях принято отмечать не день рождения человека, а день его зачатия.
Очень вредно и избыточное питание. Представление о том, что будущая мать должна есть за двоих, оправдывало себя лишь тогда, когда пищи действительно не хватало.
Во время беременности особенно опасен прием фармакологических препара
тов без назначения врача. К сожалению, часто беременные пытаются именно так
«лечить токсикозы». Между тем, ранние легкие токсикозы (тошнота, слюнотече
ние, однократная рвота) являются реакцией приспособления организма беремен
ной к новому состоянию, новой нагрузке (реагируют слабые системы организма)
и устанавливается благоприятная среда. Ранние легкие токсикозы проходят само
стоятельно или их можно облегчить с помощью гомеопатических средств, остео
патического лечения, правильного питания, точечного массажа на руках. Токси
козы средней и тяжелой степени, а также поздние токсикозы подлежат лечению в условиях стационара.
О ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ДО РОЖДЕНИЯ
Развитие органов и систем организма происходит в строгой очередности по жесткой, генетически заданной программе (см. рис. 6).
112
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


0–2 недели — стадия яйца. Начинается с оплодотворения в маточной трубе яй
цеклетки сперматозоидом. За 3–4 дня яйцо спускается в матку и закрепляется там. К моменту, когда запас питательных веществ в яйце заканчивается, начина
ют функционировать структуры, обеспечивающие питание и защиту развиваю
щегося организма. Питательные вещества и кислород поступают к будущему ре
бенку из крови матери через вену пупочного канатика.
3–32 недели — стадия зародыша. Формируются различные системы и органы будущего ребенка.
На 3й неделе у него уже бьется то, что потом станет сердцем. Появляются за
чатки спинного и головного мозга. В это время они особенно чувствительны к вредным физическим и химическим воздействиям.
На 4й неделе продолжают совершенствоваться сердечнососудистая и нер
вная системы, пищеварительный тракт. Зародыш достигает уже 4 мм в длину, у него появляются зачатки ручек и ножек.
На 5й неделе возникает кора головного мозга. Вырисовываются черты лица:
глазные впадины, нос, ушные раковины. Вредные воздействия в этом периоде могут привести к нарушению формирования верхней губы, в результате чего дети потом рождаются с расщелиной (с так называемой «заячьей губой»).
На 6й неделе закончено формирование позвоночника, хрящевыми тканями выполнен скелет. На лице хорошо различимы нос, верхняя и нижняя челюсти,
ушки. Продолжают расти руки и ноги, но пальцев пока еще нет. При ультразвуко
вом обследовании можно обнаружить, что сердце уже начало биться.
На 7й неделе в сердце появляются перегородки. Нарушение этого процесса чревато пороками сердца. Образуются зачатки мужских или женских половых же
лез.
На 8й неделе он умеет открывать и закрывать рот. На конечностях формиру
ются пальчики. У мальчиков появляется половой член. К концу этой стадии боль
шинство органов и систем будущего ребенка сформированы. В это время они от
личаются повышенной чувствительностью к повреждающим факторам.
9 недель — стадия зародыша. В этот период развиваются основные внутренние органы: головной мозг, сердце, легкие, печень, кишечник, почки. В течение этого времени все органы и системы будущего ребенка совершенствуются и тренируют
ся.
На 12й неделе плод уже умеет гримасничать, его мимика отражает изменение лица женщины во время смеха или плача. Каждый день он выпивает, совершая при этом глотательные движения, некоторое количество околоплодной жидко
сти, в которой плавает. Мать его движений еще не ощущает. Руки вырастают на
столько, что пальчиками он может дотянуться до головы. У мальчиков увеличива
ется в размерах половой член, у девочек уже сформированы влагалище, матка, ма
точные трубы. К концу 12й недели с помощью ультразвукового исследования можно установить пол будущего ребенка. Ребенок спит и бодрствует, чувствует равновесие, маме желательно танцевать плавные танцы; младенец кувыркается.
В 14 недель у малыша начинают расти волосы, ресницы, брови, ногти.
С 14–15й недели беременность женщины становится заметна окружающим, а на 18–19й неделе движения плода становятся настолько интенсивными, что бу
дущая мать начинает их чувствовать. Внимательная женщина отмечает связь пе
реживаний своих эмоций (и положительных, и отрицательных) с характером дви
жений плода. По их силе, частоте, особенностям шевеления она способна пред
113
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   51

Тема № 3
положить, хорошо ему или нет. В это время формируется внутреннее ухо, он слышит голос матери. Маме рекомендуется много петь протяжные песни, разго
варивать с малышом. Для улучшения развития слуха хорошо разговаривать с ним через рупор, приставленный к животу.
На 22й неделе тело начинает покрываться тонкими, мягкими волосками.
На 24й неделе в основном завершается образование клеток головного мозга.
Движения плода становятся более дифференцированными. Он умеет открывать глаза. На подушечках пальцев появляется уникальный и неповторимый кожный узор.
На 28й неделе тело плода покрыто нежными волосками. Развивается подкож
ножировая клетчатка, обеспечивающая после родов поддержание постоянной температуры тела. Развивается чувство вкуса (горькое, сладкое и т. п.) и формиру
ется зрение.
На 32й неделе темп роста плода снижается. Он уже настолько велик, что в околоплодном пузыре ему тесно. В этой ситуации наиболее выгодным положени
ем, обеспечивающим максимальную подвижность в воронкообразной матке, яв
ляется положение вниз головой. Нормально развивающийся плод принимает его.
Формируется иммунитет.
К концу 9го месяца организм плода настолько совершенен, что он уже готов к внеутробной жизни.
Будущей матери полезно знать следующее: находящийся внутри нее, защи
щенный от внешних воздействий ее телом малыш способен, однако, улавливать сигналы внешнего мира: звуки, свет, вибрации, тактильные воздействия. Ему до
ступны и вкусовые ощущения. Функционирование вестибулярного аппарата по
зволяет плоду перед родами принять положение, оптимальное при родоразреше
нии, при условии наличия правильной структуры и подвижности таза матери.
Кроме того, плод испытывает все эмоции, которые переживает мать. При волне
нии, огорчениях, радости у человека меняется биоэлектрическая активность го
ловного мозга, частота сердечных сокращений и дыхания, артериальное давле
ние, биохимический состав крови. Подобные изменения в организме беременной женщины, безусловно, влияют на плод. Доказано, что плод способен запоминать полученную информацию и связывать с ней пережитые эмоции до рождения.
Датчанином Ф. Бельдманом на основе способности плода реагировать на так
тильные раздражители была разработана методика установления обратной связи с плодом. Он назвал это гаптономией (в переводе с греческого — прикосновение).
Поглаживая живот беременной женщины, тихонько постукивая по нему, можно добиться ответных толчков и шевелений плода. Таким образом можно снизить беспокойство плода, можно стимулировать его движения, развивая тем самым его мускулатуру. Важно, чтобы во время подобных сеансов женщина была спокойна,
испытывала положительные эмоции. В таком случае проведение подобной про
цедуры лучше всего поручать будущим отцам. Результаты исследований показа
ли, что подобные занятия способствуют лучшему взаимопониманию родителей,
как между собой, так и с ребенком после рождения.
На 4–6м месяце беременности плод хорошо слышит. Если будущие мать и отец разговаривают с ним, после родов ребенок будет способен узнавать их голос.
Например, мать может попросить своего младенца, находящегося в утробе, по
двигать ножкой на голос отца. В последующем ребенок встречает отца (его голос)
активными движениями ручек и ножек. Это может значительно способствовать
114
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА