Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 700

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5
сса сса сса — вот оса ссу ссу ссу — мы увидели осу жа жа жа — мы увидели ужа же же же — вырос я уже за за за — здесь привязана коза зу зу зу — я пасу козу ла ла ла — острая игла ля ля ля — счастливая семья лу лу лу — подойти к столу лю лю лю — маму с папой я люблю ра ра ра — нам домой пора ро ро ро — полное ведро ре ре ре — горячее пюре ри ри ри — все погасли фонари со со со — у машины колесо фа фа фа — далеко от нас Уфа ца ца ца — лужа у крыльца це це це — улыбка на лице ча ча ча — побывал я у врача че че че — мы мечтали о мяче чи чи чи — где мои ключи ши ши ши — на болоте камыши ща ща ща — поймали мы леща щу щу щу — сладким чаем угощу
Внимание! В каждой стадии добавляются новые логопедические упражнения, но обяза0
тельно остаются предыдущие. Таким образом, ребенку к возрасту от 1 года до 1,5 лет могут быть предложены все указанные логопедические упражнения.
5+я стадия — охватывает период от 1 года до 1,5 лет. На этой стадии лепетные звуки очень разнообразны. В эти месяцы происходит интенсивное развитие по0
нимания обращенной речи. Вводятся дополнительные логопедические упражне0
ния на свистящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), соноры (Л0Л, Р0Р) (табл. 27).
На этой стадии малыш активно играет яркими игрушками, ему понадобятся более сложные из них: транспорт, мячи, куклы, набор для куклы: нижнее белье,
платья, передник, пальто (можно различные тряпочки, для самостоятельного из0
готовления одежды для куклы). Учимся одевать эти вещи, проговаривая дейст0
вия, с помощью взрослых и самостоятельно. Головные уборы (шапки, панамки,
чепчики), столовая (салфетки, посуда разных цветов и материалов), пуговицы,
крючки, молнии (пуговицы с одной стороны — застежки с другой и т. д.), набор игрушек для строительных игр (развитие мышления, целенаправленная деятель0
ность).
При подготовке к логопедическим занятиям удобно на домашнем стенде раз0
местить перечень логопедических упражнений в соответствии со стадией станов0
ления речи. Можно написать на соответствующих картинках для показа ребенку текст упражнения. Например, на картинке с ключом с обратной стороны для ро0
дителей подписать: «Чи+чи+чи — где мои ключи».
Тогда маме, папе и всем ближним будет легко пользоваться набором звуков для артикуляционной гимнастики, и она станет неотъемлемым компонентом раз0
вивающих игр с малышом.
Успеха Вам в интересном, трудном и полезном деле.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
РОДИТЕЛЕЙ С МЛАДЕНЦАМИ
Посещая курсы по подготовке к родам, вы приобретаете самую редкую в наше время возможность — заранее сформировать круг друзей для своего малыша. Не только Вы сами с удовольствием общаетесь с такими же, как и Вы, будущими ро0
дителями, но и Ваши будущие младенцы проникаются друг к другу симпатией.
Через 6 месяцев вы соберетесь все вместе: мамы, папы, дети — и убедитесь сами в удивительных свойствах малышей, имевших опыт дородового общения между со0
бой. Малыши ползут друг к другу как давние знакомые. Особенно это становится
259
Тема № 6

заметным в возрасте 1–1,5 лет. Эти дети особенно деликатны по отношению друг к другу, они ощущают присутствие своих товарищей и проявляют недюжие дип0
ломатические способности. В отличие от них, дети, не имевшие подобного опыта общения, огорчают своих мам «некультурным» поведением — они агрессивны, не могут мирно решать возникающие у них проблемы. Только постепенно старания0
ми маленьких «дипломатов» и мам не умеющих общаться детей группа становит0
ся дружной. Конечно, замечательно, если эти занятия ведет профессиональный специалист по раннему развитию детей, но не следует опускать руки, если такого специалиста нет. Вы можете проводить подобные занятия сами, принимая гостей поочереди. Хозяйка выполняет роль главного педагога и организатора встречи.
Даже если Вас всего три семьи, то совершенно не обременительно устраивать по0
добную встречу один раз в месяц. Каждый примет гостей всего раз в сезон. За это время вы сможете блестяще подготовить встречу0занятие, используя рекоменда0
ции, помещенные в данном руководстве.
Прежде всего воспользуйтесь контуром развития и контрольным листом раз0
вития ребенка в семье. Это поможет вам не опустить важнейших разделов воспи0
тания ребенка и подобрать элементы занятия в соответствии с возрастом малы0
шей.
Вначале вы подбираете литературу для родителей, в которой описаны конк0
ретные методики телесного развития ребенка: мануальных навыков, координа0
ции, психомоторных навыков, зрения, слуха, внимания, памяти, самообслужива0
ния и социальных навыков. Например, серия книг «Рождаюсь росту развиваюсь».
Паритет. СПб., 2003. В ней каждая книга посвящена развитию определенных спо0
собностей через развивающие игры. Большую помощь Вам окажут книги авто0
ров, известных вам по данному руководству.
Далее перед вами, выбор из множества игр, развивающих одинаковые способ0
ности детей. Вы его решаете с учетом второго обязательного раздела воспита0
ния — душевного развития ребенка, формирования его личности. Отдавайте свое предпочтение тем играм, которые имеют нравственное содержание. Не забывай0
те, что до 7 лет воспитание должно быть, во0первых, нравственным, во0вторых,
развивающим его способности. Например, малыш с помощью мамы может сде0
лать вкусную развивающую игрушку — бутерброд. А может сделать то же, но для папы, и угостить его. Также правильно выбрав пальчиковые игры, мы можем спо0
собствовать развитию у малыша гостеприимства, щедрости, почитания родите0
лей, чувства иерархического устройства семьи и мира.
Душевное развитие ребенка включает в себя умение создать вокруг себя и внутри себя чувство радости. Это важнейшее средство защиты ребенка и профи0
лактики наркомании, асоциального поведения, депрессии. Учитесь вместе радо0
ваться без внешних «костылей» — магнитофона, телевизора. Использовать их ко0
нечно можно, но так, чтобы не заглушить ростков радости из внутреннего мира ребенка и родителей. В противном случае, когда ребенок останется один на один с собой, ему будет ужасно скучно и не на что опереться в трудной ситуации.
Аутентичный фольклор содержит в себе неиссякаемый источник внутренней ра0
дости: можно запеть веселую песенку, можно вспомнить народные шутки, можно начать двигаться, создавая своим телом, голосом атмосферу комфорта и радости.
Вы уже имеете опыт использования аутентичного фольклора в комплексе песто0
вания младенцев и сможете легко освоить народные игры, игру на музыкальных инструментах (ложки, колокольчик и т. п.).
260
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Важной частью встреч является простое человеческое эмоциональное обще0
ние: разговоры, слушание сказок, забота друг о друге за традиционным чаем,
уборка за собой и друзьями. (Японские малыши к трем годам имеют уже домаш0
ние обязанности, способны к самообслуживанию и взаимопомощи). Не пропус0
тите время оптимального развития различных сторон личности ребенка (см.
табл. 33).
Санкт0петербургские ученые — педагоги М. Н. Попова и Н. А. Гительсон по0
казали, что введение в семейные занятия с малышами позитивного душевного,
эмоционального компонента дает уникальные результаты в развитии детей и их здоровье. М. Н. Попова в технологии «Навстречу друг другу» особое внимание уделяет методам телесно0эмоционального контакта мамы с ребенком: объятия,
ласка, прикосновение, поцелуй (см. учебный фильм «Вместе с мамой на физкуль0
туре») Н. А. Гительсон в технологии «Ступеньки роста» особое внимание уделяет заботе детей о родителях, праздничной атмосфере занятий0встреч, традиционных семейных праздников (см. учебный фильм «На пути к первому шагу»). Оба автора рекомендуют выработать традиции семейных встреч, ритуалы занятий. Интерес0
но, что документальные фильмы об этих встречах, о народных праздниках в дет0
ских садах малыши очень любят смотреть бесконечное число раз. Некоторые на0
чинают ходить после того, как неоднократно посмотрят на детские танцы в филь0
ме. Фильмы, где ребенок видит себя на празднике, где ему было действительно радостно вместе с мамой, успокоят и утешат его в трудную минуту. Н. А. Гитель0
сон разработала специальные технологии формирования атмосферы доброты в группе совместных занятий родителей и младенцев до двух лет. Радостный ритуал встречи педагога с мамой и ребенком («Здравствуйте», «Как вы подросли», «Ка0
кое красивое платье», «Кто у тебя нарисован?»). Занятие начинается с совместной песенки приветствия, в которой называют всех по именам. Ритуал расставания, с песенкой прощания с группой, где снова называют себя по именам, благодарят друг друга за совместный труд, за совместную радость встречи. Педагог каждому произносит поощрительные слова. Пожелания друг другу новой встречи. Культи0
вирование доброго отношения друг к другу и формирование отношений: проще0
ния, участия, сочувствия, дарения, благодарения. К возникшим негативным про0
явлениям ребенка отношение успокаивающее и переводящее внимание ребенка к совместным действиям с детьми. Разговор с ребенком. «Быть на стороне ребенка»
(Франсуаза Дальто). Верить в силы, способности, возможности ребенка, с энту0
зиазмом во всем участвовать. В деле образования и воспитания мать и ребенок —
союзники. Мать для ребенка — образец, пример для подражания. Отношение ко всем детям ровное, доброжелательное, заинтересованное в успехах и стараниях всех детей на занятиях со стороны родителей и педагога. Отношение доверия друг другу. Мамы помогают своим детям и детям других мам, отмечают успехи у своих детей и у других. «Радость успеха друг друга» (Глен Доман). Создание позитивной мотивации: «Ты можешь», «У тебя хорошо получается», «Сегодня лучше, чем вче0
ра», «Какая радость с тобой заниматься», «Учиться — это интересно». Богатая эмоциональная окрашенность событий (восхищение, удивление, восторг, ра0
дость и т. д.). Работа с вниманием. Гармонично перемежать концентрацию вни0
мания и отдых, серьезное отношение к делу и шутку, смех. Уважительное отно0
шение между мальчиками и девочками с установками на традиционные отноше0
ния. Работа с «ласковым», «поощрительным» словом. Мотивация поступков на доброту. Перед началом занятия0встречи составьте план встречи. Заранее пору0
чите своим гостям подготовить для себя пособия по вашему списку. Не забудьте,
261
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   51

Тема № 6
что не только малыши учатся, но и родители ожидают от вас ценных советов.
Подготовьте для них подробный план встречи с описанием игр, словами песенок и цели их использования. По вашему плану, используя рекомендованные вами пособия и материалы, родители смогут дома повторять с ребенком полезную для него программу развития. Приведем здесь пример такого плана встречи0занятия,
составленного мамой троих детей (Жанна Пиляева), достигших в своем развитии замечательных успехов.
Примерный план
первого самостоятельного совместного занятия
(возраст 6–7 месяцев)
До того, как встреча состоится, организатору необходимо:
1. Составить план0конспект встречи, возможна праздничная тематика. Обзво0
нить участников, объяснить, что и как будет происходить, что следует подгото0
вить к встрече. Например, для данной встречи необходимо подготовить и принес0
ти:
а) потешку — выучить и оформить карточку со словами для подарка другому ребенку, заранее договориться какое имя вписать в потешку (кому ее дарить);
б) дощечку с наклеенной на половинку наждачной бумагой, спрятать ее в ко0
робочку. Взять платочек для того, чтобы прятать коробочку;
в) игрушку — петушок. Ребенок должен увидеть приготовленные предметы то0
лько на занятии;
г) принести пустой фотоальбом;
д) фотографию (по количеству участников плюс одна) ребенка в какой0нибудь интересной ситуации с подписью на обороте, например «Миша ест кашу». Это подарок каждому участнику и одна для стенгазеты;
е) повторить хоровод «Огурчик», «Груша».
2. Подготовить необходимый дидактический (раздаточный) материал.
