Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 701
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ступени
Роженица
Помощник
3. Прием0
ный покой роддома
1. Спокойствие.
2. Сосредоточиться на себе и ребенке.
3. Прохождение необходимых медицин0
ских процедур
1. Спокойствие.
2. Дипломатическое общение с медперсо0
налом.
3. Выполнение желаний роженицы
4. Палата роддома
(конец I пе0
риода родов и начало
II периода)
1. Спокойствие.
2. Отдых.
3. Дыхание, расслабление.
4. Общение с ребенком.
5. Родовые позы.
6. Самомассаж.
7. Пение.
8. Классическая музыка и звуки природы.
9. Ходьба.
10. Не тужиться без указаний акушерки
1. Спокойствие.
2. Дипломатическое общение с медперсо0
налом.
3. Обеспечение комфорта роженицы, вы0
полнение ее желаний.
4. Успокаивать и подбадривать.
5. Массаж.
6. Совместное дыхание, помощь в родовых позах.
7. Общение с ребенком.
8. Подсчет длительности схваток и интер0
валов между ними.
9. Питье, легкая еда.
10. Сопровождать в душ
5. Модерни0
зированная кровать Рах0
манова в роддоме
(конец II и
III период родов)
1. Максимально расслабить тазовое дно.
2. Отдаться природному родовому ин0
стинкту, помнить о ребенке.
3. Тужиться: специальное дыхание (или сдерживать потуги специальным дыхани0
ем).
4. Рождение ребенка.
5. Встреча ребенка: контакт «кожа к коже»
и «глаза в глаза».
1. Выдержка.
2. Дипломатическое общение с медперсо0
налом.
3. Выполнение желаний роженицы, эмо0
циональная поддержка. Вытирать с лица пот.
4. Совместное дыхание.
5. Общение с ребенком.
6. Пересечение пуповины и обработка но0
ворожденного.
7. Рождение последа и медицинские про0
цедуры
6. Кровать
(каталка) в родильном зале
1. Прикладывание к груди.
2. Общение с ребенком.
3. Отдых, сон
1. Импритинг (запечатление).
2. Ласковое слово — люблю.
3. Контакт «глаза в глаза», на руках у папы
7. Послеро0
довая палата
1. Отдых, сон.
2. Грудное вскармливание и телесный контакт.
3. Уход за ребенком.
4. Слова любви к ребенку
1. Отдых.
2. Слова любви маме и ребенку, поздрав0
ления.
3. Выполнение желаний мамы
8. Дома
1. Уход за малышом.
2. Грудное вскармливание.
3. Воспитание ребенка (см. контрольный лист «Развитие ребенка в семье от 0–2,5
мес»)
1. Ведение домашнего хозяйства.
2. Обеспечение всем необходимым мать и дитя.
3. Помощь в воспитании ребенка.
4. Любить, радоваться
ЧТО НЕОБХОДИМО ВЗЯТЬ В РОДДОМ?
Для новорожденного:
167
Тема № 4
1) подгузники — 8 шт. (одноразовые подгузники желательно использовать то0
лько для прогулок из0за опасений перегрева мочеполовой системы ребенка).
Подгузники подбираются индивидуально, учитывая, что на некоторые их виды могут быть аллергические реакции. Многие родители используют самодельные подгузники: в использованном подгузнике удаляют гидроскопический материал,
а вместо него вкладывают марлю. Получается многоразовый подгузник, но лучше использовать обычные марлевые подгузники;
2) чепчик тонкий — 2 шт.;
3) ползунки — 8 шт. (если вы хотите пеленать ребенка, можете взять с собой пеленки; в некоторых роддомах их выдают и стирают);
4) распашонки — 6 шт.;
5) крем под подгузники (с содержанием касторового масла и окиси цинка).
Если в комнате тепло, проводите воздушные ванны (ребенок без трусиков, в рас0
пашонке и тапочках мочится на лежащую под ним пеленку). В этом случае кожа не повреждается и для профилактики достаточно один раз в день смазывать ее кремом.
Детский пакет для выписки
Пеленка тонкая 2 шт.
Пеленка фланелевая 1 шт.
Чепчик тонкий 1 шт.
Шапочка вязаная 1 шт.
Одеяло (по сезону) 1 шт.
Уголок 1 шт.
Лента 1,5 м 1 шт.
(конверт или комбинезон)
Для роженицы
Паспорт, карта беременной, медицинский полис (страховка), халат, полотен0
це, тапочки, расческа, удобный свободный бюстгальтер с отстегивающимися ча0
шечками (рекомендуется даже спать в нем), который поддерживает грудь так,
чтобы сосок «смотрел» прямо вперед. Зубная щётка, паста, бумага, авторучка, па0
кет прокладок, ночная рубашка, зеркало, мыло детское, носовой платок, туалет0
ная бумага.
Набор наиболее употребляемых гомеопатических средств в послеродовом пе0
риоде.
Для православных беременных бутылочка со святой водой, икона.
Пакет для папы
Брюки чистые (джинсы, спортивные)
Тапочки
Носовой платок
Рубашка (не шерстяная)
Термос с кофе или чаем
Бутерброды
168
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Окончание табл. 13
Аптечка доврачебной помощи (период родов)
При ослаблении родовой деятельности и задержке раскрытия шейки матки:
1. Каулофиллум 6 и 30, Арника 30, Пульсатилла 30. Принцип выбора описан в главе «Естественные методы обезболивания в родах», Спигелон (Хель).
2. Для ароматерапии наиболее приятное для Вас масло: розы, ромашки, шал0
фея мускатного.
При застое молока (дополнительно к основным рекомендациям) следующие пять препаратов принимать последовательно через каждые полчаса по 1 крупин0
ке, затем цикл повторять до исчезновения патологических симптомов (обычно
1–3 дня):
1. Аконит 6 или 12 — при повышении температуры, возбуждении, лактостазе.
2. Белладонна 6 (12) — при воспалении, покраснении, повышении температу0
ры, лактостазе, болезненности молочных желез, родовой слабости.
3. Бриония 6 (12) — при лактостазе, кашле.
4. Калькарея карбоника 6 (12) — при сильном приливе молока.
5. Пульсатилла 6 (12) — для установления отделения молока.
6. Гомеопатические средства при недостатке грудного молока и улучшения его качества принимать одновременно по 1 кр. Коллинзония канаденсис 12 и Иберис
12 (гомеопатический комплекс «Милк»).
Первые 4 дня через каждый час, затем 9 дней 2 раза в день; затем 4 дня 1 раз в день; затем 1 раз в день во вторник, четверг и субботу.
Дополнительные средства:
Арника 6 (12) — при любой травме (в т.ч. психической), для согревания кож0
ных покровов после родов, ускорения заживления ран: по 3 кр. 3–5 раз в день до исчезновения патологических симптомов.
Геклавин — при стафилококковой инфекции (молоко, кишечник): по 2 кр. 4
раза в день 2 недели. При стафилококковой инфекции у младенца — смазывать соски перед каждым кормлением маслом пульсатиллы, давать ребенку растворен0
ную 1 кр. Геклавина в 1 чайной ложке грудного молока 5 раз в день 3 дня, затем 4
раза в день 2 недели.
Кальгид — при простуде по 4 кр. каждые два часа, нервном напряжении (внут0
ренняя нервная дрожь) по 2 кр. 4 раза в день до нормализации состояния.
Экоберин — адаптоген, защита от экологической агрессии внешней среды ма0
тери и ребенка (через молоко матери) 1 кр. утром.
Реприз — восстановление функции кишечника матери — 1 кр. утром, при запо0
ре 3 кр. 4 раза в день, при дисбактериозе у младенца — 1 кр. растворить в чайной ложке грудного молока, давать 4 раза в день.
Масло пульсатиллы (гомеопатическое), шиповника, облепихи (гомеопатиче0
ский спрей «Олазоль») — при трещинах сосков, после кормления, чередуя с вы0
давливанием молока и воздушными ваннами.
Мед (или медовая лепешка с мукой) — наружные аппликации на грудную же0
лезу в случае застоя молока, при покраснении кожи (чередовать с аппликациями льда с Экоберином).
169
Тема № 4
ЧТО ПРИГОТОВИТЬ ДОМА ДЛЯ НОВОРОЖДЕННОГО
Распашонки тонкие — 5 шт.
Распашонки фланелевые — 5 шт.
Ползунки
20 размер — 10 шт.
22 размер — 10 шт.
Пеленки тонкие (100
× 100) — 10 шт.
Пеленки флан. (120
× 120) — 6 шт.
Простынь кроватная — 2 шт.
Клеенка на кровать — 1 шт.
Подгузники марлевые — 20 шт.
Клеенки детские (30
× 30) — 2 шт.
Одеяла байковые + пододеяльник — 2 шт.
Одеяло ватное + пододеяльник — 1 шт.
Одеяло шерстяное + пододеяльник — 1 шт.
Носочки вязаные — 2 пapы.
Чепчики тонкие — 2 шт.
Чепчик теплый — 1 шт.
Шапочка вязаная — 1 шт.
Уголок прогулочный,
мешок или комбинезон — 1 шт.
Лента длиной 1,5 м — 1 шт.
Подгузники нужны разные:
50
× 50; 70 × 70; 90 × 90
Прогулочная коляска (до 2–3 лет)
Люлька (до возраста 4,5 мес)
Детская кроватка с жестким матрацем (кокосовым)
Предметы для домашнего пеленального стола
Коробка № 1
Крем под одноразовые подгузники
Баночка с прокипяченным на водяной бане растительным маслом первого от0
жима в сосуде, закрытом крышкой, или фирменные детские масла.
При проведении воздушных ванн и здоровой коже ребенок, как правило, не нуждается в смазывании кожи (за исключением защитного крема с 10% окисью цинка под одноразовые подгузники).
Коробка № 2
Ножницы маленькие.
Пипетки — 2 шт. (для глаз и носа).
Газоотводная трубочка.
Детская клизма № 3.
Баночка для сосок и пустышек (их нежелательно использовать первые неско0
лько недель).
Термометры — 2 шт. (для тела и для воды).
Лекарства: перекись водорода, раствор фукарцина, спиртовой или водный раствор бриллиантового зеленого, концентрированный раствор перманганата ка0 170
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
лия (хранить рядом с ребенком марганцовку в кристаллах нельзя!). Сыпать в ва0
нночку для купания кристаллы также не разрешается! (концентрированный рас0
твор добавляется в воду только пипеткой); фурацилин в таблетках для приготов0
ления раствора по мере надобности; стерильные — бинт и вата.
Принадлежности для купания
Ванна (если нет, то детская ванночка).
Рукавичка из махровой ткани.
Два термометра (для измерения температуры воды и воздуха).
Детское мыло.
Кувшин для обливания.
Две пеленки (120
× 120).
Баночка с подсолнечным маслом, приготовленным на водяной бане.
Настой из трав (череда, ромашка, лист березы, лист смородины черной, чисто0
тела, душицы).
Раствор марганцовки.
НРАВСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
Долгое время существовало представление о том, что ребенок рождается как
tabula rasa, то есть чистая доска, а значит все злое, что в нем проявляется, прихо0
дит извне. Но любой родитель, имеющий, по меньшей мере, двоих детей, видит,
что злое появляется в ребенке задолго до того, как он повстречается с ним в жиз0
ни. Дети, еще находясь в колыбели, уже проявляют одни капризность, другие упрямство.
Роды имеют большое значение для пробуждения чувств материнства в матери,
отцовства в отце, и сыновьего, дочернего в детях. Формирование этих чувств идет одновременно у всех членов семьи. Для формирования отцовства крайне важно будущей матери где0то в глубине своего сознания помнить о муже, нуждаться в нем как в отце своего ребенка. От того, что мать переживает во время родов отно0
сительно отца своего дитя, зависит сила формирующегося его отцовского чувства к ребенку. Это чувство закрепляется телесным контактом отца и ребенка, особен0
но в первые три недели после его рождения.
Полное раскрытие чувства материнства, как правило, происходит только с рождением третьего ребенка, и лишь к появлению седьмого материнство обретает всю глубину.
