Файл: Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 703

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вы можете помочь ребенку развить его интеллект. Для этого можно использо0
вать многочисленные пособия. Предлагаем Вам познакомиться с основными правилами развития интеллекта у младенцев, изложенными петербургским уче0
ным Г. В. Терешонок в пособиях: «Учим ребенка говорить и читать», «Учим ре0
бенка математике» (см. учебный фильм «Развитие интеллекта младенца»).
Большинство родителей даже не задумываются о том, что учить ребенка читать,
а тем более говорить нужно, начиная с пеленок, а не перед школой. И это не займет
много времени: всего лишь несколько минут в день. Заниматься по картинкам можно с
4–5 недель. У ребенка координируется зрение, развивается познавательный интерес,
он быстрее начнет говорить! Самое интенсивное развитие ребенка — период от 0 до 24
месяцев (сенсомоторный интеллект, доречевой период). Тогда закладывается фунда+
мент будущего человека. Это самый благоприятный период для обучения, ребенок схва+
тывает все «на лету». На третьем году обучение дается труднее, и так с каждым го+
дом.
Работа с карточками@картинками
Заранее подготовьте 30 карточек. Карточки0картинки должны быть размером с тетрадный лист. На картинке изображается 1 предмет (например, яблоко), без дополнительных окружающих предметов (без лукошка, дерева и т. п.). Изображе0
ние должно быть приближено к природному и достаточно красочное.
Ребенку показывают предметную картинку и говорят: «Это яблоко». За одно занятие показывают 3–5 картинок и соответственно называют предметы. Занятие заканчивается прежде, чем ребенку надоест. Дети обучаются с поразительной скоростью. Через каждые 3 дня меняйте в наборе половину картинок и т. п. В кон0
це занятия обязательно похвалите малыша, погладьте, поцелуйте, скажите ему:
«Какой ты молодец!». Утомление от занятий, пресыщение — верный способ от0
вратить ребенка от занятий, вызвать у него, может быть, навсегда нежелание за0
ниматься. Девиз ваших занятий: «Дело мера красит». Не начинайте занятие, если малыш устал, плохо себя чувствует. Не занимайтесь, если Вы устали или раздра0
жены. Когда Вы познакомите малыша с названием предметов, выложите перед ним 3 картинки и попросите показать мяч. Если ребенок не показывает, не огор0
чайте его упреками, а ласково, указывая на мяч, скажите: «Вот мяч». Помните,
что дети очень не любят, когда их экзаменуют.
Работа с карточками@словами
Подготовьте заранее 20 карточек — существительные и прилагательные. Слово пишется крупными, четкими, печатными буквами. Слоги выделите разным цве0
том. Ребенку показывается карточка со словом и слово произносится. Например,
мама, папа, имя ребенка. Через три дня смените половину слов на новые. За одно занятие вводится 3–5 слов. Начинать нужно со слов, хорошо знакомых ребенку.
Известные педагоги0новаторы Лена Данилова и Михаил Федоров предлагают ро0
дителям представлять каждое слово ребенку как спектакль. Например, карточка со словом «свет» — включаем свет, на лампочке висит карточка, можно ее потро0
гать — она теплая. Спойте песенку про свет, задействуйте все органы чувств ре0
бенка. Вы можете спросить: «Почему обучать ребенка раннему чтению надо це0
лым словом, а не по слогам или буквам?». Восприятие маленького ребенка цело0
стно, он не дифференцирует звуков и букв, но легко запоминает целое слово, его образ. Хорошо читающий человек тоже «узнает» целое слово, только новые слова прочитывает по слогам. Чтение — это соединение звуков (букв) в целое слово, а письмо — их выделение, и обучать чтению лучше, чем письму.
254
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Учим ребенка математике
Невозможно сделать из каждого ребенка гения, но родители обязаны помочь ему реализовать свои возможности. Только постепенное овладение числом, ис0
следование окружающего пространственного мира, работа с величинами могут развить математические способности.
Математические, т. е. пространственно0временные и числовые представле0
ния, формируют у малыша с момента рождения, помните, что Вы с малышом в постоянном общении: «Какая красивая игрушка. Давай ее достанем. Не достать.
Высоко, нужно спустить пониже. Этот мяч большой, а этот маленький. Давай возь0
мем игрушку, которая лежит сверху рядом. Не бери утюг, он тяжелый. Сейчас мы пойдем гулять в садик, в котором были вчера. Какой высокий дом! А этот ниже. Да0
вай выберем дорожку, которая короче». Это первые уроки по пространствен0
но0временным представлениям. Затем вы знакомите ребенка с правыми и левы0
ми руками, ногами, сторонами улицы и т. д.
Понятия, введенные в жизнь ребенка естественным путем, осваиваются им рано, без особых усилий и нагрузок. Счет отдельных предметов тоже осваивается ребенком в естественных условиях: «Дали одно яблоко, два яблока. Убери один ку0
бик. Принеси две ложки. Мама будет пить чай. Сколько ложечек сахара положить?
Сколько шагов до стены? Мы вымыли одну ручку, теперь вымоем другую руку. Во0
зьмем на прогулку обе машинки». Ставьте ребенка в ситуацию, где необходимо что0либо измерить, сосчитать, определить. Считайте предметы в доме и на улице,
считайте действие: хлопки, ритмичные удары, бой часов, топанье ножкой и т. п.
Постарайтесь, чтобы ребенок почувствовал потребность в изучении математики.
Иногда счет применить невозможно, тогда появляются слова: высота, ширина,
длина, больше, меньше, уже, короче и т. п. Они вводятся в практическую жизнь ребенка. Так словарь малыша пополняется математическими понятиями, а ум обогащается логическими операциями: счетом, группировкой, сложением, вычи0
танием, сравнением. Общаясь с ребенком, Вы научите его универсальному спосо0
бу познания — осваивать все в сходстве и различии, разовьете в нем наблюдатель0
ность.
«Решение математических задач является одним из наилучших и простых спо0
собов развития умственных способностей, когда0либо найденных» (Э. Торн0
дайк).
Работа с картинками по математике
Проводить занятия с малышом можно, когда он в хорошем настроении, про0
должительностью 1–2 минуты. Вы показываете ему картинки и называете пред0
мет и число. У малыша лучше будет развиваться и фокусироваться зрение, разви0
ваться интеллектуальные и умственные качества: память, внимание, воля и т. п.
На одном занятии проходите 3 числа, используя при этом разные карточки и предметы. До 2,5 месяцев используются только предметные картинки. Для этого нужно изготовить 10 карточек размером с тетрадный лист с разными предметами
(от 1 предмета на карточке до 10). Например, на картинке изображено 6 слив (в 2
ряда). Мы говорим и показываем: «Шесть слив. Три и три будет шесть. Два, два и два — всего шесть».
Если Вы используете пособие Г. В. Терешонок, то на 1 листе у вас помещена предметная картинка (например, 4 вагона и паровоз) и отдельно изображены предметы (4 вагона). Отрежьте отдельные предметы и показывайте их отдельно от предметной картинки.
255
1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   51

Тема № 6

С 2,5 месяцев к предметным картинкам добавляется «Домино» и «Десяти0
склад». Необходимо изготовить 10 карточек размером с тетрадный лист, на кото0
ром черные кружки расположены по принципу домино (от 1 до 10). Дополнитель0
но можно сделать 10 карточек, на которых красные кружки будут расположены хаотически. Это поможет вашему ребенку узнавать количество предметов в неза0
висимости от их расположения. Для этого в большом количестве кружков (напри0
мер, 7) ребенок должен научиться выделять группы (3 и 4; 3, 2 и 2). Тогда он смо0
жет не пересчитывать все предметы, а сложить несколько чисел. Это разовьет у него пространственное мышление. И ему легко будет изучать геометрию в школе.
«Десятисклад» необходим для помощи в освоении состава числа. Для его изго0
товления вырезают десять красных и десять синих кружков, склеивают их между собой таким образом, что получается десять кружков красных с одной стороны и синих — с другой. Затем вырезается из желтого картона треугольник, на который с обратной стороны наклеивается желтый треугольник из цветной бумаги. Полу0
чается желтый с двух сторон треугольник. Затем на него накладываются в четыре ряда кружки таким образом, что на вершине треугольника оказывается 1 кружок,
а в основании — 4. Над верхним краем каждого кружка в треугольнике прокалы0
вается дырочка, через которую с обратной стороны треугольника вводится иголка с двойной ниткой, прокалывает кружок в верхней части и возвращается в то же отверстие треугольника. С обратной стороны концы нитки завязываются на пуго0
вице. Если же Вы сделаете пуговицы разного цвета, то у Вас получится дополни0
тельное интересное пособие для малыша.
Как пользоваться «Десятискладом»? К примеру перевернем 4 кружка синей стороной, а 6 — красной. При этом мы показываем и говорим ребенку: «Четыре синих и шесть красных, всего десять. Сколько синих — четыре». В пособии
Г. В. Терешонок приведены разнообразные комбинации.
Пример работы с карточками
Покажите ребенку карточку с одним кружком. Это самое главное первое чис0
ло. Число 1. Дай мне одну машинку, один грибок. Это цифра один. У тебя один нос, один рот. Один0одинешенек, один0единственный. А у нас в комнате есть единственные предметы? На десятискладе: смотри — это один красный кружок.
Число 4.
Это кружки, их четыре. На картинке четыре вагончика. Рассмотри их. Сколько ла0
пок у собачки? Зима, весна, лето, осень — времена года, их тоже четыре.
Важно, чтобы малыш зрительно тренировался определять с первого взгляда количество предметов, кружков, линий. Лучше обучать зрительному восприятию числа по форме Лая Борна: так расположены кружки на домино.
После 2,5 лет можно приступить к обучению отдельным цифрам без картинок,
продолжая одновременно изучение цифр с картинками. Если малышу будет труд0
но запомнить цифру, написанную на карточках, то помогите ему, вырежьте из картона ее, слепите из пластелина или же воспользуйтесь любыми другими «ося0
заемыми» методами.
Играйте с детьми! Не может быть здорового развития ребенка без деятельной
интересной жизни. Красивые гармонично развитые люди вырастают только в семь+
ях, где любят детей и занимаются с ними.
Советы логопеда
256
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА


Логопедические упражнения с детьми первого года жизни
По данным логопеда клиники неврологии СПбГМУ имени И. П. Павлова З. Ф.
Бураковой, большинство детей идут в школу с логопедическими проблемами. Хоро0
шая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Обще0
ние и овладение родным языком необходимо ребенку с раннего периода. Чем рань0
ше вы начнете логопедические занятия со своим малышом, тем лучше у него будет речь. Первый год жизни ребенка, когда общение со взрослым происходит при помо0
щи экспрессивно0мимических и предметно0действенных средств, называется довер0
бальным. Второй этап формирования речи — ранневербальный, наступает тогда,
когда ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произно0
сит свои первые слова.
Родителям следует четко представлять основные закономерности довербаль0
ного и раннего вербального периодов.
Выделяют пять стадий развития речи ребенка от рождения до 18 месяцев. Дли0
тельность каждой стадии может колебаться в зависимости от индивидуального развития ребенка. Пределы более позднего нормального развития навыков указа0
ны в таблице «Возраст тревоги». Запаздывание развития навыков более указан0
ных сроков требует консультации ребенка у специалиста.
1+я стадия — от 0 до 2 месяцев — характеризуется рефлекторным криком.
В крике преобладают гласоподобные звуки. Крик в норме — громкий чистый с коротким вздохом и удлиненным выдохом. Окружающим следует говорить с ре0
бенком негромко, напевно.
2+я стадия — от 2 до 5 месяцев — характеризуется качественным изменением крика, появлением гуления, смеха, улыбки. С трех месяцев начинается развитие интонационной характеристики крика. К 16 неделям смех малыша становится продолжительным.
Для формирования направленной ориентировочной зрительной реакции и развития ручной умелости на этой стадии рекомендуются занятия со следующи0
ми игрушками:
1) яркие, блестящие (формирование направленной зрительной реакции);
2) погремушки на рукоятке образные и геометрические (дополнительно разви0
вают ручную умелость);
3) погремушки на кольце (тренировка мелких мышц пальцев, развитие осяза0
тельных ощущений и ручной умелости);
4) подвесные погремушки (привлечение зрительного внимания ребенка, по0
буждающего к звукопроизношению);
5) подвесные гирлянды игрушек (формирование способности рассматривать предметы, переводить взгляд с игрушки на игрушку).
Речь ребенка формируется в общении с окружающими. Поэтому необходимо,
чтобы речь близких была образцом для подражания. Она должна быть четкой, не0
торопливой, грамматически и фонетически правильной, интонационно вырази0
тельной. Следует избегать слишком утрированной жестикуляции и громкого го0
лоса. Не искажайте слова, не «сюсюкайте». Обучение речи происходит путем по0
дражания взрослым в процессе рассказывания потешек и стишков. Поэтому на первых двух стадиях наилучшими логопедическими занятиями будет выполнение комплекса пестования младенцев.
3+я стадия — 5–7,5 месяцев — стадия появления лепета, которая имеет боль0
шое значение для развития речи. Ребенок начинает произносить «ба, «ма, «та». В
этой стадии рекомендуется к комплексу «Пестование младенцев» добавить вы0 257
Тема № 6

полнение логопедических упражнений на гласные звуки (см. табл. 27). Ведущие логопеды Санкт0Петербурга очень высоко оценили комплекс «Пестование мла0
денцев» для формирования правильной речи малыша, коррекции и профилакти0
ки логопедических нарушений. Результат при логопедических нарушениях может быть достигнут только длительными и упорными занятиями с детьми. Комплекс
«Пестование младенцев» позволяет это делать ненароком, радостно и профессио0
нально.
Дополнительно артикуляционные упражнения рекомендуется выполнять
1–1,5 минуты до 10–15 раз в день, используя подходящий момент. Например, иг0
раем в кубики, строим дом, протягиваем кубик ребенку, произнося «ой, ой, ой —
приходи скорей домой». Во время занятий важно использовать приемы, вызыва0
ющие у малыша положительные эмоции, показывая одобрение, похвалу, поощ0
ряя его.
На этой стадии хорошо использовать следующие игрушки:
1) яркие, большие, образные (побуждают к развитию речи, ребенок их рас0
сматривает, узнает при участии взрослого);
2) бубенчики (формирование ориентировочной реакции на звук);
3) цветные флажки, ленточки в руках у взрослых (привлекают внимание ре0
бенка, формируется способность выделять цвет из общего фона).
4+я стадия — 7,5–12,5 месяцев — расцвет лепета. Ребенок повторяет два одина0
ковых слога (ба0ба, та0та, ма0ма, па0па). При помощи лепета ребенок общается со взрослыми, выражая свои желания и нужды, заставляя взрослого обратить на него внимание. На этой стадии рекомендуются логопедические упражнения на звуки: М, П, Б, К, Г, Д, Т (см. табл. 27).
На четвертой стадии изучаются различные свойства игрушек: 1) шарики раз0
ных размеров, разного веса (учимся чувствовать руками, играем в мяч); 2) мат0
решки (комбинация движений рук — практическое мышление).
Таблица 27
Логопедические упражнения
в соответствии со стадиями становления речи детей 1 года жизни
Стадия
Рифма
3
асс асс асс — мы купили квассс ачч ачч ачч — это врач ачч ачч ачч — пожалуйста не плачь арр арр арр — летит комар ой ой ой — приходи домой ошка ошка ошка — вот моя большая ложка ор ор ор — ядовитый мухомор усс усс усс — ваш арбуз уч уч уч — это ключ ушка ушка ушка — вот моя подушка ол ол ол — я люблю футбол ыш ыш ыш — мой малыш есс есс есс — мы идем в лес яло яло яло — теплое одеяло
4
ба ба ба — звонкая труба бу бу бу — купите мне трубу ва ва ва — высокая трава га га га — хочешь, Галя, пирога гу гу гу — гуси на лугу да да да — там холодная вода ды ды ды — выходи0ка из воды ко ко ко — у коровы молоко ки ки ки — вот идут быки ма ма ма — высокие дома па па па — мелкая крупа пу пу пу — купим мы крупу та та та — тонкая черта ты ты ты — красивые цветы
258
ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА