Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 715
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
а) Детское сообщество. Дети одного дома, улицы раньше (и Вы сегодняшние родители сами были такими) всегда играли во дворе. Это был мир — в котором ре
бенок учился общаться с себе подобными. Любой из вас вспомнит десятки заме
чательных народных игр, которым обучали старшие дети младших во дворе. Игры переходили по наследству с незапамятных времен. Сегодня этого мира нет. Мож
но только увидеть, как мамы выгуливают своих детей, стараясь чтобы они не под
ходили и «не запечатлевали» уличных детей, упражняющихся в скверных при
вычках.
б) Семья. В СПб в 2000 г. из 1000 заключенных браков распалось 870. Боль
шинство семей имеют одного ребенка. И самое печальное — у большинства ро
дителей не успевают проснуться чувства материнства и отцовства. Последние поколения родителей были оторваны от материнской груди в раннем возрасте
(2–6 мес.) и отданы на воспитание в ясли. У них не произошло «запечатление»
материнства. Возможно, поэтому только 3% студенток СПб университета, по данным психологического анкетирования (Лисина Е. А.), оценивают значи
мость детей как важнейшую жизненную ценность. Прервалась традиция переда
чи опыта воспитания детей. Поэтому сегодня от создания «Школы родителей»
зависит возрождение семьи, будущее нашей страны.
Можно ли сегодня в такой ситуации в России родить здорового ребенка?
Можно, но только защитив себя и ребенка от агрессии среды обитания — это до
казали беременные женщины СПб, выполняя экологически защитную програм
му во время беременности (книга, которую вы сейчас читаете, посвящена именно этой экологической оздоровительной программе).
Необходимо предотвратить (на сколько это возможно) главные причины,
изза которых ребенок может родиться больным:
1) Болезни матери и отца (духовные, душевные и телесные), которые они име
ют на момент зачатия. Первая часть экологической оздоровительной программы посвящена условиям здорового зачатия, тому, как желательно улучшить духов
ное, душевное и телесное здоровье будущих родителей (сегодня это дети, подро
стки, молодежь) еще до вступления в брак, до зачатия (см. табл. 1).
2) Повреждение плода во время беременности экологическими факторами внешней среды обитания и внутренней среды организма матери. Вторая часть программы посвящена методам защиты беременной женщины и плода от небла
гоприятных экологических факторов.
3) Травматизм в процессе родов. Третья часть программы посвящена самым современным методам подготовки к родам.
Если родителям удалось улучшить свое здоровье и обеспечить нормальное формирование ребенка во время беременности, то роды будут нормальными, бе
зопасными для матери и ребенка.
24
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
бенок учился общаться с себе подобными. Любой из вас вспомнит десятки заме
чательных народных игр, которым обучали старшие дети младших во дворе. Игры переходили по наследству с незапамятных времен. Сегодня этого мира нет. Мож
но только увидеть, как мамы выгуливают своих детей, стараясь чтобы они не под
ходили и «не запечатлевали» уличных детей, упражняющихся в скверных при
вычках.
б) Семья. В СПб в 2000 г. из 1000 заключенных браков распалось 870. Боль
шинство семей имеют одного ребенка. И самое печальное — у большинства ро
дителей не успевают проснуться чувства материнства и отцовства. Последние поколения родителей были оторваны от материнской груди в раннем возрасте
(2–6 мес.) и отданы на воспитание в ясли. У них не произошло «запечатление»
материнства. Возможно, поэтому только 3% студенток СПб университета, по данным психологического анкетирования (Лисина Е. А.), оценивают значи
мость детей как важнейшую жизненную ценность. Прервалась традиция переда
чи опыта воспитания детей. Поэтому сегодня от создания «Школы родителей»
зависит возрождение семьи, будущее нашей страны.
Можно ли сегодня в такой ситуации в России родить здорового ребенка?
Можно, но только защитив себя и ребенка от агрессии среды обитания — это до
казали беременные женщины СПб, выполняя экологически защитную програм
му во время беременности (книга, которую вы сейчас читаете, посвящена именно этой экологической оздоровительной программе).
Необходимо предотвратить (на сколько это возможно) главные причины,
изза которых ребенок может родиться больным:
1) Болезни матери и отца (духовные, душевные и телесные), которые они име
ют на момент зачатия. Первая часть экологической оздоровительной программы посвящена условиям здорового зачатия, тому, как желательно улучшить духов
ное, душевное и телесное здоровье будущих родителей (сегодня это дети, подро
стки, молодежь) еще до вступления в брак, до зачатия (см. табл. 1).
2) Повреждение плода во время беременности экологическими факторами внешней среды обитания и внутренней среды организма матери. Вторая часть программы посвящена методам защиты беременной женщины и плода от небла
гоприятных экологических факторов.
3) Травматизм в процессе родов. Третья часть программы посвящена самым современным методам подготовки к родам.
Если родителям удалось улучшить свое здоровье и обеспечить нормальное формирование ребенка во время беременности, то роды будут нормальными, бе
зопасными для матери и ребенка.
24
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Таблица 1
Условия, необходимые подросткам, молодежи, для того чтобы стать здоровыми родителями
Телесные
Душевные
(ум, воля, чувства)
Духовные
(совесть, выбор между
добром и злом)
Достижение наилучшего здоровья будущих родителей, возможного в пределах конституции тела.
Оздоровительная экологическая программа:
1) Питание
— рациональное, полноценное по набору полезных веществ и очища
ющее организм от продуктов обме
на; «живые» продукты (как мини
мум одна порция свежего салата в день).
2) Закаливание — воздушное и во
дное.
3) Физическое воспитание:
— тренирующие занятия (как мини
мум 3 раза в неделю по 1–1,5 часа);
— регулирующие упражнения и ле
чебная физкультура (восстановле
ние нормальной архитектуры тела).
4) Стоматологическая профилакти
ка.
5) Обеспечение экологической безо
пасности:
—
фильтры для воды,
режим пребывания на солнце;
— адаптогены: фито (осень — 30
дн., зима — 30 дн.); гомеопатиче
ский экологически защитный комп
лекс (октябрь–апрель).
6) Повышение сопротивляемости организма (фиточаи, соки, витами
ны, отдых на природе).
7) Вакцинация против опасных для жизни инфекций.
8) Знания и навыки:
— по оказанию доврачебной само и взаимопомощи;
— по ведению здорового образа жиз
ни в семье;
— по методам, предотвращающим развитие хронических болезней
(дренажная терапия)
1. Всестороннее развитие ума, воли и чувств с учетом лучших достиже
ний мировой культуры и науки.
2. Адаптация в обществе: умение быть для других «солнышком», а для себя — «поверхностью воды», на ко
торой остается секундная рябь от упавшего в
нее камня
(обида,
оскорбление, нанесенное вам).
3. Трезвая оценка всех явлений окружающего мира, впитывание то
лько гармоничного (красота приро
ды, музыки и др.), неприятие негар
моничного (злоупотребление алко
голем — даже один стакан пива по
вреждает зародышевые клетки и снижает внимательность летчиков на срок до 21 дня, курение, наркоти
ки — недопустимы ни в каких дозах,
сквернословие — волновое повреж
дение зародышевых клеток, осквер
нение органов чувств — «грязными»
видео, аудиопродукцией и другими псевдокультурными ценностями).
4.
Желание будущих родителей иметь ребенка (мотивация на зача
тие способствует правильному фор
мированию средней линии тела ре
бенка во внутриутробном периоде)
Рекомендации данного раздела осуществляются в соответствии с миро
воззрением каждой се
мьи (см. тему № 10, При6
ложения к таблицам)
4) Четвертая часть программы посвящена обучению родителей воспитанию здорового ребенка от 0 до 18 лет в современных экологических неблагоприятных условиях. Большинство современных детей, рожденных в этих условиях, нужда
ются в особой заботе родителей и специальной реабилитации.
25
Тема № 1
Рассмотрим лишь один из важных факторов, влияющих на здоровье буду
щего младенца, — осанка будущих родителей, и прежде всего будущей матери.
Если у нее имеется нарушение осанки, то ребенок вынужден проходить через скрученный родовой канал, что может его травмировать в родах.
Как считают врачиостеопаты, при нарушении осанки у матери, особенно на
рушении уровня стояния тазовых костей («скручивание таза» или наличие нару
шения тонуса мышц тазового дна), суммирующий вектор изгоняющих сил матери не попадает в родовой канал. Поэтому рождающийся ребенок должен пройти до
полнительное скручивание, чтобы выйти из родового канала. При этом кости че
репа ребенка заходят друг за друга несимметрично, временно уменьшая в процес
се изгнания размер головки. Далее эти нерасправившиеся кости черепа механи
чески зажимают твердую мозговую оболочку и нервные центры, что приводит к появлению неврологической симптоматики, которую, как правило, обозначают диагнозами: энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция (ММД), дет
ский церебральный паралич, нарушение мышечного тонуса, задержка психомо
торного развития и т. п. Первыми общими проявлениями ее являются частое сры
гивание, постоянный плач и крик ребенка, слабое сосание, нарушение мышечно
го тонуса и др. По данным английских остеопатов, 80% детей с первого дня требуют остеопатического вмешательства.
У детей с минимальной мозговой дисфункцией снижена концентрация вни
мания, память, они нетерпеливы, возбудимы, им очень трудно учиться. Кроме того, мозг плохо управляет всеми функциями организма и, в частности, не может удерживать правильную осанку.
Уровень стояния таза имеет особое значение для благоприятного течения ро
дов. Он определяется по двум показателя, которые Вы можете определить у себя сами и оценить их.
УРОВЕНЬ СТОЯНИЯ ТАЗА. Испытуемый лежит ровно на твердой постели.
Для расслабления мышц тазового дна необходимо выполнить следующие движе
ния:
а) согнуть ноги в коленях; б) упереться стопами в постель; в) приподнять таз;
г) вернуть таз в исходное положение; д) вытянуть и расслабить прямые ноги.
Сначала фломастером отмечаются яремная впадина и две симметричные точ
ки — самые выступающие части крыльев тазовых костей (ПВОТК) справа и слева
(см. рис. 7). Измерение производится сантиметровой лентой от яремной впадины до точек крыльев тазовой кости справа и слева. Записывается разница левого и правого измерения. Например, измерение слева — 50 см, справа — 51,5 см. В этом случае разница составит 1,5 см. Второй показатель правильности расположения таза, дополняющий первый показатель, — разница длины ног: расстояние между точкой ПВОТК и верхней границей внутренней лодыжки одноименной стороны.
Результаты измерения оцениваются аналогично первому измерению.
Если расположение крыльев таза нормальное, измерения справа и слева почти равны, допустима разница до 0,5 см (данные городского врачебнофизкультурно
го диспансера СПб).
Если таз «скручивается», то эта разница растет. Если разница превышает 1 см,
то для будущей матери высока вероятность травмирования ребенка в родах, а для
26
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
будущего отца — возможность мужских гормональных проблем с возрастом. До
статочно измерить уровень стояния тазовых костей, чтобы убедиться, что практи
чески всем старшеклассникам и беременным женщинам следует заняться и сво
им здоровьем, и своей осанкой.
На течение родов также оказывает большое влияние состояние нервной систе
мы матери. Одним из простых методов его оценки является проба Воячека.
ПРОБА ВОЯЧЕКА. Этот тест говорит о степени равновесия процессов воз
буждения и торможения центральной нервной системы, о готовности ее воспри
нять повышенную нагрузку (физическую, учебную и т. п.). Исходное положение:
стопы устанавливаются по прямой линии одна впереди другой (ноги не сме
щать!), голова прямо, глаза открыты, руки вытянуты вперед. Предлагается выпол
нить движение головой (кивки «Да» с большой амплитудой), запрокидывая голо
ву назад до положения «лицо вверх параллельно потолку» и опуская голову впе
ред, лицом вниз. Регистрируется количество движений головой, при которых испытуемый не сдвигается с места (но не более 8 раз).
Если мы не падаем в этой позе после 8 кивков, значит, у нас достаточно хоро
шая сила мозга, хорошие процессы торможения. Если количество кивков, выпол
ненных без сдвига с места, значительно меньше 8, требуется коррекция и специа
льные методы тренировки. И наконец, всем очевидна важность снабжения орга
низма матери и ребенка кислородом в процессе родов. К сожалению, в процессе беременности у большинства женщин за счет увеличения размеров матки и «под
жатия» легких уменьшается жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это поправимо. У
всех беременных, прошедших курс подготовки к родам по программе «К здоро
вой семье через детский сад», этот показатель не только не уменьшался, а даже увеличивался к моменту родов. Для измерения этого показателя делается глубо
кий вдох, а затем выдох через трубку спирометра.
Восемь лет ведущие ученые России изучали опыт лучших профилактических программ России и мира, чтобы создать экологическую оздоровительную про
грамму. «Экологической» эта программа была названа потому, что она обеспечи
вает защиту человека от всех неблагоприятных факторов: грязного воздуха, воды,
стрессов, гиподинамии и многих других.
Благодаря своей простоте и эффективности, созданная программа применима практически во всех регионах России.
Структура ее одинакова для всех возрастов: ребенка до и после рождения, по
дростка, молодежи, беременных женщин, старшего поколения. Конечно, каждый возраст имеет свои особенности, с которыми мы познакомимся в данной книге.
Структура оздоровительной программы для молодого поколения, которому пред
стоит еще стать будущими родителями, отображена в табл. 2.
СТРУКТУРА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Питание: рациональное достаточное по калориям, по полезным веществам
(микроэлементам, витаминам), биологически ценное («живая», не вареная),
27
статочно измерить уровень стояния тазовых костей, чтобы убедиться, что практи
чески всем старшеклассникам и беременным женщинам следует заняться и сво
им здоровьем, и своей осанкой.
На течение родов также оказывает большое влияние состояние нервной систе
мы матери. Одним из простых методов его оценки является проба Воячека.
ПРОБА ВОЯЧЕКА. Этот тест говорит о степени равновесия процессов воз
буждения и торможения центральной нервной системы, о готовности ее воспри
нять повышенную нагрузку (физическую, учебную и т. п.). Исходное положение:
стопы устанавливаются по прямой линии одна впереди другой (ноги не сме
щать!), голова прямо, глаза открыты, руки вытянуты вперед. Предлагается выпол
нить движение головой (кивки «Да» с большой амплитудой), запрокидывая голо
ву назад до положения «лицо вверх параллельно потолку» и опуская голову впе
ред, лицом вниз. Регистрируется количество движений головой, при которых испытуемый не сдвигается с места (но не более 8 раз).
Если мы не падаем в этой позе после 8 кивков, значит, у нас достаточно хоро
шая сила мозга, хорошие процессы торможения. Если количество кивков, выпол
ненных без сдвига с места, значительно меньше 8, требуется коррекция и специа
льные методы тренировки. И наконец, всем очевидна важность снабжения орга
низма матери и ребенка кислородом в процессе родов. К сожалению, в процессе беременности у большинства женщин за счет увеличения размеров матки и «под
жатия» легких уменьшается жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это поправимо. У
всех беременных, прошедших курс подготовки к родам по программе «К здоро
вой семье через детский сад», этот показатель не только не уменьшался, а даже увеличивался к моменту родов. Для измерения этого показателя делается глубо
кий вдох, а затем выдох через трубку спирометра.
Восемь лет ведущие ученые России изучали опыт лучших профилактических программ России и мира, чтобы создать экологическую оздоровительную про
грамму. «Экологической» эта программа была названа потому, что она обеспечи
вает защиту человека от всех неблагоприятных факторов: грязного воздуха, воды,
стрессов, гиподинамии и многих других.
Благодаря своей простоте и эффективности, созданная программа применима практически во всех регионах России.
Структура ее одинакова для всех возрастов: ребенка до и после рождения, по
дростка, молодежи, беременных женщин, старшего поколения. Конечно, каждый возраст имеет свои особенности, с которыми мы познакомимся в данной книге.
Структура оздоровительной программы для молодого поколения, которому пред
стоит еще стать будущими родителями, отображена в табл. 2.
СТРУКТУРА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Питание: рациональное достаточное по калориям, по полезным веществам
(микроэлементам, витаминам), биологически ценное («живая», не вареная),
27
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 51
Тема № 1
пища очищенная от нитратов (замачиваем в водном растворе минералов «Здоро
вый сад»), дренирующее.
2. Закаливание: водное кратковременное низкотемпературное + воздушное +
босохождение.
3. Физическое воспитание: тренирующие упражнения (для молодежи по 2 часа
3 раза в неделю), регулирующие (ежедневно от 15 мин. до 1 часа), лечебная физку
льтура (по показаниям).
4. Стоматологическая профилактика: чистка зубов (пасты, содержащие каль
ций, фтор, экстракты трав), массаж десен (мед с гомеопатическим средством
«Апиор»), санация зубов (у стоматолога) и профилактические препараты (курсы по 1 месяцу 1 раз в полгода: глицерофосфат кальция, витамины В1 и В6, морская капуста).
5. Обеспечение экологической безопасности:
а) обеспечение безопасности среды обитания: соблюдение гигиенических нормативов по микроклимату, уровню естественного и искусственного освеще
ния на рабочем месте, в школе, дома; режима дня; доочистка воды, одежда, элект
ромагнитная и информационная безопасность, радиационная, шумовая, гипоал
лергический быт и т. п.; обеспечение экологической чистоты в месте проживания
(безопасная утилизация мусора, восстановление природы и т. п.);
б) выведение токсинов из организма (отруби, пектины и т. п.);
в) повышение защитных сил организма — природные адаптогены (осень,
зима — женьшень, элеутерококк; октябрь–апрель — гомеопатический защитный комплекс).