Для формирования чувства материнства важное значение имеет страдание,
переживаемое матерью в родах. Тысячи лет женщины рожали детей так, как было им предсказано в библейской истории при изгнании Адама и Евы из рая: «…в бо0
лезнях, будешь рождать детей…». Это почти явственное ощущение родов как бла0
гословенного состояния. Ради ребенка, ради его счастья, ради счастья материнст0
ва мать терпит боль (боль бывает очень незначительна при правильной подготов0
ке к родам и грамотном дыхании, но и в этом случае она имеет значение).
Современная наука обнаружила, что боль, которую терпит мать во время ро0
дов, имеет особое значение. Она вызывает у роженицы выработку эндорфинов и энкефалинов, сильнейшей системы естественного обезболивания и радостного
171
нночку для купания кристаллы также не разрешается! (концентрированный рас0
твор добавляется в воду только пипеткой); фурацилин в таблетках для приготов0
ления раствора по мере надобности; стерильные — бинт и вата.
Принадлежности для купания
Ванна (если нет, то детская ванночка).
Рукавичка из махровой ткани.
Два термометра (для измерения температуры воды и воздуха).
Детское мыло.
Кувшин для обливания.
Две пеленки (120
× 120).
Баночка с подсолнечным маслом, приготовленным на водяной бане.
Настой из трав (череда, ромашка, лист березы, лист смородины черной, чисто0
тела, душицы).
Раствор марганцовки.
НРАВСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
Долгое время существовало представление о том, что ребенок рождается как
tabula rasa, то есть чистая доска, а значит все злое, что в нем проявляется, прихо0
дит извне. Но любой родитель, имеющий, по меньшей мере, двоих детей, видит,
что злое появляется в ребенке задолго до того, как он повстречается с ним в жиз0
ни. Дети, еще находясь в колыбели, уже проявляют одни капризность, другие упрямство.
Роды имеют большое значение для пробуждения чувств материнства в матери,
отцовства в отце, и сыновьего, дочернего в детях. Формирование этих чувств идет одновременно у всех членов семьи. Для формирования отцовства крайне важно будущей матери где0то в глубине своего сознания помнить о муже, нуждаться в нем как в отце своего ребенка. От того, что мать переживает во время родов отно0
сительно отца своего дитя, зависит сила формирующегося его отцовского чувства к ребенку. Это чувство закрепляется телесным контактом отца и ребенка, особен0
но в первые три недели после его рождения.
Полное раскрытие чувства материнства, как правило, происходит только с рождением третьего ребенка, и лишь к появлению седьмого материнство обретает всю глубину.
Для формирования чувства материнства важное значение имеет страдание,
переживаемое матерью в родах. Тысячи лет женщины рожали детей так, как было им предсказано в библейской истории при изгнании Адама и Евы из рая: «…в бо0
лезнях, будешь рождать детей…». Это почти явственное ощущение родов как бла0
гословенного состояния. Ради ребенка, ради его счастья, ради счастья материнст0
ва мать терпит боль (боль бывает очень незначительна при правильной подготов0
ке к родам и грамотном дыхании, но и в этом случае она имеет значение).
Современная наука обнаружила, что боль, которую терпит мать во время ро0
дов, имеет особое значение. Она вызывает у роженицы выработку эндорфинов и энкефалинов, сильнейшей системы естественного обезболивания и радостного
171
1 ... 16 17 18 19 20 21 22 23 ... 51
Тема № 4
настроения. Многие женщины отмечают сразу после рождения ребенка необык0
новенную радость. Эндорфины наполняют не только кровь матери, но и ребенка.