3. Придумать, что детям и мамам будет в подарок на память об этой встрече
(напр. фото друзей с подписью, петушок, коробочка, дощечка).
4. Приготовить фотоаппарат, видеокамеру, чтобы запечатлеть праздник.
5. Подготовьте помещение, в котором будет проходить встреча, так, чтобы дети могли сосредоточиться на занятии, не отвлекаясь (убрать игрушки, шкатул0
ки с швейными принадлежностями, таблетки и т. д.). Учтите, что среди детей бу0
дут исследователи, которые захотят подергать, потрогать и изучить все вокруг.
Подумайте о безопасности детей.
Как составить план@конспект:
1. Обратить внимание на стиль общения и речь ведущего. Старайтесь говорить медленно, громко, внятно с хорошей артикуляцией, эмоционально, улыбкой и жестами привлекая внимание детей.
2. Будьте спокойны и доброжелательны, вполне возможно, что детки будут не слишком организованы, внимательны и сосредоточены — важна ваша встреча, на0
строение, общий эмоциональный фон, а также с какими чувствами вы расстане0
тесь. Предупредите об этом ваших гостей, пусть они помогут вам своим участием.
Если ребенок не слишком включается в процесс, не дергайте его, пусть он ведет себя естественно, привыкает и сам включается в игру.
262
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


3. Во время занятия проявляйте изобретательность и находчивость. Не беспо0
койтесь, если что0то пошло не так, всегда по ходу можно что0нибудь переиграть и подкорректировать.
4. Продумайте музыкальное сопровождение (мелодичная классическая, на0
родная музыка).
5. Наденьте русский народный костюм, если он у вас есть. Маленького ребен0
ка привлекает народная одежда, включается генетическая память.
6. Занятие лучше проводить сидя на полу (ковре), в кругу. Круг — это благоприят0
ное пространство, где все на равных и хорошо видно друг друга. Мамам полезно си0
деть по0турецки, на пятках. Дети находятся на руках или рядом.
7. В занятие включаются игры на сенсорное, моторное развитие, звукоподра0
жание, координацию движений и навыки общения.
8. Приготовить игрушку — петушка (резинового на пальчик, плюшевого или др.).
9. Дощечку или толстый картон 20
× 10 см разделить пополам, на одну полови0
ну наклеить крупную наждачную бумагу — эта часть будет шершавая, а другая по0
ловина остается гладкой.
Возможный план занятия:
1. Пока все собираются, дети и родители осваиваются — играют, привыкают друг к другу и окружающей обстановке.
2. Ведущий звонит в колокольчик (привлекает внимание). Участники стано0
вятся в круг.
Хозяйка: З д р а в с т в у й т е (поклон) дорогие мамочки и малыши! Сегодня у нас радостное событие — наша первая встреча! Давайте поприветствуем друг дру0
га потешками и поклонами (каждый заранее готовит потешку для другого ребен0
ка).
3. Каждая мама пропевает или нараспев рассказывает потешку, затем говорит:
«Потешка Тане (имена детей) от Миши (имя ребенка)» и кланяется (нравствен0
ное воспитание) и дарит карточку, приготовленную дома. И так по кругу. Важно,
что все на этой встрече — участники, а не зрители. После выступления ведущий хвалит собравшихся и все дружно хлопают.
Примеры потешек:
Ай дыбок, дыбок, дыбок, скоро Танечке годок,
Пойдет по дорожке, топнет Таня ножкой.
Ваша доченька в дому, что оладушек в меду.
Что оладушек в меду, сладко яблочко в саду.
4. Хозяйка: «А теперь вспомним, какие хороводы водили на занятиях для бере0
менных?» (Например, «Огурчик» или «Груша» и т. п. из компл. «Пестование»).
Шире, шире хоровод, Собирайся народ.
Будем весело плясать, наших деток потешать.
5. «Молодцы, как мы замечательно пели и плясали. А теперь пора сесть и по0
сидеть в кружочке».
Садимся в круг. Ведущий приготовил накрытую красивым платочком корзин0
ку, а в ней петушок (резиновый, плюшевый или другой). Обыгрываем появление
263
Тема № 6