6. Повышение сопротивляемости организма: фиточай, поливитамины, мас
саж, соблюдение режима дня и т. д.
7. Вакцинация.
8. Нормализация психологического климата — достижение гармоничного со
стояния традиционными методами.
28
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Здоровье человека
Этапы оздоровительной программы
«К здоровой семье через детский сад»
Таблица 2
вый сад»), дренирующее.
2. Закаливание: водное кратковременное низкотемпературное + воздушное +
босохождение.
3. Физическое воспитание: тренирующие упражнения (для молодежи по 2 часа
3 раза в неделю), регулирующие (ежедневно от 15 мин. до 1 часа), лечебная физку
льтура (по показаниям).
4. Стоматологическая профилактика: чистка зубов (пасты, содержащие каль
ций, фтор, экстракты трав), массаж десен (мед с гомеопатическим средством
«Апиор»), санация зубов (у стоматолога) и профилактические препараты (курсы по 1 месяцу 1 раз в полгода: глицерофосфат кальция, витамины В1 и В6, морская капуста).
5. Обеспечение экологической безопасности:
а) обеспечение безопасности среды обитания: соблюдение гигиенических нормативов по микроклимату, уровню естественного и искусственного освеще
ния на рабочем месте, в школе, дома; режима дня; доочистка воды, одежда, элект
ромагнитная и информационная безопасность, радиационная, шумовая, гипоал
лергический быт и т. п.; обеспечение экологической чистоты в месте проживания
(безопасная утилизация мусора, восстановление природы и т. п.);
б) выведение токсинов из организма (отруби, пектины и т. п.);
в) повышение защитных сил организма — природные адаптогены (осень,
зима — женьшень, элеутерококк; октябрь–апрель — гомеопатический защитный комплекс).
6. Повышение сопротивляемости организма: фиточай, поливитамины, мас
саж, соблюдение режима дня и т. д.
7. Вакцинация.
8. Нормализация психологического климата — достижение гармоничного со
стояния традиционными методами.
28
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Здоровье человека
Этапы оздоровительной программы
«К здоровой семье через детский сад»
Таблица 2
9. Обучение основам медикопедагогических знаний (методы доврачебной по
мощи, вопросы здорового образа жизни, воспитание здорового ребенка и т. д.).
АЗБУКА БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
Беременность — это чудо, которое происходит с вами
и несет радость вам и всей вашей семье!
Перед тем, как вы познакомитесь с экологической оздоровительной програм
мой для беременных женщин и будущих младенцев, мы предлагаем краткую ин
формацию о беременности и родах.
1. Определение срока беременности
Весь период внутриутробного развития при нормально протекающей бере
менности составляет 280 дней или 40 недель (10 лунных месяцев), отсчет принято вести от первого дня последней менструации (рис. 5). Если к этой дате прибавить
7 дней и отнять 3 месяца, то получится предполагаемый срок родов. Если к дате первого шевеления плода прибавить 18 недель для первородящей или 20 недель для повторнородящей, то также можно узнать предполагаемый срок родов. Одна
ко у некоторых женщин беременность может длиться больше или меньше
280 дней, колебания в течение 2 недель считаются нормальными.
2. Признаки беременности
Достоверные признаки обнаруживаются при исследовании плода: выслуши
вание его сердцебиения, прощупывания частей его тела, обнаружение движений,
ультразвуковое исследование и др. Ультразвуковое исследование может подтвер
дить беременность в 5–7 недель.
К признакам беременности могут быть отнесены:
1. Задержка месячных (вне болезни, стресса) на 10 дней и более.
2. Тошнота или рвота в первые 6–8–12 недель беременности.
3. Изменение молочных желез (темнеет ареола вокруг соска, увеличивается размер).
4. Учащенное мочеиспускание (усиление работы почек).
5. Шевеление плода с 20 недель при первых родах, с 18 недель при повторных родах.
Тест на беременность — может быть положительным с первого дня задержки месячных.
3. Обследование беременных женщин
Очень важно, чтобы первое посещение женщиной женской консультации имело место до 12недельного срока беременности. На первом приеме врач аку
29
Тема № 1