Ему во время родов приходится очень трудно. Его головка, тельце сжимаются мощными стенками матки, он совершает особые движения (биомеханизм родов),
и наконец, пройдя сквозь все терния выходит на обжигающий его воздух, свет —
новый незнакомый мир обрушивается на него. И все это время только эндорфи0
ны матери обезболивают его продвижение и рождение. Все естественные методы обезболивания родов (дыхание, массаж, релаксация и др.) работают в содружест0
ве с системой энкефалинов и эндорфинов. Они устраняют боль, воздействуя на ее причину: нормализуя избыточные сокращения матки, снимая отек с тканей, вос0
станавливая равновесие в центральной нервной системе. Медикаментозное обез0
боливание не влияет на причину возникновения боли, а уменьшает (и даже бло0
кирует при эпидуральной анестезии) восприятие ее матерью. Лишая ребенка сво0
их энкефалинов при медикаментозном обезболивании, мать оставляет его беззащитным перед болью и всеми неприятными ощущениями, сопровождаю0
щими его появление на свет. «Многие седативные, аналгезирующие средства,
транквилизаторы, вводимые роженицам в конце родов, вызывают депрессивные состояния новорожденных»
(стр.
327.
Физиологическое акушерство.
В. И. Дуда. — Минск, 2000). Медикаментозные методы, безусловно, могут быть использованы при отсутствии эффекта от применения всех методов естественно0
го обезболивания родов у роженицы, которая вместе со своим помощником до родов прошла курс практической подготовки к родам (не менее 10 практиче0
ских занятий с преподавателем и ежедневной самостоятельной подготовки).
Отсутствие эффекта от методов естественного обезболивания при таком уров0
не подготовки роженицы встречается крайне редко, только при нарушениях течения родов, требующих врачебной помощи.
При слабой подготовке к родам и отсутствии поддержки близких, в момент ро0
дов роженица защищается от боли, отгораживаясь от ребенка. В результате роды становятся трудными, требуют стимуляции, мать думает только о своих страхах и боли, забывая о ребенке. Это чувство брошенности в самый трудный момент жиз0
ни он запоминает на всю жизнь. У матери не нашлось любви, облегчающей физи0
ческие страдания ребенка во время родов. Такие дети чаще всего боятся оставать0
ся одни, не отпускают мать ни на минуту, капризны, малодушны, очень себялю0
бивы. Именно родные и близкие могут оказать роженице в этот ответственный момент жизни эффективную помощь и утешение, поддержать будущего ребенка на его трудном пути в новую жизнь.
Крайне важно начинать эту поддержку еще во время беременности, пройти курс подготовки по естественным методам обезболивания в родах вместе с буду0
щей мамой. Научиться общаться с ребенком еще до появления его на свет. Лю0
бовь и внимание отца к ребенку, к матери во время родов оказывает необыкно0
венно благодатное влияние на течение самих родов и на психическое здоровье бу0
дущего ребенка. Совместное преодоление трудностей делает супругов ближе друг к другу и к малышу. Уже в родильном зале многие папы утверждают, что малыш узнал его голос, который слышал во время беременности.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 4
172
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
новенную радость. Эндорфины наполняют не только кровь матери, но и ребенка.
Ему во время родов приходится очень трудно. Его головка, тельце сжимаются мощными стенками матки, он совершает особые движения (биомеханизм родов),
и наконец, пройдя сквозь все терния выходит на обжигающий его воздух, свет —
новый незнакомый мир обрушивается на него. И все это время только эндорфи0
ны матери обезболивают его продвижение и рождение. Все естественные методы обезболивания родов (дыхание, массаж, релаксация и др.) работают в содружест0
ве с системой энкефалинов и эндорфинов. Они устраняют боль, воздействуя на ее причину: нормализуя избыточные сокращения матки, снимая отек с тканей, вос0
станавливая равновесие в центральной нервной системе. Медикаментозное обез0
боливание не влияет на причину возникновения боли, а уменьшает (и даже бло0
кирует при эпидуральной анестезии) восприятие ее матерью. Лишая ребенка сво0
их энкефалинов при медикаментозном обезболивании, мать оставляет его беззащитным перед болью и всеми неприятными ощущениями, сопровождаю0
щими его появление на свет. «Многие седативные, аналгезирующие средства,
транквилизаторы, вводимые роженицам в конце родов, вызывают депрессивные состояния новорожденных»
(стр.
327.
Физиологическое акушерство.
В. И. Дуда. — Минск, 2000). Медикаментозные методы, безусловно, могут быть использованы при отсутствии эффекта от применения всех методов естественно0
го обезболивания родов у роженицы, которая вместе со своим помощником до родов прошла курс практической подготовки к родам (не менее 10 практиче0
ских занятий с преподавателем и ежедневной самостоятельной подготовки).
Отсутствие эффекта от методов естественного обезболивания при таком уров0
не подготовки роженицы встречается крайне редко, только при нарушениях течения родов, требующих врачебной помощи.
При слабой подготовке к родам и отсутствии поддержки близких, в момент ро0
дов роженица защищается от боли, отгораживаясь от ребенка. В результате роды становятся трудными, требуют стимуляции, мать думает только о своих страхах и боли, забывая о ребенке. Это чувство брошенности в самый трудный момент жиз0
ни он запоминает на всю жизнь. У матери не нашлось любви, облегчающей физи0
ческие страдания ребенка во время родов. Такие дети чаще всего боятся оставать0
ся одни, не отпускают мать ни на минуту, капризны, малодушны, очень себялю0
бивы. Именно родные и близкие могут оказать роженице в этот ответственный момент жизни эффективную помощь и утешение, поддержать будущего ребенка на его трудном пути в новую жизнь.
Крайне важно начинать эту поддержку еще во время беременности, пройти курс подготовки по естественным методам обезболивания в родах вместе с буду0
щей мамой. Научиться общаться с ребенком еще до появления его на свет. Лю0
бовь и внимание отца к ребенку, к матери во время родов оказывает необыкно0
венно благодатное влияние на течение самих родов и на психическое здоровье бу0
дущего ребенка. Совместное преодоление трудностей делает супругов ближе друг к другу и к малышу. Уже в родильном зале многие папы утверждают, что малыш узнал его голос, который слышал во время беременности.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ № 4
172
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
(по программе «К здоровой семье через детский сад» цикл обучения «Школа родитеC
лей», занятия № 7, 8)
1. Помощнику роженицы следует в первом периоде родов:
а) поддерживать двигательную активность роженицы;
б) чаще напоминать ей об отдыхе.
2. Бесшлаковая диета роженицы включает в себя:
а) яйца всмятку,
б) сок, чай;
в) хрустящие тосты с маслом, пресные бисквиты;
г) пустой бульон;
д) запеченные фрукты;
е) салаты из свежих овощей;
ж) рагу из баранины.
3. Главное для роженицы:
а) прислушиваться к своему телу и работать в одном ритме с ребенком, отдать0
ся природному родовому инстинкту;
б) расслабиться и дышать в естественном ритме, комфортном для роженицы методом диафрагмального дыхания;
в) внимательно читать инструкцию по поведению в родах, выполнять интел0
лектуальные упражнения.
4. Большинство травм шейного отдела у новорожденного происходит:
а) за счет неправильного формирования организма ребенка во время беремен0
ности;
б) в первом периоде родов до того, как роженица приехала в роддом;
в) в момент рождения ребенка;
г) после родов.
5. Главные средства обезболивания родов:
а) правильное диафрагмальное дыхание;
б) комфортные родовые позы;
в) расслабление;
г) медикаментозные средства;
д) массаж.
6. Главные средства защиты промежности роженицы:
а) расслабление промежности на выдохе;
б) правильные родовые позы;
в) защита руками акушерки.
7. Во время потуг в положении роженицы на спине следует тужиться:
а) на вдохе;
б) на выдохе.
8. Во время потуг в вертикальном положении роженице следует тужиться:
а) на вдохе;
б) на выдохе.
9. Оптимальное время прикладывания новорожденного после рождения:
а) через 10–60 мин;
б) через 2 часа;
в) через 24 часа.
10. Одноразовые подгузники следует использовать для младенца:
173
Тема № 4
а) постоянно;
б) на короткий период (поездка в поликлинику и т. п.).
11. Полное раскрытие чувства материнства может произойти с рождением ре+
бенка:
а) первого;
б) третьего.
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
б) на короткий период (поездка в поликлинику и т. п.).
11. Полное раскрытие чувства материнства может произойти с рождением ре+
бенка:
а) первого;
б) третьего.
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА